|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Экев (Если вы будете): Второзаконие 7:12-11:25
| |
Галилеянка | Отправлено в: Воскресенье, 27 Ноября 2011, 20:41 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25. Почему она так называется? В первой фразе говорится: “И будет следствием принятия заповедей этих... хранить будет Всевышний брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим...”. Следствием (вследствие) на иврите — экев.
Обсуждение главы Экев
Уже само название недельной главы говорит о том, что Тора коснется здесь великой и очень сложной темы — речь пойдет о причинно-следственной связи между поведением человека и его успехами или поражениями.
При беглом прочтении первых фраз (ст. 12-16) может сложиться такая картина. Если евреи выполняют заповеди, им гарантируется процветание (на Земле Израиля). Конкретно говорится о материальном благополучии, о здоровье людей и даже скота. В принципе так и должно быть. Процветание и здоровье человека напрямую зависят от его связи (или отсутствия таковой) с Торой — Мудростью Всевышнего. Однако то, что мы наблюдаем в жизни, гораздо сложнее. В Талмуде (трактат Брахот) сказано: “Мы видим — есть праведник, и он страдает, и есть злодей, и он процветает”.
Но вернемся к тексту Торы. В следующей фразе (гл. 7, ст. 13) говорится: “И будет (у Него) любовь к тебе, и (даст Он браху) благословение, и возвеличит тебя. И благословит плод чрева твоего и плод земли твоей...”.
Три обещания — любовь, благословение, величие. Какой смысл заключен в них на самом деле?
И будет (у Него) любовь к тебе... Слово “любовь” в Торе чаще всего означает духовную близость, единство. На иврите слова аhава (любовь) и эхад (один) имеют одно и то же числовое значение — 13 (напомним, каждая буква в иврите имеет свое числовое значение, а потому числовые значения имеют и слова).
Соблюдение заповедей, жизнь по еврейским законам приводит к единению с Творцом. Это — гарантировано.
Слово “благословение” понимается как духовный механизм, увеличивающий добро в мире. Сам факт, что Всевышний благословил нас и плоды наши, означает, что наши дела улучшат мир. Во всех смыслах. Например, просто вырастить яблоко недостаточно, чтобы считать, что мы сделали добро. Надо, чтобы это яблоко принесло пользу и тому, кто его вырастил, и тому, кто его съел.
Соблюдение правил еврейской жизни гарантирует, что действия еврея (и всего народа) улучшат мир, пойдут на пользу.
И возвеличит тебя... Речь здесь идет о расцвете еврейского народа. Для отдельного человека это означает увеличение “веса” на чаше Небесных весов.
В Талмуде говорится: “Все итоги подводятся по большинству (по “весу”) общих деяний человека”. И поэтому гарантировано, что действия, чувства и даже мысли еврея, который прикладывает усилия к тому, чтобы жить в соответствии с мудростью Торы (а не по чужим теориям), очень весомы.
А теперь вернемся к вопросу, поднятому в Талмуде: “праведник страдает, злодей — процветает”. Естественно, Талмуд не утверждает, что таково правило жизни. Но удивляется случаям подобного несоответствия. И находит ответ, который после всего сказанного нам легче понять.
За выбор пути — жизнь по законам Торы, по законам Всевышнего — человек получает награду в духовном мире. Там гарантированы следствия (экев). И оттуда приходит “излучение” в наш мир. Оно может выразиться в чувстве близости к Творцу (любовь), в реализации благословения — дела приносят добро, в ощущении (уже здесь) значимости человеческой жизни. Смысл жизни — награда, которую получают на земле.
Однако человеку свойственно совершать ошибки. Следы его проступков — тоже в духовном мире. Как с этим быть? Как наградить человека, несмотря на его промахи? И еще. Кого и как награждать?..
Вернемся к первой фразе нашей главы. Для объяснения слова экев нам не нужны были все слова второй части фразы. Теперь же приведем цитату полностью: “...хранить будет Всевышний, правящий твоей судьбой, брит (договор) и хэсед (безусловную любовь — доброту), о которых поклялся отцам вашим”. Слово хранить подразумевает абсолютное хранение в духовных мирах. И слово брит, разумеется, здесь очень уместно: “хранить договор”.
Но почему именно здесь упомянуто слово хэсед? Безусловная любовь, доброта не может зависеть от того, совершает или нет человек ошибки и проступки. Это и есть высший уровень любви. Когда еврей выбирает путь Торы, Небеса проявляют по отношению к нему именно такую любовь. Чтобы он ни сделал, — пусть споткнется сто раз, — но если он искренне следует (экев) этому пути, ему обеспечена высшая любовь, ему обеспечен хэсед.
Но ведь мир справедлив! Разве можно просто “закрыть глаза” на проступки человека? Нет, глаза не закрываются. Из тех духовных миров, где “по большинству” конкретный человек — хороший, ему спускают в этот мир те или иные трудности (“наказания”). Они, йисурин шель аhава, как называет их Талмуд, — тоже следствие любви Небес. А в результате — очищение души, ее великий подъем в самые высшие миры, где человеку даровано “динамическое ослепительное ощущение (!) Творца” (перефразировка слов Тадмуда). Более того, если такой человек пришел в этот мир (точнее, его душа) с “грузом прошлого” (грузом проступков его предков), как одно из проявлений хэседа, ему предоставляется великая честь исправить и их недостатки, возвысить и их души.
А что же со злодеем — с человеком, на чаше весов которого перевешивают отрицательные поступки, который не идет путями Творца? Такой человек тоже совершает добро. Он, правда, разрушил брит, и механизм хэседа на него не действует (до той секунды, пока он не сделает хотя бы маленький шаг к Творцу; но это будет уже другая история). Следствие (экев) поведения такого человека (условно говоря, “злодея”) — реализация принципа справедливости, который требует вознаграждения за каждый (без исключения) хороший поступок. Отсюда — его успех, процветание и т.п. В этом мире. В духовном мире (в мире вечности) следы положительных поступков стираются, и у него нет доступа к тем духовным мирам, где ощущается Присутствие Всевышнего.
Настолько тонко действует механизм управления судьбой человека. Так разрешается поднятая нами проблема. Однако наша глава выдвигает еще одну — есть ли у человека выбор? В чем он состоит?.. Ведь, если выбора нет, вся эта условная терминология — “праведники” и “злодеи” — не имеет под собой основания...
В нашей главе читаем: “А теперь, Израиль, — что же Всевышний, управляющий твоей судьбой, просит у тебя (просит!!)? Чувства трепета перед Ним, идти Его путями, любить Его, жить для Него — всем сердцем твоим и всей душой твоей” (гл. 10, ст. 12).
Талмуд (трактат Брахот и в других местах) отмечает порядок слов в этой фразе: в начале стоит — “чувство трепета перед Ним”, остальное — потом. И говорит: “Все в руках Неба, кроме одного — чувства трепета перед Ним”.
Поэтому и сказано: “Всевышний просит у тебя”. Это и есть основа человеческого выбора. С Неба не могут ему в этом помочь. Так был задуман и устроен мир. И в этом мире сотворен человек — с правом выбора.
Дальше — другое дело. Если человек делает выбор — испытывает чувство трепета перед Ним, в остальном действует механизм управления миром. И во многом, очень во многом, что кажется невозможным, помогают Небеса. И невозможное становится возможным. Как было сказано выше, нужно сделать только маленький шаг навстречу Творцу, а дальше Он, если можно так выразиться, основную “ношу” берет на Себя.
Тут, конечно, напрашивается вопрос: разве можно создать или выбрать чувство? Оно — либо есть, либо его нет. Но, если Творец просит чего-то от нас, значит, в мире созданы все условия для того, чтобы мы могли удовлетворить Его “просьбу”. В данном случае — испытывать чувство трепета.
Человек — не пустая бочка. Не мешок с костями, мясом и нервами. У него есть душа. Более того, именно душа — основное в человеке. Доказать это очень просто. Человек живет (и может счастливо жить!), обладая многими телесными недостатками. Но в ту секунду, когда душа покидает тело, человек мертв — независимо от того, насколько повреждено его тело.
Душа эта — божественная. В ней заложено стремление к Творцу. И поэтому у человека есть выбор — заглушить это стремление, впитывая изобретенные человеком теории или — честно и доброжелательно начать жить по законам Торы, изучать ее. И тогда — даже в самом трудном случае — Всевышний гарантирует возникновение чувства трепета перед Ним.
Так о чем же он просит? Не мешать душе. В этом — суть выбора.
Не обходит вниманием наша глава и еще одну проблему: твоя свобода выбора может вступить в противоречие с точно такой же свободой выбора другого человека.
А речь идет вот о чем. Неоднократно (уже и в нашей главе) говорилось, что полноценная еврейская жизнь возможна (и даже гарантирована — “если только...”) на Земле Израиля, и только — на Земле Израиля. Но Земля эта — отнюдь не пустыня. На ней жили семь воинственных и упорных народов. И если эти народы — в рамках свободы выбора! — решили не слушать Голос Всевышнего, открыто заявившего, что страна Израиля (в то время — страна Канаан) по праву принадлежит народу Израиля (по Высшему праву! — см. обозрение гл. Шелах), и выбрали войну с Израилем, не рухнет ли надежда на расцвет еврейского народа?
Вот как на этот вопрос отвечает Тора: “Если вы пойдете путями Торы, то Всевышний... создаст ситуацию, когда вы победите эти народы” (гл. 11, ст. 22-23; дается в сокращении).
Тора уточняет: нет, эти народы не слабее тебя. Наоборот: “Победите народы многочисленнее и сильнее вас” (там же). И более того. Жизнь по законам Торы вообще изменит ситуацию в мире: “Граница ваша будет проходить от Негева до Ливана, от реки Ефрат и до Средиземного моря” (ст. 24).
Таково следствие (экев) нашего выбора. Кстати, отмечают наши Учителя, что численное значение слова экев равно 172. Столько слов в Десяти Заповедях. А о следствии их выполнения мы уже говорили. В этом обзоре.
Автор текста Элиягу Эссас
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Josef | Отправлено в: Воскресенье, 27 Ноября 2011, 20:42 | Сообщение № 2 |
Участник
Сообщений: 34
C нами с 22 Июня 2011
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| εραυνατε τας γραφας… Search the scriptures… Исследуйте Писания… Дослідіть Писання… חִקְרוּ אֶת־הַכְּתוּבִים פָּרָשַׁת־הַשָּׁבוּעַ עֵקֶב דְּבָרִים ז׳ י״ב עַד י״א כ״ה Недельная глава Торы́ עֵקֶב [ъэ́кэв] Э́кэв Если. דְּבָרִים [дәвари́м] Дэвари́м Второзаконие 7:12-11:25 На древнееврейском языке (иврите) пишут и читают справа налево, естественно. И месяц новый начинается явлением справа [font=Times]) и оканчивается видом слева (, естественно. לֵב חָכָם לִימִינוֹ וְלֵב כְּסִיל לִשְׂמֹאלוֹ׃ Сердце мудреца на правую сторону его, а сердце глупца на левую сторону его.[/font] Первые два слова этого свитка אֵלֶּה הַדְּבָרִים [’э́лле háддәвари́м] Э́лле а́ддэвари́м, что значит Эти слова́. И как называется этот свиток? Этот свиток называется דְּבָרִים [ддәвари́м] Дэвари́м. Перевод с древнееврейского языка (иври́та) на русский язык, в котором не указан переводчик, – мой. Почему недельная глава Торы́ так называется? וְהָיָה עֵקֶב [wәhайа́ ъэ́кэв]… Эта недельная глава Торы́ וְהָיָה עֵקֶב [wәhайа́ ъэ́кэв] Э́кэв называется по второму слову недельной главы, по второму слову двенадцатого предложения седьмой главы пятого свитка Торы. Внимание! Следующее имя не произносится напрасно! יְהֹוָה заменяется словом Господь, п.ч. не произносится это имя напрасно. В Торе́ имя יהוה написано 1820 раз, в свитке דְּבָרִים [ддәвари́м] Дэвари́м – 550, в этой недельной главе – 93. והיה עקב תשמעון את המשפטים האלה ושמרתם ועשיתם אתם ושמר יהוה אלהיך לך את הברית ואת החסד אשר נשבע לאבתיך׃ [BibleQuote]De 7:12 И будет, за то что вы будете слушать суды эти и будете хранить их и делать их вы, и сохранит Господь Всесильный твой для тебя союз и милость, которыми клялся Он отцам твоим,[/BibleQuote] וְהָיָה И было. עֵקֶב 1. конец; 2. вследствие; 3. следствие, последствие; 4. с.: изза того что, потому что, за то что. תשמעון вы будете слушать(?), слышать. את המשפטים суды; приговоры, постановления. ושמרתם и вы будете хранить, и будете охранять, и будете соблюдать, и будете сохранять, и будете сторожить. אתם вы. Это слово множественного числа «вы» кажется лишним, потому что глаголы написаны во множественном числе во втором лице. את הברית союз, договор. ואת החסד и милость, и милосердие. [BibleQuote]И будет последствие: вы послушаете суды эти и будете сохранять и делать их, и сохранит Господь Всесильный твой для тебя договор и милость, которыми клялся Он отцам твоим,[/BibleQuote] Закон последствий? Подниматься на гору тяжело, и необходимы усилия, а спускаться легко. Если что-то не повторять, а чём-то не говорить, то это забудется, как забывается навык выполнения любой работы. שמע слушать (слышать) суды эти, שמר сохранять (сберегать, сторожить) суды эти, עשה делать суды эти. Это существо жизни сынов Йисраэля. [BibleQuote]De 7:13 и полюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе;[/BibleQuote] ואהבך и полюбит тебя, и возлюбит тебя. וברכך и благословит тебя. והרבך и размножит тебя. Это существо деятельности Всесильного Йисраэля сынам Йисраэля, но не написано на древнееврейском языке (иврите) «вас», а написано в единственном числе «тебя». Вы будете слушать суды эти и вы будете хранить их и вы будете делать их – вы (мн.ч.). Вы – сыны. И полюбит Он тебя, и благословит Он тебя, и размножит Он тебя – тебя (ед.ч.). Тебе – любовь Его, благословение Его и награда Его от Него, Он избирает и Он награждает кого хочет. Ты (ед.ч.) – общество, собрание, народ (ед.ч.). [BibleQuote]De 7:14-26 (RST) благословен ты будешь больше всех народов; не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем; и отдалит от тебя Господь всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских, которые ты знаешь, не наведет на тебя, но наведет их на всех, ненавидящих тебя; и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя. Если скажешь в сердце твоем: "народы сии многочисленнее меня; как я могу изгнать их?" Не бойся их, вспомни то, что сделал Господь, Бог твой, с фараоном и всем Египтом, те великие испытания, которые видели глаза твои, знамения, чудеса, и руку крепкую и мышцу высокую, с какими вывел тебя Господь, Бог твой; то же сделает Господь, Бог твой, со всеми народами, которых ты боишься; и шершней нашлет Господь, Бог твой, на них, доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего; не страшись их, ибо Господь, Бог твой, среди тебя, Бог великий и страшный. И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы сии мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы не умножились против тебя полевые звери; но предаст их тебе Господь, Бог твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут; и предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их. Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего; и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое.[/BibleQuote] בָּרוּךְ [бару́х(к)] благословен. לֹא־תַחְמֹד не пожелай. В предыдущей недельной главе Торы́ «וָאֶתְחַנַּן [wа’эт(фс)ҳа́ннан] Ваэтха́ннан И молился я» одно из десяти повелений на двух каменных плитах, сравни: ולא תחמד אשת רעך [BibleQuote]De 5:21 И не пожелай жены ближнего твоего[/BibleQuote] וְלֹא תַחְמֹד И не пожелай, и не желай. וְ [wә] союз и. Одно повеление Всесильного сынам Йисраэля написано здесь и там на древнееврейской языке (иврите): не пожелай, не желай. כי תועבת יהוה אלהיך הוא׃ потому что мерзость Господа, Всесильного твоего это. ולא תביא תועבה אל ביתך и не вноси мерзость в дом твой. שקץ תשקצנו непременно делай отвратительным это. 1. гнушаться, отвращаться; 2. осквернять, делать отвратительным. ותעב תתעבנו и обязательно определяй мерзким это. 1. гнушаться, отвращаться; 2. делать гнусным или отвратительным, осквернять. Этот глагол одного корня со словом תועבה мерзость.
|
|
| |
Хульда | Отправлено в: Воскресенье, 27 Ноября 2011, 21:45 | Сообщение № 3 |
Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
| Quote (Галилеянка) Почему она так называется? Вчера думала именно над этим словом. "экев". Quote (Josef) 1 עֵקֶב . конец; 2. вследствие; 3. следствие, последствие; 4. с.: изза того что, потому что, за то что. Ещё на иврите "экев" - "пятка".
Есть несколько комментариев на слова «И будет вследствие (экев) того, что послушаетесь вы законов этих...»:
а) экев – «пятка» намекает на определенный тип заповедей – «простые заповеди, которые человек топчет ногами» (комментарий Раши), т.е. заповеди, к ко-торым еврей несерьезно относится. Именно через исполнение этих заповедей «и будет вследствие того, что послушаетесь...»;
б) экев – «вследствие» относится ко времени перед приходом Машиаха – «шаги Машиаха» (иквета дмешиха), когда все заповеди будут исполняться евреями, как это обещано в Торе: «И вернешься ты к Г-споду, Б-гу своему» {Дварим, 30:3).
http://chassidus.ru/likutey_sichoys/gutnik/ekev.htm
Я часто смотрю в Википедии слово на иврите, какое мне нужно, на иврите слово "пятка" в Википедии нет, но есть, н-р, Ахиллесова пята. Может быть, для пятки в иврите есть ещё какое-то слово, кроме "экев"?
Надо повнимательнее изучить слово "экев". Тем более, что численное значение, как я узнала из первого сообщения, 172, равное числу слов в десяти Заповедях.
И ещё (это очень интересно):
Слово "экев" состоит из букв айн, куф, бет. Тот же корень — в имени нашего праотца Яакова. В книге Берешит есть такая фраза, которую произносит близнец Яакова — Эсав, упрекая отца, Ицхака, за то, что Яаков получил благословение первенца: “И сказал: не потому ли дано ему имя Яаков, (ваяквени) что он обошел меня уже дважды” (Берешит, гл. 27, ст. 36).
Ваяквени в переводе на русский язык означает — “обогнул”, “обошел”, “обманул”. Такое определение звучит особенно странно по отношению к Яакову, нашему праотцу, имя которого Танах связывает с Торой и Истиной. Тора — Истина, а Яаков — “человек, сидящий в шатрах” Торы, человек Истины.
http://www.evrey.com/sitep/nedglav/arkhiv.php?zik=2&ned=88&glav=ekev
Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
Отредактировал/а: Жанна - Воскресенье, 27 Ноября 2011, 22:26 |
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Воскресенье, 27 Ноября 2011, 23:16 | Сообщение № 4 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Quote (Жанна) Может быть, для пятки в иврите есть ещё какое-то слово, кроме "экев"? насколько мне известно, нет. Акэв означает в современном языке и пятку и каблук.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Андрей(ка) | Отправлено в: Понедельник, 28 Ноября 2011, 02:23 | Сообщение № 5 |
Постоянный участник
Сообщений: 223
C нами с 26 Января 2008
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Quote (Жанна) а) экев – «пятка» намекает на определенный тип заповедей – «простые заповеди, которые человек топчет ногами» (комментарий Раши) ... Надо повнимательнее изучить слово "экев". Тем более, что численное значение, как я узнала из первого сообщения, 172, равное числу слов в десяти Заповедях. Очень интересно и познавательно. Спасибо! Сразу возникли определенные ассоциации:[BibleQuote]14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт.3:14,15)[/BibleQuote]
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Пр.21:23
|
|
| |
Хульда | Отправлено в: Понедельник, 28 Ноября 2011, 07:12 | Сообщение № 6 |
Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
| Quote (Андрей(ка)) 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт.3:14,15) Если будете соблюдать (экев) заповеди, то никакие дурные побуждения не будут входить человеку в голову, если человек беспечен и дурные побуждения и похоти "будут жалить его в пяту" (образ змея). Когда человек постоянно начеку, он неуязвим для дурных похотей.
"В результате (экев) того, что ты будешь понимать эти законы..." (Дварим 27:12). Слово экев, которое обычно переводится с иврита как пятка, в этой недельной главе используется в очень необычном смысле - в результате, в следствие, в качестве награды. Точно так же как пятка - это конечность тела, в данном случае речь идёт ещё и о конечности времени.
Талмуд говорит о том, что человеческая история в том виде, в котором мы к ней привыкли, будет длиться шесть тысяч лет (Санхедрин 97а). В течение этих шести тысяч лет история движется по определённой схеме, которая совпадает с контурами человеческого тела: первая тысяча лет соответствует правой руке этой фигуры, вторая тысяча лет - это левая рука, третья тысяча лет - это торс, четвёртая тысяча лет - это правая нога и так далее.
Движение времени соответствует движению с верхней части человеческого тела до самых пяток. По мере приближения к концу шестого тысячелетия ход истории начинает все больше и больше совпадать с той частью человеческого тела, которая называется иквета деМешиха - пятки Машиаха. Это очень сложный и наряженный период времени.
Для того чтобы попытаться понять, в чем именно заключается сложность этого времени, нужно подняться по фигуре человеческого тела чуть выше. Будем двигаться по ходу седалищного нерва и посмотрим, что из этого получится.
Как известно, седалищный нерв запрещён Торой к употреблению в пищу. Интересно, что запрет на седалищный нерв - это один из тех запретов на еду, которые имеют объяснение в самой Торе. "И боролся некто (ангел Эйсава) с ним до восхода зари. И увидел, что не одолевает его, и затронул его бедренный сустав... Поэтому не едят дети Израиля седалищный нерв на бедренном суставе, так как затронул он (ангел Эйсава) бедро, седалищный нерв" (Берейшит32:25-26, 33).
Рав П. Винстон объясняет, что удар по бедру был ударом хицоним – сил, которые управляют внешним, поверхностным, никак не соприкасающимся с сутью дела. Ноги в каббале называются бар миГуфо - внешнее по отношению к телу. Все жизненно важные органы находятся в теле. И конечно не дай Б-г такому произойти, но можно выжить и без ног. Другими словами удар по ноге означал, что теперь влияние хицоним (сил, которые всегда заставляют отвлекаться от главного) станет сильно ощутимым.
Влияние хицоним - это то, что всегда приводит к ужасающим ошибкам, причём так, что часто тяжело поверить, как низко можно пасть, увлёкшись несущественными деталями. Это недоумение мы видим у Йирмиаху в его книге Эйха: как народ Израиля мог быть настолько сильно подмят хицоним, чтобы до такой степени забыть о главном, что Всевышнему пришлось разрушить храм для того, чтобы евреи хоть как-то опомнились?
В нашей недельной главе Моше Рабейну не просто повторяет тот же самый вопрос: как же мы дошли до жизни такой. Моше предупреждает, что чем ближе мы будем подходить к дням Машиаха, тем сложнее будет сфокусироваться на сутьевых вещах; и тем больше будут шансы на то, что даже при самых благих намерениях можно будет заблудиться и запутаться в трёх соснах.
Мало того, что по мере приближения ко времени прихода Машиаха будет гораздо тяжелее соблюдать заповеди. Ещё сложнее будет не съехать на периферию и иметь правильные намерения. Очень важно помнить о том, что даже при условии соблюдения всех внешних "правил игры", отсутствие внутреннего наполнения может легко привести к разрушительным последствиям.
р. И. Гладштейн
Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
Отредактировал/а: Жанна - Понедельник, 28 Ноября 2011, 07:31 |
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Понедельник, 28 Ноября 2011, 10:39 | Сообщение № 7 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Quote (Жанна) р. И. Гладштейн амен!
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Натаниэль | Отправлено в: Понедельник, 28 Ноября 2011, 16:46 | Сообщение № 8 |
Участник
Сообщений: 668
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Quote (Жанна) В нашей недельной главе Моше Рабейну не просто повторяет тот же самый вопрос: как же мы дошли до жизни такой. Моше предупреждает, что чем ближе мы будем подходить к дням Машиаха, тем сложнее будет сфокусироваться на сутьевых вещах; и тем больше будут шансы на то, что даже при самых благих намерениях можно будет заблудиться и запутаться в трёх соснах.
Мало того, что по мере приближения ко времени прихода Машиаха будет гораздо тяжелее соблюдать заповеди. Ещё сложнее будет не съехать на периферию и иметь правильные намерения. Очень важно помнить о том, что даже при условии соблюдения всех внешних "правил игры", отсутствие внутреннего наполнения может легко привести к разрушительным последствиям.
р. И. Гладштейн
АМЭН!
Спасибо всем за интересный, хороший материал.
Всё то,что проходит рядом Всё то,что пролетает вновь Может искру свою оставить И зажечь светильник вновь Главное не стать слепым Главное не стать глухим Главное увидеть Б-га И всё то,что строится Им.
Отредактировал/а: Натаниэль - Понедельник, 28 Ноября 2011, 16:47 |
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 00:57 | Сообщение № 9 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
Если евреи будут последовательны в выполнении заповедей, Единый благословит их; тогда евреи должны вытеснить ("съесть") языческую цивилизацию Ханаана; не надо страшиться величия и количества языческих народов, ибо как спас Единый евреев от Египта, так Он поможет вытеснить язычников. Этот процесс должен быть медленным и постепенным. Материальные символы языческих культов должны быть уничтожены, несмотря на то, что они сделаны из серебра и золота.
Надо помнить сорокалетнее путешествие по пустыне, цель которого - этическое воспитание народа. И насылал Он лишения и голод, и кормил тебя манной, которая была неведома тебе и твоим предкам, чтобы показать тебе, что не хлебом одним жив человек, а всем, что исходит из уст Единого, жив человек... и знай - вместе с сердцем твоим - что так, как воспитывает человек сына своего, так Единый, Бог твой, воспитывает тебя. Земля же, в которую приходит народ - богата, и будет кормить его, а сытому следует благословлять Единого за эту землю.
Если евреи забудут Единого, они пропадут. Не из-за праведности евреев они победят языческие народы, а из-за неправедности этих народов. Евреи не должны забывать своё нравственное несовершенство и то, что было в пустыне. Моше приводит в качестве примера историю с золотым тельцом (см. гл. "Ки тиса").
Всё, что требуется от евреев - идти по Пути Единого, который нелицеприятен в суде и не берёт взяток, вершит (справедливый) суд для сирот и вдов, и любит чужака, любит, чтобы ему давали одежду и хлеб. Евреи должны любить неевреев, живущих среди них, ибо такими же они сами были в Египте; хранить и соблюдать заветы Единого.
Земля Израиля отличается от вечно плодородного Египта тем, что её плодородие зависит от дождя, а дождь - знак благоволения Единого. Если евреи будут соблюдать заповеди - дождь будет. Если нет - будет засуха. Это - постоянный знак для евреев.
Слово экев можно перевести как "последовательно": и вот, (если) вы последовательно будете слушать эти законы, и будете хранить и соблюдать их, тогда будет хранить вам Единый, Бог ваш, этот договор и то благо, которое Он поклялся (хранить) вашим предкам (7,12). При этом одна вещь, на первый взгляд, в этой главе выглядит непоследовательной.
С одной стороны, сказано: все народы, которые дает тебе Единый, Бог твой, съешь (!), пусть не жалеет их твой глаз, не служи их богам, ведь это - капкан для тебя (7, 16).
А, с другой стороны, - ведь Единый, Бог ваш... любит чужака (т.е. нееврея, живущего среди евреев), любит, чтобы ему давали одежду и хлеб; любите же чужака! Ибо чужаками были вы на земле египетской (10, 17-19).
Сколько любопытных теорий о кровожадности еврейских заповедей можно построить, вырвав первое изречение из контекста! И - насколько противоположно оно по смыслу, если прочесть текст целиком.
Моше однозначен в своих словах: "любите же чужаков"! Нееврей заслужил только и единственно любви. Речь идет не о прозелитах - неевреях, ставших евреями (слово "гер", "чужак", стало впоследствии в разговорной речи означать именно человека, принявшего еврейство): ведь аргументируется любовь к чужаку именно тем, что евреи были чужаками в Египте - а ведь они не приняли египетскую веру, и даже не получили египетского гражданства (кроме самого Моше). Не только тут - во многих местах в Торе повторяется в различных вариантах призыв: "любите неевреев, привечайте их".
Кого же тогда надо "съедать", кого не жалеть?
Истреблять надо то, что несовместимо с этикой Единого. Идолопоклонничество, человеческие жертвоприношения, коррупцию и неправедный суд. Раскопки в Эль-Амарне (древняя столица Египта Ахет-Атон) дали нам объективную картину происходившего в то время. Ханаан был раздроблен на десятки мелких царств, погрязших в ещё более мелких политических дрязгах. Царьки Иерусалима, Шхема, Мегиддо, Гата и других городов жаловались фараону друг на друга. Они даже не воевали друг с другом, предпочитая методы подкопа и доноса. Эта политическая картина воплощает в себе основной принцип язычества: в мире нет лжи и правды, правоты и неправоты; тот, кто быстрее всех растолкает локтями ближних своих, тот и прав. Таким же образом, обманом и предательством, сменяют друг друга боги в их мифологиях: Ба'аль стал царём богов, изолировав и отправив на "небесную пенсию" дряхлого Эля.
Цель великого чуда Исхода из Египта - впервые на Земле построить царство, основанное не на политике, а на этике. К сожалению, еврейский народ не смог пока выполнить этого предназначения; но он смог хотя бы сохранить Учение о том, как надлежит строить такое царство.
Жалость и милосердие завещала нам Тора по отношении к нееврею-индивиду. Но цивилизацию, построенную на аморальных принципах, жалеть нельзя. Её надо "съесть", заменить новой. И, поскольку в таком процессе неизбежны враги, с врагами надо бороться. И - если ты скажешь в сердце своем: эти народы больше, чем я; как смогу я их победить? Не бойся их - вспомни, что сделал Единый, Бог твой, фараону и всему Египту (7, 17-18). Два повеления, которые даны нам в этой главе, таким образом, означают:
Люби непохожего! Люби чужого! ВСЕГДА. Не дай себя истребить. НИКОГДА.
* * *
Наша глава занимается не только взаимоотношениями евреев с неевреями, но и взаимоотношениями еврея - любого человека, принимающего условия Синайского договора - и Бога.
Итак, говорит Моше, вы попадёте на обещанную вам землю, на землю Израиля. Обратим внимание, что постоянно говорится не "вы попадёте", а "Единый вас приведёт" (например, Дварим 8,7). Но мы же знаем, что приход евреев в Ханаан был сопряжен с большими трудностями, и преодолевать их пришлось самим евреям. Что же означает "Единый вас приведет"?
Разговор идет об ответственности. Мы знаем, что любой процесс во Вселенной охватывает так или иначе все уровни бытия - от самых плотных до самых тонких. Усилие, сделанное с нужным качеством на материальном плане, будет вознаграждено в высших сферах печатью удачи и успеха. Таким образом, если мы делаем по-настоящему всё, чтобы наше дело увенчалось успехом, это наша заслуга; но если наше дело действительно увенчалось успехом - это заслуга Единого, и это же - награда нам от Него за наши труды.
Понимая, что Единый справедлив всегда, мы сможем приобрести новое чутьё: по успеху наших замыслов мы сможем судить о том, насколько наш путь верен в глазах Единого; мы научимся не роптать на судьбу, а воспринимать происходящее с нами как часть диалога с Творцом; и различать удачу и неудачу мы будем по-новому: "удачный исход" и "исход, которого ожидали мы" - не всегда одно и то же.
В любом случае, мы должны помнить, что успех наш доказывает не нашу мощь, и даже не нашу праведность: он свидетельствует лишь о том, что Единому было угодно, чтобы мы смогли это сделать. Не говори в сердце своем, когда оттеснит Единый, Бог твой, их (т.е. вражеские силы) перед тобой, так: мол, "по праведности моей привел меня Единый наследовать эту землю" - в то время, как по грешности этих народов отдает Единый их наследство в твою пользу (9,4). Успех - не повод для гордыни. Он, как и неудача - повод для плодотворного размышления и для благодарности Единому. Он - индикатор благоволения Единого. А для всей страны первым индикатором благоволения является дождь. В нашей стране нехватка воды - страшная угроза, и значение её не меняется и по сей день, несмотря на технический прогресс. Засуха выражает недовольство Единого царём-язычником Ахавом, и, после публичного посрамления идолопоклонников пророком Элиягу /Ильёй/, величайшим чудом становится дождь. В наше время мы, к сожалению, настолько отошли от ощущения Бога, что в дни засухи призываем экономить воду; а призывать стоит - делать добро. Недаром текст о дожде - Дварим 11,13-21 - включён мудрецами в "чтение Шма", которое произносится утром и вечером перед основной молитвой.
Как бы тяжело мы не работали, добывая наш хлеб, только Творцу мы им обязаны. И поешь, и насытишься, и благословишь Единого, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе (8,10) - говорит нам Моше. Исполняя сказанное в этой фразе, мудрецы выработали тексты благословений, которые произносятся после еды. Таким же образом появились благословения на все случаи жизни: я нюхаю цветы - благословляю Единого, Творца различных благовоний; слышу добрую весть - Единого, доброго и добро творящего (а если, упаси Единый, весть дурная, я верю, что так должно было быть по вселенской правде, и благословляю Его, праведного судью); надеваю новую одежду - благословляю Одевающего нагих; вижу человека, выздоровевшего от болезни - благословляю Исцеляющего больных.
Что это такое? Это - не лесть и не взятка Творцу. Он - не божок, которому нужны наши жертвы и подношения. Ведь Единому, Богу твоему, принадлежат небеса, и те небеса, которые над небесами, и земля, и все, что на ней... ибо Единый, Бог ваш, есть Судия судей и Властелин властелинов, великий Бог, обладающий мощью и вызывающий трепет; Тот, кто нелицеприятен в суде и не берёт взяток (гл. 10, ст. 14 и 17).
Когда мы благословляем Бога, мы создаем канал обратной связи между нами, остальной Вселенной и Им: этот канал возникает благодаря нашему знанию о том, что всё - от Бога и к Богу. А наше знание воздействует на мир и на нас самих: недаром сами мы - Его образ и подобие. И через это знание, через нашу благодарность Единому снисходит благодать (хесед) и милосердие (рахамим) в мир - который нуждается в них всегда, а теперь - больше, чем когда-либо.
Благословен Единый, освящающий день субботний! Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Вторник, 07 Февраля 2012, 15:58 | Сообщение № 10 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Всякий среднестатистический российский интеллигент еврейского происхождения характеризовался тем, что он:
- знал выражение "не хлебом единым"; - не знал, откуда это выражение происходит.
Так вот: ни Конфуций, ни Магомет, ни даже Бердяев не имеют к этому выражению никакого отношения. Слова эти - из Торы, из нынешней недельной главы "Экев". Говорит эти слова, обращаясь ко всему еврейскому народу, наш пророк Моисей. Ценя время занятого читателя, я все же позволю себе процитировать чуть больше, чем три слова из этого отрывка:
"... Он (Всевышний) кормил тебя манной, которой не знал ни ты, ни отцы твои, чтобы сообщить тебе: не хлебом единым живет человек, а всем, что исходит из уст Господа живет человек..."
Нельзя сказать, чтобы в этой фразе было все понятно. Зачем напоминать, что Всевышний кормил евреев манной небесной, если это меню не меняется в пустыне уже 40 лет? Зачем сообщать, что раньше они этой еды не знали - никто вроде бы и не объявлял манну египетским национальным блюдом?
И наконец: оказывается, что эти сорок лет манна была единственной пищей евреев только для того, чтобы сказать им: "не хлебом единым, а всем, что исходит из уст Господа...". Что это значит?
Из разных еврейских комментариев к Торе у меня складывается такая картина. Мне кажется, ключ к пониманию - это место и время, когда Моисей произносит свою речь. Место действия - на пороге Земли Израиля. Время действия - конец 40-летних скитаний по пустыне: вымерло все поколение евреев, бывших рабами в Египте. Новые, молодые, свободные евреи готовятся войти в свою землю. И в этот момент Моисей хочет о чем-то им напомнить. О чем-то, что можно забыть именно тогда, когда ты опьянен свободой и переходишь к новой жизни. О чем именно?
Когда евреи выходили из Египта, с материальной точки зрения это было чистым безумием: в рабстве, конечно, были свои проблемы, но все же есть квартира, работа, кусок хлеба - а там, глядишь, и еврейское кладбище подоспело... А что в пустыне нас ждет?
Так рассуждало, видимо, большинство евреев. Их расчет "на куске хлеба" был абсолютно верен с материальной точки зрения. Но они погибли.
Меньшинство же вышло, не успев даже замесить тесто для хлеба. Это верно, что с голоду они не умерли: манна падала с неба. Но ведь, выходя из Египта, ни они, ни отцы их и ни дети о манне еще не знали. Вышли евреи исключительно потому, что поверили пророчеству - слову, что "вышло из уст Господа". И еврей, который живет сегодня - живет благодаря этому.
Через 40 лет Моисей напоминает об этом евреям, входящим в Землю Израиля. Пришлось напомнить - так как думается, что не через сорок лет, а уже недельки этак через две после первого отоваривания манной евреи привыкли к небесной еде и перестали видеть в ней чудо. Ибо то, к чему привык, - уже не воспринимается как чудо. И опасается Моисей, что молодое поколение свободных и мускулистых евреев с притупившимся ощущением чуда начнет строить свою жизнь на этой Земле не по "слову из уст Господа", а исключительно по материальным критериям.
А может быть, - ведь говорят комментаторы, что в последний час было дано увидеть Моисею все будущее народа Израиля, - а может быть, увидел он, как через три с чем-то тысячи лет еще одно новое поколение евреев вернется в свою землю и, определяя будущее своей Страны, побежит за зазывалами, обещавшими работу для всех и большую-пребольшую машканту (ипотечную ссуду)? А затем, убедившись, что их обманули, вспомнит ли об уроке, преподанном когда-то их предкам - первым в истории новым репатриантам?
Традиция говорит: все, что пророчествовал Моисей, - пророчество истинное во все времена и для всех поколений...
Зеев Гейзель
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
| |