Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Эта глава обычно читается вместе с предыдущей главой "Матот".
Темы главы:
Маршрут перехода Израиля из Египта в Ханаан с перечнем всех остановок: Раъмсес; Суккот; Этам; Пи-hа-Хирот; Мара; Эйлим; берег Красного моря; пустыня Син; Дофка; Алуш; Рефидим; пустыня Синай; Киврот hа-Таава; Хацерот; Ритма; Риммон-Парец; Ливна; Рисса; Кhелата; гора Шафер; Харада; Макhелот; Тахат; Тарах; Митка; Хашмона; Мосерот; Бней-Йаъкан; Хор-hа-Гидгад; Йотвата; Аврона; Эцйон-Гевер; Кадеш; hор-hа-hар (место смерти Аарона, 1 числа месяца ав 40 года от Исхода); Цалмона; Пунон; Овот; Ийей-hа-Аварим; Дибон-Гад; Алмон-Дивлатайма; горы Аварим; степи Моава. Повеление завладеть всей землёй Ханаана и уничтожить язычество в нём. Предостережение: если останутся в Ханаане островки язычества, они станут очагами ненависти к Израилю. Точное обозначение границ Земли Израиля. Ответственными за завоевание страны и распределение уделов назначаются коэн Эльазар, Йеhoшуа бин-Нун и двенадцать старейшин, назначенных по одному на каждое колено (Менашше и Эфраим считаются за два колена). Постановление о сорока восьми городах, которые надлежит отдать колену Леви (сами города не называются); из них шесть послужат пристанищем от кровной мести для людей, совершивших непреднамеренное убийство. Запрет о выкупе за убийство. Родственники дочерей Цлафхада просят Моше ограничить их выбор мужей, чтобы надел, положенный Цлафхаду, не оказался отнятым у его колена. Моше велит, чтобы дочери Цлафхада - и все женщины в будущем, на которых распространяется прецедент дочерей Цлафхада - выходили замуж только за мужчин своего колена. Исполняя слова Моше, пять дочерей Цлафхада выходят замуж за мужчин из колена Менашше. (Тема дочерей Цлафхада обсуждается в комментарии к главе "Пинхас").
Эле масъэй бней-Йисраэль - вот пути, пройденные сынами Израиля (33,1): так начинается глава "Масъэй", и по этим словам она получила своё название. Для чего нужен подробный перечень сорока двух остановок? Зачем было сохранять этот маршрут на тысячелетия? РаМБаМ говорит: все знамения сохраняют реальность только для очевидцев; а в дальнейшем их память будет сохранена только в сказании, и слушатель может не поверить ("Морэ Невухим"). Аналогию с нашим временем проводит профессор Шалом Розенберг ("Маарив", 2002): всего через шестьдесят лет после Катастрофы еврейского народа уже многие требуют доказательств: докажите, что вас убивали! Не было шести миллионов! Вообще этого быть не могло! Сионисты выдумали! (В таком случае я попросил бы предъявить моих родственников, желательно - целых и невредимых; если Катастрофы не было, Яков и Бейла Могилеверы должны быть ещё живы, ведь их - согласно выдумке сионистов - убили, когда они были маленькими детьми!)
Всего через сто двадцать лет после начала новой волны возвращения евреев в пустующую Эрец-Исраэль начинается карнавал отрицания: здесь была арабская страна! Не было здесь болот! ("Как не было", тихо удивляется Дов Рапель из кибуца Явне, "а в чем же я чуть не утонул?"). Вы агрессоры, отняли землю, изгнали!
К сожалению, среди отрицающих и кричащих большинство составляют евреи - те, кто заботится о "беззащитных и обездоленных", но спешит обвинять во лжи своих соотечественников и дедов. И это печально, но предсказано: ненавистники твои и разрушители твои из тебя же выйдут (Йешаъйаху /Исайя/, 49,17).
Как бороться со всемирным склерозом, с огрубением души, с отрицанием очевидного? В первую очередь - обучением, воспитанием. Борис Натанович Стругацкий говорит, что Человек будущего может появиться только тогда, когда будет создана "Высокая Теория Воспитания", когда человечество будет тратить значительную часть своих усилий на обучение следующих поколений. Мнение Стругацкого соответствует словам Торы. Постоянным рефреном присутствуют в нашей Книге слова: "и скажешь сыну своему" (а слово "сын" здесь означает "сын или дочь"). Для обучения и были записаны эти детали, подробности маршрута, зацепки. Чтобы каждый мог (при благоприятных погодных и политических условиях) повторить маршрут, сказав себе: здесь мы стояли. Здесь с нами свершилось чудо. Здесь на нас напал враг. Здесь мы нарушили Закон Единого. "Мы", а не "наши предки": Исход из Египта повторяется в каждом поколении. В каждом поколении должен человек относиться к себе, как будто он сам вышел из Египта, говорит пасхальная Хаггада. Но маршрут, проделанный народом за сорок лет, человек может пройти за считанные дни. Пройти - и понять многое о прошлом и о самом себе, примерив на себя Синайскую пустыню.
Не все названия, приведённые в списке, знакомы нам теперь, по прошествии тридцати пяти веков. Но сейчас перед нами стоит похожая проблема - как закрепить в памяти нашу новейшую историю. В последние годы появилась хорошая традиция - отправлять школьников в Польшу, в путешествие по нацистским лагерям уничтожения. Там - пока что - всё неизменно: гора обуви, газовые камеры, печи. Но что будет, если тьма падёт на Европу и ревизионисты истории предпочтут уничтожить вещественные доказательства? Ведь именно так сейчас, под нашим носом, поступает исламская организация ВАКФ, которой мы сами в 1967 году отдали власть над Храмовой Горой. В течение нескольких лет последовательно ведётся работа по уничтожению остатков еврейского пребывания на Горе - судя по всему, и остатков Храма! - в рамках грандиозного проекта по превращению всей Храмовой Горы в мечеть. Отчего за многие годы существования мечети на Храмовой Горе никто этого не делал раньше? Отчего за 19 лет (с 1948 по 1967), когда Храмовая Гора была под властью Иордании, её не посещал ни один монарх исламского мира? Цель нынешних работ - уничтожение фактов и переделка истории. Уже сейчас во всех арабских учебниках утверждается, что никогда на Храмовой Горе не стоял еврейский храм, и сами евреи - недавние пришельцы в Палестине, которую-де испокон веков населяли "палестинцы"...
А на самом деле слово "палестинский" ещё в начале двадцатого века было синонимом слова... "сионистский", и означало именно еврейское население Палестины, то-есть Эрец-Исраэль, древнего Ханаана. Как увековечить нам старания этих поселенцев конца девятнадцатого - начала двадцатого столетия, и ночные атаки террористов на города, киббуцы и мошавы ещё в те дни? Еврейское население в Хевроне было постоянным на протяжении многих веков, пока в 1929 году арабские погромщики не убили всех евреев, включая детей. Спаслись единицы. После этой резни легко и удобно говорить, что Хеврон - арабский город. Да, стал арабским. Но был и будет - еврейским; как и вся эта земля, границы которой обозначены в нашей главе с величайшей точностью.
У еврейского народа есть некая вселенская миссия - быть энергоносителем человечества. Это само по себе не делает еврея ни лучше, ни хуже: у других народов - свои миссии, для которых Единый избрал именно их (см. Амос 9,7). Это - наша профессия. Но так же, как человеку любой профессии надо иметь свой собственный дом, так и народу, вне зависимости от миссии, нужна своя земля. И эта земля у нас есть с тех пор, как Авраам заключил завет с Единым. Границы земли Израиля прочерчены в нашей главе, и она превращается в юридический документ, обосновывающий наше право на нашу землю.
* * *
Справедливость у древних кочевников держалась на принципе кровной мести. До сих пор у арабов - особенно у бедуинов - этот институт является основным способом поддержания порядка. Если человек погиб, его родственники ищут виновного и убивают его. Нет родственников? Что ж, убийца может вздохнуть свободно. А если человек убил другого по ошибке (авария), а родственники погибшего всё равно убили его? Поделом - не надо было ошибаться. А если родственники ошиблись и убили человека, вовсе невиновного в смерти их родича? ...Ну, не всем же быть безупречными!
Мудрецы учили: Тора говорит языком людей. Учение, данное Единым через Моше, не могло вводить принципиально новые понятия, потому что народ не усвоил бы их и не стал бы Народом Торы. Высокая духовная работа перед Единым Творцом была оформлена так же, как языческий культ жертвоприношения животных - иначе никто бы не понял, что это такое (эту идею РаМБаМа мы обсуждали в недельной главе "Вайикра"). Законы о взаимоотношениях мужчины и женщины создавались на основе патриархальных обычаев, по которым жёны были имуществом своего мужа - иначе пришлось бы разбивать семьи, а затем создавать их заново. Так и законы о справедливости, данные в этой главе: они создаются на основе обычая кровной мести - но переворачивают его наизнанку.
Отныне кровная месть может совершиться только по приговору суда! И будет судить община между убившим и его кровником согласно этим законам (35,24). Убивший намеренно подлежит смертной казни; убивший по ошибке подлежит ссылке в один из отведённых для этого городов. Срок ссылки - до смерти великого коэна. Но всё решает суд, и суд даёт (или не даёт) кровнику - то-есть родственнику убитого - право убить. Из этого мудрецы сделали вывод: если у убитого нет родственника, суд должен назначить ему "кровника", который будет беречь его честь (см. Санхедрин 45б). Этот назначенный кровник убьёт убийцу, если суд вынесет приговор о виновности. Он же будет следить, чтобы убивший не покидал место ссылки, если суд признал, что убийство совершено по ошибке. В любом случае, суд волен даже полностью оправдать убившего, если он никак не мог предотвратить несчастный случай (см. Макот 9б). Таким образом институт кровной мести превращается в орудие настоящего, справедливого закона.
Эпиграфом к роману Стругацких "Пикник на обочине" стоят слова Роберта Пенна Уоррена: "ты должна делать Добро из Зла, потому что его больше не из чего сделать".
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|