Цдака - Милосердие Цедек – это справедливость, любовь, глубоко человеческие отношения. Это центральный идеал еврейского пророчества. Он не творится на словах или с помощью провозглашения принципов. Он творится конкретными поступками. Множество законов говорят о том, каким образом человек должен совершать справедливые поступки....
... В личном отношении спонтанное использование индивидуальной свободы, свободы выбора для помощи другому человеку называется цдакой.
Раввин Аши говорил: «Цдака более важна чем все заповеди вместе взятые».
Раввин Элазар говорил: «Бог предпочитает цдаку всем жертвоприношениям».
Цдака – это милосердие; это набожность, любовь, добрые поступки, доброе сердце и отказ отвсего. В Танахе постоянно повторяется: «Помни, что и ты был рабом в Египте...»
...Жизнь – это разделение всего, что есть у тебя, с ближним.
В лучшие времена так просто забыть, что существование – это только шанс, и что если мы когда-то были рабами, то должны всегда заботиться о рабах нуждающихся и униженных. Помощь ближнему должна быть актом набожной любви к нему, а не тщеславия или унижения.
По этой причине в схеме цдаки существует формула, наиболее достойная похвалы: «матан бесетер» - «жертвуй скрыто» т.е. помощь когда получатель не знает, кто ему помог и ему не нужно отдавать этому человеку дань уважения и быть постоянно ему благодарным. Это наивысший уровень цдаки.
Цдака имеет индивидуальный характер и еврейские общины, которые всегда придерживались такого же мнения, должны помагать своим членам и иметь специальные организации, которые будут этим заниматься.
В синагогах должны быть коробки для цдаки, в которые каждый может сделать пожертвования, распределяемые позже среди неимущих.
.... Есть общества гумилут хасадим («добросердечная дань»), которые оказывают помощь, дают деньги взаймы, поддерживают тех, кто находится в трудной экономической ситуации.
В этой связи стоит упомянуть об очень важном учреждении, которое играет важную роль во многих общинах, - ахнасат кала. Оно помогает бедным невестам достойно отпраздновать свадьбу, готовит им приданое и предоставляет хупу.
Частью этического вопроса также яаляется концепция ахнасат орхим («приём гостей»). Многие люди считают своим долгом приглашать одиноких и бедных людей к себе домой на шаббатний обед. С другой стороны эта цдака приобрела организационный характер, и сейчас существуют организации, которые занимаются раздачей обедов, а также обеспечивают необходимую гигиену для тех, кто в этом нуждается.
Бикур Холим («посещение больных») – одна из основных заповедей. Особые организации посвящают свою работу этой теме.
Хевра Кадиша («святое общество») называется так, потому что эта организация пытается своими действиями достичь хесед шель эмэт («настоящая доброта»), единственная доброта которую невозможно оплатить, которая не требует компенсации, т.к. она занимается нуждами, возникающими при похоронах и погребении.
Педийон Шевуим («освобождение заключённых»). Концепция «освобождения заключённых или пленённых» очень широка. Она в равной степени относится к военному времени и к тем людям, которые по разным причинам попали в тюрьму. Обязанность общины дать им свободу и в целом заботиться о них...»
Человек ответственен за другого человека. Это один из основных постулатов иудаизма. Любовь к твоему ближнему не требует поетических слов и внеземных жертв. Она требует, да, добрых поступков.
Иудаизм, за много столетий переживший страдания, гонения, ненависть, истребление, превратил любовь к ближнему из задачи в социально-историческую необходимость для выживания. Солидарность была одним из важнейших элементов, который объясняет эволюцию еврейской истории, не смотря на все изменения и потрясения.
(Из Хаиме Барилко. Еврейская жизнь. 1993)
Единение:
«... Но куда ты пойдёшь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом.»
(Руфь 1:16)
Общественная справедливость:
В книге Руфи подчёркивается необходимость помогать бедным, вдовам и пришельцам из других стран. Во время урожая бедняки пользовались библейскими правами, определёнными для них:
Шишеха: «Когда будешь жать на поле твоём и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он останется пришельцу, сироте и вдове....» (Второзаконие 24:19)
Пеа и лекет: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай». (Левит 19: 9).
«И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я – Хашем, Бог ваш».(Левит 19: 10).
«Ты не должен унижать человека, который получает общественную помощь для того, чтобы выжить, в этих двух стихах мы видим, что ни владелец поля, ни бедняк, на пришелец не должны видеть друг друга..»
Это и есть наивысший уровень цдаки. Рамбам обозначил его в законах Мишне Тора. (Хилхот Матенот Ханиим – глава 10 – Халаха 7):
«Согласно Рамбаму существует восемь уровней цдаки (милосердия):
Самый низкий - первый уровень цдаки, когда человек творит милосердие с тяжестью и грустью в душе.
Второй уровень – когда человек даёт меньше, чем может дать, но делает это с радостью.
Третий уровень – когда человек даёт бедным, только если они просят его об этом.
Четвёртый уровень – когда человек даёт без того, чтобы его просили.
Пятый уровень – когда человек даёт, не зная кому он даёт. Получающий пожертвование знает от кого оно.
На шестом уровне дающий пожертвование знает того, кому он даёт, а тот, кто получает, не знает от кого пожертвование.
На седьмом уровне как дающий, так и получатель не знают друг друга.
Самый высокий уровень милосердия – помочь человеку найти способ прокормить себя, дать ему заём, найти для него работу либо взять его к себе».
Аль шлоша дварим олам омэд: аль ха Тора вэ аль ха авода вэ аль гумиилут хасадим.
«Мир держится на трёх вещах: на Торе, на поклонении и на милосердии»
(Пиркей Авот)
«Тот, в ком знания больше чем добрых дел, кого он напоминает? Дерево, на котором много ветвей, но корни его слабы и малочисленны; и подует ветер и свалит его.
Тот, в ком добрых дел больше чем знания, кого он напоминает? Дерево, у которого много корней и мало ветвей; и все ветры в мире не могут свалить его.»
(Пиркей Авот)
«Рабан Шимон бен Гамлиель говорит: мир поддерживается тремя вещами: правдой, справедливостью и миром».
(Авот 1, 18)
«Цель законов Торы поддерживать доброту, солидарность и мир на земле».
(Рамбам)
«... правды ищи, чтобы ты жил».
(Второзаконие 16:20)
«...наблюдай милость и суд".
(Осия 12:6)
«... то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по егонужде, в чём он нуждается».
(Второзаконие 15:7-8)
«Если брат твой обеднеет и придёт в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою».
(Левит 25:35)
«...хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли».
(Левит 25:37)
«Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего».
(Притчи 31:9)
«Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане».
(Псалм 91:13)
« Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».
(Исайя 1: 17)
«Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сём, и не пойдёте вслед иных богов на беду себе,- то Я оставлю вас жить на месте сём, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов».
(Иеримия 7:5-7)
«Милосердие и правда торжествуют. Справедливость и мир целуются. Правда исходит из земли и справедливость взирает с небес...»
(Псалом 45:8)
Хороший друг
(Популярный еврейский иракский рассказ)
Давным давно в Ираке жили два друга. С самого детства всё своё время они проводили вместе и были неразлучны.
Но с годами их пути разошлись.
Один стал купцом, его дела шли очень хорошо, и он разбогател. А второй переживал одну неудачу за другой, пока полностью не обеднел.
Его жена, видя, что он погружён в тяжёлые думы и совершенно лишился сна, сказала ему: «Твой друг богатый человек. Почему ты не попросишь его помочь тебе? С его помощью твоё положение станет лучше и ты сможешь вернуть ему заём.
Сначала он не хотел слушать жену, но вскоре, когда его дела стали ещё хуже, решил обратиться за помощью к другу.
Он пришёл к воротам, раскошного двореца, и попросил разрешения войти. Страж у ворот пошёл к своему хозяину и сказал ему: «У ворот стоит бедняк, он говорит, что он твой друг и просит разрешения увидеть тебя».
Богатый человек выглянул в окно и увидел у ворот друга своего детства. Он увидел, что друг его очень беден и приказал отправить его восвояси.
Бедняк вернулся домой более печальный, чем был до этого. Через несколько дней к нему в дом пришла девушка, у которой на пальце было кольцо с брильянтами.
«Пожалуйста,- сказала она бедняку, - купи моё кольцо».
Сначала он не хотел покупать кольцо, потому что не мог заплатить за него сполна, но он также не хотел расстраивать девушку.
Она просила его заплатить за кольцо сколько он сможет, потому что отчаянно нуждалась в деньгах. Бедняк согласился и заплатил за кольцо столько, сколько смог.
На следующее утро ещё одна девушка пришла к нему с дорогим украшением в руках.
«Пожалуйста, купи это», - попросила она. Бедняк купил и это украшение за несколько монет.
На третий день пришёл молодой человек и продал ему одежду, вышитую золотыми нитями.
Бедняк продал украшения и на вырученные деньги купил ткань. Его дела пошли хорошо и он скоро разбогател. Тогда он решил снова пойти и навестить своего друга. Он хотел посмотреть, как его друг примет его на этот раз.
В этот раз богач встретил его приветливо.
Тогда бывший бедняк сказал ему в гневе: «Когда я был разорён и приходил к тебе за помощью, ты не хотел меня видеть, а сейчас встречаешь с такой радостью! Как ты объяснишь это?
Не говоря ни слова богач открыл одну из дверей и в комнату вошли две девушки и молодой человек.
Его друг сразу же узнал их и понял, что его богатый друг послал их, чтобы они продали ему драгоценности за гроши.
Он сожалел о том, что разозлился на друга и поблагодарил его за помощь, оказанную таким искусным способом.
. Богатый человек сказал: «Намного лучше оказывать помощь так, чтобы об этом никто не знал, чем унижать нуждающегося».
ru.madrichim.org