Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
Последнее благословение Моше Израилю и его коленам. Смерть и похороны Моше.
И вот оно, то благословение, которым благословил Моше, человек Божий, сынов Израиля перед своей смертью (33,1). Название главы происходит от первых двух её слов: ве-зот ха-браха - "и вот оно, то благословение". Моше знает, что ему суждено умереть раньше, чем народ Израиля войдёт в свою страну. Напоследок он благословляет народ, как когда-то Яаков - своих сыновей. Сказал РаШИ: незадолго до смерти - ведь если не тогда, то когда же? Действительно, в стихотворном тексте благословения - в отличие от Песни "hаазину" - чувствуется некая торопливость: она не делает благословение "худшим" поэтическим произведением, но между строк мы можем увидеть в нём душевное состояние умирающего пророка.
Эта торопливость не осталась незамеченной в нашей традиции. В сборнике "мидраш Танхума" (ок. 380 н.э.; составитель р. Танхума бен Абба) мы находим предание: пришли (свыше) и сказали Моше: пришёл час, когда ты расстанешься с миром. Сказал он им: подождите, пока я благословлю народ Израиля - не было ему от меня в мире покоя из-за предостережений и обличений, которые я на него обрушивал! Стал благословлять каждое колено по отдельности; увидел, что время истекает, собрал всех в единое благословение (Танхума Ваэтханан гл. 6). РаШаР Гирш говорит: нам кажется, что это благословение Моше говорит не из уст Единого, как остальное Учение, а из своего сердца - поэтому понятен эпитет "человек Божий", которым Моше назван только здесь: во всех словах Моше, сказанных доныне, он был только инструментом в руках Единого, поэтому не надо было подчёркивать, что он сам - человек Божий.
* * *
Все благословения коленам носят глубокий смысл, исследованию которого посвящены многие труды. Здесь остановимся на двух моментах.
Благословения получили все колена, кроме Шимъона. Почему? Вчитаемся в лаконичное благословение, которое досталось колену Йеhуда: А это - Йеhуде. Так он сказал: слушай, Единый, голос Йеhуды, и к народу его приведи его; рук у него много, и будет это помощью против врагов его (33,7).
Не то, чтобы Йеhуда (в честь которого евреи всех колен теперь называются "йеhудим") был таким многоруким чудищем а-ля Святослав Логинов: Моше просит, чтобы множество потомков Йеhуды (уже при Моше это колено было одним из самых больших, судя по переписи населения!) сыграли конструктивную роль в битвах (не обязательно в прямом, военном, смысле слова) всего Израиля ("народа его").
РаШИ (р. Шломо Ицхаки) обращает внимание на слово "слушай", первое значащее слово в благословении, данном Йehуде. На иврите это Шмаъ - корень имени "Шимъон". РаШИ говорит: здесь намек на благословение Шимъону, вытекающее из благословения Йеhуде; и действительно, когда разделили Землю Израиля, Шимъон забрал из доли Йеhуды, как сказано (в книге Йеhошуа /Иисус Навин/, гл. 19): из территории сынов Йеhуды - надел сынов Шимъона. А почему не отвел [Единый, устами Моше] ему [Шимъону] отдельного благословения? Оттого, что Он был недоволен тем, что [Шимъон] сделал в Шиттиме. РаШИ имеет в виду историю из главы "Пинхас" о грехе Зимри бен Салу, старейшины из колена Шимъон, который участвовал в сексуально-идолопоклонническом ритуале с мидйанской блудницей Козби.
Действительно, колено Шимъон жило на территории, отведенной колену Йеhуда, и рано растворилось в нем.
* * *
В благословении Йосефу мы находим фразу: благословенна Единым (да будет) земля его - дарами неба, росою, и бездной, лежащей внизу (13). Что за бездна, и как она может быть благословением? Традиция говорит - и с этим согласны многие комментаторы - что речь идёт о подземных водах, которые орошают снизу уделы колена Йосеф. Мы предлагаем другое толкование. У Йосефа не было единого надела - их было три: Эфраим и две половины Менашше. Нам видится здесь намёк на творческое начало. Сам Йосеф спас урожай Египта не благодаря подземным водам - благодаря своей изобретательности, силе ума. Слово "бездна" (теhом) обозначает не только подземные полости, но и космический первозданный хаос, протоматериал первотворения: корень этого слова звучит в слове тоhу - в главе "Берешит" оно описывает состояние материи в начале Первого Дня Творения. Когда мы наделены способностью находить нестандартные решения в тяжёлых ситуациях, мы можем сказать, что первозданный хаос оборачивается для нас благословением. Не это ли считалось во все века свойством евреев? Нельзя видеть в этом чисто генетическое свойство: многие люди, родившиеся неевреями, приняли на себя Синайский договор и судьбу еврейского народа. Может быть, легендарная еврейская изобретательность - благосклонность хаоса, наследие Йосефа?
* * *
Легенды о смерти Моше в мидрашистской литературе часто описывают его попытки избежать участи всех людей. Он пытается выторговать себе бессмертие, меряется заслугами и величием с историческими и метафизическими фигурами и вообще ведёт себя крайне непохоже на того Моше, которого мы знаем по Торе. Тем не менее, эти предания очень распространены и связались с личностью Моше настолько естественно, что они просочились (например) и в мир ислама!
Стоит подчеркнуть, что мидраш - не документальная литература. РаМБаМ в книге "Путеводитель для растерянных" убедительно доказывает, что как жанр мидраш родственен поэзии. Таким образом мы можем сделать вывод, что личность Моше используется авторами мидрашей для описания человеческой смерти вообще: страха смерти, её неизбежности в мире - и её относительности, вытекающей из бессмертия души. Из этих легенд мы можем многое понять о самих себе, но суетливость, карикатурность, присущая мечущемуся между мирами старику, не должна накладывать отпечаток на наше восприятие исторического Моше - мудрого и величественного законодателя и пророка.
* * *
Предсмертный курс лекций Моше завершается его благословением народу. Тут бы и закончиться книге Дварим. Но без истории смерти Моше отчет о превращении евреев в народ был бы неполон. Тора не обрела бы одного из ликов своего совершенства: она - не только метафизический вселенский код (о закономерностях ее букв написаны тома исследований!), не только свод законов, не только учебник истории, не только, не только...: она еще - великолепное литературное произведение. (И это неудивительно: книга Единого не может быть посредственной).
Итак, раз Тора, кроме своей документальности, историчности, законности... - еще и повествование, она должна закончиться согласно литературным канонам, которые изобрёл, по-видимому, Сам Автор Всех Вселенных. Смерть Моше ставит все на свои места. И неважно (как мы уже говорили, обсуждая главу "Дварим"), кто записал первым эти строки на пергаменте.
* * *
Моше умер. Тора продолжается. Круг чтения Книги замыкается - после "великих и трепетных дел", которые совершил Моше на глазах у всего Израиля, мы возвращаемся к тому, что вначале создал Бог небо и землю.
О чем наша книга? О Боге и людях. О том, как отдельные личности могут, по воле Единого и по своим заслугам, играть решающую роль в судьбе человечества. Вереница этих центральных личностей проходят перед нами так, что они, как в фильме, на протяжении долгих глав остаются "в фокусе". Ноах /Ной/; Авраам; Яаков; Йосеф; Моше. Откуда-то со стороны смотрит загадочный, молчаливый Ицхак. Блестящая галерея женских образов: Хавва, делящаяся тайной познания с мужем; гордая Сара, мудрая Ривка, огонь и вода - Рахель и Лея; отважная и дерзкая Мирьям, деятельная Циппора.
Тора нелинейна: чем ближе поколение к сорокалетнему путешествию по Синаю, тем больше места оно занимает в текстовом пространстве. Чем ближе описываемые люди к роду Израиля, который стал Народом Выбора, тем больше внимания им уделяется. Принадлежность к роду Израиля определяется в первую очередь духовной позицией, а не кровью; но наших героев поддерживают, удерживают от падения титанические фигуры неевреев - носителей света Единого, независимых от "израильской" линии договора с Богом: Авимелех, царь Грара; Малкицедек, царь Шалема; Йитро, жрец Мидйана.
Единый из Синая пришёл, и сияние его - из Сэира; появилось оно из гор Парана, а пришло - из плодородных земель Кадеша (33,2). В комментарии к нашей главе РаШаР Гирш пишет, что под Сэиром и Параном надо понимать жителей этих мест - потомков соответственно Эсава и Ишмаэля. В таком случае земли Кадеша должны намекать на Мидйан. Что же это за "приход сияния"? Согласно комментариям, Моше снова напоминает евреям, что завет, заключенный с Авраамом, мог распространяться на всех его потомков; что роды Ишмаэля и Мидйана, сыновей Авраама, род Эсава, сына Ицхака, могли с легкостью стать Народом Выбора - если бы они сделали выбор; что, наконец, Единый предлагал этим народам такой же союз, как с Израилем. Мы можем догадаться, что Йитро мог повести за собой Мидйан, если бы мидйаниты были готовы пересмотреть свой путь; а если бы пророк Билъам сделал свой выбор иначе, он вместе с Йитро могли стать мидйанскими Моше и Аароном...
В результате, как мы знаем, мидйаниты, последовавшие за Йитро, слились с Израилем. Именно род Яакова оказался наиболее достойным - или наименее недостойным. Закон завещал нам Моше (Моше говорит о себе в третьем лице, поскольку отождествляет себя в этот момент со всем народом), а традицию - община Яакова (33,4). Мы помним все чудеса непокорности, идолопоклонства, духовного и физического разврата, которые совершали наши предки на пути к Обетованной Земле. Но другие, по-видимому, не оказались способны даже на такой извилистый путь к Единому. Как одиночки - да; как общество - нет.
Именно поэтому еврейский народ, хотя и не имеет "эксклюзива" на индивидуальное общение с Богом, оказывается эталоном общения с Ним на уровне группы, сообщества. Поэтому общечеловеческое единство людей, желающих идти совместно путем Всевышнего, будет построено по образцу еврейского народа и вокруг еврейского народа. Только в такой коллектив и сможет "влиться" обособленный от всех Израиль, как о том и говорят пророки. Я надеюсь, что время для этого, наконец-то, настаёт, и желаю этого всем сердцем.
Не очень легко быть эталоном, образцом. В особенности - когда в тебе столько неуместного, неправильного, неугодного. Но наши предки смогли пронести Путь - значит, нам надо продолжить их дело.
Вот Моше и напоминает нам, что, всё же, есть чем гордиться. Счастье твое, Исраэль! Кто сравнится с тобой - народ, находящий спасение в Едином! (33,29).
С праздником Торы вас! Хаг самэах! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|