[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Хаазину (Внимай): Второзаконие 32:1-52 (нед. чтение)
Хаазину (Внимай): Второзаконие 32:1-52
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 14:51 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Темы главы:

Текст Песни-свидетельства, которую поют народу Моше и Йеhошуа. Эту Песнь надлежит петь и заучивать в каждом поколении (мы уже говорили о ней в беседе по главе "Вайелех").
Последнее напутствие Моше народу: обращайте внимание вашими сердцами ко всем словам, которыми я свидетельствую перед вами сегодня - их вы завещаете вашим потомкам: хранить, выполняя, все слова этого Учения. Ведь это - не бессмысленная для вас вещь: это - ваша жизнь, этим вы продлите свои дни на земле, ради унаследования которой вы переходите Иордан.
Единый приказывает Моше подняться на гору Нево, взглянуть на Ханаан и умереть: и умри на горе, на которую ты взойдёшь, и воссоединись к своим предкам, как умер Аарон, брат твой, в hор hа-hаре, воссоединившись со своими предками. За то, что вы не оправдали Моего доверия среди сынов Израиля на Водах Раздора в Кадеше, в пустыне Цин; за то, что не освятили Меня среди сынов Израиля. Ибо, (стоя) напротив, увидишь ты эту землю, а в неё не войдёшь.

Основную часть этой короткой главы занимает Песнь-свидетельство. Как мы говорили, обсуждая главу "Вайелех", эта Песнь служила предостережением "не оставляйте Путь", и одновременно - свидетельством "вот, вас предупреждали". В свидетели призываются небо и земля: призыв к ним - hаазину, "слушайте" - и стал названием главы. В результате свидетельство-предупреждение оказалась пророчеством: всё обернулось так, как в ней сказано. В принципе, в этой Песни повторяются всё те же слова, что и в прозаических лекциях Моше: Единый вас вывел из Египта, заключил с вами договор, вы его нарушите и будет плохо, а потом всё-таки будет хорошо. Но сила поэтического слова в этой Песни такова, что она представляет события в новом свете.

...Оплот – совершенны Его дела,
ибо все Его пути – правосудие,
Бог честности, и кривды нет в Нем,
праведен Он и прям.

Его ли искажение? Нет! Сыновья Его – это их порок,
поколения упрямого, любящего кривые пути.
Разве это – ваше воздаяние Единому,
народ бесстыдный и неумный?

/.../

Масло коровье да молоко козье,
и жир овечий,
бараны башанские, тучные козлы -
да и пшеница, сытная, как жир животных;
и кровь винограда: пей, забродило!

Вот и растолстел Народ Прямого Пути, и стал пинаться,
стал толстым, жирным, тучным.
Вот и покинул Бога, который его Сам изготовил,
и унизил Оплот своего спасения.

Стараются возбудить в Нём ревность к чужакам,
вызвать в Нём гнев омерзительными поступками.

Жертвы приносят чертям, в которых нет божественности;
богам, которых ранее не знали:
новичкам, едва явившимся,
предки-то ваши их не боялись! (32,14-17)

Вроде, всё понятно. Единый приводит народ-орден Израиля на Землю, обещанную Аврааму. Евреи, ощутив себя хозяевами своей жизни, поклоняются идолам. Следует неизбежная катастрофа.

Непонятно одно. Слова-то эти говорятся задолго до описанных событий, перед входом евреев в Землю Израиля. Отчего с такой категоричностью, неизбежностью поёт об этом Моше - тому народу, которому он сам столько лет прививал идею о свободном выборе между добром и злом?

Неверующий хмыкнет: ясное дело - это ж позднейшая фальсификация, вставленная после возвращения из Вавилона (ага, а более миллиона человек, как дурачки, поверили?). Верующий скажет: ну так ясно же - Моше был пророком, пророки - они умеют. Тем более, Песнь "hаазину" была продиктована Самим Единым.

Но есть другая, человеческая причина. Моше просто слишком хорошо знает свою паству. В предисловии к Песни, в предыдущей главе, он говорит: ведь я знаю вашу мятежность и твердолобость - при моей жизни, до сих пор, вы поступали наперекор Единому, так ведь и будет после моей смерти! (31,27)

Пророк (в еврейском понимании этого слова) не предсказывает будущее. Он дает варианты событий, наставляет на верное решение. Таким образом, уверенность Моше в будущем грехе евреев - следствие его личного, человеческого опыта.

* * *

Что же это за заманчивые идолы, "черти, в которых нет божественности"? Неужели весь сыр-бор только из-за деревянных идолов Ханаана?

Тут кроется большее. Мудрецы неоднократно говорили о "злом влечении к идолопоклонству", которое по силе сравнивали с сексуальным инстинктом. Разве мы ощущаем такое влечение? Разве мы, в наше просвещенное время, поклоняемся идолам? И если да, то что, вообще, такое "идол"?

Исходя из слов пророков об идолах, можно предложить такое определение: идол - это всё, что служит для самооправдания.

Я "в законе", меня защитят. Я могу не самосовершенствоваться. Я могу не делать выбора. Со мною мой идол.

И ведь как легко сотворить идола-кумира - из своего благосостояния, из своей работы, из своих идей! Как легко сотворить идола даже из еврейской веры, из самой Торы! В Книге Судей описывается, что судья Гидъон поставил памятник в честь победы Израиля и помощи Единого. Памятник - простой камень. Уже через поколение этому памятнику стали поклоняться.

Многие из нас поклоняются могилам, обычаям, традициям. Очень легко превратить своего учителя-рава в идола: живого рава - или покойного ("праведники в посмертии становятся более великими, чем при жизни" - Талмуд). И - самое страшное: можно сотворить себе идола из Единого Бога, из собственной веры в Него. Стоит только сказать: "я молюсь три раза в день, я ношу кипу и цицит. Значит, Единый поможет мне, даже если я буду нарушать самые простые заповеди: не укради, не прелюбодействуй".

Однажды я наблюдал такую картину в нашей районной синагоге: пустой зал; одна молитва кончилась, другая еще не началась; много народу в боковых комнатах празднуют чью-то бар-мицву; и - один человек бродит по пустынному главному залу. Мне кажется, что ему было комфортнее в синагоге, ему физически не хватало шуршания молитвенников, разноголосья молящихся... Я очень хорошо его понимаю. Но понимаю также, что здесь кроется ловушка: не сотворить бы кумира из храма, из места, где молишься.

А всего на свете легче и чаще - сотворение кумира из самого себя: и перестали эти трое людей отвечать Иову, ибо он - праведник в собственных глазах (Иов 32,1). И этим мы занимаемся постоянно.

Примечание: Идолопоклонство как самооправдание - тема, которую мы обсуждали также в главе "Ахарей мот".

* * *

Глава "hаазину" всегда соседствует с Великим Днём Искупления, Йом-Киппуром, её читают либо непосредственно перед ним, либо сразу после. В этом есть особый смысл: этот особый День создан для того, чтобы заново оценивать собственный жизненный путь, и слышать в своей душе Наставления Единого. Смысл этого Дня не в том, чтобы героически поститься. Разве таким будет пост, который Я избираю - день, когда человек истязает свою душу, нагибает голову, как былинка, стелет себе мешок да пепел? Неужто такое назовёшь постом и днём, желанным Единому? Напротив, вот пост, который Я избираю: раскрыть оковы зла, освободиться от верёвок кривого суждения... (Йеша'йаhу /Исайя/ 58,5-6). Преображение души и возвращение её на истинный путь, заповеданный человеку Единым - вот лучшее, что мы можем сделать, чтобы противостоять соблазнам, описанным в нашей главе; вот лучшее, что мы можем пожелать себе и друг другу.

Перед Йом-Киппуром принято прощаться фразой "лёгкого поста!". Один еврей, молившийся со мной в синагоге - я даже не знаю его имени - сказал: "зачем говорят «лёгкого тебе поста»? Правильнее будет сказать - «полезного тебе поста!»".

Шаббат шалом у-гмар хатима това!
Эли Бар-Яалом ("Хатуль")


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Хаазину (Внимай): Второзаконие 32:1-52 (нед. чтение)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz