[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Шмини (В восьмой): Левит 9:1-11:47 (нед. чтение)
Шмини (В восьмой): Левит 9:1-11:47
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 19:13 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Темы главы:

Жертвоприношение, сделанное Аароном и его сыновьями на восьмой день после начала их посвящения в коэны. И вот, на восьмой день призвал Моше Аарона и его сыновей, и старейшин Израиля; и сказал Аарону: возьми себе тельца из подросших телят стада в качестве жертвы очищения, и барана в качестве жертвы всесожжения, без изъяна, и приблизь их (т.е. принеси в жертву) перед Единым.
Неправильное жертвоприношение Надава и Авиху, сыновей Аарона, и их гибель. И позвал Моше Мишаэля и Эльцафана, сыновей Уззиэля, дяди Аарона, и сказал им: приблизьтесь, унесите ваших братьев из места открытой святыни за пределы становища... И сказал Моше Аарону и Эльазару с Итамаром, сыновьям его: не распускайте волосы ваши, не рвите одежд ваших... а братья ваши, весь дом Израиля, будут оплакивать пожарище, которое зажёг Единый.
Правила поведения в Шатре Времени; трапеза у алтаря и тонкости её проведения.
Законы кашрута: мясо каких животных, птиц и рыб разрешено употреблять в пищу.

Слово "Шмини" означает "восьмой", и взято из начала главы: И вот, на восьмой день призвал Моше Аарона и его сыновей, и старейшин Израиля... (9,1). В предыдущей главе мы видели, что "превращение" Аарона и его сыновей в коэнов занимает семь дней. Естественно, что приступают они к своим обязанностям на восьмой день. Но почему Тора подчёркивает значение именно восьмого дня? Можно же было сказать "и вот, после семи дней..."? Мистическое значение числа "семь" общеизвестно. С древнейших времён люди использовали его для магических и ритуальных формул; само ивритское слово "клятва" (шву'а) происходит от корня шева' "семь". Но понятие "восьмой день" открывает и эту главу, и следующую: глава "Тазриа" начинается с заповеди об обрезании на восьмой день после рождения сына. Скрыт ли здесь дополнительный, особый смысл?

Когда мы читали главу "Берешит", мы познакомились с Шестью Днями Творения, и с Седьмым Днем - днем "Отдыха Всевышнего", который длится и сейчас. Привычное нам мироздание описывается законами Седьмого Дня: "из ничего - ничего не творится", "Бог во всём, но присутствие Его неявно", "ломать легче, чем строить"...

Но Седьмой День священен, потому что он - итог творения, сумма достижений. И благословил Бог День Седьмой, и освятил его - ведь в этот день он успокоился от всяческого труда, который творил (бара') Бог, чтобы (его можно было) делать (ла'асот, корень "'аса") (Берешит /Бытие/, 2, 3). Итак, шесть дней творились все элементы бытия и возможность взаимодействия между ними. В Седьмой день мир не творится; можно "делать" те процессы ("труд"), на которые он был "запрограммирован" в те шесть дней. Можно выбирать возможности.
Седьмой день - день свободного выбора; для зверей нет субботы - они живут до сих пор по законам шести дней творения (исключая домашних животных, на которых заповедь о субботе как раз распространяется!).

Значит, это - тупик? Так и будем жить в мире "делания", а не "творения"?

Нет. Святость Седьмого дня, единение с завершением первой недели Творения - вещь великая сама по себе; но нам обещано большее.

130 лет назад писал рав Шимшон бен Рафаэль (РаШаР) Гирш: "Человек выделяется из сотворенных, лишенных выбора («шесть») [т.е. ограниченных шестью днями творения. - Э.], и становится обладателем свободы выбора («семь») [т.е. живущим по законам Седьмого дня. -Э.]. Это право он получает только в рамках договора с Единым.
На Восьмой же день он рождается заново для своего еврейского назначения; это рождение основано на Божественной свободе выбора, данной человеку - с той же целью, но на более высоком уровне.
Восьмой день - как бы "октава" первого дня, но в более возвышенной степени." (Йешурун, т. 5; цит. по комментариям РаШаРа к главам "Шмини" и "Тазриа").

Итак, оказывается, для всего человечества возможен - и обещан - следующий виток. Это будет возобновление Работы первых шести Дней Творения - но на этот раз человек сможет принять в ней активное участие под началом Единого Творца. Со-творчество Бога и людей - вот отличительная черта грядущего Восьмого Дня Творения. А наша цель, цель рыцарского ордена под названием "еврейский народ" - подготовить мир Седьмого Дня Творения, мир "вселенского Шаббата", к наступлению Восьмого Дня. Для этого и задумывался Синайский договор; особо строгие законы о чистоте, мистические ритуалы Храма, множество дополнительных заповедей - всё служит этой цели.

РаШаР пишет: "Израиль - восьмой проект творения, продолжающий семь проектов творения мира. Более того: Шаббат есть знак и напоминание о Творце, а Израиль - вестники Шаббата, разглашающие его значение всему миру. Они суть «восьмой», существующий ради «седьмого»" (там же).

Подготовиться к Восьмому Дню можно только осознав в себе Седьмой - вот как можно понять слова РаШаРа. Только полностью прочувствовав, что находишься в Дне Отдыха, мы можем дойти до желания приступить к Работе. Эта подготовка - сама по себе нелегкий труд. Каждый человек, считающий себя евреем, любой человек, ощущающий себя частью договора Торы, обязан ей заниматься. Свет Единого, добро и гармония Его должны распространяться вокруг каждого еврея. Тогда сможет, наконец, наступить Восьмой День Творения, когда Свет будет сотворен по-новому; когда люди всех народов Земли вступят в прямое общение с Единым и будут слышать Его голос чётко, точно и ясно.

* * *

Тяжело писать о гибели праведников. Еще тяжелее искать оправдание Всевышнему, ведь всё, что происходит, исходит от Него.

Но нуждается ли Он в оправданиях? Знаем ли мы достаточно, чтобы обвинять Его? Нет, это не очередная теодицея - мол, всё что от Него, хорошо, и кто мы вообще такие. Речь о другом.

Великий принцип еврейского закона - презумпция невиновности. Пока не доказано строже строгого, что человек виноват, запрещено даже думать о нем, как о преступнике ("о каждом суди, как о невиновном" - трактат Авот). Чем Творец Вселенной хуже человека, почему мы не распространяем на Него тот же принцип?

В сегодняшней недельной главе описывается смерть коэнов Надава и Авиху, сыновей Аарона; смерть, наступившая сверхъестественно, от молнии, сошедшей с неба. За что? Мы не можем сказать, за что; но мы можем сказать, после чего это произошло. Надав и Авиху захотели принести жертву Творцу; они сделали это по тем же принципам, которые были им заповеданы через Моше, но... не вовремя (по другим комментариям: использовали огонь, зажжённый не на алтаре). Сразу после этого они были убиты молнией, и Моше повелел своим двоюродным братьям унести тела из переносного Храма и похоронить.

На что это похоже? На месть первобытного божка людям, не соблюдающим фанатично его дурацкие заветы? Постойте, а какой божок сидел в четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС?

Есть на свете простая, важная и страшная вещь: техника безопасности. Творец добр. Бесконечно добр. Он не дает миру разрушиться, несмотря на ошибки тех, кого Он наделил свободой выбора (которая и есть свобода ошибаться). Но законы, которые по Его воле движут миром, должны соблюдаться. Законы тяготения и термодинамики. Законы ядерной физики. Законы жертвоприношения.

Мы уже говорили, что механизм жертвоприношения - это прямой (если угодно - мистический) доступ к механизму энергообеспечения Вселенной. Нарушение строжайших правил - и непостижимая мощь потечет не туда.

Весь огонь приняли на себя Надав и Авиху, а остальные не пострадали. Кто знает, от чего спас Всевышний весь народ, весь мир? Кто знает, что случилось с сущностями, которые были Надавом и Авиху в дальнейшем, нетелесном существовании? Ведь материальный мир - малая (хоть и существенная) часть безграничного Творения...

Милосердие Творца мы испытываем на себе, хотя не всегда можем сказать себе: "это добро - от Бога". А в отношении бедствий, происходящих на земле, давайте применим к Нему презумпцию невиновности. Даже в отношении страшнейшего из примеров, которые были явлены нам в новейшее время.

Словосочетание "шесть миллионов" уже превратилось в клише, в символ, в общее место, стало более обыденным, чем смерть одного человека. Винить Всевышнего? Не лучше ли винить Гитлера, нацистов, полицаев, их приспешников? Закон Вселенной, закон свободы выбора, позволил им выбор между добром и злом. Они совершили величайшее из зол, и шесть миллионов евреев пали жертвой... закона свободы выбора. В том числе и их собственного выбора - хотя бы на высшем уровне, на котором человек перед рождением определяет себе судьбу! - потому что они находились там и тогда. Что изменилось в мире от этого, страшного жертвоприношения? Мы слишком близки к нему сейчас, чтобы судить. Но уничтожению подлежали не шесть миллионов, а одиннадцать. Половина была спасена.

Итак, благословение Творца нередко заключается в том, что вред от человеческой ошибки (или злого умысла, который тоже - частный случай ошибки!) становится меньше, чем мог бы. Запомним это.

Когда в украинском местечке Чернобыль произошел погром, Чернобыльский Праведник (рав, известный во всем еврейском мире) публично проклял землю, где это случилось, лишив ее благословения Творца. Не прошло и сотни лет, как...

Бог не жесток. Жесток человек. Бог дает путь к спасению. Бог дает законы добра, законы справедливости, законы гармонии. Давайте попробуем следовать им.

* * *

Центральное место в нашей главе занимают законы, разрешающие употреблять в пищу мясо одних животных и запрещаюшие мясо других. Эти законы всегда играли важную роль в жизни еврейского народа, и это может вызвать у нас некоторую досаду: надо же, слова "еврейская религия" должны были бы ассоциироваться с "не убий" и "не укради", а вместо этого ассоциируются с "не ешь свинину". Но... с какой стати мы считаем, что один закон важней другого? Только ли оттого, что "не убий" кажется нам духовным, возвышенным - а непонятное "не ешь свинину" напоминает примитивные суеверия? Оттого ли, что "не убий" регламентирует взаимоотношение людей в обществе, а "не ешь свинину", казалось бы, вторгается в личную сферу, диктуя человеку, что ему делать наедине с собой?

Обратим внимание: среди запрещённых к употреблению в пищу оказываются животные, чей "статус" в древнем обществе весьма различен. Конь, живое сокровище, признак богатства и знатности, достояние немногих. Верблюд, без которого жизнь еврея-кочевника немыслима: ближайший друг и спутник. Собака, к которой в те времена относились без почтения, хотя без неё не обходился ни один скотовод. Свинья, которая считалась презренной: евреи не выращивали свиней. Наша недельная глава в равной степени запрещает есть мясо коня, верблюда, собаки и свиньи (кстати, нет ясных указаний в тексте, что запрещено пить, например, верблюжье молоко; поздние комментарии запрещают употреблять молоко нечистого животного). С другой стороны, мы знаем, что медицинских противопоказаний к поеданию мяса этих животных нет: татары, арабы, корейцы и русские - четыре здоровых народа, опровергающих это предположение.

Мы видим, что запрет на поедание никак не связан ни со "съедобностью" в житейском смысле слова, ни с отношением к животному в обществе. Впрочем, критерий достаточно прост. В отношении млекопитающих и рыб нам даётся правило: жвачных животных с раздвоенными копытами и рыб, покрытых чешуёй, можно есть, прочих - нельзя. Относительно птиц в тексте нет правила: есть список запрещённых птиц, из которого можно заключить, что есть нельзя мясо хищных птиц (остальных - можно). Много различных комментариев пытаются проникнуть в метафизический смысл этого запрета, но мы ограничимся простым рассуждением.

Автор Торы понимает, что "наедине с собой" человек не остаётся никогда. Каждый из нас связан незримыми нитями со всем мирозданием. Часть этих нитей попала в поле зрения современной науки, другие пока неведомы ей. Но всякий, кто изучал хотя бы строение живой клетки с её удивительным механизмом воспроизводства, поймёт, что случайно эта сложнейшая система возникнуть не могла; и Архитектор, создавший эту систему, наверняка может лучше оценить, какие правила необходимы для функционирования организма в определённом режиме чистоты (который предложен еврейскому народу), а какие - нет. Это - та же техника безопасности.

* * *

Чем сложнее наше восприятие мира, тем дальше оно от присутствия Единого.
В прямом присутствии Бога всё взаимодействует по простым законам. Исчезает грань между духовным и физическим - нет разницы между "не ешь мясо нечистых животных" и "не укради". Грань между жизнью и смертью тоже становится призрачной: для сыновей Аарона смерть от небесного огня оказывается самым эффективным очищением. Каббала поясняет, что сущность, душа, нешама может жить во многих временах и пространствах, и каждое человеческое воплощение - не более, чем одежда для тела или сосуд для жидкости.

В тонкой душе классического европейского интеллектуала, мятущегося и колеблющегося, перемешано в равных пропорциях Добро и Зло. Приближение к прямому присутствию Единого делает выбор ясным.
Мы с детства знаем книгу Памелы Трэверс "Мэри Поппинс". Король-интеллектуал посмотрел в глаза Кошке и понял, кто он такой: "никакая я не Мыслящая Личность - я просто Веселый Король!". При этом мудрость и знания Короля никуда не исчезли: они только умножились. Надо сказать, что "Мэри Поппинс" - книга глубоко духовная: я вижу в ней много намёков на глубочайшие истины, лежащие в основании еврейского духовного пути...

Приближаясь к шехине, к присутствию Единого в нас, мы заглядываем в глаза Кошки; и выбор становится ясным. Выбор между путем Добра и путем Зла. Оба пути - простые и по-своему верные.
"Ведь волне многотонной
нужно выбрать сегодня:
мы войска фараона
или племя Господне?"
(Юлия Могилевер)
Простота пути часто ассоциируется у нас с путем зла, в первую очередь - с фашизмом. К сожалению, чаще всего мы видим тех, кто сделал именно этот выбор, достигнув простоты. Но Баал-Шем-Тов и рабби Нахман из Бреслава были простыми людьми. Бесконечно мудрыми и образованными, но простыми. Простым человеком был академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Простым в своей доброте и мудрости был р. Менахем-Мендл Шнеерсон, "Любавичский ребе", окончивший два университета и знавший точные науки не хуже, чем Тору.

Откуда же у нас в крови стремление к сложности, почему мы идеализируем сложные переживания тонкой натуры интеллигента, откуда негодующее "это д-дубли у нас п-простые"?

Когда человек далек от Единого и погружен во зло, метания духа делают его неоднозначным и тем самым впускают в его душу Добро; а это уже - шаг вперед.

Тора дает нам другой вариант приближения к прямому присутствию Творца: законы чистоты. Трудно вообразить себе, что чистота физическая, ритуальная может приблизить нас к чистоте духовной; но, описывая эти законы, наша недельная глава показывает нам, что всё едино, и чистота - тоже.

"Птицы и звери, камни и звезды - все это одно, одно, одно... - бормотала Кобра, раздувая капюшон и раскачиваясь..." (Мэри Поппинс).

Шаббат шалом!
Эли Бар-Яалом ("Хатуль")


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Шмини (В восьмой): Левит 9:1-11:47 (нед. чтение)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz