[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Лех Леха (Пойди): Бытие 12:1-17:27 (нед. чтение)
Лех Леха (Пойди): Бытие 12:1-17:27
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 18:48 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Темы главы:

Аврам слышит голос Единого, повелевающий ему покинуть северомесопотамский город Харран и поселиться в неизвестном ему Ханаане. Там его потомки станут великим народом, и на них будет лежать благословение Единого. Аврам с женой Сарай, племянником Лотом и слугами прибывает в Ханаан и поселяется возле Шхема. Единый говорит Авраму, что его потомство будет владеть этой землёй. Аврам строит алтарь Единому и поселяется на юге Ханаана.
Из-за голода Аврам с семьёй переселяется в Египет. Для сохранения своей жизни он выдаёт себя за брата Сарай. Сарай забирают во дворец фараона, а Аврам получает богатые дары. Из-за бедствий, которые падают на дом фараона, и по словам самой Сарай, фараон понимает, что Аврам - её муж. Он отдаёт ему жену и высылает их из Египта.
После ссоры между пастухами Аврама и Лота родичи делят между собой пастбища Ханаана. Аврам оставляет за собой собственно Ханаан, а Лот - долину Мёртвого моря; сам он живёт в Содоме. Единый вновь повторяет обещание, что потомство Аврама будет владеть выбранной им землёй. Аврам селится в Хевроне, в дубраве Мамрэ.
Война коалиции крупных держав (Вавилония, Элам и другие) против восставших вассалов - местных царей Иорданской долины (Содома, Гоморры и т.д.); войска коалиции берут в плен Лота. Аврам с 318 домочадцами-воинами вступает в войну, настигает войска коалиции у североханаанского города, (который позже получит название?) Дан. В битве Аврам разбивает войска коалиции, и они отступают к северу от Дамаска (по-видимому, на стороне Аврама участвуют также войска его союзников-амореев Анера, Эшколя и Мамрэ). Аврам отдаёт десятину "от всего" Малкицедеку, царю Шалема (Иерусалима), "коэну Бога Всевышнего", и получает от него благословение. Свою долю добычи он полностью отдаёт царю Содома (которому это имущество принадлежало изначально).
Единый говорит с Аврамом о его потомстве; Аврам отвечает, что он бездетен, и наследником своим сделал домоправителя Элиэзера; Единый обещает, что потомство Аврама станет многочисленным, как звёзды небесные. Единый заключает с Аврамом союз через обряд, включающий треугольную тёлку, и треугольную козу, и треугольного барана, и голубя, и птенца. Авраму сообщается, что его потомки будут рабами и выйдут на волю, вернувшись в Ханаан.
Бездетная Сарай даёт Авраму свою служанку-египтянку Агарь. Будучи беременной от Аврама, Агарь неуважительно ведёт себя по отношению к Сарай; Сарай с ведома Аврама изгоняет её в пустыню, где ей является посланник Единого и возвещает о рождении сына. У Аврама и Агари рождается сын Ишмаэль.
Единый сообщает Авраму, что у него будет сын и от Сарай. Он меняет имена Аврама и Сарай на "Авраам" и "Сара" в знак заключения завета, и даёт заповедь об обрезании. Авраам и все его домочадцы-мужчины выполняют эту заповедь.

Так вышло, что некоторые "общеизвестные" факты о нашем праотце Аврааме - ошибка. Вовсе не в Уре Халдейском началось священное путешествие Авраама; вовсе не там услышал он Голос Единого: иди себе (на иврите - лех леха) из страны своей, и из родины своей, и из дома отца своего, к земле, которую Я тебе покажу (12,1). Оставляя "дом отца своего", Авраам вовсе не шёл наперекор пути своих предков - он продолжал этот путь. Вся правда - в тексте Торы, который лежит перед нами.

Ещё в конце предыдущей недельной главы мы читаем об отце Авраама, Терахе: и взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына hарана, внука своего, и Сарай, невестку свою, жену сына своего Аврама, и вышли они вместе из Ура Халдейского, чтобы идти в страну Ханаан; и пришли они в Харран, и поселились там; и прожил Терах двести пять лет, и умер Терах в Харране (11,31-32). Отложим вопрос о необыкновенном, сказочном долголетии персонажей. Из текста ясно, что инициатива отправиться в Ханаан принадлежала не Авра(а)му, а его отцу Тераху (в русском переводе его называют Фарра). Терах был кочевником; из города Ур (современное городище Телль-Мукайяр в Ираке), одного из крупнейших центров древней цивилизации, пришедшего в относительный упадок, он решил переселиться в Ханаан, но не напрямую, а через богатейший торговый город Харран на севере Месопотамии (современное городище Султан-тепе в Турции). Путь более чем окольный, но в те времена торопиться было некуда, биржу ещё не изобрели, а город Харран (как и земля Ханаанская!) стоял на пересечении торговых путей со всего мира: само его название - аккадское харрану - означало "дорога".

Но Тераху было, в сущности, всё равно: Ханаан или Харран. Старый торговец осел в Харране, и на завершение исходного плана у него не хватило сил. Тут-то и появляется на сцене Единый. Не "иди наперекор своему отцу", а "доверши то, что твой отец собрался сделать, да не смог" - вот смысл откровения, данного Аврааму. Не только Авраамам открывается такая истина: все мы на протяжении нашей жизни нет-нет да слышим, чувствуем некий позыв к действию. Он не полностью выбивается из окружающей нас действительности: подобно тому, как Ханаан мелькал уже в семейных планах Тераха, тот позыв, который можем услышать мы с вами, будет укоренён в знакомой нам реальности - но ветвями своими будет уходить далеко вверх. И не дай Бог нам упустить такой позыв, ибо это - Его голос, обращённый лично к нам.

Примечание: предание об огненной печи, в которую бросал Авраама царь Нимрод - поэтическое иносказание мидраша; оно основано на созвучии названия города Ур и ивритского слова ур "пламя": Ур Касдим (Ур Халдейский) толкуется здесь как "огненная печь халдеев". В результате получился этот мидраш - замечательное наглядное описание личного мужества, необходимого человеку, отстаивающему новую идею, и препятствий, которые могут возникнуть на его пути.

* * *

Авраам вышел из Харрана, ещё не осознавая, что эта дорога станет для него путём духовного роста. В самом деле, Аврам, которого мы встречаем в начале главы "Лех леха", - ещё не основатель монотеизма. Создаётся впечатление, что он ещё не постиг, что бог, говорящий с ним - не локальный дух, не семейный гений, а Бог с большой буквы. Иначе бы не стал, наверное, Аврам выдавать свою жену за сестру, вводя в грех ни в чём не повинного фараона. Страх за свою жизнь двигал им, как он и сам признаётся (12,11-13). Такой способ обмана правителя, судя по всему, был столь же распространённым, как теперь - сокрытие доходов от управления подоходного налога: Авраам (по инерции?) повторяет тот же трюк в следующей главе, а много позже - возможно, подражая отцу - к тому же способу прибегает его сын Ицхак (как мы увидим, это - одно из проявлений пассивности Ицхака, доминирующего свойства его характера). РаМБаН (р. Моше бен Нахман) ясно говорит: не желая того, Авраам совершил великий грех. Комментирует слова РаМБаНа р. Шимшон Гирш (РаШаР): возьмём пример с великих мудрецов Торы - а РаМБаН, несомненно, из величайших: нам не стоит выгораживать праотцов Израиля, они не нуждаются в нашей защите и не готовы терпеть её.

Примечание: существует множество мнений о мотивах поступка Авраама; так, Рахель Спектор выдвинула предположение, что "гамбит", повторенный Авраамом с фараоном и позже с царём Герара, - политический манёвр с целью "внедрить" Авраама в высшие круги тогдашнего Леванта и увеличить его возможность влиять на людей, распространяя монотеизм: убедительной кажется её аналогия между судьбой Авраама и возвеличением Мордехая через свою племянницу Эстер при персидском дворе.

* * *

Глава "Лех леха" - начало нашей истории. Предшествующие ей две главы справедливо будет назвать предысторией во всех смыслах: в них и время и события отличны от того, что знакомо нам по привычному измерении исторического времени (хотя они не менее истинны из-за этого). Конец главы "Ноах" связывает предысторию с историей через возведение народов древнего Востока к сыновьям Ноаха; Авраам же сразу представлен нам в реальном историческом окружении.

Глава 14 помогает нам установить точную датировку деятельности Авраама. Коалиция эламского царя Кедорлаомера, царя Элласара Ариоха и других против Содома и городов Иорданской долины упоминает людей, чьи имена встречаются в документах, найденных археологами. Амрафель, царь Шинъара, более известен как Хаммурапи, вавилонский царь-законодатель (а "Шинъар" - древнее шумерское название Месопотамии). Ариох - Арриокке, хурритский правитель, упоминающийся в документах. Кедорлаомер - эламское имя (Кутир-Лаг'амар = "богиня Лагамар - моя защитница"); это имя не встречается в эламских списках царей, но историк Александр Немировский убедительно отождествил его с эламским правителем, имя которого содержит элемент "Кутир" и дошло до нас в искажённой передаче писца из соседней страны Мари.

Все эти три царя правили в одно время - в первой половине 18-го века до н.э.; все трое упоминаются около 1770 г. до н.э.! Тидъал, "царь народов", - несомненно, передача хеттского имени Тудхалияс. Первый хеттский царь с таким именем правил, по-видимому, на полвека позже и не мог быть нашим Тидъалом; но "царь народов" - не обязательно царь хеттов. Существует гипотеза, подкреплённая документами, о вольном формировании воинов различного этнического происхождения, которыми командовал некий Тудхалияс в начале 18-го века. Возможно, этот Тудхалияс упомянут в хеттском тексте "Песнь об осаде Уршу".

Аврам со своими 318 воинами - скотовод-военачальник без гражданства, нередкое зрелище в то время. Такие люди часто обозначались термином, который на иврите звучит иври (на аккадском языке - хабири):отсюда и слово "еврей" во всех языках. Но в пёстрой картине языческих пантеонов тогдашнего Востока Аврам - почти исключительная фигура: он стремительными шагами идёт от веры в личного бога - к вере в Единого Творца, который одновременно является личным Богом. Он, по-видимому, уже понимает, что всякое действие является частью энергообмена между человеком и Единым; более того, он осознает и такое нетривиальное следствие из этой формулы: от любой работы надлежит отделить некий процент, посвящённый Единому. Это понятие называется маасэр - "десятина", поскольку обычно является десятой долей наработанного (если оно измеримо). Если угодно, это - энергетический налог на поддержание Вселенной. Понятие "коэн", жрец, совершающий жертвоприношение, существует как раз для передачи такого посыла; но где же найти жреца Единого Бога, когда Аврам - единственный, кто в Него верит?

Таким жрецом был Малкицедек, царь Шалема (древнего Иерусалима); этот уникальный человек был жрецом Единого Бога - он дошел до этого понимания через культ верховного бога ханаанеев - Эльона, или Алиййану; сам он называл Единого "Эльон". С Аврамом они нашли общий язык без труда и Аврам отделил ему десятину от всех трофеев. Малкицедек благословил Аврама, и это благословение, возможно, было важным этапом на пути к заключению личного союза Аврама с Богом.

Примечание 1: Чем можно платить десятину-маасэр в наше время, в обыденной жизни? Например, бескорыстным добром; осознанным посылом собственных ощущений, собственной силы наверх.

Примечание 2: Надо подчеркнуть, что Александр Немировский, на которого я ссылаюсь выше, считает текст главы 14 повествованием историческим по сути, но не документальным. См. его книгу "У истоков древнееврейского этногенеза", Москва, 2001.

Примечание 3: Одна из самых тяжёлых преград на пути к принятию Торы как достоверного источника - сказочное долголетие персонажей. Оно объяснимо для предыстории, а для исторических Тераха и Авраама непонятно. Но (как заметил ещё Иосиф Флавий) все древние исторические источники сообщают о необычайном долголетии персонажей старины: вавилонянин Берóс (и открытые в новое время шумерские генеалогические таблицы), грек Гесиод и другие. Так что "если это и безумие, то в своём роде последовательное", как сказал шекспировский Полоний в переводе Пастернака.

* * *

В преддверии рассказа о заключения союза Авраама с Богом сказано: и поверил он в Единого, и это было засчитано ему как праведность (15,6).

Одна из основ еврейского пути - взаимоотношения человеческой души с Богом. Умение видеть Его во всём, что бы с нами ни происходило, вера в Его постоянное присутствие в нашей повседневной жизни, в индивидуальность Его общения с нами. С другой стороны, в нашей недельной главе впервые проявляется ясно и другой элемент пути: физические действия, бессмысленные с чисто материальной точки зрения, но имеющие метафизическое значение. Это десятина, отданная Малкицедеку, о которой мы говорили выше. Это и заповедь об обрезании, которая рационального объяснения не имеет (медицинские соображения весьма сомнительны) - как не имеет рационального объяснения, если задуматься, и само существование крайней плоти у мужчин. И это, наконец, то мистическое действие, которое описано в пятнадцатой главе. Аврам просит гарантию, что его потомство действительно будет владеть Ханааном. В ответ он получает подробные указания, которые описаны довольно туманно (хотя Аврам их понимает). Попробую дать дословный перевод.

И сказано было ему: возьми для Меня треугольную тёлку, и треугольную козу, и треугольного барана, и голубя, и птенца. И взял он для Него всё это, и разрезал их на части посредине, и часть каждого поместил против соответствующего ему, а птиц не резал (15,9-10).

Какую такую треугольную тёлку? Что ж, будем справедливы: слово мешуллаш в Танахе не засвидетельствовано в значении "треугольный" - которое стало его основным значением позже. Оно может означать "тройной": и тройная (мешуллаш) нить нескоро порвётся (Kohелет /Экклезиаст/, 4,12). Оно может означать "состоящий из трёх частей" (Йехезкель /Иезекииль/, 42,6 - в описании храма; впрочем, там оно может обозначать и "треугольные"). Кроме этих двух мест, слово мешуллаш употребляется только в нашей недельной главе. "Тройная" телка не понятнее, чем "треугольная", поэтому комментаторы обычно поясняют, что речь идёт о трёхгодовалой тёлке.

В любом случае, мы видим здесь прямое указание на действие геометрического (во всяком случае, числового - даже если принять значения "трехгодовалая") характера, которое должен совершить человек по указанию Творца.

Зачем?

В главе "Берешит" мы уже говорили, что человек - потенциальный со-творец Единого Творца, активный соучастник Божественного творения. Он способен - и должен - не только повышать уровень добра в самом себе, но и превносить его в мир. Для этого человеку дана способность учиться и работать.

Действие, совершённое Авраамом, относится к области метафизики творения, Каббалы: не случайно Аврааму приписывается один из важнейших каббалистических трудов древности - Книга Творения, Сефер Йецирá. Метафизическая фигура складывается Авраамом из частей животных, потому что он - скотовод, и такой материал для него привычен (хотя для нас выглядит странно). И поныне еврейская повседневная практика полна метафизических действий: от молитвы до омовения рук, от кашрута до субботних свечей. Это - та же "треугольная тёлка": ни физикой, ни химией не объяснишь. Но для человека, чувствующего руку Единого во всём, нет разницы между физическим и метафизическим, между тем, что объясняется наблюдениями, и тем, что объясняется откровениями: всё, что есть на свете - Божественно.

Физик, разбирающийся в уравнениях квантовой механики и теории элементарных частиц; биолог, занимающийся расшифровкой генетического кода; психолог, изучающий тонкости человеческого подсознания; каббалист, погружающийся в геометрическое строение духовных слоёв мироздания: все они - ученики Бога. Они получают от Единого информацию о том, как Он устроил свой мир, и вольны применить эти знания на практике.

Но любым знанием можно злоупотребить. Физик может создать бомбу; биолог - монстра. Злоупотребление происходит тогда, когда учёный (даже проще: образованный человек) не извлекает из своих знаний этического урока. Это, в свою очередь, связано с понятием ответственности.

Единый доверяет мне Своё знание. Если я использую его против того, что у меня просит Единый, я совершаю этическое преступление. А то, что у меня просит Единый, узнать несложно: стоит только прислушаться к тому, что у меня в душе.

Необходимость согласовывать свои действия с благом Вселенной, с Богом, не противоречит свободе выбора: правила дорожного движения тоже ей не противоречат. Чем больше наши знания, тем тщательнее мы должны думать о последствиях их применения, ибо наша способность нарушить равновесие мира тоже возрастает. История Вавилонской башни - пример неэтического использования знаний. А Авраам в Торе - яркий пример человека этического, который все свои поступки подчиняет Единому и при этом не умаляется сам, а растёт. Его вера в Творца и доверие Ему - инструмент его роста. И поверил он в Единого, и это было засчитано ему как праведность.

Шаббат шалом!
Эли Бар-Яалом ("Хатуль")


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 31 Июля 2012, 23:31 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Как воспитать человечество?

Мы уже говорили, обсуждая главу «Берешит», что сами акты творения Вселенной никогда не проходили идеально, по задуманному плану. Рухнула первая сотворенная Вселенная, непрерывно корректировались этапы создания второй. Еще более сложным оказался процесс создания человечества. Первый Человек делает неверный выбор, во втором поколении – братоубийство. К десятому поколению проблем стало столько, что пришлось уничтожить человечество и запустить эксперимент сначала. Еще через десять поколений строители Вавилонской башни окончательно убедят Творца, что попытка создать достойное человеческое общество сразу из всего человечества – провалилась окончательно.

Решение Творца: «Если нельзя сразу – попробуем по частям». Необходимо создать модельный пример, глядя на который человечество будет постепенно совершенствоваться. Примитивное решение: человечество состоит из людей, следовательно, пример хорошего человека поможет всем исправиться – провалилось с убийством Авеля. Более продуманная попытка: человечество состоит из людей, объединенных в семьи, следовательно, пример семьи праведника исправит мир – также безуспешна (семья Ноаха мир не спасла). Напрашивается вывод: пример, чтобы быть действенным, должен быть структурным подобием человечества. Но человечество состоит из народов, народы – из общин, общины – из семей, в которые объединены люди. Следовательно, модельным примером может быть только народ, причем народ, во-первых, гомоморфный по своей структуре со всем человечеством (похожий по структурной сложности, как мы увидим это в дальнейшем), и во-вторых, не отобранный из имеющихся в наличии, а создающийся в процессе реализации проекта, то есть похожий на человечество по историческому пути развития.

К созданию такого народа Всевышний и приступает.

«И сказал Ашем Авраму: иди себе из твоей страны, от твоей родни и из дома отца твоего в землю, которую Я тебе покажу. И Я сделаю тебя великим народом и благословлю тебя, и возвеличу твое имя, и будешь благословением. И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся в тебе все семейства земли» («Берешит», 12:1–3).

Здесь, как и ранее в главе «Берешит», творчество связано с разделением. Там отделялись свет от тьмы, вода от воды, море от суши и т. д. Здесь выделяется Аврам. Легко представить себе, как это происходило:

Творец: «Иди себе из твоей страны!»
Аврам: «Взять мне с собой своих родных?»
Творец: «Нет, иди и от твоей родни!»
Аврам: «Взять с собой семью?»
Творец: «Нет, уходи из дома отца твоего!»
Аврам: «Хорошо, я уйду из Харана, вот тут недалеко есть Падан Арам, там отличные пастбища и столица рядом…»
Творец: «Нет. Ты не останешься в Падан Араме, не поселишься в Шинаре или Египте. Ты пойдешь в землю, которую Я тебе покажу!»

Закладывается основной принцип взаимоотношений будущего народа и Всевышнего – диалог. Он будет вестись в течение всей нашей истории до сегодняшнего дня и с праотцами, и с пророками, и с народом в целом, и с каждым евреем в отдельности. Он может быть терпеливым разъяснением, как здесь, попыткой перехитрить, торговлей, как на базаре, открытым протестом, даже судом (в котором Творец не судья, а сторона процесса!). Со всеми этими формами диалога с Всевышним мы встретимся в Торе. Нам неведомы конечные цели Творца, но можно предположить, что одна из них – создать себе достойного собеседника.

Почему избран именно Аврам? Согласно мидрашам, он взбунтовался против идолопоклонства и агитировал всех людей объединиться во всемирной монотеистической религии. Действуя личным примером, Аврам пытался делать хороших людей из всех. Он по своей филисофии – космополит и своих учеников хотел сделать праведниками.

Всевышний предлагает ему из основателя всемирной индивидуальной религии превратиться в народ. «Лех леха» – иди себе, иди один. Уйди, оставь все (и всех учеников!), так как личным примером ты можешь исправить только отдельных людей, а примером национальной святости можно исправить все народы земли.

Мы употребили слово «святость». Оно будет часто встречаться в Торе (народ святой, святость Храма, Первосвященник и т. д.). В русском языке оно имеет абсолютно не соответствующее источнику значение. На иврите слово «кадош» (которое, следуя христианской традиции, переводят как «святой») означает – «отделенный». Пример: проститутка – «кдеша» – женщина, отделенная от общепринятых социальных и семейных отношений.

Всевышний предлагает Авраму бросить всё, уйти от всего, идти одному и породить народ, отделенный от других. Только этим можно добиться универсального влияния на народы, которым принципиально не обладает ассимилированный праведник.

Эта же идея скрыта и в игре имен: Аврам произносится и как «Ав - арам» – отец арама. После обрезания он станет Авраам, то есть «Ав – раам» – отец множества (народов).

«Благословятся» (от слова «а-враха») можно перевести и как «объединятся». Народ Аврама должен стать координационным центром, вокруг которого добровольно объединится расколотое человечество.

Завершается предсказание: «Благословятся в тебе все семейства земли». Это не случайно. Политическое, территориальное деление по народам порождает войны, а в будущем останутся семьи, то есть мирное, культурное сосуществование.

www.evreyskaya.de


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 09 Ноября 2019, 21:31 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
toldot.ru

Рассказывают об одном еврее, который все время молился, чтоб Всевышний ему открылся и открыл ему, какое его предназначение в этом мире. И вот в один светлый день его молитва была услышана. Б-г ему открылся и говорит: идем и я тебе открою, какое твое предназначение в этом мире. Видишь ту гору, которая напротив твоего дома?! Твоя задача каждое утро выходить из дома и толкать эту гору. Еврей обрадовался - наконец-то он знает, какая его цель в жизни. На следующее утро он вышел из дома, закатил рукава и начал толкать гору.

Прошло несколько месяцев, он попытался посмотреть на гору, и обнаружил, что не смог сдвинуть ее даже на один сантиметр. Отчаялся бедный еврей и начал умолять Всевышнего, чтобы снова Он ему открылся. И Б-г из жалости открывается ему снова и спрашивает: почему ты отчаялся? И еврей ему отвечает плача: я так старался выполнить Твое задание, но не смог сделать ничего, гора не сдвинулась ни на сантиметр! Сказал ему Б-г: обрати внимание, я не просил тебя сдвинуть гору, я всего лишь хотел, чтоб ты ее толкал! А сейчас посмотри на свои мышцы, которые окрепли от твоей работы, посмотри в зеркало и увидишь, как загорело твое лицо… это было целью.

В нашей недельной главе мы читаем о праотце Аврааме. Тора рассказывает нам о том, как Б-г приказывает ему в возрасте 75 лет: "Иди себе, из своей страны, с родины своей, из дома отца своего в страну, которую я тебе укажу." Это первый Б-жий приказ первому еврею. Мы могли бы ожидать, что в этом случае ему (Аврааму) будет поручена какая-то очень важная миссия, жизненно важная. Но Б-г решил приказать ему сменить место жительства. Почему? И еще вопрос, если уж Б-г приказывает ему сменить место жительства, для чего Тора так конкретно описывает то место, которое ему стоит покинуть – "из страны, с родины, из отчего дома" и ни слова о том месте, куда он переезжает?!

В хасидизме поясняется, что приказ Б-га Аврааму "Иди себе" это по сути приказ для каждого из нас и его смысл – выйти из себя самого - "из страны" – это врожденные качества, которые мы получили при рождении; "с родины" – это привычки и обычаи, которым научило нас наше окружение, в котором мы живем; "из дома отца" – это воспитание, которое мы получили. Все эти вещи очень сильно влияют на нашу личность (индивидуальность). Частенько бывает, что эти вещи втягивают нас туда, куда не надо, "задерживают" нас, мешают нам развиваться, расти, изменяться. Говорит Б-г каждому еврею: "выйди из всех этих вещей, которые влияют на твою личность, и вознесись над своей природой, над своими привычками, над тем воспитанием, что ты получил, чтоб ты смог достичь "страны, которую я тебе покажу", чтоб ты смог по-настоящему найти истинную точку и слиться с ней всецело.

Часто бывает, что наше понимание и наши привычки мешают нам продвигаться в плане духовном или материальном. Приказом "иди себе" Б-г говорит каждому: если ты действительно хочешь преуспеть, отложи свое понимание в сторону и растворись во Всевышнем (отмени свое я по отношению к Нему) и таким образом сможешь стать сосудом для благословения как в духовном, так и в материальном плане. Этот приказ Вс-вышнего олицетворяет сущность еврейского существования – способность преодолеть ограничения природы несмотря на то, что мы живем в ней.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Лех Леха (Пойди): Бытие 12:1-17:27 (нед. чтение)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz