Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Удостоенный премии Федара в области "Тора и наука" и премии Абрамовича-Цайтлина в области "Еврейская литература" раввин-профессор Иегуда Леви пишет: "... несмотря на то, что в психоанализе присутствует большая доля истины, есть основания считать, что для изучения человеческой души одного разума недостаточно. Мы просто обречены на неудачу, если не обратимся за помощью к источникам Б-жественного происхождения". И это, на мой взгляд, видно из первых глав Торы.
Великий мудрец царь Соломон предупреждал: "Лживый язык ненавидит сокрушаемых им, и льстивые уста подготавливают падение" ("Мишлей", 26: 28). Полагаю, такое опасное сочетание лжи, ненависти и лести имеет место в психологическом манипулировании, постыдной разновидностью которого является использование других людей для достижения своих целей. Возраст этого явления измеряется тысячелетиями, ведь первым манипулятором нашего мироздания был библейский змей, ставший причиной грехопадения и изгнания Адама и Евы. Надо признать, он оказался неплохим психологом...
В Торе сказано: "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Б-г Всесильный" ("Брейшит", 3:1). "Хитрее" на иврите "арум". Одним из значений этого слова является: "хитрый", "интриган". Мудрецы Талмуда описывают змея как существо, которое обладало даром речи и по своим умственным способностям превосходило всех прочих. Могло ли подобное существо безропотно смириться с появлением разумного, наделенного интелектуально-творческим потенциалом, сотворенного по Образу и Подобию Б-жьему человека? Вряд ли... Как расправиться с конкурентом, да так, чтоб он, во-первых, сам выглядел виновником происшедшего, и, во-вторых, чтоб ему и в голову не могло прийти усомниться в благости предлагаемого искусителем и отказаться?
Искушение лестью
"Отец психоанализа" Зигмунд Фрейд предупреждал: "Можно защититься от нападения, но нет защиты от похвалы". Змей угощает Еву запретным плодом с древа познания добра и зла, пообещав, что теперь они с Адамом будут "подобны Всесильному, знающими добро и зло" ("Брейшит", 3:5). Змей использует практически беспроигрышный прием, дающий возможность манипулировать людьми. Разве можно не довериться тому, кто утверждает насколько велики твои возможности и перспективы. Говорит о равенстве с Б-гом в главном вопросе человеческого бытия - знании добра и зла. Но по сути всё иначе.
Змей делает ставку не на достоинства, а на один из главных человеческих пороков - амбициозность. Неспроста на иврите змей называется - "нахаш". Дословный перевод этого слова - "нашептывающий, тонко чувствующий, улавливающий дремлющие желания". Вот подтверждение этому.
В Торе каждая, казалось бы незначительная, деталь имеет очень важный, но, как правило, сокрытый смысл. Если змей предлагает Еве только знание добра и зла, то почему он сначала говорит об уподоблении Б-гу, а лишь потом о знании добра и зла? Значит знание добра и зла на втором плане, главное - в "подобии Всесильному". Змей, говоря о добре и зле, незаметно акцентирует внимание на совершенно ином. И это логично. Для живущей в раю Евы проблемы добра и зла вряд ли были важны или актуальны. Эдем (райский сад) не самое подходящее место для их познания. Земля, где в последствии оказались "искушенные" Адам и Ева, куда лучше подходит для этого. А пока что Ева, не отягощенная "знанием", спокойно разгуливала голой и даже не осознавала этого. Но, как говорится, амбиции явно не соответствовали амуниции, поэтому с "подобием Всесильному" змей попал в "десятку". Находясь столь близко ко Всевышнему, Ева не могла не видеть почитания, преклонения и благоговения всех обитателей Царства Небесного перед Ним, а ведь именно в этом главная цель человеческих амбиций. Итак, Ева, нарушив исходящее от Б-га, поступила так, как хотел змей...
Знаток человеческой психологии рав Ефим Свирский утверждает: "То, что делает библейский змей, называется в психологии психологической перефокусировкой". Как объясняют психологи, "Перефокусировка - это метод с помощью которого можно изменить манеру проявления человека, означающую поведение человека в общении с другими людьми, в принятии решений, эмоциональный настрой в решении важнейших вопросов". Этот метод имеет самое непосредственное отношение к манипулирования людьми, то есть, использованию других для достижения своих целей, и первой жертвой этого метода оказалась праматерь человечества Ева.
О чем говорит этот библейский эпизод? О том, как сурово покарал Всевышний за естественное желание знать и понимать добро и зло? Но эта естественное человеческое желание. За непослушание, нарушение запрета? Если бы Б-г столь ощутимо карал за это, человечество давно бы вымерло. Может в этой всем хорошо известной истории пророческое предупреждение, каким опасным оружием может стать знание человеческой психологии в руках интригана и провокатора, для которого люди - лишь средство достижения желаемого? Неспроста, известный специалист в области психологического манипулирования, философ и психолог Джордж Саймон (1948 г.р.) утверждает, что "успех манипулирования прежде всего зависит от того, насколько манипулятор: скрывает агрессивные намерения и поведение; знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить какая тактика будет наиболее эффективной; имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что навредит жертве". Одним из способов манипулирования Саймон называет соблазненные, к которому относит "использование манипулятором похвалы, лести, открытой поддержки жертвы, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие". Поэтому, знатоки психологи, взявшие на вооружение змеиную методику, растравляют свои капканы примерно так: "Только мне понятно какой ты умный и хороший. Я, в отличие от других, в тебе верю, я знаю сколь велики твои возможности и готов содействовать их проявлению и реализации. Поэтому, не задумываясь, не углубляясь, вкушай запретное и слушайся меня". И, человек, покупаясь на дешевую лесть и беспардонное вранье, незаметно для самого себя подчиняется змею от психологии. Это сразу же сказывается на взаимоотношениях с другими людьми, ведь он, все больше и больше запутываясь и попадая в нелепые ситуации, конфликтует с окружающими. От этого еще сильнее тянется к своему "защитнику-благодетелю". И тогда манипулятор без особых усилий может настроить свою жертву против других людей, неугодных лично ему, но якобы не замечающих, недооценивающих и не признающих столь неоспоримых достоинств и заслуг обольщаемого им. Можно любую напраслину возвести, любое вранье задействовать, например: не любят, завидуют, такие-сякие, поэтому чего от них ждать? На любую пакость горазды, на всякую подлость способны... Только я один понимаю, ценю и всегда поддержу тебя... Так сколачивается преданная и легко управляемая команда, готовая исполнять любые повеления хозяина и при первой же ловко подстроенной провокации с мстительным вдохновением кинуться на "врагов"... Так приумножится зло нашего мироздания. Зло насильно, но незаметно, навязанное. Сотворенный изначально свободным человек становится рабом источающего зло манипулятора. Поэтому змей и был столь сильно наказан. Суть его наказания, на мой взгляд, в следующем. Ахиллесова пята Известный хасидский деятель рабби Нафтали из Ропшиц говорил: "Есть два способа подняться над соседом: возвыситься самому или унизить его". Главная, на мой взгляд, проблема манипулятора в том, что для собственного возвышения он рассматривает только второй вариант, ведь подчинить, обмануть, унизить, растоптать, даже погубить кого-то для него в порядке вещей. А вот по-настоящему возвыситься самому - вряд ли... Не дано ему этого... Почему? Как был наказан змей за свою выходку? "И сказал Г-сподь Б-г змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей" ("Брейшит", 3:14). Б-г оставляет змею и его разум, и его хитрость, но теперь он будет ползать, хотя до этого, как объясняют наши учителя, он ходил на двух ногах. И ползать по праху, и есть прах. Среда его обитания - один сплошной прах, он заложник праха. "Давай, брат, отрешимся, давай, брат, воспарим", - это не про него. Ему главное тиски не расслабить, из-под контроля ничего не выпустить. А насчет "отрешимся и воспарим"? Полагаю, он на это не то, что совершенно неспособен, а просто не хочет, не стремится, не понимая, что есть подлинные высоты. К тому же, пока он будет "отрешаться и воспарять", что-либо или кто-либо может выйти из-под его контроля, а этого он более всего боится. Не Всевышний, сам себя манипулятор к праху приковывает... Значит, хитрость и коварство не ведут к подлинным высотам, хотя справедливости ради нельзя не признавать того, что манипуляторы многое знают и умеют, обладают хорошо развитым логическим мышлением, способны просчитывать и создавать нужные ситуации и т.п. Может сложится впечатление, что искусный манипулятор - талантливая, много знающая, незаурядная личность. Но это не так. Одаренный человек - самодостаточен и внутренне независим, его главные проявления, его цель в нем самом. Ему не надо реализовываться и возвышаться за счет подавления, подчинения или унижения других. Эверетт Шостром, известный психолог и психотерапевт, ученик основателя гуманистической психологии Абрахама Маслоу, утверждал: "Манипулятор - это искусный игрок с жизнью, который постоянно стремится скрыть свою пустую карту" хотя и возомнил себя супер-психологом, знатоком человеческого естества. Наказывая змея Всевышний сказал, что "человек "будет поражать его в голову". Полагаю, в этом намек на то, что порождаемые головой хитрость, коварство, умение интриговать, манипулировать и т. п. не так уж прочны и неуязвимы. В любой момент может появиться тот, кто переиграет, разрушит планы и намерения, обнажит изнанку, разоблачит и т. п. Поэтому манипулятор, несмотря на толпы угодивших в его сети, - хорошо замаскировавшийся раб, ведь главное для него зависит от других, а раб всегда ненавидит тех, от кого зависим. А есть ли больший источник зла, чем порожденная коварством ненависть? . Не потому ли столь коварно и цинично действует игрок живыми пешками?
"Манипулятор не думает о том, что станет с человеком, его отличает эмоциональная холодность, бессердечие, тупость своего рода. По сути, психология манипулятора - это психология убийцы. Когда убийц везут на место преступления, они ведь не грохаются в обморок, не обливаются слезами, а спокойно говорят о происшедшем, показывают на специальных куклах, как они душили, насиловали, резали. Это абсолютная бесчувственность, неспособность воспринимать, понимать, чувствовать, сочувствовать. Манипулятор, как и убийца, эмоционально дефективен. Вместо ценностного отношения к людям у него к ним глубочайшее презрение" - говорит профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. Ломоносова, доктор психологических наук Елена Соколова. Для большинства современных людей и искушение змея, и грехопадения Адама и Евы воспринимаются, как старая сказка. Но сказка ли это? Какое неисчислимое множество змеев-манипуляторов подлавливало не одного, не двух человек, а целые народы. Последствия всем хорошо известны. Не потому ли Библия начинается с вечного выбора: кому доверять Б-гу или змею?
Е.Деревянченко
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|