|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Эмор (Объяви): Левит 21:1-24:23
| |
Двора | Отправлено в: Понедельник, 10 Декабря 2007, 01:08 | Сообщение № 1 |
Участник
Группа: христиане
Сообщений: 341
C нами с 07 Ноября 2007
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| ГЛАВА “ЭМОР” Место в Торе: Ваикра, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 21 Почему глава так называется? По первой фразе, в которой говорится: “И Творец сказал Моше: скажи коэнам (служителям), сынам Аарона…”. Эмор в переводе с иврита — скажи. Обсуждение главы Эмор 08.05.05 Наша недельная глава в основном посвящена еврейским праздникам. Здесь даны заповеди, с ними связанные. В частности, именно в этой недельной главе речь идет о периоде, который начинается сразу же после праздника Песах. В тексте читаем: «И отсчитайте себе от второго дня празднования, от дня приношения вами омера, семь недель; полными да будут они. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и принесите новое хлебное приношение Всевышнему (Ваикра, гл. 23, ст.15-16). С древних времен у евреев существует обычай в период между праздниками Песах и Шавуот не устраивать свадьбы. Потому что свадьба — радостное событие, на свадьбах люди веселятся, а в течение этих дней веселиться нельзя. Ибо в прошлом именно в этот период от эпидемии умерли ученики раби Акивы (величайший Учитель Мишны, 2-й век). В знак траура, как дань их памяти, мужчины не бреются и не подстригают волосы. Многие придерживаются такого запрета все пятьдесят дней счета омера. Однако в некоторых общинах запрет действителен только до Лаг Ба-Омера (33-й день счета омера), поскольку с этого дня, как говорится в книге Бааль а-Турима (раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.), эпидемия начала угасать (Бааль а-Турим, раздел Орэх Хаим, глава 493, п. 1). У раби Акивы было 24 тысячи учеников. И все они умерли в этот период, потому что, как свидетельствует Талмуд (трактат Иевамот, лист 62), не относились друг к другу с должным уважением. До них мир был в духовном застое. Ученики раби Акивы восстановили былое влияние Торы на людей. В их числе — раби Меир, раби Иегуда, раби Йоси (все они жили во 2-м веке и стали великими Учителями Мишны) и раби Шимон (бар Йохай — великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век; день его памяти отмечают на 33-й день отсчета омера). Но, может, вовсе и нет никакой связи между смертями учеников раби Акивы и первыми 33-ю днями счета омера? Может быть, это всего лишь простое совпадение? Тот факт, что народ Израиля — в трауре все эти дни, а Талмуд подчеркивает, что ученики раби Акивы ушли в мир иной в период между праздниками Песах и Шавуот, все же наводит на мысль, что говорить о совпадении было бы, по меньшей мере, наивно. В Танахе есть такая фраза: «Каждого, названного именем Моим; и во славу Мою сотворил Я его, создал Я его, и сделал Я его» (книга пророка Иешаягу, гл. 43). Отсюда следует вывод: все, что Всевышний создал в Его мире, Он создал исключительно во имя своей славы. Эта мысль подтверждается в книге Авот — «Всевышний, — написано в ней, — будет править вечно» (Авот, гл. 6). Глава книги Авот, из которой взята приведенная цитата, известна под названием «Дарование Торы». Она полностью посвящена раскрытию идеи приобретения знаний Торы. Тут следует отметить, что в цитате из Танаха (см. выше) слово «слава» (в переводе, который здесь дается) в оригинале на иврите — кавод. Буквальный перевод слова кавод — «уважение». Однако это значение не в состоянии передать ту концепцию, которая заключена в данной фразе. Поэтому переводчики выбрали слово «слава» — близкое по значению, оно помогает воспроизвести смысл фразы более точно. Но и таком переводе нам непросто понять, что стоит за этой фразой. Чтобы это уяснить, нам необходимо разобраться в еврейской концепции, обозначенной на иврите понятием кавод… 09.05.05 Начнем наше исследование с попытки выявить связь между концепцией «кавод» и Торой. И в этом нам могут помочь тексты еврейских первоисточников. В Торе написано: «И вот что совершить тебе над ними, чтобы посвятить их служению Мне...» (Шемот, гл. 29, ст. 1). А в Мишлей («Притчи царя Шломо» — Соломона) находим такую фразу: «Мудрые наследуют почет (в оригинале — кавод)» (Мишлей, гл. 3, ст. 35). Как понимать эту фразу из притчи? Мудрыми (мудрецами) в еврейском народе всегда считались люди, которые обладали глубокими и обширными знаниями Торы. И это означает, что именно те, кто всерьез занимается изучением Торы, заслуживают («наследуют») почет и уважение (кавод). Пойдем дальше. В книге Диврей а-Ямим (Хроника дней) — много имен (например, Адам, Энох и т.д.). И нигде (в большинстве случаев) рядом с этими именами не встречается слово кавод. Близкое понятие появляется лишь в рассказе о Явеце — «И был Явец самым уважаемым (нихбад) среди братьев своих» (Диврей а-Ямим, гл. 4). Почему же это имя ассоциируется с понятием об уважении? Потому что Явец все свое время посвящал изучению и преподаванию Торы. Как нам относиться к идее, подразумевающей, что не бывает истинного уважения (кавод), которое абсолютно не имело бы связи с неустанным стремлением постигать Тору? Анализируя этот вопрос, рав Ицхак Хутнер (один из крупнейших раввинов середины 20-го века; Литва – США – Израиль) отмечает, что ответ на него мы находим в Теилим (Псалмы царя Давида), в псалме под номером 136, который носит название ha-haлель ha-гадоль («Великое славословие»). Этот псалом читают во время утренней молитвы (шахарит) в шаббат. И 26 раз в нем подчеркивается, что Доброта Всевышнего — неисчерпаема и проявляется бесконечно. Талмуд (трактат Песахим, лист 118), исследуя глубинный смысл этого псалма, задается вопросом: не «чрезмерно» ли такое многократное «восхваление» Творца в одной молитве? И почему все внимание концентрируется именно на Его атрибуте — Доброта? Эти 26 повторений, — объясняет раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3-го века), — как бы адресованы 26-ти поколениям, существование которых поддерживались исключительно Добротой Всевышнего (поколений, которые жили до дарования Торы). Означает ли это, что по отношению к последующим поколениям, Доброта Творца исчерпала себя, и как только евреи получили Тору, Он перестал «питать» мир Добротой? Здесь подразумевается не «уменьшение количества» Доброты Творца в мире, — говорит рав Хутнер, — но лишь изменение Его атрибута, которым Он создает и поддерживает мир. До дарования Торы, отношение Всевышнего к созданному Им миру «держалось» исключительно на Его Доброте. После дарования Торы, Его отношение к своему Творению «переориентировалось» на концепцию, обозначенную понятием «кавод». Эта идея обретет для нас более ясные очертания, если мы рассмотрим ее в приложении к жизни человека. Если у человека нет цели в жизни, он полагает, что мир создан Всевышним — для него. То есть в его представлении Сотворение мира — акт абсолютной доброты. И тогда от него, от человека, ничего не требуется — получай себе удовольствие от того, что тебя окружает! Однако, осознавая, что живет в мире, созданном Всевышним, человек не может не понимать, что его обязанность — соблюдать элементарные правила, заложенные в основу мироустройства. Но — не более того. До получения Торы на горе Синай это были — семь законов Ноаха. Мир, который не ставил выживание человека в зависимость от уровня его познания, не требовал, чтобы люди прилагали к этому усилия, построен не на уважении, но — на абсолютной доброте. В реальном жизненном измерении, это как бы — жизнь «за чужой счет», когда люди получают поддержку, ничего не отдавая взамен. Люди, претендующие, образно выражаясь — на «бесплатные обеды», большого уважения не заслуживают. Но именно таким и был мир без Торы. Человек, по сути, не имел перед Творцом никаких обязательств. Он должен был лишь жить в рамках, очерченных законами Ноаха, которые представляют собой необходимое условие существования любого цивилизованного общества… 10.05.05 Мир Торы тоже «насыщается» Добротой Всевышнего. Но это — мир, основанный на уважении. В этом мире человеку приходится работать над собой, совершенствуя свои качества. Он должен соблюдать мицвот (заповеди), ибо их выполнение поднимает его на уровень «образа и подобия Творца». Работа над собой и выполнение заповедей не сулит человеку скорых наслаждений в жизни. Напротив, это требует от него колоссальных усилий и самопожертвования. Но он не может обойтись без заповедей. Это — непременное условие продолжения жизни. Тора предупреждает, что без соблюдения содержащихся в ней законов, мир прекратит свое существование. В условиях системы, частью которой мы стали, получив Тору на горе Синай, человек обязан оправдать свое существование. Он должен заслужить этот мир, а мир продолжает существовать исключительно потому, что человеку предстоит осуществить свою миссию и выполнить свое предназначение. Этот мир создан Добротой Всевышнего. Однако эта Доброта строится на уважении. Человек, получивший этот мир, вынужден производить. С обретением Торы он оказался в мире, где «бесплатных обедов» не бывает. Он должен заработать право на жизнь, соблюдая поставленные ему условия. Ответом на его усилия и достижение станет — уважение. И это — один из аспектов понятия «кавод». Другой аспект этого понятия связан с уникальностью. К примеру, чем реже встречается минерал, тем выше его ценность. Золото в природе — достаточно редкое ископаемое. Поэтому оно высоко ценится. Платина встречается в природе и того реже, а потому ее стоимость еще выше. Обогащенный уран имеет еще более высокую цену по сравнению с платиной, потому что встречается еще реже. Возьмем другой пример — искусство. Известно, что картины приобретают самую высокую цену после смерти художника, потому их автор уже ничего не напишет. То есть его наследие становится уникальным. Уникальными считаются люди, одаренные редкими талантами — будь то, скажем, непревзойденный атлет, великий ученый или превосходный оратор. Таких профессионалов очень мало. И они щедро одариваются деньгами и вниманием. Люди, разумеется, гораздо сложнее минералов или редкостных, уникальных произведений искусства. Ценность человека зависит не только от того, насколько уникален его талант Существуют и другие критерии. Учителя отмечают, что гематрия (числовое значение) слова кавод равна тридцати двум, что точно совпадает с гематрией слова лев (сердце). Это равенство указывает на то, что степень уважения (кавод), которым одаривают людей за их уникальность, зависит от «рыночной стоимости» их таланта. Иными словами — от человеческих предпочтений. И камертоном для определения ценности становятся человеческие сердца… 11.05.05 Распределение кавода в обществе может служить прекрасным эталоном для измерения общественных ценностей. Возьмите для примера наше современное общество. Мы восхищаемся звездами спорта, эстрадными актерами, политиками, стоящими у власти, знаменитыми журналистами… И наши восторги в определенном смысле приносят им деньги, славу и почет. При этом многие блестящие ученые, талантливые учителя и религиозные деятели нередко живут в нищете и безвестности. Диего Марадонну знают все. И лишь немногим что-то скажет имя Александра Флеминга. При том, что достоинство первого заключается в том, что он в свое время был звездой футбола, тогда как второй (Александр Флеминг) изобретением пенициллина спас жизнь многим миллионам людей. Таким образом, оценка на уровне лев — кавод демонстрирует, что для нашего общества спорт и развлечения имеют большую ценность, нежели области знаний и морали. Это неизбежно ведет нас к осознанию существования связи между понятием «кавод» и Торой. В мире, поддерживаемом исключительно Добротой Всевышнего, в период истории человечества, предшествовавший дарованию Торы, где жизнь фокусировалась на получении удовольствий, области знаний всегда отводились места где-нибудь «на галерке». Лучшие места «партера» занимали удовольствия и развлечения. Человек, обладающим особым талантом дарить публике приятные физические ощущения, всегда оказывался «выше» тех, кто писал «скучные» учебники. И не имело значения, что эти учебники вносили неоценимый вклад в развитие человеческих знаний о мире. В мире Торы, когда во главу угла ставится, в первую очередь — самосовершенствование, а не получение удовольствий, кавод будет распределяться иначе. Наибольший почет и уважение Тора оказывает ученым, постигающим ее глубины. Но есть и третий аспект понятия «кавод», который возвращает нас к истории с учениками раби Акивы. Как мы уже говорили, кавод в глазах людей — функция уникальности. Если бы таких, как тот же Марадонна, насчитывали тысячами, никто не стал бы оказывать им почет. Еще один такой же, как тысячи других, футболист… Кому это интересно? И даже в идеальном мире Торы, где на самый высокий пьедестал воздвигается мудрость, на долю каждого из 24 тысяч выдающихся знатоков Торы приходится не так уж много славы. То неуважение, с которым ученики раби Акивы относились друг к другу — не более чем просто показатель большого количества высоко одаренных ученых Торы. Но что в этом плохого? Талмуд объясняет нам, что каждый созданный Творцом индивидуум — уникален. И тот, кто разрушил чью-то жизнь — разрушил целый мир; а тот, кто спас жизнь другому человеку — спас целый мир (трактат Санѓедрин, лист 37). Но что из этого следует? Ведь когда Творец создал Адама, он, бесспорно, был уникальным. Но сегодня, когда миллиарды людей населяют наш мир, можем ли мы сравнивать каждого индивидуума с Адамом?.. 12.05.05 Каждый человек уникален, — объясняет рав Ицхак Хутнер, — В истории человечества не было двух индивидуумов, имеющих одинаковое восприятие мира и одинаковую способность осознавать окружающую действительность. У каждого человека — свой склад ума, неповторимый характер, свои эмоциональный реакции на события… Каждый человек — уникален, ибо во всем космическом пространстве не существует его двойника. Огромная численность населения Земного шара, несомненно, «затушевывает» эту истину. Но никакое количество людей не в состоянии изменить этот факт. Если мы еще раз внимательно рассмотрим критерии человеческой уникальности, то обнаружим разницу между выдающимся атлетом и политиком, политиком и великим ученым. Но внутри «профессиональных категорий» различий, практически, нет. Выдающийся легкоатлет, пробегающий определенное расстояние за самое короткое время, на самом деле почти ничем не отличается от другого легкоатлета, который повторит его результат. Даже если кому-то и посчастливится какое-то время удерживать мировой рекорд, его превосходство в любом случае исчисляется парой секунд. К тому же, и это все равно — не надолго… То же самое можно сказать о любом «качестве», которыми так восхищается современное общество. Исключение составляет лишь область знаний. Знания — это продукт человеческого восприятия, а восприятие индивидуума — оригинально, своеобразно и неповторимо. Период дней, когда ведется счет омера — между праздниками Песах и Шавуот — это период ожидания, период отсчета дней до получения Торы. Теперь мы понимаем, что заповедь, предписывающая отсчитывать дни омера, олицетворяет собой удивительное ожидание и символизирует переход из одного мира — в другой. Из мира 26-ти поколений, главным стремлением представителей которых было получение удовольствия — в мир Торы, который построен на уважении и посвящен совершенствованию. Это переход из мира удовольствий — в мир кавода. В мире кавода уникальность человека — в его способности приобретать знания. Почет и уважение в этом мире оказывают тем, чей талант способствует углублению человеческих знаний. При этом, самая важная область учения, заслуживающая наибольшего уважения — постижение законов Торы. Без знания Торы акт Сотворения мира Всевышним был бы лишь проявлением Его Доброты — когда человек живет, подчиняясь определенным законам, принятым в обществе, но не имеет обязанностей и ни за что не несет ответственности. Ученики раби Акивы достигли в постижении Торы неизмеримых высот. Однако их было очень много (24 тысячи). Поэтому они воспринимали достижения коллег как должное, не испытывая к друг другу почтения и демонстрируя тем самым непонимание самого главного качества мира Торы, мира, в основе которого — кавод. В таком случае состояние трепетного ожидания, когда наступит день праздника Шавуот (день дарования Торы), утратило для них всякий смысл. Если знание Торы не приносит каждому ученому Торы заслуженный почет и уважение (кавод), сам акт дарования Торы в Шавуот, независимо от количества постигающих ее глубины ученых, ничего не может изменить. Тридцать третье по счету слово в Торе — слово «тов», что в переводе на русский язык означает — «хорошо», «хороший». Отрывок, где впервые встречается слово тов, рассказывает о первом «объекте», созданном Творцом. Это — Свет. Тора дает в этом фрагменте оценку первому Творению: «…И увидел Всевышний, что Свет — хорош» (Берешит, гл. 1, ст. 4). Свет, который Создатель излучает в этот мир — это свет Торы, свет, указывающий человеку путь, по которому он может прийти к цели. И тот, кто следует этим путем — достоин уважения (кавод). Между 33-м днем омера и 50-м днем, днем дарования Торы — 17 дней. Число «17» — гематрия слова тов. Если поделить дни отчета омера на первые 32 и последние 17, мы получим гематрию слов лев (числовое значение — 32) тов (числовое значение — 17). В переводе это словосочетание означает — «хорошее, доброе сердце»… Автор текста раввин Носон Вайс Иерусалим
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 14:49 | Сообщение № 2 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
Особые законы о чистоте коэнов из рода Аарона: их отдаление от мёртвых, ограничения в трауре и браке. Дополнительные ограничения для великого коэна. Требования к здоровью коэнов. Указания о праве есть жертвенное мясо. Требования к здоровью животных, приносимых в жертву. Законы о календаре: шаббат, Песах, Отсчёт Снопа, Шавуот; первый день седьмого месяца (нынешний Новый Год), Йом-Киппур, Суккот, Восьмой День (нынешний день Симхат-Тора). Вечный огонь и священный хлеб. История с сыном Шломит, проклявшим Имя Единого; его публичная казнь; повеление о проклинающих Имя Единого. Законы возмещения ущерба. Око за око, зуб за зуб: какой ущерб кто-то причинит человеку - такой будет причинён ему.
Эмор означает "скажи", "говори". И сказал Единый Моше: скажи коэнам, сынам Аарона... (21,1). Эта глава читается после глав "Ахарей мот" и "Кдошим". Замечательный ивритский поэт XIV века Иммануэль ха-Роми - земляк и современник Данте Алигьери - уловил в идущих подряд трёх названиях глав единую фразу ахарей мот - кдошим эмор: "после смерти говори (о людях, что они) святые". Со смертью совершенствование личности заканчивается, и плохие слова не могут уже помочь ушедшему; ничего положительного и конструктивного в злословии о покойном быть не может, а, значит, стоит сосредоточиться на хороших его чертах; тем более, что сущность, душа, продолжает своё существование и после смерти, и всякий, кто высказывается о жизни личности, как бы участвует в загробном суде над ней! (Конечно, речь не идёт о настоящих злодеях, врагах и извергах, которые заслуживают, несомненно, строгого осуждения в Высшем трибунале). Этот урок мы извлекаем, всего лишь читая подряд три названия глав: ахарей мот - кдошим эмор.
Иммануэлю ха-Роми, уроженцу Рима, наверняка был известен аналог этой фразы в европейской мудрости: De mortuis - nihil, nisi bonum ("о мёртвых ничего, кроме хорошего"), восходящий к спартанцу Хилону. Через знание европейской культуры и поэтическое чувство языка ему открылся новый, тайный смысловой пласт Торы. Также и всем нам, пришедшим к Торе через культуру "Третьего Рима", не зря даровано знание русского языка и русской словесности: это - тоже подарок нам от Всевышнего; этот подарок может помочь нам по-новому воспринять Учение Единого и - возможно - увидеть в нём новые, доселе скрытые, драгоценные камни.
Но эта история с ахарей мот - кдошим эмор показывает нам, насколько важным инструментом в постижении Торы является язык иврит. Не случайно именно на нём было дано нам откровение на Синае. Удивительные, почти неправдоподобные переходы трёхбуквенных корней друг в друга (в таком объёме они не встречаются даже в родственных семитских языках!), корреляция между значением слова и значением букв, его составляющих - всё это было замечено тысячелетия назад и стало одной из основ Каббалы, математической метафизики еврейского Учения. Многочисленные истории в Талмуде показывают, что мудрые раввины постоянно совершенствовали своё знание иврита, советуясь с простыми и необразованными евреями: уборщицами, стряпухами. Чем острее и отточенней рабочий инструмент - язык, - тем больше возможностей у человека понять бесчисленные тайны, скрытые в Тексте, имя которому - Мир, и в Мире, имя которому Текст.
Здесь я хочу с благодарностью произнести имена двух людей, которые подарили мне чувство и знание языка иврит, любовь к нему и к Торе. Пусть хранит их Единый и дарует им добрую и долгую жизнь: мой отец, Хаим-Зеэв Могилевер - и мой учитель Устной Торы, Нетанъэль Лифшиц - из уст которого я, пятнадцатилетний мальчик, впервые и услышал священный каламбур Иммануэля ха-Роми: ахарей мот - кдошим эмор!
* * *
Большая часть законов этой главы - да и солидная часть законов Торы как таковой - посвящена тонкостям храмовой службы. Всю книгу "Вайикра" часто называли торат-коhаним, Учение Коэнов. Может представиться странным, что Тора, Книга, передающая людям Путь Бога, столько внимания уделяет бессмысленным формальностям, которые, к тому же, имеют значение только для небольшой касты потомков Аарона. Человеку со светским воспитанием может показаться, что обилие этих обрядов и запретов уменьшает значение "моральной" части Торы, низводит всю Тору на уровень ритуально-магического руководства. Это, разумеется, не так.
Каббала поясняет, что еврейский народ был основан, как рыцарский орден, для уникальной миссии: быть энергоносителем человечества (ор ла-гойим, букв. "свет народам"); собирать и возгонять в высшие миры энергию, собранную человечеством, и принимать и распространять энергию, полученную свыше. Эта "избранность" не дает евреям никаких привилегий, зато накладывает дополнительные обязанности и требования. И в центре этой системы - Храм, центр переработки энергии.
В человеческом теле таким центром является... желудок. Обряды Храма и впрямь похожи на диковинные рецепты из древней поваренной книги, и многие из них могут вызвать некоторое отвращение у рафинированного читателя. Но в иной образной системе невозможно было дать те процессы, которые надо проводить для правильного энергообмена миров (мы говорили об этом, комментируя главу "Вайикра"): любая мистическая работа в те дни выражалась в принесении животных в жертву божеству, и такой наглядный метод облегчал выполнение миссии.
Коэн в еврейской традиции - сотрудник Храма. Если мы позволим себе сравнить возвышенную энергетическую функцию Храма с такой будничной вещью, как желудок, то коэн оказывается аналогом пепсина, желудочного сока, катализатора пищеварения. Коэн, находясь в роли коэна, не правит народом, он не судит и не строит - он регулирует переработку энергии.
Другое дело, что работа коэна в непосредственном канале "Вселенная - Творец" располагает к духовному и интеллектуальному богатству. Многие выдающиеся пророки (например, Йирмеягу /Иеремия/ и Йехэзкэль /Иезекииль/) - коэны. Многие из величайших раввинов, учителей, творцов еврейской и мировой культуры в древние и новые времена - коэны. Коэнство не только не противоречит духовности - оно в высшей степени ей способствует. Но сама функция коэна как коэна - в первую очередь телесная, физическая.
Теперь нам легче понять, почему такое большое значение уделяется в Торе коэнам и их работе: как человек не может работать, если у него расстройство желудка, так и еврейский народ может выполнять свою духовную функцию, только если коэн в Храме правильно выполняет обряды. А ведь и желудку каждого человека Тора уделяет столь же большое внимание - в законах о кашруте - ритуальной чистоте еды!
Мы сказали, что коэн - профессия мистическая, но чисто физическая. Поэтому, чтобы быть коэном, необходимо иметь некий набор физических данных. В частности, действующий коэн обязан быть абсолютно здоров телом: увечный, больной или раненый человек не может выполнять эту функцию просто потому, что его физическое тело не соответствует тому стандарту, под который расчислялся храмовый ритуал. Точно так же не любого человека возьмут в космонавты или лётчики-испытатели. Потомки Аарона, пострадавшие от болезни или ранения, пользуются всеми привилегиями коэнов, но сам обряд жертвоприношения они вершить не могут (Вайикра 21,22-23).
Более того: для проведения обряда необходим - как мы бы сказали теперь - определённый генотип. Единожды, в Синае, Аарон и его сыновья получили "генетическую настройку" на коэнство (этот процесс описан в главе "Цав"); только потомки Аарона и его сыновей по мужской линии сохраняют эту настройку, и только при соблюдении особых условий. Сын коэна и разведённой женщины может быть замечательным человеком, но он - уже не коэн. Попробуем объяснить, почему.
Между мужем и женой - между любыми двумя людьми, бывшими в близости - навсегда протянулась некая нить. Даже если всеми силами хочется изжить, уничтожить её, - она остаётся. Эту нить можно назвать кармической, энергетической - но она связана и с механизмом наследственности. Не случайно у многих животных наблюдается феномен телегонии: детёныши бывают похожи не на отца, а на самца, с которым мать когда-то спаривалась. Таким образом "ген коэнства" может потеряться, исчезнуть, если человек рождён от коэна и разведённой женщины. Более того, коэн, женясь на разведённой, как бы связывает собственную наследственную систему с третьим человеком - первым мужем его жены. И, как ясно сказано в нашей главе, быть коэном он больше не может.
Примечание: современные раввинские суды, опираясь на средневековую традицию, вообще отказываются женить коэнов на разведённых; но простое прочтение текста не даёт повода для такой строгости: не любой потомок Аарона обязан сохранять коэнство, и, если любовь дороже, человек может просто от коэнства отказаться! (Такие случаи в еврейской истории описаны - например, некий род Хадид во второй половине 1-го тысячелетия до н.э.: его потомки живы до сих пор). Я думаю, что реальное решение галахической проблемы "коэн и разведённая" - составление переписи коэнов (как это было при Эзре после Вавилонского пленения) и разрешение коэнам жениться на разведённых, с условием отказа от коэнства. Впрочем, я надеюсь, что, когда будет восстановлен Храм, Единый Сам укажет на тех людей, которых Он пожелает видеть коэнами в нём.
* * *
В центре главы - заповедь, регламентирующая еврейский календарь. Все праздники и памятные дни, упоминавшиеся раньше, и другие, о которых раньше не говорилось, сведены здесь воедино. Новый Год (который здесь, правда, называется «первым днем седьмого месяца», так как «первый месяц» - это нисан, месяц Исхода), Йом-Киппур, он же Судный День, Суккот, или праздник Шатров, Симхат-Тора (здесь она называется Праздником Собрания), Песах и Шавуот, а также Отсчет Снопа – повеление считать дни от Песаха до Шавуот, которое мы выполняем и в неделю, когда читается сама глава "Эмор": все перечисляются здесь, и дополнительно говорится о значении субботы, как святейшего из дней недели.
Какую цель преследует Тора, когда повторяет информацию, которая уже давалась раньше? Ведь уже подмечено, что в Торе нету случайных слов, случайных оборотов?
Тора подчеркивает, что неотъемлемая часть еврейской жизни – строго регламентированное расписание года, с его праздничными обрядами и исчислением времени. Чтобы знали поколения ваших потомков (23,43): календарь есть способ сохранения одновременно рода и памяти.
Мы часто видим, что введение ритуала (ежедневного, еженедельного) помогает бороться с естественной человеческой ленью. Прикажи себе иногда заниматься гимнастикой – что ж, «иногда» оказывается понятием растяжимым. А вот приказ себе заниматься гимнастикой каждое утро до завтрака – другое дело. Тут есть уже хоть и маленький, но шанс действительно выполнить обещанное.
Каббала говорит, что это – не просто свойство человеческой психики, а свойство пространства-времени. Любой поток, в том числе и временной – хéсед, или благодать: текучая субстанция, стремящаяся заполнить всё пространство. Любовь, познание, вдохновение – все это хесед. Хесед, заполняя пространство, растекается и рассеивается в пространстве. Если его не ограничить, он обречен на измельчение. А любые фиксированные рамки суть гвурá, или принцип ограждения. Календарь «надевает» на ось еврейского времени гвуру, пресекая естественное стремление к растеканию. Еврейский путь насыщен хеседом – любовью Творца, и тем важнее ограничить его жесткой гвурой.
В самом деле, каждая попытка отхода от Торы (которая вся – проявление гвуры) приводила евреев к потере своего самосознания, своей миссии. Следующее поколение уже не ощущало себя евреями. Во времена Римской империи сторонникам ассимиляции так отвечал рав Йосэ Галилейский: «вы предлагаете нам принять римский образ жизни, чтобы спастись от преследований. Точно так же рыбам сказали: в воде вас подстерегают сети рыбаков, выбирайтесь на сушу! Но умные рыбы возразили: в воде у нас есть хотя бы какой-то шанс выжить, ведь мы в ней можем дышать! Как рыбам – вода, так Тора – для нас» (цитирую по статье доктора Айялы Гликсберг, газ. "Маарив", 2001).
Тысячи лет евреи подвергались гонениям: с точки зрения каббалы это – естественное противодействие, по третьему закону Ньютона, энергоносной функции евреев среди остального человечества; и они выживали, поскольку баланс хеседа и гвуры – гарантия рахамúм, Божественного милосердия. Недаром такое взаимоотношение Израиля и мира предсказано пророком Амосом в восьмом веке до н.э., когда не было даже намека на диаспору: И я буду передвигать род Израиля среди всех народов, как (зерно) в решете, но это зерно не просыплется наземь (Амос 9,9). Ни римляне, ни инквизиция, ни халифат не смогли – а ведь пытались! – нанести существенный удар еврейскому существованию.
Был ли массовый отход евреев Европы от еврейского пути в начале двадцатого века одной из (сверхъестественных) причин чудовищной Катастрофы, которая разрушила и «светские» общины Вены и Берлина, и глубоко ортодоксальные общины Лодзи, Межибожа, Кракова? Не стоит углубляться в этот страшный вопрос, несмотря на соблазн: ахарей мот - кдошим эмор!
* * *
Око за око, зуб за зуб (24,20) - эти слова часто приводят, говоря о "ветхозаветной жестокости". На самом деле это - законы о справедливости. Доктор Нафтали Гирш (сын РаШаРа) в 19-м веке написал научную статью про законы о свидетельстве в древнем еврейском уголовном праве. Один из выводов, доказанных в этой статье, его отец суммирует так: основная роль суда была - не признать виновность обвиняемого, а утвердить его невиновность. Презумпция невиновности наличествует в библейском праве, и суд наказывает только того, чья вина несомненна. О Синедрионах эпохи Второго Храма (а они действовали по законам Торы!) Талмуд пишет: состав Синедриона, который выносил один смертный приговор в семьдесят лет, считался "убийственным" (слова р. Эльазара бен Азарии, трактат Макот).
Все толкователи едины в мнении, что "око за око" не означает, что выбившему чей-то глаз надо выбить глаз. Ведь ранее сказано: а убивающий скотину заплатит за неё: жизнь за жизнь. Ясно, что речь идёт о возмещении ущерба (по-видимому, такой же скотиной или её стоимостью), а не о том, чтобы убившего скотину убили в наказание! Человек, который наносит ущерб, должен его возместить. Согласно всем позднейшим толкователям, слова Торы означают, что за каждый телесный ущерб назначалась полновесная цена, и возместить этот ущерб должен тот, кто этот ущерб нанёс. При этом убийца всё равно будет казнён: а убивающий человека будет умерщвлён (21).
Мне, тем не менее, кажется возможным и буквальная трактовка. Дело в том, что непреднамеренное преступление классифицируется иначе, чем преднамеренное (Шмот 21,12-14). Убившего по ошибке не казнят и даже не держат в заключении - он наказывается только ссылкой. Естественно предположить, что для такой страшной вещи, как намеренный и неоправданный телесный ущерб, наказание будет строже - как в случае с намеренным убийством: а если умыслит человек на ближнего своего хитростью, чтобы его убить - (даже) от Моего алтаря возьми его на казнь (Шмот 21,14; алтарь упоминается из-за обычая скрываться от смерти в храме). При этом намеренное убийство преступника, например, или убийство в целях самозащиты, преступлением не считалось вообще. Поэтому не исключено, что для преступника, умышленно калечащего невинных людей, Тора и назначила такое наказание: око за око, зуб за зуб. Ведь главная цель наказания - предотврашение преступлений такого рода!
В любом случае, впоследствии эти слова понимались именно как денежная компенсация.
* * *
Некий человек, сын мужчины-египтянина и еврейки по имени Шломит бат Диври из колена Дан, во время драки с другим евреем совершил некую вещь. И назвал сын женщины-израильтянки Имя, и сказал проклятие (Вайикра 24,11). Судя по дальнейшему тексту, этот человек публично проклял Бога, при этом использовав Его четырёхбуквенное Имя. Этот поступок стал поводом для нового закона: всякий человек, кто бы он ни был, если проклянёт своего Бога, понесёт груз своего греха. А (тот, кто при этом) называет Имя "Единый" - будет умерщвлён смертью: камнями побьёт его вся община (15-16).
Талмуд (Псахим 93б) доносит до нас традицию, согласно которой кара за проклятие Бога (без называния четырёхбуквенного имени) - смерть от Божественной руки, а не от руки человека (это и значит "понесёт груз своего греха"). Иные говорят, что жизнь такого человека продлится, как обычно, но это преступление будет рассмотрено в посмертном, Высшем суде. Жена страдальца Иова советует ему прервать свои мучения ранней смертью от Божественной руки: благослови (эвфемизм: имеется в виду "прокляни") Бога, и умри! (Иов 2,9). В любом случае, не человеку дано судить человека, который по той или иной причине проклинает Бога.
Иное дело - если человек, проклиная Бога, называет четырёхбуквенное Имя Единого.
Имя Единого - больше, чем обозначение Бога: оно само по себе является формулой, средством воздействия на мир. Во времена Первого Храма люди часто употребляли его на письме (мы видим это и в ТАНАХе, и в письмах, найденных археологами в городе Лахиш); возможно, было принято и произносить его вслух, но устная замена этого Имени словом Адонай ("мой Господин", Господь) - очень древняя традиция. Делалось это во избежание профанации священного слова.
Публичное использование этого Имени в формуле проклятия - уже не акт отчаяния, а магическая формула. Подобные формулы, по-видимому, применялись в Египте (об этом свидетельствуют т.н. "дощечки проклятий", найденные археологами). Может, именно поэтому египетское происхождение проклявшего подчёркивается текстом.
Мы видим контраст: человека, проклявшего Бога, не наказывают (человеческим судом). А человека, проклинаюшего Бога с употреблением Его четырёхбуквенного Имени, казнят публично, при участии всей общины! Как понять это - и как смириться с подобной жестокостью? Перед нашими глазами сразу мелькают образы оголтелых фанатиков, побивающих камнями инакомыслящего. Страшная, недостойная картина. Неправильная, несправедливая картина.
Мы знаем, что слово может убить. В 2002 году израильские войска очистили гнездо террористов в городе Дженин. Арабский мир представил это как разрушение города и убийство его жителей. Комиссия, созданная ООН, подтвердила: никакого убийства жителей не было, город Дженин стоит, как стоял. Но миф разросся и влился в бурный поток лжи под общим заголовком "страдания палестинского народа". Западный мир крепко убеждён, что действия "палестинских боевиков" - месть населения, доведённого до отчаяния, за "оккупацию" Израилем в 1967 году территории Иудеи и Самарии, а также сектора Газы. Но ведь основана Организация Освобождения Палестины в... 1965 году, до Шестидневной войны!
А сам термин "палестинцы"? Он как бы узаконивает право носителей этого названия на страну по имени "Палестина". Но ведь до недавнего времени именно еврейское население Эрец-Исраэль называли "палестинцами"! Обозначение арабов этим словом - новейшее изобретение.
Можно привести много примеров, не связанных с евреями. Убил ли Годунов Димитрия, а Сальери Моцарта? Скорее всего, оба этих человека невиновны; но сказанное слово утвердило в сознании другую реальность. Жизнь и смерть зависят от языка, говорили мудрецы Талмуда. Для поколения вышедших из Египта и стоявших у Синая четырёхбуквенное Имя - это символ Завета, символ Учения, символ человеческой морали и национальной идентификации. Проклятие Бога с использованием этого Имени - это бомба, которая взрывается в высших мирах и приносит разрушения в материальном мире. Это - высшая мера предательства. И поэтому сын Шломит заслужил публичную казнь - высшую меру расплаты.
Но точно так же, как злое слово может убить, вовремя сказанное доброе слово может остановить нашествие зла. Слово может обратить в бегство врага не хуже меча и пули. Слово может спасти жизнь умирающему. Слово, сказанное в защиту обвиняемого на суде, выслушивается даже на эшафоте, и даже если исходит от самого обвиняемого (Санхедрин 42б). Еврейский суд многократно призывается к справедливости и милосердию, и должен верить доброму слову больше, чем злому - даже если обвинения самые чудовищные. Гилель Старый (1 в. до н.э.) говорил: всякого человека суди, (склоняясь) в сторону его правоты. И в самом деле, если ахарей мот - кдошим эмор - "после смерти говори (о людях, что они) святые" - то почему бы не оказать ту же честь и живым людям?
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
| |