Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Человеку в обычной жизни тяжело почувствовать свою связь со Вс-вышним.
У каждого феномена есть несколько моделей, с помощью которых можно объяснить происходящее. В случае взаимоотношений человек - Б-г можно сказать, в частности, что у человека нет чувствительности, что он духовно не развит и т.д.
Но существует интересная модель, в рамках которой можно не только объяснить феномен, но и выстроить конструктивный сценарий развития.
Говорит еврейская мудрость, что человек изначально настроен на общение со Вс-вышним. Но внутри человека существует сила сопротивления (называемая Ецер а-Ра), которая не дает человеку развить процесс общения. Это похоже на машину, которая может мчаться к цели с гигантской скоростью, но сзади машины волочится якорь, который цепляется за землю и не дает машине разогнаться. Если якорь поднять, то машина сможет ехать быстро.
Тора изображает эту модель с помощью истории в Райском саду. Адам изначально чувствовал Б-га, но после съедания плода в нем «заселилась сила» (змей стал внутренней частью личности), которая стала заставлять человека прятаться от Б-га.
Как выглядит в этой модели действие барьера, отделяющего нас от Вс-вышнего? На уровне подсознания «змей» внушает человеку, что он натворил очень много того, что «не нравится Б-гу». В примере из Торы – съел запретный плод. И чувство вины (а также страх и стыд), даже если оно не осознается на поверхности сознания, формирует инстинктивное желание спрятаться от Б-га, т.е. убежать в мир в котором Б-га нет. Или более точно, создать для себя мировоззрение, в котором нет Б-га.
«Избавившись» от Б-га, человек одновременно лишил себя чувства настоящей радости от жизни. Существует два вида радости. Первый вид – животная радость, радость обладания добычей, поверхностная и быстро улетучивающаяся. «Съеденная» добыча перестает нас радовать. Духовная радость – питается «бесконечным» источником, связью со Вс-вышним.
Как работает «реабилитационная терапия» в виде осенних еврейских праздников?
Приближаемся мы к Б-гу в два этапа.
Сначала человеку страшно (или стыдно как в истории с плодом) слишком близко «подходить» ко Вс-вышнему. И мы «подпускаем» Б-га на дальнюю дистанцию. В Рош а-Шана мы объявляем Вс-вышнего Царем. Царь – это обычно очень далеко от простого смертного, «где Я, а где Царь» - думает человек и соглашается поместить Б-га в свою картину, но на почтительной дистанции. Б-г в роли Царя – это не только еврейская привилегия. Все народы мира должны воспринимать Вс-вышнего Царем.
Но у нас есть следующий уровень приближения – «возвращение блудного сына». После того как Б-г уже появился в нашей картине, мы делаем следующий решительный шаг, мы (к «дальнобойному» качеству Царя) добавляем в отношения с Б-гом чувство близости – подобное отношению Отца с Сыном.
Идея Йом-Кипура – начинается с идеи прощения. Прощение – это снятие чувства вины (и сопутствующих чувств страха и стыда), которым Ецер а-Ра пользуется, чтобы мы держались на расстоянии от Вс-вышнего. Мы искренне осознаем, что Вс-вышний готов «закрыть наше дело» при условии, что мы сами хотим чувства близости с Ним.
Интересно, что в древности у евреев был дополнительный способ избавиться от барьеров, мысленно «перегрузив» их на козла, которого сбрасывали к Азазелю. Чтобы подчеркнуть это наше желание – мы в Йом Кипур все свои ресурсы фокусируем на связи с Б-гом. Мы отключаемся от привычного телесного мира – мы не едим, не пьем, не имеем семейной близости. Мы показываем, что нам важна именно духовная близость со Вс-вышним. И если мы сможем реализовать этот сценарий, то этот день будет для нас самым счастливым днем в году.
В свете этой динамики приближения нам станет еще понятнее идея двух следующих праздников. Как говорит поговорка: «С милым рай и в шалаше!!!» Мы выходим из дома, где вся обстановка – для «меня любимого». Мы входим в «новый дом». Суккот (Праздник кущей). Сукка – как пустыня, где только Б-г и мы. Она «чиста» от предыдущих исторических наслоений, несущих на себе память конфликтов между нашим эго и Вс-вышним.
И, наконец, отношения закрепляются подарком. Этот подарок – Тора, праздник Симхат-Тора (Радость дарования Торы).
Вс-вышний нам обещает, что сколько бы мы ни учились до этого, новый цикл принесет нам новые еще более впечатляющие открытия глубинных смыслов Торы. Эта радость познания, подобная тому как «Адам познал Хаву» – олицетворяет нашу близость ко Вс-вышнему.
р. Меир Брук
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|