[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Бо (Войди): Исход 10:1-13:16 (нед. чтение)
Бо (Войди): Исход 10:1-13:16
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 14:47 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Темы главы:

Три последних египетских казни: саранча, тьма, поражение первенцев. Постановление о празднике Песах и о пасхальном жертвоприношении.
После последней казни фараон отпускает евреев. Исход: около 600000 взрослых мужчин с семьями покидают Раамсес и двигаются в сторону Суккот. Единый даёт Моше дополнительную информацию о пасхальной жертве, и закон о приобщении к народу Израиля: каждый человек, желающий стать евреем, может стать им (для мужчин необходимо обрезание). Такой человек ничем не будет отличаться от рождённого евреем: и станет как местный житель (земли Израиля).
Все первенцы людей и животных посвящаются Единому. Единый велит рассказывать потомкам об Исходе из Египта.

И вот, по прошествии четырёхсот тридцати лет, свершилось в этот самый день: вышли все воинства Единого из земли Египетской. Единственная в своём роде ночь это для Единого: вывести их из Египта; вот эта ночь для Единого и останется единственной в своём роде для всех сынов Израиля, во все поколения (12,41-42)

...если говорить прямо, без околичностей и без наукообразной терминологии, то речь идет вот о чем.
Первое: вступление человечества на путь эволюции второго порядка означает практически превращение гомо сапиенса в Странника.
Второе: скорее всего, далеко не каждый гомо сапиенс пригоден для такого превращения.
Резюме:
-- человечество будет разделено на две неравные части;
-- человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру;
-- человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, причем меньшая часть форсированно и навсегда обгонит большую;
-- человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, меньшая часть его форсированно и навсегда обгонит большую, и свершится это волею и искусством сверхцивилизации, решительно человечеству чуждой.

-- "Меморандум Бромберга", из книги А. и Б. Стругацких "Волны гасят ветер"

Братья Стругацкие создали целый ряд книг, которые можно назвать пророческими. Отнюдь не в технологическом смысле: "будущее" Стругацких, во многом - литературный приём. Через эти книги Стругацких, читая их внимательно, мы можем услышать Голос Единого - вот в каком смысле они "пророческие". Такое даётся не всякому писателю и даже не всякому талантливому писателю: это - свойство писателя одновременно талантливого и честного.

Итак, Исход из Египта - скачок из плоскости в новое измерение, вертикальный прогресс в человечестве, развивавшемся горизонтально. На этот скачок оказалась способна только малая часть той группы, которой он был предложен: мудрецы говорят, что четыре пятых всех евреев остались в Египте. Более того, в Торе ясно написано, что многие египтяне (и представители других народов, обитавших в Египте) вышли в Синай вместе с евреями. Впоследствии они влились в еврейский народ, подписав Синайский договор с потомками Авраама.

Очень многие из вышедших не смогли удержаться на единожды взятой высоте, и их духовное падение во время странствий по пустыне - одна из центральных тем Торы. Мы, нынешние евреи (как те, кто родились евреями, так и те, кто принял еврейский путь) - наследники тех, кто выдержал то испытание. Немало таких испытаний было нам предложено и позже, и не все из них мы выдержали с честью - это надо помнить, и не впадать в гордыню. Как раз те, кто считали, что "еврей" означает "сверхчеловек", были первыми на пути в бездну: вспомним Кораха, поспорившего с Моше именно об этом. Еврейство - это путь, назначение, а вовсе не гарантия успешного прохождения пути! При этом путь "эволюции второго порядка" - далеко не обязательно еврейский. Да, евреи первыми вступили на него, но и это не делает нас автоматически "лучше". Это только накладывает на нас дополнительную ответственность как на индивидуальном, так и на общееврейском уровне.

В чём назначение, смысл того, что первый шаг "эволюции второго порядка" произошёл не на всей Земле, а только в малом её участке - в Египте? Это - начальный этап, авангард. Евреям предписано служить полюсом магнита, путеводной звездой для тех людей, которые окажутся способными на "эволюцию второго порядка" - уже по всей Земле. Суть этой эволюции - переход от состояния "я борюсь и выживаю в хаосе, происходящем вокруг меня" (само по себе очень высокое состояние!) к состоянию "я нахожусь в творческом диалоге с Единым, создавшим меня и все обстоятельства моей жизни, и принимаю ответственность за все свои поступки в этом диалоге". Путь к этой эволюции - через семь законов сыновей Ноаха /Ноя/, сформулированных в книге Берешит /Бытие/.

Через 480 лет после Исхода царь Израиля Шломо /Соломон/ определит построенный им Храм в Иерусалиме как место, где может молиться любой человек, верующий в Единого - не обязательно еврей.

Священная обязанность еврея - являть собой пример духовной работы. Нельзя навязывать её другому, насильно толкать другого человека на путь Единого. Вспомним снова тот же "меморандум Бромберга" у Стругацких, говорящий о формировании "монокосма", вселенской стадии развития человечества:

Сейчас уже никто не помнит "подмикитчиков", которые с фанатическим энтузиазмом пытались форсировать прогресс тагорян и леонидян (две благополучные внеземные культуры. - Э. Б.-Я.). Сейчас уже все поняли, что расталкивать под микитки такие в своем роде совершенные цивилизации -- занятие столько же бессмысленное и бесперспективное, как пытаться ускорить рост дерева, скажем, дуба, таща его вверх за ветки.
Странники - не "подмикитчики", у них нет и не может быть такой задачи: форсирование прогресса. Их цель -- поиск, выделение, подготовка к приобщению и, наконец, приобщение к монокосму созревших для этого индивидов.

На самом деле, конечно, "приобщение" - дело только самого "приобщающегося" человека и Самого Единого, поскольку эволюция второго порядка есть вопрос взаимоотношения человека и Бога в первую очередь. Но во все времена были люди, "приобщавшиеся" именно через присоединение к "Странникам": геры, неевреи, становящиеся евреями. При этом изначальный замысел состоит вовсе не в тотальном гиюре всего человечества: как мы уже говорили, путь Единого не обязательно включает в себя всю обрядность именно еврейского пути!

* * *

В наше время снова нам, евреям, даётся шанс сыграть уникальную роль в эволюции человечества. Мы находимся сейчас в период бурных изменений. Необыкновенно плотная по своей фактуре материальная цивилизация глобальной Земли действует на многих из нас, создавая иллюзию сугубой материальности жизни. Духовный фактор, фактор личной ответственности и диалога с Творцом, может показаться пустой игрой там, где всё решают биржи и правительства. Военная техника, впервые за историю человечества способная превратить локальный конфликт (ну, скажем, индо-пакистанский!) в тотальное уничтожение жизни на планете, создаёт ощущение зыбкости, хрупкости, случайности: а ну как Зимбабве бабахнет по Намибии водородной бомбой, и все мы подохнем? Параллельно развитие медицины и генетики "кормит" нашу иллюзию всемогущества: сбылась, дескать, мечта шестидесятых, наука умеет столько гитик, сколько их есть на свете, генетический код раскололи, щуку с помидором скрестили, ур-ра!

Через этот иллюзорный барьер можно шагнуть, и это и будет персональный Исход из Египта. Каждый способен на это - личность, семья, община, даже народ. И мы, евреи, однажды уже сделавшие такой шаг, должны попробовать сделать его снова, чтобы все, кто созрел для этого шага, увидели: это возможно.

Примечание: Аналогию между "люденами" (горсткой людей, прошедших "эволюцию второго порядка") в творчестве Стругацких и евреями раскрыли и исследовали израильские литературоведы Майя Каганская и Зеэв Бар-Селла. В частности, ими расшифрован самый очевидный (для начитанных и наблюдательных, конечно) намёк: главный герой, Максим, говорит своему младшему товарищу, который оказался подходящим для "превращения в людена":

- Пока еще ничего страшного не произошло. Что ты так раскричался, словно к тебе уже "ухмыляясь, приближаются с ножами"? В конце концов, все ведь в твоих руках! Не захочешь -- и все останется, как есть!

"Ухмыляясь, приближаются с ножами" - цитата из Генриха Гейне. Неполная. Полностью она звучит так:
Так противника смущает
Рабби сладкими словами,
И евреи, ухмыляясь,
Приближаются с ножами.
(стихотворение "Диспут")

Стоит отметить, что в варианте Стругацких из двадцатимиллиардного человечества XXII века всего 433 человека стали "люденами". Впрочем, "людены" Стругацких - далеко не идеал эволюции, описанной в Торе. Это - одиночки, которым трудно и с другими, и друг с другом. Тора же предлагает вариант, в котором люди способны взаимодействовать и на уровне общности, чтобы "петь новую песнь перед Единым". Но это уже, как сказали бы те же Стругацкие, "совсем другая история".

* * *

Мы только что услышали фразу "И вот, по прошествии четырёхсот тридцати лет, свершилось в этот самый день". Откуда взялось это число - 430 лет? Ведь Моше - правнук Леви, сына Яакова (его отец - Амрам, сын Кхата, сына Леви). По материнской же линии он даже внук Леви: его мать, Йохевед - тётя его отца и дочь Леви. Подсчёт лет, проделанный мудрецами, даёт максимальную цифру для срока пребывания евреев в Египте: 210 лет (РаШИ, по мидрашу Мехилта). Если судить по историко-археологическим данным, получается похожая цифра: по главе 14 книги Берешит мы можем датировать битву, в которой участвовал Авраам до рождения Ицхака, примерно 1770 годом до н.э.; уход семьи Яакова в Египет мог произойти лет через 120 - около 1650; а Исход из Египта произошёл за 480 лет до строительства Первого Храма (Млахим Алеф /3-я Царств/ 6,1) - то-есть около 1443 г. до н.э.

Разные комментаторы пытались объяснить число "430" разными способами; но даже если считать, что 430 лет прошло с заключения договора с Богом (из главы "Лех-леха"), требуется предположить, что Авраам после заключения договора с Богом вернулся из Ханаана в Месопотамию (иначе не мог Авраам выйти из Харрана в 75 лет - см. Берешит 12,4); такое предположение явно искусственно. В хайфском бейт-мидраше "Маасэ-рэшет" была выдвинута мысль, что 430 лет - это столько, сколько египетский плен продолжался для евреев. Мы уже отмечали (в комментарии к главе "Лех-леха") необычайное долголетие патриархов и всех персонажей древних хроник. Возможно, речь идёт не о календарном возрасте, а о зрелости духа, о мере пережитого опыта и накопленной мудрости. О побывавших на фронте или в концлагерях говорят в России: "год за два", а то и "год за пять": просидев в тюрьме четыре года, человек чувствует, что прошло все двадцать. Если 430 - это "год за два", получаем 215, то-есть очень близко к цифре, полученной мидрашами и подтверждённой нами по внешним свидетельствам. Такое толкование - не более смелое, чем многие, приведённые в мидрашах.

* * *

В эту ночь погибли все первенцы: от первенца фараона, что на троне, до первенца служанки, что за жерновами. Даже первенцы военнопленных.

Бог - решил. Моше - предсказал. Евреи - знали.

Признайтесь, кого вам жалко? С кем сразу хочется почувствовать солидарность?

Мне - сразу, на инстинктивном уровне - с египтянами. Потом спохватываюсь.

Дело в том, что жалость, сострадание к другим - типичное для евреев качество. Мудрецы Талмуда считали его генетическим ("сыны Израиля - милосердные и дети милосердных" - трактат Санхедрин); кстати, как мы уже отмечали, в еврейской метафизике гены тоже можно приобрести, и принимающий еврейство нееврей приобретает гены Авраама.

Это сострадание к другому очень часто перерастает в сострадание к врагу, к тому, кто не может терпеть существования народа Торы на Земле. Но тогда оно обращается против самих евреев, потому что если враг достоин сострадания и сочувствия, то он вообще несчастный. Если он несчастный, то он хороший. Если он хороший, то он, скорее всего, прав. Если он прав, то неправы мы, обидевшие его. А поскольку причиной его войны против нас является наше существование (ведь враги евреев именно поэтому во все века начинали свои войны), то давайте прекратим существовать, и врагам станет легче. (Помните "Визит старой дамы" Дюрренматта?)

В неделю, когда читалась глава "Бо" в 2002 году (17.1.2002), террорист-араб ворвался в зал в городе Хадера, где праздновали "бат-мицву" (12-летие) девочки Нины Кардашовой. Он открыл огонь по гостям, убил шестерых, ранил 33 человека. Отважные гости смогли ударами нейтрализовать террориста, и подоспевший отряд полиции застрелил его. (В этом месте репортажа американский корреспондент агентства "Рейтер" хладнокровно добавил: "этим самым число жертв инцидента возросло до семи". Впрочем, справедливости от народов мира мы уже давно не ждем).

И что же? Многие из нас сразу согласились, что это - наша вина, ведь незадолго до этого израильская армия отыскала и убила главаря террористов эль-Карми. Так что, скажете, не надо было убивать его?

Нет, скажет Тора, которая древней политики и мудрей общественности. Не надо было этому эль-Карми совершать свои теракты. А гибель шестерых евреев в Хадере - не на совести израильской армии, а на совести самого эль-Карми, которому воздастся и за это.

В неделю, когда читалась глава "Бо" в 2004 году (29.1.2004), в день, когда 400 живых террористов Израиль обменял на 3 гроба с погибшими солдатами и на одного живого израильтянина, араб-убийца (сотрудник "палестинской полиции") взорвал иерусалимский автобус и унёс жизни 10 евреев. Более 40 было ранено, из них 12 тяжело. При этом Израиль не прекратил процесс освобождения террористов-заключённых! Да, "милосердные и дети милосердных"; но р. Йехошуа бен Леви (мидраш Шмуэль 18) и Рейш-Лакиш (мидраш-зута Коhэлет 7,16) сказали: "тот, кто милосерден к жестоким, станет жесток к милосердным".

Фараон знал, что евреи имеют право на свободу. Фараон мог отпустить их. Убийца первенцев - своего, своих слуг - сам фараон.

Примечание: А почему - первенцы военнопленных? Речь идет о тех военнопленных, которые унижали евреев-рабов, подобно египтянам. Так в советские времена над политзаключенными-евреями равно издевались надзиратели из МВД - и их лучшие друзья, заключенные-полицаи... (Об этом мне рассказал мой отец, Хаим-Зеэв Могилевер, да продлит Единый его годы в добром здоровье).

* * *

Перед Исходом одолжили у соседей-египтян золотые и серебряные вещи, а потом забрали с собой. Это ли не кража, да еще по попустительству Всевышнего?

Мудрецы Талмуда сравнивают эту "конфискацию имущества" с вынужденной - по приговору суда! - конфискацией имущества работодателя, не заплатившего своему работнику жалования. А здесь "неуплата" за целых 430 лет!

Еще одно толкование каббалистического толка, которое прочла и рассказала мне моя мама, Юдит-Юлия Могилевер, да продлит Единый её годы в добром здоровье: евреи как бы вышли из той струи времени, где существовал Египет. И ценности, которые они взяли с собой - не столько физическое золото и серебро, сколько умение: умение строить дома, организовывать общество, все то, что за долгие годы рабства египтяне "одолжили" евреям; все то, что понадобится им, чтобы построить, наконец, свой собственный дом, в своей собственной, обещанной предкам, стране.

Шаббат шалом!
Эли Бар-Яалом ("Хатуль")


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Бо (Войди): Исход 10:1-13:16 (нед. чтение)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz