Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
Текст Песни-свидетельства, которую поют народу Моше и Йеhошуа. Эту Песнь надлежит петь и заучивать в каждом поколении (мы уже говорили о ней в беседе по главе "Вайелех"). Последнее напутствие Моше народу: обращайте внимание вашими сердцами ко всем словам, которыми я свидетельствую перед вами сегодня - их вы завещаете вашим потомкам: хранить, выполняя, все слова этого Учения. Ведь это - не бессмысленная для вас вещь: это - ваша жизнь, этим вы продлите свои дни на земле, ради унаследования которой вы переходите Иордан. Единый приказывает Моше подняться на гору Нево, взглянуть на Ханаан и умереть: и умри на горе, на которую ты взойдёшь, и воссоединись к своим предкам, как умер Аарон, брат твой, в hор hа-hаре, воссоединившись со своими предками. За то, что вы не оправдали Моего доверия среди сынов Израиля на Водах Раздора в Кадеше, в пустыне Цин; за то, что не освятили Меня среди сынов Израиля. Ибо, (стоя) напротив, увидишь ты эту землю, а в неё не войдёшь.
Основную часть этой короткой главы занимает Песнь-свидетельство. Как мы говорили, обсуждая главу "Вайелех", эта Песнь служила предостережением "не оставляйте Путь", и одновременно - свидетельством "вот, вас предупреждали". В свидетели призываются небо и земля: призыв к ним - hаазину, "слушайте" - и стал названием главы. В результате свидетельство-предупреждение оказалась пророчеством: всё обернулось так, как в ней сказано. В принципе, в этой Песни повторяются всё те же слова, что и в прозаических лекциях Моше: Единый вас вывел из Египта, заключил с вами договор, вы его нарушите и будет плохо, а потом всё-таки будет хорошо. Но сила поэтического слова в этой Песни такова, что она представляет события в новом свете.
...Оплот – совершенны Его дела, ибо все Его пути – правосудие, Бог честности, и кривды нет в Нем, праведен Он и прям.
Его ли искажение? Нет! Сыновья Его – это их порок, поколения упрямого, любящего кривые пути. Разве это – ваше воздаяние Единому, народ бесстыдный и неумный?
/.../
Масло коровье да молоко козье, и жир овечий, бараны башанские, тучные козлы - да и пшеница, сытная, как жир животных; и кровь винограда: пей, забродило!
Вот и растолстел Народ Прямого Пути, и стал пинаться, стал толстым, жирным, тучным. Вот и покинул Бога, который его Сам изготовил, и унизил Оплот своего спасения.
Стараются возбудить в Нём ревность к чужакам, вызвать в Нём гнев омерзительными поступками.
Жертвы приносят чертям, в которых нет божественности; богам, которых ранее не знали: новичкам, едва явившимся, предки-то ваши их не боялись! (32,14-17)
Вроде, всё понятно. Единый приводит народ-орден Израиля на Землю, обещанную Аврааму. Евреи, ощутив себя хозяевами своей жизни, поклоняются идолам. Следует неизбежная катастрофа.
Непонятно одно. Слова-то эти говорятся задолго до описанных событий, перед входом евреев в Землю Израиля. Отчего с такой категоричностью, неизбежностью поёт об этом Моше - тому народу, которому он сам столько лет прививал идею о свободном выборе между добром и злом?
Неверующий хмыкнет: ясное дело - это ж позднейшая фальсификация, вставленная после возвращения из Вавилона (ага, а более миллиона человек, как дурачки, поверили?). Верующий скажет: ну так ясно же - Моше был пророком, пророки - они умеют. Тем более, Песнь "hаазину" была продиктована Самим Единым.
Но есть другая, человеческая причина. Моше просто слишком хорошо знает свою паству. В предисловии к Песни, в предыдущей главе, он говорит: ведь я знаю вашу мятежность и твердолобость - при моей жизни, до сих пор, вы поступали наперекор Единому, так ведь и будет после моей смерти! (31,27)
Пророк (в еврейском понимании этого слова) не предсказывает будущее. Он дает варианты событий, наставляет на верное решение. Таким образом, уверенность Моше в будущем грехе евреев - следствие его личного, человеческого опыта.
* * *
Что же это за заманчивые идолы, "черти, в которых нет божественности"? Неужели весь сыр-бор только из-за деревянных идолов Ханаана?
Тут кроется большее. Мудрецы неоднократно говорили о "злом влечении к идолопоклонству", которое по силе сравнивали с сексуальным инстинктом. Разве мы ощущаем такое влечение? Разве мы, в наше просвещенное время, поклоняемся идолам? И если да, то что, вообще, такое "идол"?
Исходя из слов пророков об идолах, можно предложить такое определение: идол - это всё, что служит для самооправдания.
Я "в законе", меня защитят. Я могу не самосовершенствоваться. Я могу не делать выбора. Со мною мой идол.
И ведь как легко сотворить идола-кумира - из своего благосостояния, из своей работы, из своих идей! Как легко сотворить идола даже из еврейской веры, из самой Торы! В Книге Судей описывается, что судья Гидъон поставил памятник в честь победы Израиля и помощи Единого. Памятник - простой камень. Уже через поколение этому памятнику стали поклоняться.
Многие из нас поклоняются могилам, обычаям, традициям. Очень легко превратить своего учителя-рава в идола: живого рава - или покойного ("праведники в посмертии становятся более великими, чем при жизни" - Талмуд). И - самое страшное: можно сотворить себе идола из Единого Бога, из собственной веры в Него. Стоит только сказать: "я молюсь три раза в день, я ношу кипу и цицит. Значит, Единый поможет мне, даже если я буду нарушать самые простые заповеди: не укради, не прелюбодействуй".
Однажды я наблюдал такую картину в нашей районной синагоге: пустой зал; одна молитва кончилась, другая еще не началась; много народу в боковых комнатах празднуют чью-то бар-мицву; и - один человек бродит по пустынному главному залу. Мне кажется, что ему было комфортнее в синагоге, ему физически не хватало шуршания молитвенников, разноголосья молящихся... Я очень хорошо его понимаю. Но понимаю также, что здесь кроется ловушка: не сотворить бы кумира из храма, из места, где молишься.
А всего на свете легче и чаще - сотворение кумира из самого себя: и перестали эти трое людей отвечать Иову, ибо он - праведник в собственных глазах (Иов 32,1). И этим мы занимаемся постоянно.
Примечание: Идолопоклонство как самооправдание - тема, которую мы обсуждали также в главе "Ахарей мот".
* * *
Глава "hаазину" всегда соседствует с Великим Днём Искупления, Йом-Киппуром, её читают либо непосредственно перед ним, либо сразу после. В этом есть особый смысл: этот особый День создан для того, чтобы заново оценивать собственный жизненный путь, и слышать в своей душе Наставления Единого. Смысл этого Дня не в том, чтобы героически поститься. Разве таким будет пост, который Я избираю - день, когда человек истязает свою душу, нагибает голову, как былинка, стелет себе мешок да пепел? Неужто такое назовёшь постом и днём, желанным Единому? Напротив, вот пост, который Я избираю: раскрыть оковы зла, освободиться от верёвок кривого суждения... (Йеша'йаhу /Исайя/ 58,5-6). Преображение души и возвращение её на истинный путь, заповеданный человеку Единым - вот лучшее, что мы можем сделать, чтобы противостоять соблазнам, описанным в нашей главе; вот лучшее, что мы можем пожелать себе и друг другу.
Перед Йом-Киппуром принято прощаться фразой "лёгкого поста!". Один еврей, молившийся со мной в синагоге - я даже не знаю его имени - сказал: "зачем говорят «лёгкого тебе поста»? Правильнее будет сказать - «полезного тебе поста!»".
Шаббат шалом у-гмар хатима това! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|