Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| В невисокосные годы эта глава читается вместе с предыдущей - "Тазриа".
Темы главы:
Очищение "прокажённого" (мецора) и возвращение его в общую систему. Болезнь жилища: диагностика и очищение. Отделение больных истечением; менструация и семяизвержение.
Слово "мецорá'" означает: тот, у кого цара'ат. Обычно это слово понимается "проказа, lepra". Но комментаторы всегда подчёркивали, что у этой болезни мало общего с тяжёлым инфекционным заболеванием, которое носит то же имя. Цара'ат - в первую очередь заболевание духовное, говорили мудрецы Талмуда. Внешние признаки этой болезни - видимая глазу дисгармония личности. Чем тяжелее заболевание духа, тем видней оно невооружённым глазом. Более того: когда нравственные нарушения становятся нормой поведения, "прокажённым" (мецора) становится весь народ. Мидраш (Вайикра Раба, пар. 15) говорит, что Галут, состояние Изгнания, которое постигло еврейский народ после разрушения Храма - и есть проказа, цара'ат всего народа. А в Талмуде (Санхедрин) говорится, что Машиах придёт, чтобы исцелить народ от проказы: внутреннее очищение отдельных людей перейдёт в видимое глазом оздоровление всей общины.
Сопоставление "проказа" - "духовная нечистота" естественно - тому свидетельством русское слово "проказник". В современной литературе проказа как образ духовной нечистоты отлично выведена у американского писателя Стивена Дональдсона.
В качестве решающего доказательства "духовной" природы цара'ат приводится незаразность обычной проказы. РаШаР цитирует доклад Британской Королевской Медицинской Коллегии, опубликованный в 1868 году, и говорит: распространённое мнение, согласно которому законы Торы о карантине призваны предотвратить заражение - не что иное, как ошибка. (Сегодня известно, что заразиться проказой можно в результате длительного прямого контакта с прокажённым - но не от одного прикосновения; бактерия, вызывающая проказу, была идентифицирована в 1874 году норвежским исследователем Хансеном). Таким образом, изоляция, предписанная мецора, не призвана предотвратить распространение болезни. Цель изоляции больного от общества - не общество, а больной: в одиночестве, вдали от соблазнов повседневной жизни, больной не будет отвлекаться от своей проблемы, не сможет самообманом внушить себе, что он уже здоров и лечить ему нечего. Он пройдёт семь стадий, о которых мы говорили в беседе по главе "Тазриа" и очистится от своей болезни.
Семь болезней духа включали наши мудрецы в категорию цара'ат. Р. Йонатан (Талмуд, Арахин 16-а) перечисляет их, обосновывая каждую по тексту ТАНАХа. Рассмотрим только перечень: злословие (сплетни, клевета), кровопролитие (не обязательно физическое - публичное очернение личности также считается кровопролитием), ложная клятва (или обещание, данное человеком, не собирающимся его выполнять), кровосмешение (в том числе супружеская измена), грубость духа (нечуткость, неделикатность, бестактность), неправедность в имущественных отношениях (присвоение чужого имущества законным, но нечестным способом), недоброжелательство (в том числе жадность, зависть). Интересно, что недоброжелательство - самая частая, пожалуй, из болезней духа - обозначается на иврите словами царут айин, недоброжелательный человек - цар айин; а корень слов цара'ат и мецора - Ц-Р-Ъ, цади-реш-айин, что можно прочесть как цар + (название буквы) "айин"! (Это наблюдение принадлежит Евгению Гангаеву).
Чаще всего, тем не менее, проказа ассоциируется со злословием. В списке р. Йонатана оно приведено первым. Наше общество сделало злословие дозволенным: в любой газете есть раздел "Сплетни", но, по сути дела, большая часть любой газеты заполнено сплетнями далеко за пределами этого раздела. Большие любители информации, мы под предлогом "права на знание" смакуем подробности из личной жизни людей, и яд злословия пятнами проказы проступает на нас. Мудрые говорят, что в Синае, когда Израиль находился в состоянии интенсивного присутствия Единого, граница между материальным и нематериальным была столь зыбкой, что проказа духа проступала пятнами на коже. Этого знака не избежали даже сам Моше и его сестра Мирьям. Такое физическое проявление было тяжким грузом - но и благодатью: овеществлённый знак служил предупреждением, сигнальным свистком. В наши дни это гениально описали братья Стругацкие; их Институт Чародейства и Волшебства - тоже своего рода Синай:
Институт предоставлял неограниченные возможности для превращения человека в мага. Но он был беспощаден к отступникам и метил их без промаха. Стоило сотруднику предаться хотя бы на час эгоистическим и инстинктивным действиям (а иногда даже просто мыслям), как он со страхом замечал, что пушок на его ушах становится гуще. Это было предупреждение. Так милицейский свисток предупреждает о возможном штрафе, так боль предупреждает о возможной травме. Теперь все зависело от себя. Человек сплошь и рядом не может бороться со своими кислыми мыслями, на то он и человек - переходная ступень от неандертальца к магу. Но он может поступать вопреки этим мыслям, и тогда у него сохраняются шансы. ("Понедельник начинается в субботу")
* * *
Современные экстрасенсы часто говорят: "у Вашего дома плохая энергетика. Вам надо очистить дом". В Китае тысячелетиями строили дома только согласно рекомендациям специалистов по фэн шуэй - здоровью жилища. Даже самые завзятые атеисты и материалисты не могут не признавать, что некоторые дома или квартиры сами по себе вызывают тягостное ощущение. Без "проклятых" замков, домов, даже гостиничных номеров не обходится, наверное, ни один город в Европе.
Плохая атмосфера, царящая в доме, закрепляется в нём и не уходит без специальной очистки. В условиях интенсивного присутствия Творца эта атмосфера также выражается в виде пятен на стенах. В Синае евреи не жили в домах; но Тора предупреждает: когда придёте вы на землю Ханаана, которую Я даю вам для проживания, если Я поражу проказой дом на земле, где вы проживаете, пусть придёт тот, чей этот дом, к коэну и скажет: мне кажется, что болезнь на этом доме (14,34-35). "Заболевшую" одежду (гл. "Тазриа") надо уничтожить; но дом обычно можно спасти, отремонтировав и очистив только заражённый участок; но если зараза распространилась по всему дому и нет другого выхода, надлежит снести дом и выстроить заново. И, конечно, сохранять в нём чистоту физическую и духовную.
Не оттого ли был разрушен Первый Храм, поражённый проказой неправедности и идолопоклонничества? Не оттого ли пал - от руки Тита Флавия Веспасиана, но по воле Всевышнего - Второй Храм, вместилище злословия и недоброжелательства? Но есть надежда, что долгие века исцелили болезнь святыни, и возрождённый Храм, который мы можем построить своими руками, будет чист, как и подобает Дому Единого.
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|