Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
Йосеф, сын Яакова от Рахель, работает на своих братьев, детей Билhи и Зилпы; он рассказывает о них дурное отцу, который относится к нему, как к любимцу. Братья начинают ненавидеть Йосефа. Сны Йосефа предвещают его власть над братьями. Братья завидуют и ненавидят. Когда Яаков отправляет Йосефа к братьям в Шхем (и он находит их, в конце концов, в Дотанской долине), братья решают его убить. Реувен уговаривает братьев не убивать Йосефа, и они бросают его в яму. Йеhуда уговаривает братьев продать Йосефа в рабство (желая, чтобы братья не убили его, несмотря ни на что). В это время торговцы из рода Мидйана вытаскивают Йосефа из ямы и продают его в рабство каравану потомков Ишмаэля. Реувен, посланный за Йосефом, обнаруживает пустую яму. Испугавшиеся братья пачкают полосатую рубаху Йосефа (подарок отца) кровью козлёнка, и заставляют Яакова считать, что любимого сына съел дикий зверь. Яаков скорбит о Йосефе. Йосеф попадает в рабство египетскому воеводе Потифару. На этом повествование временно отвлекается от Йосефа. У Йеhуды рождаются сыновья от дочери адулламита Шуа. Первые двое, Эр и Онан, погибают (причиной гибели Онана называется его нежелание выполнить давнюю традицию левирата - стать отцом сына, который будет считаться сыном погибшего брата). Тамар, жена Эра (а затем - жена Онана) получает обещание от Йеhуды: женить на ней третьего сына, Шелу, когда тот подрастёт. Тамар обнаруживает, что Йеhуда не выполнил обещания. Она одевается блудницей и садится на дороге тестя. Йеhуда проводит с ней время, и в качестве гарантии за будущую плату оставляет ей свои регалии (печать, жезл и особое одеяние). Послав обещанную плату, он обнаруживает, что на этом месте никогда не бывало блудницы. Через три месяца ему доносят, что Тамар согрешила и забеременела. Он велит казнить её, но она посылает ему его собственные регалии, говоря, что она беременна от их обладателя. Йеhуда стыдится и просит у Тамар прощения за нарушение обещания. У Тамар рождаются близнецы от Йеhуды: Перец и Зерах. Йосеф становится домоправителем Потифара. Жена хозяина пытается соблазнить его, но безуспешно; тогда она измышляет, что Йосеф хотел её изнасиловать. Йосеф попадает в темницу, где становится старостой заключённых. Два чиновника, сидящие вместе с Йосефом, видят сны, которые Йосеф им толкует. Согласно его толкованию, старейшина виночерпиев должен через три дня занять вновь своё место при царе, а старейшину пекарей ждёт казнь через те же три дня. Йосеф просит виночерпия не забыть о нём. На третий день - день рождения фараона - сбываются пророчества Йосефа; но реабилитированный виночерпий не спешит вспоминать о Йосефе.
Мы знаем, что недельные главы, на которые разбита Тора, - в книге "Берешит" их 12, от главы "Берешит" до главы "Вайехи", - не совпадают с общепринятой, современной нумерацией глав, согласно которой, например, в книге Берешит 50 глав. Это общепринятое разбиение - позднее, оно было выработано в средние века, чтобы легче было ориентироваться по Священному Писанию во время религиозных диспутов между евреями и христианами (есть и другое, более древнее разбиение, согласно которому в "Берешит" 43 главы).
В недельной главе "Вайешев" - четыре "главы" по современной нумерации: 37, 38, 39 и 40. В гл. 37 назревает конфликт между Йосефом и другими сыновьями Яакова: его кульминация - вероломная продажа Йосефа в рабство собственными братьями. В главах 39 и 40 описана жизнь Йосефа в рабстве, а затем в тюрьме. (Глава 38 стоит особняком и посвящена проблемам личной жизни Йеhуды и его семьи).
Мудрецы определили, что причина падения Второго Храма - пустая ненависть братьев друг к другу. Евреи, Народ Единого, носители заповеди "возлюби ближнего, как себя", зачастую так нетерпимы к своим же братьям, к таким же носителям этой заповеди, что содрогается Трон Всевышнего.
Как мы видим, это страшное свойство наше, которое всегда останавливало нас на пути к Единому, родилось ещё в те незапамятные времена, когда мы были не народом, а средних размеров семьёй ханаанского скотовода Яакова, прозванного "Йисраэль". Может, на примере вражды между братьями мы сможем понять истоки этого порока.
Одна вещь привлекает внимание в гл. 37: там ни разу не упомянут Бог. Ни одно из Его имён или иносказаний, к Нему относящихся. Как будто и не присутствовал Он в жизни братьев. А как только мы попадаем вместе с Йосефом в рабство в гл. 39 - сразу же Имя Единого попадается на глаза: и был Единый с Йосефом (39,2). Целых девять раз упоминается Единый в главе 39, в которой Йосеф попадает в беду, и один раз - в гл. 40, где он начинает из неё выпутываться.
С древнейших времён мы наделены повышенной чувствительностью к понятию свободной воли и свободного выбора. Недаром мы называемся ам hа-бхира - не "избранный народ" (неверный перевод), а "Народ Выбора". Но эта чувствительность оборачивается против нас, когда в нас нет Единого.
Бог - повсюду. Но только если мы постоянно ощущаем Его в себе, мы работаем Народом Выбора, коллективным священнослужителем в Храме Мира. Как только мы отключаем себя от Него, мы оказываемся способны продать брата только за то, что его выбор отличается от нашего.
Да будет ясно: в религиозной войне нет Единого, пусть даже Он упоминается сто раз в день. Религиозная война, религиозный спор, религиозная политика - это борьба человеческих мнений, вариантов сделанного выбора, интересов и страстей. Не в битве за идеологию постигается Бог, а в доброте сердца. Жертва, (угодная) Богу - дух преломлённый (Техиллим /Псалтырь/ 51,19). И, если человек не в состоянии сам преломить, преобразить, раскрыть собственный дух, воспарив над гордыней, самомнением и стремлением отстаивать свой выбор в противовес всем остальным - Высшие Силы могут поставить его в ситуацию, более для этого благоприятную. Стоило Йосефу попасть в рабство - и был Единый с Йосефом.
* * *
Прошли века, и на карте истории египетская империя сменилась римской. Потомки Ромула проявляли живой интерес к истории старших народов, в том числе египетского и еврейского. Естественно, что фигура Йосефа, первой крупной личности на стыке древнего Египта и юного Израиля, вызывала у них любопытство. Одна матрона недоуменно спросила рава Йосэ Галилейского: «разве мог семнадцатилетний Йосеф, горячий юноша в соку, устоять перед опытной обольстительницей – женой Потифара? Не приукрашивает ли Тора его поведение?» Можно представить себе, что матрона знала толк и в юношах, и в обольщении оных. В ответ рав Йосэ открыл Тору и прочитал ей истории любовных похождений братьев Йосефа – Реувена и Йеhуды. Неприглядные истории, хотя римляне к таким вещам относились более спокойно. «Ну и что?», удивилась матрона. «А то, что если Тора объективно рассказывает такое про совершеннолетних сыновей, живших под опекой собственного отца, с какой стати ей скрывать менее пикантную историю о несовершеннолетнем мальчике, к тому же жившем вдали от родительского дома?»
В самом деле, Тора беспристрастно описывает поведение всех сыновей Яакова, и безупречным его назвать трудно. На их фоне Йосеф выглядит вполне безобидным пай-мальчиком с типичными недостатками вундеркинда – заносчивостью, нечувствительностью, может, даже инфантильностью.
Йосефу не хватало совокупности тех качеств, которые вместе составляют возможность вести диалог с Богом. Эти качества мы видим у позднего, взрослого Йосефа в Египте (иначе как бы он толковал сны министров и самого фараона?).
...Конечно, можно понять раздражение братьев, когда к ним пристают с историями о снах очевидно-унизительного свойства. Но продать в рабство (а изначально речь вообще шла об убийстве) – это, все-таки, несколько неоправданная реакция.
Попробуем понять: для чего это было нужно? Нет, не братьям – Единому. Почему в жизни Йосефа произошло это страшное событие?
Рабство, служба, ложное обвинение, тюрьма, неблагодарность «сосидельника», забывшего его на два года... Йосеф научился человечности, состраданию – всему тому, что он не мог воспринять в детстве. Ведь оборотная сторона большого таланта заключается в том, что человеку просторнее и интереснее внутри себя, чем снаружи; он меньше смотрит на других, и больше времени проводит с собой. С другой стороны, родители, воркующие над любимым сыном (Йосеф был младшим, пока Рахель не умерла, рожая Биньямина), часто слишком любят его, чтобы чему-нибудь научить... (Это – один из главных уроков нынешней главы, говорит моя жена).
Испытания сделали Йосефа полноценной, необыкновенной личностью, достойной великой миссии, которую ему предназначалось совершить. В чём она заключается? В первую очередь, он спас Египет от голода. (Египетское имя Йосефа, Сапнат-Па-Анх, означает примерно «божество сказало (слово, дарующее) жизнь» - см. следующую главу "Микец"). А во-вторых...
...Сказал рав Танхума: «если корова не хочет идти в поле, несут ее теленка, и корова идет следом. Яаков должен был придти в Египет, поскольку так Единый сказал Аврааму. Поэтому Единый увел в Египет сына, а за ним пришел отец». Приход Йосефа в Египет сделал возможным будущее чудо Исхода из Египта, и формирование нашего народа – народа Торы.
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|