[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Хуккат (Вот устав): Числа 19:1-22:1 (нед. чтение)
Хуккат (Вот устав): Числа 19:1-22:1
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 10 Марта 2010, 20:31 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Хукат (хукат а-Тора – закон Торы)
    1.Закон о рыжей корове 19:1-19:22
    2.Удар посохом о скалу 20:1-20:13
    3.Дальнейший путь к Земле Ханаанской 20:14-22:1
    
Сказал рабан Йоханан бен Закай: «Мертвое тело не передает никакого духа нечистоты, да и пепел рыжей коровы не прогоняет его. Закон о рыжей корове является постановлением Всевышнего, выходящим за пределы человеческого понимания. Нет человека смертного, которому бы следовало задавать вопросы, относящиеся к сути этого закона". Констатация факта, что человек не в состоянии постигнуть тот или иной аспект, не является признанием слабости и ограниченности человеческого разума. Напротив, она является декларацией величия человека, способного познавать сотворенный мир вплоть до момента возникновения материи из ничего. Мишна разъясняет, что процедура приготовления пепла рыжей коровы для снятия ритуальной нечистоты была произведена всего семь раз (по др. источникам – девять) за всю историю еврейского народа от момента сооружения переносного Храма в пустыне и до разрушения Второго Храма. Первая из рыжих коров была зарезана и сожжена перед Моше, следующая - перед Эзрой, и еще пять - после смерти Эзры. После разрушения Второго Храма законы ритуальной чистоты и нечистоты утратили свое повседневное значение. Сончино  

19:2 вот закон Учения Обвинитель (дурное побуждение) и народы мира насмешливо говорят Исраэлю: "Что это за заповедь и в чем ее смысл?" Поэтому написано (применено здесь понятие) это предопределение, исходящий от Меня закон, и не вправе вы подойти к нему критически [Йома 67 б]. И, как всякий закон Превечного, его надлежит исполнить и тогда, когда значения его мы постичь не можем. Раши

Раши разъясняет, что Тора, употребив это слово (хукат hаТора) для определения закона о рыжей корове, предупреждает того, кто приступает к изучению ее текста, что убежденность человека в том, что все должно иметь логическое объяснение, в том числе и этот закон, подрывает веру человека: "Это Мое постановление, - говорит Всевышний, - и у тебя нет права обсуждать Мои приказы». Этот закон всегда был символом беспрекословного подчинения Всевышнему всех поколений еврейского народа.

Мидраш разъясняет, что ярко-рыжая корова не является жертвой в полном смысле слова, однако процесс ее принесения представляет собой некоторое подобие жертвоприношения, которое призвано искупить грех золотого тельца. Мидраш кратко выражает идею о соответствии жертвы (в данном случае) причине греха, а не самому греху, следующими словами: "Придет корова и искупит грех тельца". Корова является образным выражением причины совершения греха золотого тельца, а именно: неверия в то, что Божественная Воля пронизывает весь мир.
19:3 "Поскольку Аhарон сам сделал золотого тельца, он утратил привилегию приготовления пепла для очищения народа от ритуальной нечистоты. Вместо него процедуру сожжения рыжей коровы должен завершить его сын Эльазар" (Моше hадаршан, которого цитирует Раши). Сончино 

«Всем исполняющим не во имя ее самой (Торы), лучше было бы не быть созданными» (Брахот 17.а). Но в то же время если заповедь не обеспечена «материальным компонентом», то она также не считается выполненной. Иудейское отношение к заповеди не имеет ничего общего с тем, что у христиан именуется «обрядоверием», поскольку церковные обряды вменены человеку совсем не в том смысле, в каком вменены еврею заповеди Торы. Заповедь Торы должна быть выполнена в точности так, как она предписана. Барац

19:6 Эти составляющие, необходимые для правильного приготовления пепла рыжей коровы, также использовались для процедуры очищения от ритуальной нечистоты человека, болевшего цараат и выздоровевшего (см. Ваикра, 14:4). Красная шелковая нить является символом греха (Йешаяhу, 1:18), как и цвет самой коровы.

19:9 это жертва грехоочистительная Иврит: хатат. Букв. "нечто, снимающее грех". Пепел, оставшийся после сожжения рыжей коровы, является средством снятия ритуальной нечистоты. Ритуальная нечистота возникает из-за того, что мир несовершенен и человек смертен. Снятие ритуальной нечистоты устраняет напоминание о том, что из-за грехов человека в мире существует смерть. Поэтому пепел рыжей коровы назван "устраняющим грех" - устраняющим напоминание о грехе. Ср. комм. к Бемидбар, 8:7.

19:10 Парадокс рыжей коровы, который формулируется как "пепел рыжей коровы делает ритуально нечистого чистым, а ритуально чистого - нечистым". Удивительно, что один и тот же объект обладает двумя совершенно противоположными свойствами, которые проявляются в зависимости от намерений человека: если человек собирается воздействовать на другого и помочь ему обрести чистоту, то он сам остается ритуально чистым. Если же он занят подготовительной работой и не использует результат своих предварительных действий непосредственно для цели (очищения ритуально нечистого человека), он становится ритуально нечистым. Таким образом, закон о рыжей корове привносит правила духовного мира в мир материальный: в духовном мире положительными качествами обладает только тот, кто сообщает подобные качества другому, - невозможность или нежелание сделать другого лучше моментально лишают положительных качеств самого носителя потенциала. Кроме того, духовный мир не знает, что такое действие, не достигшее своей цели: все желания воплощаются. Поэтому и человек, не достигший цели, а лишь приготовивший пепел, становится нечистым. Сончино  

Стих 10 и стих 21 завершаются утверждениями, что "это будет для сынов Израиля... вечным законом" и что " это будет для них вечным законом". Подобное высказывание встречается еще только в трех других местах Писания: в связи с соблюдением Йом кипура (Ваикра 16:19 и 34) и в связи с законами о трубах, в которые должны трубить коэны (Бемидбар 10:8). В этих отрывках, в таком случае, изречение "и будет это для вас вечным законом" провозглашает принцип искупления и фундаментальное положение, что вся власть основана на Законе и что все надежды на спасение Израиля зависят от признания Израилем Закона как вечной нормы для Израиля. Точно так же понятие рыжей коровы заключает в себе основной принцип еврейской жизни, которому повторение изречения "это будет для вас и т.д." придает вневременное значение. Гирш

19:12 Тогда не только будет уничтожен грех, но и те силы, которые он отнял у человека, вернутся к нему вновь как созидательные и творческие потенциалы. Сончино    

19:19 Первое кропление, совершаемое на третий день, прокладывает путь для физического, телесного очищения человека (третий день Творения). Второе кропление, совершаемое на седьмой день, готовит человека к очищению его духовного, Б-жественного аспекта. Гирш

20:1 всё общество которое вступит в Страну (осужденные умереть в пустыне – уже умерли). в первый месяц Сорокового года странствий по пустыне.

Ибн Эзра отмечает, что прошедшие тридцать восемь лет представляют собой белую страницу в книге Бемидбар (Числа). Годы после очередной неудачи всегда становились годами внутреннего роста и созревания. Умение Моше молчаливо ждать, пока народ созреет для завоевания страны, в которой они смогут существовать независимо, свидетельствует о его величии как руководителя и воспитателя нации.

в пустыню Цин Этот период переходов по пустыне можно классифицировать как третий и последний. Первым был период движения по направлению к горе Синай, годичная стоянка возле нее и переход от Синая до Кадеш-Барнеа. Второй период - передвижение возле горы Сеир, не имеющее определенного направления и цели. И наконец третий - после того, как закончились годы наказания, - движение по направлению к восточной границе Святой земли. Мирьям умерла в конце этого периода, после того, как евреи обошли земли царя Эдома, не разрешившего пересечь территорию его государства (Бемидбар, 21:4).

Моше, Аhарон и Мирьям называются парнасим товим - "хорошими вождями" Израиля. Благодаря Моше народ получал ман, падавший с небес на протяжении сорока лет; благодаря Аhарону евреи пользовались защитой облаков славы; а благодаря Мирьям на каждой стоянке начинала течь вода из каменной глыбы, двигавшейся вслед за лагерем евреев на всех переходах. Когда Мирьям умерла, этот "колодец" перестал давать воду и затерялся среди камней пустыни.    Сончино    

Мирьям не покидала этот мир до тех пор, пока следующее поколение не подготовилось к вступлению в обещанное им будущее. В течение долгих скитаний Израиля, наполненных столь многочисленными печальными событиями, женщины в минимальной степени были втянуты в частые случаи отступничества, порожденные отчаянием. Именно женщины делали все возможное, чтобы сохранить незамутненным упование на Б-га и неколебимую преданность Ему. По этой-то причине женщины не были включены в указ, по которому все предыдущее поколение должно было умереть до вступления народа в Обетованную Землю. Гирш

20:2 (Поскольку это происходит непосредственно после смерти Мир'ям, заключаем) отсюда, что на протяжении всех сорока лет они имели источник благодаря (заслугам) Мир'ям [Таанит 9]. Раши

20:4 и скоту нашему Это доказывает, что на этот раз народ не предъявлял претензии к Моше и Аhарону только для того, чтобы найти повод для бунта, а просил их, как руководителей народа, обеспечить народ Израиля водой, которой катастрофически не хватало. Всевышний не обвинил людей, требовавших воды, в преступлении и в неверии, потому что их требование было обоснованным (Мидраш).   Сончино  
  
Почему раздел о смерти Мирьям расположен непосредственно после раздела о красной телице? Чтобы сказать тебе: подобно тому, как жертвоприношения искупают, так искупает смерть праведных [Моэд катан 28 а].

20:8 Посох Аарона, который хранился перед Свидетельством Союза «в знамение сынам строптивым» (Бем., 17:25). Раши (По др. мнению – посох Моше, не используемый им со времён казней египетских и рассечения моря.)

20:11 Если бы он просто приказал скале и она подчинилась бы ему, дав поток воды, чудо вышло бы на другой уровень. Бог Израиля хотел, чтобы народ, увидев, что неживая природа подчиняется слову пророка, сделал бы простой вывод: "Если камень подчиняется приказу Моше, то тем более он всегда подчинится приказу Всевышнего". Сончино    
Или: «Неодушевлённая скала, которой ничего не нужно для жизни, исполняет волю Б-га Тем более должны исполнять Его волю мы».

20:12 Но разве (вопрос) "мелкий и крупный ли скот заколоть" [11, 22] не хуже, чем это? Однако, потому что там (сказано было) не во всеуслышание (не при общине, на которую это могло оказать пагубное воздействие), Писание пощадило его, здесь же было в присутствии всех сынов Исраэля, и Писание не пощадило его ради освящения Имени [Танхума]. Раши

20:13 Мей-Мерива Дословно – «Воды распри».
и Он явил им святость Свою Всевышний освятил Свое имя, дав воду из скалы, а также показал Свое величие, определив наказание для Моше и Аhарона в соответствии с правилами строгого суда, невзирая на их положение и заслуги (Талмуд). Ср. Ваикра, 10:3. Сончино
  
20:14 Обязанность быть пришельцами в чужой стране (Бер. 15:13) распространялась и на Эйсава, как потомка Авраама, но исполнил её только Яаков и его потомки, поэтому могли рассчитывать на содействие Эдома.

20:16 ангела (посланца) Это Моше. Отсюда (следует), что пророки называются ангелами, и сказано: "И оскорбляли ангелов Б-жьих" [II Хроника 36, 16]. Раши

20:29 и увидела вся община Наши Мудрецы (Таанит 9а) учат, что так же как после смерти Мирьям народная потеря проявилась в высыхании колодца, так и смерть Аарона стала "зримой" для народа, благодаря физическому проявлению. Со смертью Аарона их покинуло то облако, которое до этого оберегающе укутывало людей и шло перед ними в их скитаниях по пустыне. Явившееся результатом этого состояние беззащитности немедленно поощрило ханаанского царя, который обитал в этих краях, к нападению на них... Гирш

Когда Аhарон умер, ангелы провозгласили то, что сказал о нем Всевышний: "Учение истины [было] в устах его, а неправды не произносили уста его [никогда, чтобы] в мире и в справедливости ходил он со Мной и многих [людей] отвращал от греха..." (Малахи, 2:6). Сончино

21:7 и молился Моше Отсюда (делаем вывод), что тот, у кого просят прощения, не должен быть злопамятным и отказывать в прощении [Танхума]. Раши

21:25 в Хешбоне Хешбон располагался к востоку от Иордана, напротив Иерихона.
  Они получили базу и обеспечили безопасность своего тыла, что позволило им готовиться к переходу через Иордан. Но что гораздо более существенно, они обрели уверенность в своих силах и видели явное проявление помощи Всевышнего в начавшейся войне за Святую землю. Сончино



Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 14:57 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Темы главы:

Постановление о красной корове и о воде очищения, изготовляемой из её пепла. Постановление об очищении людей, соприкасавшихся с мёртвыми.
Смерть Мирьям в Кадеше.
Очередной бунт народа - на этот раз из-за отсутствия воды. И не было воды у общины, и столпились они вокруг Моше и Аарона. И поссорился народ с Моше...
Единый повелевает Моше говорить со скалой на глазах у всех, обещая, что скала "даст воду". Моше бьёт посохом по скале, и она даёт воду. Единый говорит Моше и Аарону, что это - нарушение Его слов (сказано было - говорить, а не бить), и посему не войти им в землю обетованную.
Моше посылает гонцов царю Эдома с просьбой разрешить евреям мирно пройти через Эдом; царь отвечает отказом. Евреи отходят от эдомской границы и приходят в hор hа-hар.
В hор hа-hаре умирает Аарон. Его сын Эльазар наследует ему в роли великого коэна.
Царь ханаанеев Арада посылает войско на войну с Израилем и берёт людей в плен. Евреи клянутся отомстить ханаанеям и действительно мстят им, разрушая их города. (РаМБаН отмечает, что из текста неясно, в то же время ли мстят евреи ханаанеям Арада или намного позже).
Двигаясь в обход Эдома, евреи вновь восстают против Моше. Многие евреи гибнут от змеиных укусов. Народ кается перед Моше. Моше молится за народ, и получает указание создать изображение змея из меди; вид этого изображения помогает укушенным выжить.
Дальнейшее путешествие Израиля - в обход Эдомского царства, на юг (назад к Красному морю), потом на восток, в южное, а затем и северное Заиорданье. Овот - Ийей hа-Аварим - Нахаль-Зеред - Арнон - Беэр. Песнь о колодце (Беэр).
Послание к Сихону, царю амореев Заиорданья, с той же просьбой, что и к Моаву. Сихон также отказывает Израилю, и идёт на него войной. Евреи разбивают амореев и селятся в городах к востоку от Иордана, включая Хешбон - столицу царя Сихона (в прошлом принадлежавшую Моаву). Песнь о победе над амореями Хешбона.
Израиль продолжает путешествие в сторону Башана (на Голанских высотах). Ог, царь Башана, идёт на Израиль войной, но Израиль побеждает и завоёвывает Башан. Основной состав Израиля сосредотачивается в степях Моава, напротив Иерихона (т.е. симметрично Иерихону относительно реки Иордан).

И говорил Единый Моше и Аарону так: вот закон Учения, о котором повелел Единый, говоря: скажи сынам Израиля, чтобы взяли тебе красную корову, совершенную, в которой нет изъяна, которая не была под ярмом. И передадите её Эльазару, коэну... (19,1-3). Возникает вопрос: разве в этом заключается "закон Учения" - хуккат hа-Тора, в честь которой и глава наша названа "Хуккат"? Почему такое внимание к ритуалам, к обрядам?

Думается, что поэтому и стоят эти слова в заголовке: моральные заповеди ясно говорят сами за себя, что они - закон Учения. В данном случае Единый обращает наше внимание на то, что эти, казалось бы, чисто обрядовые, внешние законы тоже являются частью "закона Учения", что в них скрыт космический смысл (о нём мы поговорим ниже).

И действительно, словосочетание зот хуккат hа-Тора ("это закон Учения") употребляется в Торе лишь один раз, кроме этого - и тоже в ситуации, где повеление не выглядит частью закона Учения. Этими словами Эльазар (не Единый!) предваряет приказ Моше убить пленных мидйанитян (глава "Матот", Бамидбар 31,21). Текст Торы не возводит этот приказ к Единому, и слова "закон Учения, который предписал Единый Моше" являются личным предположением Эльазара. В нашей же главе эти слова приводятся от имени Самого Творца.

Попробуем понять смысл обряда, связанного с пеплом красной коровы.

Мы знаем, что соприкосновение с телом умершего приводит к временной потере жизненной энергии, и, следовательно, к состоянию "тамэ" - духовной нечистоты. Но наша глава сообщает нам нечто новое: Всякий, соприкасающийся с мёртвым, с душой того человека, который умрёт, и не очистится - оскверняет Мишкан Единого, и да будет отделена та душа от Израиля (19,13). На первый взгляд, слова "с душой человека, который умрёт" означают то же, что и "с мёртвым": слово нефеш (в Каббале - "телесная" душа, то, что оживляет тело и связывает его с сущностью-нешамá) часто употребляется просто в значении "человек"; слово ямут "умрёт" можно понять и как "умрёт прежде, чем к нему прикоснутся". Но эта необычная формулировка намекает нам на другое. Комментирует РаШар Гирш: с великим тщанием выбраны здесь выражение и строение фразы, чтобы определить понятие "нечистоты от мёртвого". Если бы было сказано "всякий, прикоснувшийся к душе человека, который умер", было бы ясно, что труп представляет собой умершую душу или душу умершего. Но... "душа человека" означает душу одного человека, и если он умер, его душа становится "душой человека, который умер". Напротив, "душа того человека" (имеется в виду ивритский определённый артикль: нефеш ha-адам, а не нефеш адам - Э.Б.-Я.) означает человеческую душу вообще, душу человека в той мере, в которой он является человеком, смертным (действительно, в иврите это так! - Э.Б.-Я.). Таким образом, "душа того человека, который умрёт" есть душа человека, которому суждено умереть.

РаШаР использует это объяснение, чтобы истолковать суть осквернения, происходящего от соприкосновения именно с умершим. Но из его же слов следует большее. Приведённый выше стих можно теперь понимать так, что всякий, кто прикоснется к смертной плоти, не может войти в храм. Не только к умершему, а вообще ко всему, что может умереть. Этот момент будет ключевым для нашего понимания обряда красной коровы.

Как это возможно? Человек сам состоит из плоти, которая, как ни крути, смертна. Как человек может не прикасаться к самому себе?

Сейчас мы с легкостью ответим: "но ведь, кроме плоти, есть еще и душа: человек состоит и из плоти, и из души. Он должен оторваться от своей плоти и дать душе достичь высшего состояния - тогда он сможет войти в храм".

И будем совершенно неправы. От этой философии египетских жрецов, от противопоставления тела душе и вывели нас Моше с Аароном, за что мы им благодарны.

Египтяне знали многое про нематериальные слои человеческого существа. Были им знакомы и "нешама" (егип. х'у), и "нефеш" (егип. ка), и "руах" (егип. ба) - незримые составляющие того, что мы по-русски называем душой. Египетская культура была весьма продвинута с духовной, философской и метафизической точки зрения. Они были достаточно мудры, чтобы разъединить в своих представлениях душу и тело... и недостаточно добры, чтобы объединить их снова.

Служить Единому, когда ты - невоплощенный дух, когда тебя не сковывают рамки материального мира - просто. (Я не говорю "попробуйте" - всему свое время). Но есть работа, которую совершать можно только в воплощенном состоянии: священная работа, связанная со Свободой Выбора. Как мы уже неоднократно говорили, это - основной элемент человеческого служения Единому, и еврейский народ был создан как проводник Свободы Выбора: ам hа-Бхира (народ Выбора), служащий в бейт ha-Бхира (доме выбора - Храме).

Вхождение в Храм - преображение как души, так и тела, а точнее - того их неразрывного союза, который и называется "человек". В момент службы в Храме тело тоже не должно быть "смертным": оно переходит из потока времени, где живут смертные люди, в Нецах - Вечность.

Для осуществления этого преобразования евреям в пустыне был дан особый ритуал. Он может показаться совершенно непонятным современному человеку, потому что современный человек полностью выключен из того образа жизни, который был естественным для еврея пустыни.

Итак, берется корова. Красная корова (полностью красная). Она должна была вырасти (мудрецы называют цифру: три года), не зная ярма, не совершая никакой работы. И тогда коэн должен вывести её за пределы становища, зарезать... и сжечь.

...Человек - часть природы. Он - управляющий природой именем Единого (см. Берешит /Бытие/, 1,28). Травоядные животные завершают свою жизнь в качестве пищи. Лесные - хищникам, домашние - человеку. Мясо - источник живой энергии, и корова, заканчивающая жизненный цикл на столе, как бы участвует в добрых делах всех людей, которые ее едят. Это может звучать странно, но с высшей точки зрения это так: иначе зачем бы животные поддавались одомашниванию?

Ещё у коровы есть возможность стать жертвенным животным. Это - тоже своего рода достижение. Более того: возгоняется энергия не только самой коровы, а и тех людей, которые растили ее, ухаживали за ней, кормили ее.

И вот - высшая степень: красная корова, корова цвéта земли, выращенная с целью стать Очищающей Коровой. Она - носитель энергии заботы, ухода, кормления. Пастухи, лекари - все отдали ей свои силы. И теперь ее сжигают полностью. (Не надо слишком жалеть корову - не попадайте в ловушку антропоморфизма!). Плоть коровы исчезает полностью, не послужив пищей никому, кроме огня.

С чем сравнить эту энергию? Многие кондитеры-умельцы создают торты с дивными рисунками, зная, что через несколько часов они исчезнут. Это своего рода жертвоприношение от искусства. Теперь представим себе, что торт печется, никто его не фотографирует (это - отток энергии; поэтому нельзя использовать Ту Самую Корову для работы) - и в конце пекарь по доброй воле бросает торт в огонь, чтобы энергия, вложенная им в это произведение искусства, перешла на нематериальный план... Все равно неполная аналогия, конечно.

Итак, корову зарезали и сожгли. В огонь, в котором сжигается тело коровы, бросается нить, взятая от гусеницы-шелкопряда, древесина, взятая из кедра, и мох. Мы можем вспомнить, что те же три составляющих (нить шелкопряда, кедр, мох) использовались в обряде двух птиц для очищения прокажённого в главе "Мецора".

Пепел смешивается с чистой водой из источника. Живое, потерявшее свою материальность, смешивается с неживым, но питающим все живое. Получается "Вода Очищения". От всякого столкновения со смертью (а, согласно комментариям, и со смертностью вообще) надо очиститься этой водой, прежде, чем войти в Храм Единого.

Что достигается этим очищением? Смертное становится вечным. ВЕСЬ человек - душой и телом - оказывается в Нецахе, и способен, находясь в Храме, управлять мировым энергообменом.

...Прошли века. Много поколений евреи были разлучены со своей землей, и исчезли красные коровы. На этом основании мудрые запретили евреям восходить на Храмовую Гору: ведь все мы "нечистые от соприкосновения со смертью", и единственная описанная процедура очищения невозможна без красной коровы.

Но - нужна ли именно корова? Ритуал, описанный в нашей главе, описан в реалиях пустыни. Когда евреи пришли в Ханаан и построили постоянный Храм, вместо описанного здесь правила "сжигают вне СТАНОВИЩА" стали сжигать корову вне ИЕРУСАЛИМА. Абзацем ниже дается правило о человеке, который умирает в ШАТРЕ. Когда евреи стали строить дома в Ханаане, тот же закон стал распространяться на смерть в ДОМЕ.

Я не предлагаю, подобно "евреям-реформистам", заставить еврейский закон шагать "в ногу со временем": он должен шагать только в ногу с Богом. Но еще мудрецы Талмуда говорили: "Тора разговаривает на языке людей". Тора объясняет всё в понятной терминологии. Живешь в пустыне? Значит, шатры и становища. Скотовод? Значит, корова.

Универсальная суть ритуала Очищающей Воды: вода смешивается с носителем мощнейшей жизненной энергии, которая происходит от превращения материального (живого, чистого, неиспользованного) в нематериальное. Это - подсказка для нас. Как это сделать в наши дни? Решим - и окажемся в Храме.

* * *

За небольшую, казалось бы, ошибку страшная кара постигает Моше, предводителя еврейского народа. Сказано ему было Творцом: народ ропщет. Поговори со скалой, ты и брат твой Аарон, и скала даст вам воду. Что сделал Моше? Ударил посохом по скале. Вода пошла, народ пил ее, но Моше - согласно тексту - этим ударом лишил себя права самому войти в страну Ханаанскую. Теперь и ему, и Аарону было суждено умереть в пустыне. Как можно соразмерить такой поступок с таким тяжёлым наказанием? Да и предпосылки для "ошибки" у Моше были: Единый, как нарочно (а, может, и нарочно?), приказывает ему взять с собой посох к скале. Вот весь текст повеления: возьми посох и собери общину, ты и Аарон, брат твой, и поговорите со скалой на глазах у них, и она даст свою воду, и (таким образом) ты выведешь воду из скалы и напоишь общину и её скот (20,8). При этом в прошлом (Шмот 17,6, глава "Бешаллах") при аналогичных обстоятельствах Единый повелел Моше вывести воду из скалы, именно ударив по ней! Что, если Моше просто ошибся, не так понял, среагировал по ассоциации с предыдущим чудом? За что наказывать?

Моше дожил до преклонного возраста, был окружен почетом; у него была любящая жена (и не одна), дети и внуки; целый народ был создан его трудами и получил вечный Закон через его пророчество. Отойдя в бесконечность, он может радоваться делу рук своих. Решение Высшего суда, по которому глубокий старик Моше не сможет войти в Ханаан, "наказанием" может считаться лишь символически. То же относится и к Аарону - он умирает раньше Моше, но он ведь на много лет старше брата. Более того, комментаторы (начиная с мидраша Мехилта) находят в Торе ясный намек на то, что решение о том, что Моше умрет прежде, чем завершится путь, было принято намного раньше: Моше в Песни Моря поёт: ТЫ приведешь его (народ) и ТЫ его укрепишь (Шмот 15,17) - Ты, Единый, а не я, Моше!

Всё это наводит нас на мысль, что "наказание" Моше - на деле воспитательная мера, принятая по отношению к народу, а не к Моше. О решении Бога узнает народ тоже через самого Моше - что ещё раз доказывает, что наказание, в первую очередь, ниспослано с дидактической целью.

Сказано было: говори со скалой. Моше ударил по скале. Приходит на ум мичуринский лозунг о том, как берутся милости у природы. Природа живая. Со скалой можно говорить. В главе "Бешаллах" перед народом стояли тяжёлые годы странствий, и можно было добывать воду, ударяя по скале. Но перед входом в свою страну народ надо было научить говорить с природой и быть милосердным к ней. И в этом - урок.

Шаббат шалом!
Эли Бар-Яалом ("Хатуль")


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
LouizaОтправлено в: Пятница, 10 Августа 2012, 09:12 | Сообщение № 3

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Недельная глава Хукат
( Бемидбар )

По материалам газеты «Исток»

Содержание главы.

Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22).
Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11).
Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13).
Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21).
Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29).
Победа над царем Арада (21:1—3).
Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9).
Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20).
Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Сегодня остановимся на следующих эпизодах. Первый — чудо с водой, вышедшей из скалы, что впрямую сопряжено со смертью Мирьям, поскольку, согласно агаде, все время пока была жива Мирьям, у евреев был колодец. Этот колодец буквально сопровождал их в переходах по пустыне. Умерла праведница Мирьям — и пропал колодец. Тут же народ поднял ропот. Тогда и произошло чудо со скалой. Второй эпизод — смерть Аарона, что тоже увязывается в одну цепочку с предшествовавшими событиями: Аарон и Моше умирают на подходах к Святой земле по приговору свыше — будучи наказанными опять-таки за ту же скалу, по которой ударили посохом, вместо того чтобы «ласково» поговорить с ней — и тогда бы она тоже дала воду, но уже «без насилия».

Начнем с конца — со смерти Аарона. Написано (20:29): «И оплакивал Аарона тридцать дней весь дом Израиля». Весь дом Израиля ­значит все евреи. Все без исключения. Такие слова не сказаны о смерти Моше. Получается, что Моше оплакивали не все? Да, не все. Ибо он был судьей Израиля. А судье приходится разбирать тяжбы между истцами и ответчиками, и подчас кто-то из них остается не очень довольным решением суда. Но Аарон не был судьей. За всю жизнь он никому не сказал тяжелых слов «ты согрешил». Больше того, его отличительной чертой было миролюбие: он любил мир, жил в постоянном согласии со всеми и творил мир — то есть мирил поссорившихся. Аарон был приветлив даже с грешниками. После встречи с ним самые нечестивые из евреев раскаивались в содеянном, ибо им было стыдно глядеть в глаза праведника Аарона. Что касается поссорившихся, то с ними Аарон поступал так. Шел к одному из них и говорил: «Послушай, сын мой, твой друг признался мне, что ему стыдно перед тобой. Но он не знает, как попросить прощение, ибо уверен, что ты его не простишь». После таких слов из сердца человека уходила ненависть. А Аарон шел ко второму, чтобы сказать те же слова. В результате они оба мирились.

Когда Аарон умер, скорбел «весь дом Израиля», ибо все знали, что потеряли великого миротворца.

А теперь — почему Аарону не дано было войти в Эрец Исраэль?

Читаем (20:30): «Раз вы не поверили Мне (в эпизоде со скалой)… то не введете народ в Землю, которую Я вам дал» (20:13). Так было сказано Моше и Аарону. Но при чем тут Аарон? Ведь посох находился в руках Моше! Ответ содержится в тексте: «Поднял Моше руку и ударил по скале дважды». Обратите внимание — дважды. Когда Моше ударил первый раз — он совершил свою часть греха, но Аарон, стоявший рядом и ничего не делавший, не подлежал наказанию, поскольку ни в чем не участвовал. Возможно, он даже не догадывался о намерении Моше. Когда же Моше замахнулся второй раз, Аарон мог или остановить его, или заявить о своем несогласии, но не сделал ни того, ни другого. А значит, сознательно разделил ответственность с братом за содеянное.

Иногда молчаливое согласие приводит к страшным последствиям. Аарон, как и Моше, нашел свою смерть в пустыне, на самом подходе к Стране, в которую страстно мечтал войти.

И два последних вопроса. Почему надо было «поговорить» со скалой?

Почему Моше — хорошо зная приказ — ударил по ней, а не «поговорил»?

Когда евреи через месяц после Исхода из Египта стали жаловаться на нехватку питьевой воды, Моше было приказано: «Ударь по скале — и из нее выйдет вода» (Шмот 17:6). В последний год сорокалетнего блуждания по пустыне вновь возникла та же проблема, но теперь форма приказа изменилась: «Поговорите со скалой — и она даст воду» (Бемидбар 20:8). Там «ударь», здесь «поговорите». Второе чудо — более высокое. Надо было в большей степени укрепить веру народа в помощь Всевышнего. Ибо вход в Страну Израиля всегда труднее, чем блуждание по пустыне, пусть даже сорокалетнее, а потому требует большего присутствия духа и мужества. (Комментарий раби Шимшона Ирша.)

Но что произошло? «Поднял Моше свою руку и ударил по скале» (20:11). Почему? На этот стих в одной из хасидских книг мы нашли замечательное объяснение, полное теплой любви к еврейскому пророку. Цадик раби Менахем Мендель из Ворки заметил: дело в том, что Моше всегда заботился о еврейском народе. Обратиться к скале со словами, будто она тебя понимает, — несложно, когда за твоей спиной стоит Всевышний. Творец мира дал тебе приказ — Он и извлечет воду из мертвой скалы. Но что скажут обвинители евреев? Они скажут: евреи, вы плохо исполняете свою Тору! Смотрите, даже камень, у которого нет глаз, чтобы видеть, ушей, чтобы слышать, и сердца, чтобы понимать, — даже камень выполняет приказ Всевышнего. А вы обращаетесь к заповедям только тогда, когда приходит беда… Чтобы лишить противников такого аргумента, Моше решил ударить по скале. Пусть все видят, что и она выполняет приказы (дает воду), только когда ее бьют.

Даже в ошибках Моше проявлял святость человека, радеющего за свой народ.

р.Реувен Пятигорский


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Хуккат (Вот устав): Числа 19:1-22:1 (нед. чтение)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz