Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
На пути из Беэр-Шевы в северную Месопотамию Яаков ложится спать на камень и видит во сне лестницу, по которой поднимаются и опускаются ангелы. Единый говорит с ним в этом сне, обещает хранить его в пути и говорит, что потомству Яакова будет принадлежать земля Ханаана. Яаков, проснувшись, делает камень, на котором он лежал, жертвенным, и называет место "Бейт-Эль" ("дом Бога"; изначально оно называлось Луз). И принял Яаков обет, говоря: если будет Бог со мною, и сохранит меня на этом пути, по которому я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы надевать, и если я вернусь с миром в дом отца моего - тогда будет Единый моим богом; а этот камень, который я поставил в качестве жертвенного, станет домом Бога, и всё, что Ты дашь мне, от того я воистину буду отдавать Тебе десятину. Яаков прибывает в Харран и знакомится с Рахелью, младшей дочерью своего дяди Лавана. Лаван встречает Яакова. Яаков договаривается с Лаваном, что в обмен на семь лет службы ему будет дана в жёны Рахель. И служил Яаков за Рахель семь лет, и показались они ему несколькими днями, от любви его к ней. Через семь лет Лаван вводит к нему свою дочь, но она оказывается не Рахелью, а её старшей сестрой Леей. Яаков соглашается на ещё семь лет службы и получает также Рахель. У Яакова рождаются сыновья от Леи (включая одну дочь), от Билhи (служанки Рахель), от Зилпы (служанки Леи) и один сын от самой Рахель - Йосеф. Яаков собирается домой, в Ханаан. По уговору, Лаван должен отдать ему всех крапчатых и разноцветных ягнят и козлят, и всех коричневых ягнят (из только что родившихся); но Лаван отделяет от стада всех баранов и козлов, которые могут дать такое потомство, и вручает своим сыновьям. Яаков привязывает к корытам с водой крапчатые палочки из древесной коры, чтобы овцы и козы смотрели на них во время спаривания. И, действительно, рождаются крапчатые ягнята и козлята. Затем Яаков отделяет это потомство от других, помечая как собственные стада. Яаков богатеет, и относит своё благосостояние за счёт Единого. Жёнам он объясняет: а вы знаете, что всеми силами я работал на вашего отца; а отец ваш обманул меня и сократил моё жалование в десять раз - и не дал ему Бог сделать мне зло: если он скажет "пятнистые будут оплатой тебе", все овцы и козы родят пятнистых; а если он скажет "полосатые будут оплатой тебе", все родят полосатых. И спас Бог скот вашего отца, и отдал мне. Рахель и Лея согласны идти с Яаковом в Ханаан. Перед уходом Рахель похищает культовые принадлежности терафим у своего отца. Яаков с семьёй, не предупредив Лавана, уходят, переходят реку (Евфрат) и направляются к Гилъадским горам. Лаван узнаёт об их бегстве через три дня, снаряжает погоню и настигает их ещё через семь дней в Гилъадских горах. Бог является во сне Лавану и предупреждает его, чтобы не вредил Яакову. Лаван встречается с Яаковом и укоряет его за побег. Лаван ищет свои терафим и не находит, поскольку Рахель спрятала их под своё верблюжье седло. Лаван предлагает Яакову союз. Они ставят памятный знак в честь заключения союза - груду камней под названием Галъэд ("груда-свидетель"). Лаван просит Яакова обещать ему не делать зла его дочерям и не брать других жён. Груда камней обозначает также границу между территориями Лавана и Яакова. Яаков приносит жертву на горе, он пирует с семьёй Лавана; Лаван возвращается домой. И Яаков пошёл своим путём, и встретились ему ангелы Единого. И сказал Яаков, когда увидел их: это - становище Бога! И назвал это место Маханаим (т.е. "два становища").
И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и отправился в Харан (брать в жёны одну из дочерей Лавана, как повелел ему Ицхак); и остановился в некоем месте и заночевал там, ибо закатилось солнце. И взял один из местных камней, и положил себе в изголовье, и улёгся в том месте. И увидел во сне: вот стоит лестница, опирающаяся на землю, а вершина его достигает неба; и вот ангелы Божьи поднимаются и опускаются по ней. И вот - Единый стоит на ней (на всей лестнице одновременно; а некоторые переводят "над ним" - над Яаковом), и говорит: "Я - Единый, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Земля, на которой ты лежишь, - тебе Я дам её, и потомству твоему. И будет потомства твоего - как пыли земной (то-есть - не сосчитать), и расширишься ты на запад, и на восток, и на север, и на юг. И благословятся тобой все роды Земли, и потомством твоим. И вот - Я с тобою, и буду хранить тебя - куда бы ты ни шёл; и буду возвращать тебя на эту землю. Ведь не покину Я тебя, пока не выполню целиком то, что сказал тебе".
И проснулся Яаков ото сна, и сказал: действительно, в этом месте есть Единый, а я не знал! И затрепетал, и сказал: какое страшное место здесь - не иначе, как дом Бога, и это - врата Неба (28,10-17).
Приснилось же человеку. Но поражает контраст между Яаковом-бодрствующим и тем, что ему увиделось во сне. Не зря Тора привела наивные слова Яакова: "действительно, в этом месте есть Единый, а я не знал!". Авраам - тот дошёл до ощущения, что Бог присутствует в любом пространстве, в любом времени, во всех возможных измерениях; что у всего, что есть и может быть - одна Первопричина. Но как нелегко передать эту простую истину даже через одно поколение!
Вообще, чем проще истина, тем трудней нам её понять, тем легче нам обманывать себя, внушая себе, что мы эту истину поняли. Вот истина: надо делать добро, не надо делать зла. И вот - мы, и "все наши глупости и мелкие злодейства".
Понятно, что Яаков, восклицающий "действительно, в этом месте есть Единый!", следует общему для жителей тогдашнего Средиземноморья пониманию, что у каждого бога есть своя территория. Территория могла меняться, если передвигается храм бога: Камиш, бог города Каркамиш, со временем стал богом города Кир и страны Моав, к юго-западу от Каркамиша (моавитяне называли этого бога Кемош). Местные боги назывались "Хозяин такого-то места или такого-то события" (по-ханаански: "Баал-...": Баал-Цафон, Баал-Берит, Баал-Працим) или "Бог такого-то места" (по-ханаански: "Эль-...").
Интуиция Яакова, должно быть, говорила ему, что тот Единый, о котором говорили ему родители, - очень большой, очень великий, но всё-таки местный бог Беэр-Шевы или какого-нибудь ещё места, обжитого родом Авраама. Но здесь, в Лузе - всё тот же Единый? Ничего себе сюрприз - "действительно, в этом месте есть Единый, а я не знал!"
Но во сне предстаёт совершенно иная картина. Стройная, иерархическая структура мира, простирающаяся от земного до небесно-непостижимого, с взаимосвязью между уровнями - ступенями лестницы. И над всем этим - Единый, проявляющий Себя на любом уровне, управляющий этой конструкцией по Своей воле (ангелы поднимаются и опускаются по лестнице, а Единый находится на ней). Слова, которые говорит Единый Яакову в этом сне, тоже не соответствуют "локальному" мышлению, которое проявляет Яаков-бодрствующий: оказывается, благословение от Яакова и его потомство должно пойти на пользу "всем родам Земли".
Иногда с нами легче говорить во время сна: наш упрямый рассудок-консерватор не так активно отторгает приходящие извне мысли. Сны не стоит переоценивать, но к ним надо прислушиваться. А ко сну с такой удивительной символикой - тем более.
* * *
Лестница, которую увидел Яаков - олицетворение универсального принципа иерархии, который лежит в основе мироздания. Лестница Яакова в пространстве - это многослойное строение Вселенной. Она бесконечна, и вместе с тем обозрима, ибо в ней есть структура. Каббала насчитывает семь этажей-уровней в нашем мироздании (различные "срезы" каббалистических моделей мира описываются в Талмуде в трактате "Хагига", глава 2 - в особенности стр. 12-б). Каждый последующий этаж менее материален, чем предыдущий; при этом все они взаимосвязаны, и присутствие Всевышнего проявляется на всех уровнях. "Земля", физический план - только первый из этажей, а верхний - план духовного руководства, который люди привыкли ассоциировать с "небом" (отнюдь не в физическом его понимании). Но каждый из этажей содержит в себе полное подобие семиэтажной структуры, и 7 этажей легко превращаются в 7х7=49, затем в 7х7х7=343... и так до бесконечности, пока перед нами не вырастет бесконечная модель мира - пространственная Лестница Яакова.
Лестница Яакова отражается и в других измерениях. В измерении времени - это принцип поэтапности. Любое действие, любое движение, получается лучше всего, если его делать шаг за шагом, планируя переход от стадии к стадии, с четко очерченными границами между этапами. В измерении человеческой души - это чётко выстроенная система ценностей. Намного легче жить, если понимаешь, что тебе важнее всего в жизни, что ставишь выше, а что - ниже. Далеко не всегда человек знает собственную шкалу ценностей, она формируется не на сознательном уровне; но, задавая самому себе вопросы и искренне отвечая на них, можно многое понять в самом себе.
Череда поколений одной семьи, одного рода, одного народа - тоже Лестница Яакова (верующие учёные-генетики уже давно прозвали Лестницей Яакова двойную спираль ДНК). При этом преемственность поколений не должна слабеть, стираться по прошествии времени: мы наследники Авраама не меньше, чем мы наследники своих родителей. Не случайно в нашей главе один раз дед назван отцом: "Я - Единый, Бог Авраама, отца твоего" - Яакову; а другой раз внук назван сыном: "знаете ли вы Лавана, сына Нахора" (29,5) - тогда как Лаван на самом деле сын Бетуэля, сына Нахора.
Очень много тонких намёков разбросано по этому эпизоду с лестницей (например: термины для "запада" и "юга" выбраны не общесемитские, а соотнесённые с географией Ханаана: запад назван "морем", а юг "пустыней"; таким образом Единый превращает для Яакова Ханаан в точку отсчета, начало координат). Но, наверное, поучительнее всего - сам принцип лестницы, который применим повсеместно. Сам план сотворения мира, разнесённый по семи этапам-Дням - одна из лучших иллюстраций; по этому примеру нам легче понять, что Лестница способна к развитию и изменению: ведь согласно словам пророков, и Седьмой День творения закончится, и на его исходе зародится новый, Восьмой по счёту, День - начало новой недели творения.
* * *
Слово вайеце означает "и вышел". В эту главу умещается многолетнее путешествие Яакова из Ханаана в Месопотамию и обратно. Наивный юноша, бегущий от брата к родственникам, где надеется найти жену, возвращается домой зрелым мужчиной, главой большой семьи, повидавшим мир. И символично, что заканчивается глава тем же, чем и начинается: видением ангелов.
Нет никого из нас, кто не видел бы ангела. Ангел - это всякое существо (человек ли, зверь) посланный Единым к нам, чтобы сообщить весть. В улыбке случайной девочки на улице и в брани грузчика равно может звучать для нас - лично для нас! - послание Творца. Есть ангелы и невидимые, и их присутствие мы ощущаем через мысли, посещающие нас, через смену настроения, через внезапные предчувствия и позывы. Интересно написал о них русский писатель Даниил Хармс (1905-1942) в рассказе "Вестники" ("вестник" и есть правильный русский перевод ивритского мал'ах и греческого ангелос):
В часах что-то стукнуло, и ко мне пришли вестники. я не сразу понял, что ко мне пришли вестники. Сначала я подумал, что попортились часы. Но тут я увидел, что часы продолжают идти и, по всей вероятности, правильно показывают время. Тогда я решил, что в комнате сквозняк. И вдруг я удивился: что же это за явление, которому неправильный ход часов и сквозняк в комнате одинаково могут служить причиной? [...] "Вода может помочь", сказал я и стал смотреть на воду. Тут я понял, что ко мне пришли вестники, но я не могу отличить их от воды. я боялся пить эту воду, потому что по ошибке мог выпить вестника. Что это значит? Ёто ничего не значит. Выпить можно только жидкость. А вестники разве жидкость? [...] Но как их найти? На что они похожи?
Мы ведём своё родословие от людей, которые знали, на что похожи вестники. И умение различать их в нашем материальном мире заложено в нас: нам остаётся только захотеть, и оно пробудится.
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|