Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Кроме високосных годов (в которых тринадцать месяцев), эта глава читается вместе со следующей за ней главой "Пкудей". Эти главы тесно связаны по тематике.
Темы главы:
Повторное напоминание о святости Шаббата. Сбор пожертвований на Мишкан (переносной Храм Единого) и участие народа в работе. И призвал Моше Бецальэля и Охолиава, а также любого человека, мудрого сердцем... Подробное описание элементов Мишкана, его оборудования, золотого Семисвечника и алтарей.
"Ваякhэль" - "и собрал". Кто собрал? Моше. Кого? Народ. После подписания договора на горе Синай, где были сказаны слова "будем слушать и будем действовать" (Наасэ ве-нишма; Шмот 24,3), настало время действовать. Мишкан - несомненно, важен как символ, как центральное хранилище памяти и духовности народа. В этом он как бы заменяет золотого тельца, и показательно, что народ с не меньшей охотой жертвует на него своё имущество: в следующей главе, Пкудей, мы найдём точные суммы, собранные у народа на постройку - 87730 шекелей золота, 301775 шекелей серебра, 212400 шекелей меди. Народу - в особенности кочевникам, ещё не обретшим свою землю - очень важна такая святыня. "Кто я?" "Такой-то, сын такого-то". "А к кому ты принадлежишь?" "К народу Торы". "А что вас объединяет?" Скажешь о Книге Завета - так она, во-первых, ещё не дописана и всё время меняется, а, во-вторых, что это за штука такая - народ Книги? (Это теперь, века спустя, понятие "народ Книги" стало привычным и понятным). Скажешь о Едином Боге - тебя спросят: а если твой Бог такой Единый, ведь он тогда и мой тоже, чего ты его себе присваиваешь? (Прошло немного времени, и мы поняли, что ответом на такой вопрос должно быть: "совершенно верно"! А вот про функцию еврея как энергоносителя внятно объяснять мы не умеем до сих пор).
У каждого народа должны быть корни. Если народ кочует - корни должны кочевать вместе с ним. Мой учитель Нетанъэль Лифшиц называл это "переносная родина": по его словам, во время последних, двухтысячелетних, скитаний еврейского народа такой "переносной родиной" для евреев был Талмуд. В те, первые скитания ею был Мишкан.
Но Мишкан, сверх того, имеет особое значение на уровне тонкой структуры мира.
Мы уже знаем, что мир, в котором мы живём, не ограничен материальным и видимым: мы не видим ни гравитации, ни электромагнитных волн, но чувствуем на себе последствия их существования. Точно так же все события, происходящие с нами, являются следствием нефизических процессов управления миром. Человек, созданный по Образу и Подобию Единого, имеет возможность участвовать в процессе Творения. Мишкан, по замыслу Единого, должен был служить для реализации метафизического взаимодействия земного и духовного мира, а еврейский народ должен был обеспечивать его работу. Отсюда такая точность в описании: 10 полотнищ, каждое 28 локтей на 4 локтя, на шатер Завета; 50 медных крюков, соединяющих полотнища шатра; 20 бревен - южная стенка. 5 засовов из ствола акации для каждой стенки...
...И не только точность. На физическом плане гитара, сделанная на фабрике и гитара, сделанная мастером, выглядят и работают одинаково. Но любой гитарист скажет, что разница есть. А скрипки Страдивари? Почему через 270 лет после смерти мастера из Кремоны его скрипки продолжают звучать по-особому, хотя большая часть их деталей уже давно заменена?
На любом создании лежит отпечаток души создателя, и в любой вещи есть образ и подобие того, кто её создал. Если человек торопился, халтурил - это жалкий образ и жалкое подобие. И не всегда халтура обходится без последствий - ведь зачастую и на нас лежит отпечаток вещей, которые сделали мы. Оттого повелевает Моше: всякий мудрый сердцем среди вас придёт, и сделают они (вместе) всё, что повелел Единый (35,10); оттого - и все женщины, мудрые сердцем, ткали своими руками, и принесли сотканное (25).
В египетском рабстве евреи занимались строительством. Строительство - далеко не только физическая работа: требуются и инженеры, и чертёжники, планировщики, скульпторы, сантехники, дизайнеры интерьера и экстерьера... Этот перечень - не анахронизм: все эти искусства в той или иной степени в Египте существовали, и среди рабов, строивших города, должны были быть многие, кто владели ими. Кочующий Израиль должен был быть просто переполнен такими невостребованными специалистами, как переполнена ими община выходцев из Советского Союза в Израиле нынешнем. Но для строительства Мишкана не нужен был просто профессионал: чёрствый, чопорный и надменный, считающий, что наличие высшего образования делает его богоравным и наделяет его правом смотреть на своих собратьев, как Амон-Ра на червей земных. К строительству Мишкана допускались только мудрые сердцем: и Тора, её заповеди, во многом направлены именно на то, чтобы помочь человеческим сердцам набраться мудрости.
Рабби Нахман из Браслава говорил (а аврех Гилель - вспомнил к месту его слова): "Если ты музыкант - будь музыкантом во Имя Бога, если механик - механиком во Имя Бога".
* * *
В явном виде наша глава содержит, в основном, чертежи строительства Мишкана: изложенные пусть устно, но с математической точностью. Ни одной моральной заповеди открытым текстом в этой главе нет. Но, почему-то, в начале ее - повторение давно известного: "соблюдай день субботний! Кто будет делать работу в этот день - тому смерть!"
Почему?
Через три с лишним тысячелетия мы продолжаем хранить, не выбрасывая, старую папку с чертежами некоего строительного проекта. Вчерашний проект выкинули, а этот, старый - сохранили: потому что этот проект был - во Имя. И все люди, мужчины и женщины, которые участвовали в нем - шили, пилили, строгали, ткали - знали, что эта работа - священна.
Почему из всех моральных заповедей только о субботе напоминает нам эта глава, да еще так строго? Почему - "нарушившему - смерть"? Какую "работу" нельзя делать в этот день?
Преходящую работу. Будничную работу. Ту, которая не "во Имя". Ту работу, которая будет выкинута - не через день, так через год.
Суббота, шаббат - день, отведенный для всего священного. Все, что происходит в этот день, должно быть во имя Того, что над нами. Можно есть курицу во Имя Бога. Сидеть за столом с семьей во Имя Бога. Гулять во дворе во Имя Бога. А можно читать Тору во имя самого себя, и это будет - грех.
Не говорит Всевышний: сидите в субботу, не суйте носа из дому, бойтесь всякого движения, ибо можете нарушить святость. Он говорит: раз в неделю делайте всё во Имя Мое, будьте Людьми, Моим образом и Моим подобием. Пропускайте через себя Вселенную с каждым вашим вдохом и выдохом, и она будет жить.
Старая папка с чертежами трехтысячелетней давности напоминает нам, что любая работа может быть вечной, если она сделана ради вечности.
Адам Барух говорит о первой строке главы "Ваякхэль": почему сказано - "И собрал Моше всю общину сынов Израиля"? Ведь нет в Торе лишних слов, можно было и короче - "весь Израиль". Дело в том, говорит Барух, что слово "община" - эда - происходит от слова "свидетель" - эд. Он собрал их, чтобы они были свидетелями.
Свидетелями чего, спросим мы? Адам Барух не говорит этого, но мы можем догадаться: 301775 шекелей, 50 медных крюков, 10 полотнищ... Свидетелями святой работы. Пусть помнят, и передают своим детям, и пусть все поколения знают, что чудо на горе Синай свершилось.
* * *
И собрал Моше всю общину сынов Исраэля, и сказал им: вот те дела, которые повелел Единый делать; шесть дней должно трудиться, а на седьмой день будет у вас священное время, Шаббат, полный отдых перед Единым; всяк совершающий труд в этот день будет подвержен смерти. Не зажигайте огня во всех ваших жилищах в день Шаббата. (35, 1-3).
Кажется, ничего не может быть бесповоротней, чем этот приказ. «Не зажигай», «не работай» - как «не убий», «не укради». Но что – труд, а что – не труд? Если нельзя зажигать огонь, что можно с ним делать? Сидеть ли в темноте? Пользоваться ли уже зажженным?
На вопрос о труде Талмуд ответил исчерпывающе. Предыдущие главы касались темы Мишкана, святилища Единого, и создание его именовалось «трудом». Значит, труд, запрещенный в субботу, есть те действия, которые производились для строения Мишкана. Описано строительство очень подробно, и мудрецы смогли установить 39 типов действий, которые и запретили к совершению в субботу.
Привожу здесь только часть этих действий: чертить, резать, писать, бить молотком, шить, красить, печь, связывать, развязывать... и, конечно, зажигать огонь. Всё это было запрещено совершать в субботу, и очень большая часть еврейского народа до наших дней не делает в субботу ни одно из этих действий.
Традиционный комментарий гласит: все эти действия изменяют природу; отказываясь от них, человек констатирует власть Единого над миром.
Мне кажется намного более существенным другое. Труд, которым занимается человек, есть способ поддержания своей повседневной жизни, заботы о материальном благосостоянии. В вечной триаде координат «Человек – Мир – Бог» человек направляет свои помыслы к Миру. Шаббат же есть день, когда помыслы – и энергию души – направить надо к Богу, возвышая этим и себя, Человека, и Мир вокруг себя. Шаббат – день единения с Творцом, день уподобления Творцу, а вовсе не день праздности. Эта сторона Шаббата мне кажется важней, чем констатация власти Единого над миром как таковая: ведь осознавать величие Бога можно и трудясь, ощущая себя – орудием Единого в Его работе.
Итак, что важней всего в Шаббате? Поиск Бога в собственной мысли, в себе, в своей семье, в святых словах Торы, в народе и мире. Работа духовная, взамен работы повседневной. На это значение указывают и слова недельной главы: ведь, говоря о строительстве Мишкана, дается запрет на совершение «труда» в субботу, но не указывается, что запрет соблюдался в отношении самого Мишкана (хотя так считают некоторые комментаторы). Более того, мы знаем из других описаний, что в Храме в субботу совершались действия из ряда «запрещенных» в процессе жертвоприношения!
Мне кажется, что нам указывают не на само действие, а на его направление. Работа во Имя Единого – вот назначение субботы. Думать о том, что сделаешь со своей душой и своей жизнью; НЕ думать о том, что сделаешь в воскресенье со своими деньгами и долгами! – и это много важнее, чем, пробираясь от заката солнца до заката, лихорадочно соображать, не нарушается ли случайно заповедь, когда у тебя отлетает пуговица.
И, конечно же, строить свой Храм, свой Мишкан. Всю жизнь. И особенно – в Шаббат.
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|