Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| 1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С Б-ГОМ И С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ Мы привыкли делить все заповеди на две группы: заповеди, относящиеся к взаимоотношениям между человеком и Б-гом, и заповеди, относящиеся к взаимоотношениям между человеком и человеком. К первой группе относятся Суббота, кашрут, молитва; ко второй - благотворительность, посещение больных, участие в похоронах, участие в праздновании свадьбы, защита сирот, слабых и увечных.
«Сказал раби Шмуэль бар Нахман от имени раби Йонатана: «И в Торе, и в Пророках, и в Писаниях находим мы, что человек должен выполнять свои обязанности по отношению к людям, так же, как он должен выполнять обязанности по отношению к Б-гу. Где есть об этом в Торе? Сказано: «И будьте чисты перед Г-сподом и перед Израилем» (32:22). Где это есть в Писаниях? Сказано: «И снискаешь милость и благоволение в глазах Б-га и людей» (Мишлей 3:4). Спросил Гамлиэль Зуга у раби Йосе бар Буна: «Какой из этих примеров самый ясный?» Ответил ему раби Йосе: «И будете чисты перед Г-сподом и перед Израилем» (Шкалим, 3).
Один человек проснулся ночью и увидел в лунном свете, заливавшем всю его комнату, ангела, который сидел и писал в книге из золота. «Что ты пишешь?» - спросил человек. Ангел ответил: «Я записываю в этой книге имена тех, кто любит Г-спода». «А мое имя там есть?» - спросил человек. «Нет» - ответил ангел. «Коли так, - сказал человек, - запиши, пожалуйста, мое имя в список тех, кто любит ближнего своего». Ангел записал и исчез. На следующую ночь он снова появился, и опять комната была залита светом. В руке у ангела была дощечка, на которой были написаны имена тех, кого благословил Г-сподь за любовь их к Нему. Первым в списке было имя этого человека (по стихотворению английского поэта Л.Ханта).
Один еврей пришел к своему учителю и сказал: «Раби, помоги мне. Я выполняю все заповеди Торы, только одна заповедь не дается мне: «И возлюби Г-спода Б-га своего». Что же мне делать? Я не люблю Его!». Ответил ему учитель: «Если так, то ты наверняка не выполняешь еще одну заповедь: «И возлюби ближнего своего, как самого себя». Если будешь выполнять эту заповедь, придешь и к исполнению заповеди: «И возлюби Г-спода Б-га своего» (из уст толкователя).
Раби Исраэль Салантер (Раби Исраэль Салантер (1810-1883) - еврейский мудрец, живший в Литве, основоположник движения «Мусар», которое характеризуется пристальным вниманием к совершенствованию моральных качеств личности, в частности, путем тщательного исполнения заповедей, регулирующих взаимоотношения между людьми.) обычно наблюдал лично за выпечкой мацы. Он следил за тем, как месят тесто, как его раскатывают и пекут, чтобы все было в точном соответствии с галахой во всех ее подробностях и тонкостях. Однажды перед праздником Песах раби Исраэль заболел и не мог сам пойти в пекарню. Пошли его ученики. Перед тем, как идти, они попросили его: «Научи нас, раби, на что нам следует больше всего обратить внимание». «Больше всего, - ответил раби Исраэль, - остерегайтесь того, чтобы не прикрикнуть на женщину, которая месит тесто, и не огорчить ее. Эта бедная женщина - вдова» (из книги М. Липсона «Рассказывают отцы наши...» Праздники, Песах, изд. «Двир», Тель-Авив, стр.476).
Еще одна история про раби Исраэля Салантера: как-то раз он увидел, как служанка несет на плечах два ведра воды. Когда настало время трапезы, раби Исраэль омыл руки, очень экономя воду. Его спросили: почему он не использует побольше воды? Он ответил: «Человек не должен быть щедрым в выполнении мицвы за счет работы своего ближнего» (Хасидская Антология Луи Ньюмана, изд. «Шокен», Нью-Йорк, 1963, стр.286).
Следует помнить, что, несмотря на всю важность точного исполнения заповедей, регулирующих взаимоотношения между человеком и Б-гом, оно не может заменить собой соблюдение заповедей, регулирующих взаимоотношения между человеком и человеком. Галаха гласит, что Б-г не прощает человека, согрешившего перед своим ближним: Йом Кипур искупает только преступления, совершенные по отношению к Г-споду. Но прощение за проступки по отношению к соседям, знакомым и другим людям можно получить только после того, как они сами простят провинившегося (по книге Рамбама «Мишне Тора», Законы о Тшуве 2:9).
Эту тему можно подытожить словами раби Ханины бен Доса: «Всякий, кто приятен людям, приятен и Б-гу; кто неприятен людям, неприятен и Б-гу» (трактат Авот З:10).
Основные идеи:
1. Заповеди делятся на два вида: заповеди, регулирующие взаимоотношения между человеком и Б-гом, и заповеди, регулирующие взаимоотношения между человеком и человеком. 2. Эти два вида заповедей равноценны. 3. Тот, кто выполняет только заповеди одного вида, очень далек от совершенства. 4. Любовь к людям может помочь человеку полюбить Б-гa, так как она открывает сердце человека для любви.
2. ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ «И возлюби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра 19:18). Раби Акива говорит: «Это великое правило в Торе». Раби Шимон бен Элазар говорит: «Великой клятвой заклял Б-г евреев: «И возлюби ближнего своего, как самого себя: Я - Г-сподь» (Ваикра 19:18). то есть; Я - Г-сподь, сотворивший его; если ты его любишь, Я не забуду вознаградить тебя за что, если нет - Я взыщу с тебя».
«Так сказал Г-сподь Израилю: Дети Мои, что Я требую от вас? Только, чтобы любили и уважали друг друга».
Любовь к людям - это не только чувство. Недостаточно, чтобы человек ощущал, что он любит свои народ или свою общину (как это часто бывает в минуты душевного подъема, во время какого-нибудь впечатляющего мероприятия, например, массовой демонстрации, или большого собрания народа, или во время воины). Он должен также и делать что-то, в чем проявляется эта любовь: помогать ближнему, выполнять какую-то необходимую для общества работу, жертвовать свое время, деньги и силы, особенно в таких делах, в которых самому этому человеку нет никакой выгоды.
Для того, чтобы любить ближнего, нужно прежде всего его понять, нужно постараться глубоко проникнуть в его мысли и чувства. Тогда нам удастся не обидеть его и понять, как ему помочь. Раби Моше Лейб из Сасова (один из хасидских мудрецов) говорил своим хасидам:
«Я понял, как мы должны любить ближнего, из случайно услышанной беседы между двумя деревенскими жителями. Один сказал другому: «Скажи мне, друг мой Иван, любишь ли ты меня?» Тот ответил: «Да, люблю тебя всем сердцем». «А знаешь ли ты, друг мой, отчего мне больно?» «Как же я могу знать, отчего тебе больно?» «Если ты не знаешь, отчего мне больно, как же ты можешь сказать, что ты меня по-настоящему любишь?»
- Поймите, дети мои, - продолжал раби из Сасова, - любить по-настоящему - значит знать, отчего больно твоему другу» (Луи Ньюман, Хасидская Антология, изд. «Шокен», 1963, стр. 221).
Обычно мы судим о ближних по себе, и нам кажется, что то, что хорошо для нас, уж точно хорошо и для них, а если они сами так не думают, то это они просто не понимают собственной пользы, и мы должны поскорее убедить их в том, что наш путь - самый лучший также и для них. И об этом говорит следующая притча.
Встретились корова и лисица после долгого перерыва и хотели благословениями показать друг другу свою любовь. Корова пожелала лисице изобилия травы и клевера, овса и сена; лисица же пожелала корове успехов в охоте на зайцев, уток и в ловле рыбы (по притче швейцарского поэта Иоганна фон Канонау).
Чтобы любить ближнего, нужно понимать его и тогда, когда настроение у него не такое, как у нас. Мы должны стараться помочь ему в его делах, в его нуждах, а не в том, что ему нужно с нашей точки зрения. Раби Иона из Героны (испанский мудрец) говорит в своей книге «Ворота тшувы», что человек должен помогать ближнему советом, но «пусть не советует товарищу своему идти его путем». Это можно понять так: не нужно давать товарищу совет, который подошел бы тебе самому, если бы ты был в сходной ситуации; советуя, нужно помнить, что он - другой человек, не такой, как ты.
Любовь к ближнему
Человек может любить ближнего, только если он способен перебороть себя и поступиться своей выгодой ради другого, иной раз готов даже пожертвовать своим имуществом или временем (а некоторые - даже и жизнью!) ради блага других.
Один богач жаловался: «В этом году был большой урожай, и цены на зерно, выросшее на моих полях, упали. За пару туфель я должен отдать несколько мешков зерна. Хоть бы цены поднялись, и я бы разбогател!» Люди сказали ему: «Поскольку ты хочешь, чтобы все страдали (из-за роста цен на зерно) только для того, чтобы тебе было хорошо, то неизвестно еще, доживешь ли ты до жатвы?» (По книге Михи-Йосефа бин Гориона «Из источника Израиля», изд. «Двир», ч. 5, стр. 188).
Во времена, когда Рим господствовал над Израилем, произошел такой случай: знатную римлянку, родственницу императора, нашли убитой около города Лода. Римлянам не удалось выяснить, кто убийца, и в качестве наказания за это убийство они постановили казнить всех евреев Лода.
В Лоде были два брата, которые решили отдать жизнь за людей своего города. Братья сказали римлянам, что это они убили женщину. Римляне казнили их жестокой казнью, а город оставили в покое. Сказали наши мудрецы: «Мученики Лода - кто сравнится с ними!» (по разным источникам, приведенным в книге «Из истории Израиля», ч. 2, стр. 49).
В описании битв, которые вели израильские воины за свою землю с войны за Независимость и до войны Судного дня, мы находим много случаев, когда солдаты отдавали жизнь за своих товарищей; многие раненые просили перевязать сначала раны других и только потом заняться ими.
Истинная любовь сильнее ненависти
«Легко приобрести врага, но трудно приобрести друга» (Ялкут Шимони, «Веэтханан»).
Достаточно мелкой обиды, чтобы превратить друга во врага; но для того, чтобы врага превратить в друга, нужны большие усилия.
«Кто истинный герой? Тот, кто делает своего врага другом» (Авот дераби Натан, 23: 61).
Во времена войны между Севером и Югом в Америке (1861-1865) президент Линкольн, возглавлявший северные штаты, сказал несколько добрых слов о южанах. Одна женщина рассердилась на него и сказала: «Вместо того, чтобы уничтожить своих врагов, ты говоришь о них хорошее?» Линкольн ответил: «Разве я не уничтожу своего врага тем, что сделаю из него друга?» (Эдмунд Феллер, «2500 историй», изд. «Дольфин», Нью-Йорк, 1943, № 315).
Любовь сближает людей
Вот история об одном нееврее, который пришел к Шамаю. Он сказал Шамаю: «Я готов перейти в еврейство при условии, что ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шамай прогнал его. Тот пришел к Гилелю, и Гилель принял его. Как же он это сделал? Гилель сказал ему: «Не делай своему ближнему того, что ненавистно тебе. Вот вся Тора. Остальное - комментарий. Иди учись».
А вот еще одна история. Один человек проходил мимо синагоги и услышал голос учителя, который говорил: «Вот одежды, которые нужно с делать - хошен и эфод» (Шмот 28:4). Он спросил: «Для кого это?». Ему ответили: «Для первосвященника». Этот человек - неевреи - сказал: «Пойду и стану евреем, чтобы меня сделали первосвященником!». Пришел он к Шамаю и сказал: «Прими меня в еврейство, при условии, что меня сделают первосвященником». Шамай прогнал его. Тот пришел к Гилелю, и Гилель принял его. При этом Гилель сказал ему: «Разве можно сделать человека царем, не объяснив ему законов царства? (В данном случае имеются в виду законы священников). Иди и учи законы царства». Тот пошел и стал учить Тору. Когда он дошел до слов: «А если приблизится чужой, он умрет» (Шмот 1:51), он спросил: «К кому это относится?» Гилель ответил ему: «Даже к Давиду, царю Израиля» (поскольку он не из рода священников). Тогда этот гер (прозелит) сам рассудил: «Уж если даже о евреях, которые названы сыновьями Г-спода, и о которых Он говорит с любовью: «Сын - первенец Мои Израиль» (Шмот 4:22), сказано: «А если приблизится чужой, он умрет», то уж тем более это относится к геру, пришедшему с сумой и посохом» (то есть, только что присоединившемуся к еврейству). Он пришел к Шамаю и сказал: «Я совсем не гожусь в первосвященники - ведь в Торе сказано: «А если приблизится чужой, он умрет». Потом он пошел к Гилелю и сказал: «О смиренный Гилель! Да будешь ты благословен за то, что ввел меня под крылья Шхины!».
Как-то раз встретились оба эти гера. Они сказали: «Придирчивость Шамая чуть было не изгнала нас из мира. Но смирение Гилеля ввело нас под крылья Шхины» (Шабат 31:61).
Основные идеи:
1. Любовь к людям - это не отвлеченное понятие; она выражается в добрых делах по отношению к ближнему. 2. Любовь к ближнему требует понимания его души и признания его отличий. 3. Любовь к людям требует от нас пренебрегать собственной выгодой, жертвовать временем и имуществом, а иногда - и жизнью ради ближнего. 4. Любовь может превратить врага в друга и приблизить далекого. 5. Любовь к людям особенно видна, когда мы совершаем поступки, в которых нам нет никакой пользы, а иногда даже есть убытки.
3. ДРУГ Если человеку заповедано любить людей вообще и хорошо с ними обращаться, то тем более это относится к его друзьям. «Лучше двое, чем один... Нить, втрое скрученная, нескоро порвется» (Когелет 4:9-12). Раши комментирует: «Хорошо, если есть у него кто-то, кто станет его товарищем и будет ему помогать... А если случится с ним болезнь, или выпадет какое-нибудь несчастье, друг ему поможет».
Раби Йегошуа бен Прахия говорит: «Заведи себе учителя и приобрети товарища» (Авот, 1). Друга нужно приобрести. Дружба основывается на взаимности: обе стороны должны давать что-то друг другу, а не только получать. «Или друг, или смерть» (Таанит 21: 61).
Истинный друг проверяется в беде
Когда человеку хорошо, у него и друзей много. Но когда он попадает в беду, бывает, что друзья отдаляются от него и не поддерживают его в трудную минуту.«На пороге магазина /когда у человека есть деньги, чтобы пригласить к себе товарищей/ много у человека друзей и приятелей; а на пороге бедности нет у него ни друзей, ни товарищей» (Шабат 32).
«Во времена несчастий узнает человек, кто его истинный друг» (Раби Шемтов Палкера, Послание о морали, собрание притч, Давидзон, 237).
Два товарища шли по лесу, и внезапно на них бросился медведь. Один из них пустился бежать, залез на дерево и спрятался, а другой остался на месте. Ему ничего не оставалось, кроме как упасть на землю и притвориться мертвым. Медведь подошел к нему и начал его обнюхивать. Человек затаил дыхание. Медведь решил, что он мертв, и пошел дальше. Когда он ушел, первый слез с дерева и спросил, смеясь: «Что же шептал тебе медведь на ухо?» «Он сказал мне, что друзья в трудную минуту убегают и оставляют своих товарищей» (Из басен Эзопа).
Настоящие друзья - это старые друзья. Когда люди знакомы долгие годы, они знают друг о друге и плохое, и хорошее. Раби Менахем Меири говорил: «Не меняй старого друга на нового» (Давидзон, 190).
Человеку следует удаляться от плохого товарища
Нитай Гаарбели говорил: «Не связывайся со злодеем» (Авот, 1). «Горе злодею, и горе его соседу, хорошо праведнику и соседу его» (Сукка, 5-6). Вот примеры этому в Писании: Лот связался со злодеями и потерял все свое имущество и жену; сыновья Итро, напротив, присоединились к евреям в пустыне Синай и спаслись, когда Шауль воевал с Амалеком, хотя они жили среди амалекитян (Шмуэль 1, 15:6).
Если человек дружит со злодеем, он постепенно тоже приучается вести себя, как злодей.
Основные идеи:
1. Истинная дружба проверяется в минуту опасности. 2. Настоящий друг - это тот, кто готов принести себя в жертву за своего товарища. (Не всегда речь идет именно о жизни и смерти - иной раз еще труднее пожертвовать почетом и славой). 3. Следует удаляться от плохих людей.
4. УВАЖЕНИЕ К ЛЮДЯМ Сказал раби Элиэзер: «Пусть будет достоинство твоего ближнего столь же дорого тебе, сколь и твое собственное» (Авот 2).
«Кто достоин уважения? Тот, кто уважает людей» (Авот 4).
«Не пренебрегай никаким человеком, так как для каждого человека есть свой час» (Авот 4).
«Тот, кто научился от своего товарища одной главе, или одному закону, или одному стиху, или одному высказыванию, или даже одной букве, должен вести себя почтительно по отношению к нему» (Авот 4).
Все правила вежливости можно рассматривать как часть этой темы, включая почтение к старцам, подобающее поведение в общественных местах, в частности, в местах, святых для нас или для других людей, например, в синагоге, в церкви или в мечети, на кладбище (еврейском и нееврейском), уважительное отношение к чужим обычаям, терпимость к чужим взглядам (это особенно важно в нашей стране).
Тора предписывает особые законы, направленные на то, чтобы не уронить достоинство ближнего. Вот некоторые примеры из этой области:
Перед тем, как народ выходил на войну, провозглашали, что тот, кто только что построил дом, посадил виноградник, обручился с невестой, а также тот, кто боится идти в сражение, может вернуться домой (Дварим 20:5-9). Какая же связь между первыми тремя обстоятельствами, которые освобождают человека для того, чтобы он закончил начатое дело, и последним - страхом перед битвой? А если связи нет, почему они упоминаются вместе? «Сказал Раби Йоханан бен Заккай: Посмотри, как внимателен Всевышний к человеческому достоинству! Если тот, кто боится и слабодушен, вернется домой, про него скажут: «Может быть, он построил дом, или посадил виноградник, или, может быть, он обручился с невестой» (Сифри к главе «Шофтим»).
Когда народ приносил первинки в Храм, каждый человек должен был прочесть определенный отрывок из Торы (Дварим 21:1-11). Некоторые люди не умели читать, и тогда коген читал, а принесший первинки повторял за ним. «В начале каждый, кто умел читать, читал сам, а если не умел - за него читали. Но /те, кто не умели читать/ не стали приносить /первинки, так как стеснялись публично признаться в том, что не умеют читать/. Установили правило /мудрецы/, что коген читает и для тех, кто умеет, и для тех, кто не умеет», чтобы те, кто не умеет, не стеснялись (Мишна, Бикурим 3:7).
Нечто подобное существует и в обычаях похорон: «В начале богатых выносили на специальной кушетке, а бедных - на кровати, плетенной из ветвей, и бедные стеснялись этого. Тогда постановили, что всех выносят на плетеной кровати, чтобы не оскорблять достоинство бедных» (Моэд катан, 27). У богатых была не только дорогая кушетка, но и их заворачивали в богатые саваны, а бедные не могли купить для своих умерших родственников такие дорогие саваны; от стыда бедные хоронили своих мертвых втайне, чтобы не было видно, из какой он семьи, и чтобы над ними не насмехались из-за того, что они не одевают умершего как следует. Когда увидел это рабан Гамлиэль, он повелел, чтобы его похоронили в простом льняном саване, и с тех пор весь народ так и делает, как бедные, так и богатые (по Кетубот, 8).
Следует остерегаться оскорбить достоинство даже преступников
Уважение к людям включает в себя и преступников: не следует насмехаться над преступником после того, как он понес наказание: «Когда судящиеся стоят перед тобой, пусть они оба будут в твоих глазах виновны; а когда они уходят от тебя, пусть оба будут в твоих глазах невиновны, если они приняли на себя решение суда» (Авот, 1). Преступники - тоже люди, и их тоже следует уважать, если они приняли свое наказание. Сказано в Торе: «И будет, если заслуживает бичевания злодей, то пусть прикажет судья положить его и бить его при себе, смотря по вине его, по счету. Сорок ударов можно дать ему, не более; ибо если сверх этого бить будут его много, то унижен будет брат твой перед глазами твоими» (Дварим 25:2-3). Раши говорит: «Все время его называли злодеем, а после того, как получил наказание, назвали его «брат твой».
Одна из самых трудных проблем в любом обществе - это возвращение к нормальной жизни преступников, которые выходят из тюрьмы, отсидев там свой срок. Часто общество отталкивает их. Их не хотят принимать на работу, все время напоминают им их преступление. Из-за этого они не могут влиться в общество, зачастую возвращаются к преступной жизни.
Преступник, хоть он и согрешил, такой же человек, как мы. Наши мудрецы подчеркивают эту мысль. Сказано в Торе: «И если будет у человека грех смертельного приговора, и он будет умерщвлен, и повесишь его на дереве, то не дай трупу его ночевать на дереве, а похорони его в тот же день - ибо поругание Б-га - повешенный» (Дварим 21:22). «Это пренебрежение к Царю, /поскольку/ человек, /даже злодей/, создан по образу /Б-га/».
Вот притча о двух братьях-близнецах, которые были похожи друг на друга. Один стал царем, а другой занялся разбоем, и его повесили. Всякий, кто видел его, говорил: «Царя повесили!». (Вкратце это можно выразить так: тот, кто позорит человека, даже и злодея, позорит и Всевышнего, сотворившего его, - комментарий Раши к Дварим 21:22).
До какой степени должно доходить уважение к людям, даже к самым простым, никому не известным, мы можем увидеть из следующего воображаемого случая:
Канун Иом-Кипура во времена Храма. Первосвященник вышел помолиться за пределы города. Он идет, весь погруженный в мысли о наступающем великом и святом дне, о дне, когда он должен войти в Святая Святых, произнести Непроизносимое Имя, молиться с народом Израиля. Вдруг он видит, что стервятники кружатся в поле над трупом. Приблизившись, он видит труп человека, уже разлагающийся, от него исходит трупный запах. Это - «мет - мицва», мертвый, которого обязан похоронить всякий, кто его найдет. Первосвященник пятится назад из-за ужасного запаха и думает, что ему делать. Он знает свой долг по отношению к этому покойнику, гниющему здесь под палящим солнцем. Но если он выполнит этот свой долг, он станет нечист и не сможет служить в Храме в Йом-Кипур. Правда, у него есть помощник, но он неопытный; а сам первосвященник - большой специалист во всех законах, обычаях и процедурах; он один чист телом и душой и готов к служению. И к тому же - кто этот сгнивший труп, лежащий в поле, добыча зверья и птиц небесных? У него нет родственников, нет друзей, никого нет, кроме случайного прохожего. Неужели ради него должен оскверниться первосвященник в канун Йом-Кипура?
Да - говорит закон! Даже первосвященник должен оказать уважение человеку, сотворенному по образу Б-га! Первосвященник обязан похоронить его и оскверниться. «Любим человек, сотворенный по образу /Б-га/» (Авот 3) (по статье р. Йосефа Дова Соловейчика «Между человеком и человеком»).
Не позорь ближнего публично
«Раби Элазар Гамодаи говорил: «Позорящий ближнего публично... нет у него доли в мире грядущем» (Авот 3:11).
«Учил тана /мудрец Мишны/ перед равом Нахманом бар Ицхаком: «Всякий, кто позорит ближнего публично - как будто проливает кровь». Сказал ему тот: «Хорошо сказал ты!» (Бава Мециа 586).
Основные идеи:
1. Человек обязан быть столь же внимателен к чужому достоинству, сколь он внимателен к своему. 2. Понятие «уважение к людям» включает в себя все правила вежливости, принятые в обществе. 3. Даже значительный человек обязан заботиться о достоинстве простого человека, и честный - о достоинстве преступника. 4. Следует особенно остерегаться того, чтобы не опозорить человека публично.
«Человек с человеком», Авраѓам Шталь
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|