[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » СМЫСЛ БЫТИЯ » Доброе и Злое начало - Йецер » Духовная эволюция: от животного к человеку
Духовная эволюция: от животного к человеку
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 03 Февраля 2012, 20:42 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Поделюсь некоторыми своими размышлениями:

Мне кажется, что основная цель нашего жизненного пути, включающего в себя духовный рост и воспитание моральных и этических ценностей, представляет собой наше становление от "животного" к человеку. Физически мы ничем не отличаемя от всех прочих видов живых существ на планете. Но именно понятие мусар, что переводится с иврита как мораль, должно отличать нас от животных. Христиане обычно утверждают, что нас отличает "наличие духа", а что это конкретно означает они объяснить не могут. Дух, душа - на иврите для этих понятий существует много обозначений, и это иная категория, о который мы все можем только догадываться и домысливать. А вот мораль - она вполне "осязаема", т.е. это то, что можно реально использовать на практике. Безусловно, источником правильных моральных установок может являться только Тора - Учение Всевышнего Б-га.

Человек проходит стадии от ребенка до взрослого. Неудивительно, что дети бывают жестоки, неуправляемы, склонны к непослушанию и разного рода проступкам, которые можно также характерировать как "грех", т.е. нарушение воли Всевышнего Отца. Дети и воруют, и даже убивают. Таким образом, они побеждаются этим животным естеством, которое можно также назвать "йецер а-ра", дурное побуждение, или точнее - инстинкт, потому что слово "йецер" дословно означает "склонность, страсть, инстинкт". Осознавая это, нужно быть снисходительными к детям, потому что мы сами были точно в таком же положении. Подобные подъемы и падения необходимы для становления личности. С возрастом мы учимся как возобладать над собой, и как самим управлять своим йецер а-ра, а не быть управляемым им. Под управлением я подразумеваю преображение йецер а-ра (зло) в йецер а-тов, т.е. в добро. Чтобы дети научились этому должно пройти какое-то время.

Каждому человеку дается определенный период времени (срок жизни) в который он должен победить в себе животное и стать наконец ЧЕЛОВЕКОМ во всех смыслах этого слова. Вознестись над низменными инстинктами и возвысить свою душу. Именно для этой цели Всевышний подарил нам Тору, чтобы помочь бороться с нашими страстями и животными побуждениями. Не красть что плохо лежит, не блудить с кем попало, не убивать без причины (если это не война и не защита собственной семьи или жизни), не есть что попало как животное, сдерживать свой язык от злословия (хотя это уже чисто человеческая проблема, которая, тем не менее, является чуть ли не главной нашей страстью, которую следует обуздывать), и так далее.

Таким образом, чем дальше человек продвигается в том, чтобы побеждать в себе "животное", тем духовно старше он становится. Есть такие люди, которые с возрастом действительно мудреют, и приближаются ко Всевышнему. А есть такие, которые к концу жизни полностью превращаются в "животное", будучи побеждены своей злой натурой, т.е. йецер а-ра.

Есть интересный мидраш на похожую тему: как йецер а-ра становится "человеком".

"Рабби Хаим Виталь (Дерех хаим): "Нужно бить по дурному желанию моментально, с самого начала, с намерением уничтожить его без остатка, пока оно еще слабо и только ищет за какое бы место зацепиться. Дурное желание нужно распознать при его приближении. Когда имеешь с ним дело не следует походить на того, кто открывает дверь и начинает разговаривать со всяким, кто вежливо стучится к нему в дом. Мудрецы описывая действие дурного желания, чаще всего пользуются образом, к которому прибег пророк Натан, поучая царя Давида. В притче пророка рассказывается о богатом человеке, к которому зашел путник, и хозяин, стремясь исполнить закон гостеприимства так, чтобы при этом не потратить свое собственное имущество, отобрал у бедного соседа его единственную овцу. Случайный посетитель - не кто иной, как дурное желание человека, которое постепенно нарастает и требует удовлетворения не считаясь с тем, что дозволено, а что нет. Мудрецы Талмуда обращают наше внимание на то, что в начале путник назван "прохожим", затем - "гостем", а в конце - "человеком" (Сукка, 52б). Вместе со случайным путником к хозяину приходит дурное желание исполнить заповедь гостеприимства за счет чужого имущества, постепенно оно нарастает, и Тора намекает на процессы, происходящие в душе хозяина, всякий раз называя гостя по-другому. Вначале дурное желание подобно прохожему: человек идет по улице и встречает дурное желание, их взгляды пересекаются, измеряя друг друга. Следует немедленно отвести взгляд. Ибо в противном случае ты спросишь себя: "Почему бы мне не пригласить его в гости? Надо послушать, что он скажет. Я не беру на себя никаких обязательств, но ведь нужен диалог. И в конце концов, если даже я впущу его - он окажется в моем доме, и я буду хозяином, и за мной останется право принимать решение. Только послушаю, что скажет этот милый человек..." И прохожий превращается в гостя. Все пропало. Очень быстро он превратится в человека, т.е. в хозяина, в руках которого сосредоточена вся власть в доме, и теперь уже он будет встречать и провожать гостей по своему усмотрению. Именно поэтому следует в первое же мгновение отрешиться от дурного желания, не пускаясь в рассуждения о том, что может быть и ему можно найти место в доме и, исправив, использовать на благо себе и другим."

Я так понимаю, что когда йецер а-ра становится "человеком" т.е. хозяином, то сам человек, допустивший такое, превращается в "животное"...

Да поможет нам Всевышний никогда не идти на поводу у своих дурных наклонностей.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 04 Февраля 2012, 01:06 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Удивительно... Нашла материал, где описывается то же самое...

"Чем человек отличается от животного? Первый напрашивающийся ответ: уровнем интеллекта. Но это количественное, а не качественное отличие. Если бы интеллект был единственным фактором, отличающим человека от животного, то умалишенный имел бы статус животного или еще ниже. О последствиях такого "уравнения в правах" нетрудно догадаться: его разрешалось бы умертвить, подвергнуть медицинским экспериментам и пр. Все, однако, понимают, что есть принципиальная разница между безумным человеком и даже самым "умным" животным. В качественном плане человек выделяется только одним: возможностью морального выбора.
У животных нет морали. Пожирая симпатичного олененка, волк не совершает аморального поступка. С другой стороны, когда взрослый олень убегает от волка и, защищаясь, бьет его копытом по голове, ничего морально героического в его действиях тоже нет: олень инстинктивно защищает свою жизнь. Медаль "За отвагу" ему не полагается... Короче говоря, в мире животных отсутствуют моральные категории, а в мире людей они есть.
Человек - единственное существо, которое может сознательно, преодолевая инстинкт самосохранения, пожертвовать своей жизнью ради других людей или ради идеи.
Более того, человек может поступать "логически правильно" в интересах своего биологического выживания, но при этом действовать аморально. Мы уже писали, что в некоторых случаях Тора повелевает идти наперекор своему "естественному" влечению, например, предпочесть смерть аморальному поступку: убийству или кровосмесительной связи." Читать полностью


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 04 Февраля 2012, 01:43 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
И вот еще интересные мысли:

Во всех святых книгах пишется о том, каких ощущений должен достичь человек. Они говорят об одном: человек должен предпочесть духовное материальному, возвеличить Творца. Творец не нуждается в наших почестях, в силу отсутствия в нем всякого эгоизма. Единственное, что нужно Творцу — это насладить нас в той мере, в которой мы предпочтем Его, станем подобны Ему. Возвеличивание Творца говорит о правильности кли (желание). Наслаждение слиянием с Творцом может стать бесконечным, вечным, совершенным, если не будет ограничено эгоизмом.

Альтруизм — это особое свойство, особый вид исправления кли. Эгоизм ни к чему хорошему не приводит. Мы видим: чем больше есть у людей, тем чаще они страдают депрессиями, кончают жизнь самоубийством. Самые развитые страны стоят по количеству самоубийств на первом месте. Дайте человеку все, наполните его, но он при этом не чувствует вкуса к жизни. Вкус чувствуется только при соприкосновении страдания и наслаждения, а при наполнении наслаждение гасит желание.

Указание Творца об исправлении кли из эгоистического на альтруистическое дано ради нас, а не ради возвеличивания Творца. Настоящее состояние, в котором находится человек, называется «олам азе», а его следующее состояние — «олам аба». Мир — это то, что я сейчас ощущаю, а следующее ощущение — это новый мир.

Есть различные люди. Одни родились прыткими, ловкими. Такие люди скорее достигают больших успехов в обществе. Они быстро богатеют, становятся хозяевами, эксплуатируют остальных. А другие родились лентяями, они медленно растут и развиваются, они неудачники. Может быть, они даже больше работают, чем ловкие, но мало чего достигают. Им вставать на утром труднее, им тяжелее выполнять тот же объем работы — в нашем мире мы не можем взвесить усилия человека, потому что они зависят от очень многих внутренних свойств, с которыми создан человек. У нас нет приборов, способных измерить свойства и внутренние усилия человека, усилия не физические, а моральные, внутренние.

Бааль Сулам пишет, что в мире есть 10% так называемых альтруистов. Это люди, которые созданы таким образом, что получают наслаждение от отдачи. Так же, как эгоист может убить за то, что ему не дают что-то необходимое ему, так и такой альтруист способен убить за отсутствие возможности отдавать, т.к. для него отдавать — это средство получать наслаждение. Такие люди все равно эгоисты, т.к. их намерения — что-то получить в результате отдачи. Естественно, что и им надо исправляться. По отношению к духовному и они эгоисты. Им надо пройти большой путь осознания зла в понимании того, что они не альтруисты, пройти период осознания себя эгоистами. Чем человек грубее, эгоистичнее, тем ближе он стоит к возможности перейти в духовное. Эгоизм его созрел, он огромен. Остается только осознать, что он — зло для самого человека, и просить Творца изменить намерение «получать ради себя» на намерение «получать ради Творца».

Свойство стыда — это ощущение от противоположности себя и света. Все реакции организма полезны и необходимы: как духовного организма — души, так и нашего животного тела. Считается, что все болезни — это реакция организма, чтобы удержать себя в равновесии. Допустим, человека заболевает. Организм специально вызывает температуру, чтобы убить какие-то микробы, обезопасить и защитить себя. Болезнь воспринимается не как болезненное состояние организма, а как его внешнее проявление, реакция на то, что в нем существует. Поэтому нельзя убивать симптомы болезни, чтобы не убить реакцию организма, его усилия к излечению.

Наш эгоизм очень умный. Если есть желания, которые невозможно удовлетворить, он их подавляет, чтобы не вызывать в нас излишние страдания. Но как только появляются определенные условия, в нас тут же возникают соответствующие желания. Это относится и к слабому, больному, старому человеку, в котором нет особых желаний, есть одно — просто существовать. Организм подавляет не могущие осуществиться желания.

Нельзя обратить один вид в другой, например, из неживого в живое, из растительного в животное и наоборот. Существуют промежуточные стадии между неживой и растительной природой. Это кораллы. Между растительной и животной природой существует организм живой, но питающийся от земли. Существо между животной природой и человеческой — обезьяна. Она не может полностью стать животным, но и человеком тоже не способна стать.

Единственное, что может произойти — это то, что если в человеке существует божественная искорка, которая тянет его к духовному, и в нем появляется желание достичь чего-то большего, то тогда это двуногое существо становится человеком. На земле есть немного таких, кого можно назвать человеком с точки зрения Каббалы, их можно пересчитать по пальцам.

www.kabbalah.info


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
LouizaОтправлено в: Суббота, 04 Февраля 2012, 13:09 | Сообщение № 4

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Тора учит, что мы должны смело «выйти на войну» против своих внутренних соблазнов.
Вот притча, рассказанная в свое время Митл Ребе (1774 — 1828) одному из его хасидов.

Известно, что Творец создал этот мир таким образом, что в нем происходит постоянная борьба между святостью (цад кдуша) и духовной нечистотой и злом (ситра охра).

В самом начале творения оба начала пришли к своему Творцу и спросили, как их будут называть и в чем будет заключаться их служба. Все­вышний ответил, что Святость должна служить Творцу и раскрывать истину (эмет) в этом мире. А Нечистота — напротив: отрицать Б-га и убеждать каждого, что он может жить согласно своим собственным понятиям и пожеланиям. Тогда зло возмутилось: «Эта миссия невыполнима! Раз­ве можно преуспеть во лжи, ведь никто не станет меня даже слушать!»

На это возразил ей Творец миров: «Ты плохо знаешь людей. Я обещаю тебе, что твои слова будут услышаны».

«А как меня будут называть?» — спро­сило зло.

«Древний змий», — ответил Тво­рец.

«Но ведь одно только мое имя отпугнет всякого, к кому я подойду, чтобы соблазнить его!»

«Это не должно тебя пугать, — сказал Владыка миров, — не Я ли пообещал тебе, что ты преуспеешь?»

Сначала пришел Древний змий к Адаму, и тот не стал его слушать. Тогда он отправился к Хаве (Еве), и та послушалась его, и сорвала запретный плод. А потом она соблазнила своего мужа — Адама, и он также поступил по совету змия.

Но потом они раскаялись, и тогда Нечистота снова пришла к Господи­ну миров и взмолилась: «О, Владыка! Лучше забери мою жизнь, ибо с этого дня не станет больше слушать меня Адам и его потомки, и напрасны будут все мои усилия!»

И снова успокоил ее Творец, сказав: «Не бойся! С этого дня ты будешь называться ангел-губитель (ма­лах-ѓа-мавет), и в этом новом обличии тебя никто не узнает».

Десять поколений прошло от Ада­ма до Ноаха (Ноя), и все это время люди насиловали, грабили и убивали друг друга, и ангел-губитель исправно выполнял свои обязанности. По­том прошло еще десять поколений после Ноаха, и люди начисто забыли, что есть Творец. Но в конце десятого поколения пришел Авраам и рассказал всем людям, что есть Творец, который управляет этим миром.

И опять пришло зло к Творцу с жалобой. Теперь хозяин этого мира дал ему новое имя: искуситель, он же и обвинитель (сатан). И так продолжалось до дарования Торы, пока не явился Моше-рабейну. И Тора открыла всем живущим, что есть только один Творец в этом мире, а у сатана нет никакой реальной силы и власти.

И снова пришло Зло к своему Тво­р­цу, и вновь Он поменял ему имя, на этот раз сказав: «Теперь ты будешь на­зываться Духом противоречия (ецер-ѓа-ра), и никто не догадается, что это и есть самое настоя­щее Зло».

И так продолжалось до появления Баал-Шем-Това, который открыл всем верующим, что Дух противоречия — то же самое зло, но только внутри нас.

И последний раз предстало Зло перед Всевышним, и Он дал ему новое имя: эгоизм и себялюбие (еш). Пока не пришел Алтер Ребе и не научил, что человеческий эгоизм — тот же самый сатан, он же Ангел-губитель, он же Зло и Нечистота. И что нам следует вести с ним непримиримую борьбу, чтобы полностью изгнать его из своего сердца.

Пока не придет наш праведный избавитель — Мошиах!

(«ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №34 (404), 2008 г. )

Так что оставаться нам животными или совершенствовать свой образ и подобие в образ и подобие Творца - личный выбор каждой
человеческой души.
Quote (Галилеянка)
если в человеке существует божественная искорка, которая тянет его к духовному, и в нем появляется желание достичь чего-то большего, то тогда это двуногое существо становится человеком.


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 04 Февраля 2012, 13:25 | Сообщение № 5

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Louiza, спасибо! Оригинальная теория "эволюции зла". Многое проясняется. Это также, частично, является ответом на вопрос "кто такой сатан".


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ХульдаОтправлено в: Понедельник, 06 Февраля 2012, 00:08 | Сообщение № 6

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Не шейте котам ливреи


Однажды у Рамбама (Маймонида) возник спор с нееврейским философом о том, что управляет поведением животных - инстинкт или поведенческая дрессировка. Философ утверждал, что животное можно научить чему угодно. Чтобы доказать свою правоту, он нанял дрессировщика, и тот обучил нескольких котов ходить на задних лапах, держа на весу подносы с едой, и другим повадкам официанта. Для пущего сходства философ заказал для своих хвостатых питомцев ресторанные ливреи и устроил “банкет”, пригласив на него Рамбама.

Спектакль шел, как по маслу, но когда дрессированные коты стали разносить первое блюдо, Рамбам выпустил заранее приготовленную мышку. Что тут началось! Зал наполнился грохотом брошенных подносов и звоном разбитой посуды. Забыв о долгих тренировках, ученые “официанты” опустились на все четыре лапы и, скользя по лужам разлитого супа, бросились в погоню за мышью.

Никакая дрессировка не может пробить биологический барьер, отделяющий животное от человека. Однако человеку “дрессировка” необходима. Без нее он не сможет управлять своими животными инстинктами - низкие страсти неизбежно поставят его на четвереньки.

В отличие от животного, человек может совершенствовать свой характер и стать полновластным властелином собственных инстинктов. Хотя одних манер тут недостаточно. Ведь манеры - это лишь маска. Многие люди, порой целые народы хорошо “надрессированы”, прекрасно воспитаны; они ведут себя культурно и обходительно (“данке шен, битте шен, майн герр”), но лишь до тех пор, пока перед ними не выпустят “мышку” какой-нибудь чудовищной идеологии. И тогда они на глазах дичают.

Не случайно многие люди возвращаются сегодня к религиозным корням. Они порой интуитивно чувствуют, что без прочной универсальной морали невозможно существование общества, невозможны справедливость и прогресс. Истинная мораль заключена в воле Творца, в Его Торе, исходной базе всех монотеистических религий. Лишь ценности, провозглашенные Торой, помогают человеку твердо стоять на двух ногах и расти духовно.

Нахум Пурер


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Понедельник, 06 Февраля 2012, 00:25 | Сообщение № 7

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Quote (Жанна)
Нахум Пурер
замечательный материал, полностью согласна.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
НатаниэльОтправлено в: Понедельник, 06 Февраля 2012, 03:35 | Сообщение № 8

Участник
Сообщений: 668
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Quote (Жанна)
В отличие от животного, человек может совершенствовать свой характер и стать полновластным властелином собственных инстинктов. Хотя одних манер тут недостаточно. Ведь манеры - это лишь маска. Многие люди, порой целые народы хорошо “надрессированы”, прекрасно воспитаны; они ведут себя культурно и обходительно (“данке шен, битте шен, майн герр”), но лишь до тех пор, пока перед ними не выпустят “мышку” какой-нибудь чудовищной идеологии. И тогда они на глазах дичают.

Не случайно многие люди возвращаются сегодня к религиозным корням. Они порой интуитивно чувствуют, что без прочной универсальной морали невозможно существование общества, невозможны справедливость и прогресс. Истинная мораль заключена в воле Творца, в Его Торе, исходной базе всех монотеистических религий. Лишь ценности, провозглашенные Торой, помогают человеку твердо стоять на двух ногах и расти духовно.


АМЭН !!!
высказывание в"десятку"


Всё то,что проходит рядом
Всё то,что пролетает вновь
Может искру свою оставить
И зажечь светильник вновь
Главное не стать слепым
Главное не стать глухим
Главное увидеть Б-га
И всё то,что строится Им.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 14 Февраля 2012, 11:51 | Сообщение № 9

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Животное в человеке:

Одна из главных идей, обсуждаемой еврейской мудростью — это идея «устройства человека» из двух частей — приземленной и сдерживающей части и возвышенной, творческой и развивающейся части.
В классическом еврейском варианте они называются ецер а-ра и ецер а-тов, в современных духовно-психологических текстах — эго и душа.
Эго делится на две большие части.
Первая — природная. Вторая — культурно-обсуловленная, то что человек «впитывает» в себя из окружающего общества.
Искусство полноценной жизни включает в себя освобождение от сдерживающих факторов эго.
Какие идеи мы можем вычленить по этому поводу из сюжетов Торы?
Глобальная схема освобождения от эго представлена историей выхода из Египетского рабства.
Наиболее компактно схема освобождения от культурно-обусловленных зависимостей представлена (одним предложением) в начале истории про Авраама.
Словосочетание «Лех Леха» означает «иди к [глубинному] себе». И далее в Торе сказано уйди... «из страны своей, места рождения своего, от семьи своей». Здесь описаны три источника культурных инерционных программ. Это глобальный источник — страна, промежуточный — город, где ты живешь (или родился) и самый близкий к человеку источник — его семья.
= - = - =
А теперь рассмотрим работу с природным началом.
Существуют четыре основные истории в Торе, описывающие наши отношения с животным началом в себе.
Первая — Адам, столкнувшийся со Змеем.
Вторая — Ноах, посадивший виноградник. Согласно Мидрашу «Танхума», пришел Сатан и зарезал четыре животных — овцу, льва, обезьяну и свинью. Сатан вылил их кровь в землю, где рос виноград.
Третья — Авраам совершает жертвоприношение, рассекая козу, корову и овцу и выпуская птиц.
Четвертая — Моше убивает Египтянина.
Отметим, что все вышеупомянутые истории содержат множество смыслов, мы раскроем лишь часть из них.
Змей в истории Адама — собирательный образ всех видов ЭГО.
То, что змей ползает по Земле символизирует приземленность человека, попавшего под власть эго.
История про Ноаха имеет несколько смыслов.
Простой смысл — четыре животных описывают последовательные стадии опьянения.
Глубинный смысл показывает то, какие вариации животного начала могут скрываться в нашем эго.
Интересно рассмотреть зверей попарно.
Овца и Лев. Овца — символ покорности и стадности. Механизм эго - «прятаться в толпе». Лев — символ гордыни и индивидуализма. Механизм эго - «Я — самый главный, никто мне не может указывать».
Обезьяна и Свинья. Обезьяна — очень похожа на человека снаружи, но она может только передразнивать человека, ее внутренний мир — пуст. Свинья — выглядит полной противоположностью человека. Свинские черты наиболее отталкивающие.
То, что именно кровь животных связывается с вином говорит о том, что Тора описывает наш внутренний мир. «Входит вино, выходит тайна». «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».
Ноах (точнее каждый человек) действует под влиянием этих четырех программ.
Авраам рассекает трех животных — козу, корову и овцу.
Это — домашние животные, т.е. прирученное животное начало.
Но тем не менее и у них есть недостатки, которые Авраам (на символическом уровне) «зарезая», преодолевает.
Авраам птицу не «режет», а выпускает в небо, что по мнению комментаторов символизирует высвобожденное духовное начало.
Как Египтянин, которого убил Моше попадает в этот список?
Согласно комментарию великого каббалиста Аризаля, Моше — это душа, которая в частности взаимодействует с животным (Египтянин) и одухотворенным (Итро) частями эго.
Согласно этому комментарию, Египтянин символизировал жестокость и стремление к разврату — самые низменные черты человека. На мистическом уровне — Моше «убивает Египтянина в себе» - полностью очищается от этих животных качеств.
Четыре других важных сюжета: Адам называет животных (формулирует их суть); Ноах возит животных в ковчеге (ухаживает за своим животным началом); Ноах получает право есть мясо (чтобы осознать, что человек — выше животного); в Храме приносили в жертву животное (преодоление своей привязанности к животному началу в себе).
Итак, наша задача — осознать структуру своего внутреннего мира и научиться преодолению ограниченности, для получения доступа к высшим ресурсам.

рав Меир Брук


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Понедельник, 27 Февраля 2012, 22:20 | Сообщение № 10

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Возникли еще кое-какие мысли по этой теме, а точнее - об актуальности "не раздражать своих детей". Даже христианские писания призывают к этому: "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем". (Еф.6:4; Кол.3:21). Для евреев учеба всегда была святым делом. На иврите слово "родитель" (hорэ) происходит из того же корня, что и "учитель" (морэ). В Торе сказано: "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим ... ;" (Втор.6:6,7).

Почему так важно не раздражать своих детей? Я думаю, прежде всего, потому, что при наличии раздражителя у детей внутри возникает и накапливается негативная энергия, которая разрушает их изнутри а потом прорывается наружу. Дети еще не приобрели навык к тому, чтобы побеждать свой йецер а-ра (животные инстинкты внутри), им и без того нелегко, а когда возникает дополнительный раздражитель - йецер а-ра захватывает власть. А в случае, если подобное состояние длится постоянно, это очень отрицательно сказывается на здоровье детей, как духовном, так и моральном и физическом. В будущем это может еще как аукнуться...

Чаще всего рассуждают о том, как детям не раздражать родителей. Но вот обратная сторона, имхо, важнее, именно по той причине, что родителю, который более опытен в борьбе с йецер а-ра, все же легче противостоять и правильно реагировать на раздражение со стороны детей, чем детям - со стороны родителей. Это также усугубляется тем, что ребенок осознает неравенство, и чувствует себя затравленным зверем, неспособным дать достойный отпор. И вся его негативная энергия копится годами, разрушая его психику и ростки духовности. Безусловно, я не имею в виду случаи, когда родитель справедливо наказывает и воспитывает ребенка. Речь только о случаях, когда родители просто срываются на детях, или раздражают и доводят их тем или иным образом, чего можно было бы избежать.

Поэтому, если родитель хочет, чтобы его ребенок рос и духовно развивался, будучи психически, морально, духовно и физически здоровым - не следует его раздражать.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 19 Августа 2012, 01:04 | Сообщение № 11

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
В средине книги «Берешит» сюжет постепенно переходит от истории Яакова к историям его сыновей. С помощью «семейной расстановки» Тора рисует нам процесс развития личности, с ее сильными и проблемными сторонами. Каждый из персонажей, от главных до эпизодических, выражает какую-то часть личности, при этом развитие сюжета отражает динамику развития характера.

Наши три праотца дают нам ключи к пониманию трех главных качеств характера, которые обозначаются сфирот — хесед (мое примеч.: Хесед – доброта – бесконечное уделение блага, даже там, где оно не заслужено. Душа человека, происходящая от этой ступени, склонна к смягчительным решениям в законах Торы. Внутреннее качество сфиры Хесед – любовь), гвура (мое примеч.: Гвура – сила, сжатие, ограничение, строгий суд. Душа человека, происходящая от этой ступени, склонна к строгим решениям, суду. Так как все сфирот взаимовключены, Гвура в соединении с Хесед ограничивает его так, что благо уделяется им только там, где оно заслужено, и меру этого определяет Гвура. И наоборот, когда Хесед включается в Гвуру, наказание со стороны Гвуры получает такую меру и форму, что оно приносит пользу, и это определяется Хесед. Внутреннее качество сфиры Гвура – страх), тиферет (мое примеч.: Тиферет (великолепие, красота) – соединение противоположных сфирот: Хесед и Гвура. Внутреннее качество Тиферет – милосердие).

Эти качества возникают и созревают по очереди.

Хесед — это переход от животно-эгоистического подхода к жизни к желанию распространить свое влияние, оставить след от своей жизни в как можно более широком масштабе. Если человек смертен, то следы его влияния имеют шанс пережить человека, соединяя его с вечностью.

Самым базовым способом оставить след является рождение потомства, которое остается после нас. На более высоком уровне это творческое начало, которое рождает новые идеи. С помощью творчества человек реализует свой потенциал. Это и есть проявление хеседа. Также хеседом служит гостеприимство. Ишмаэль — избыточный хесед, стремящийся к разврату или даже к самопожертвованию шахида.

Тора учит нас, что одного творческого порыва недостаточно. Нужна еще и дисциплина (подобно тому, как воде нужен стакан, чтобы не расплескаться). Это качество гвуры, жесткости и ограничения, представленное в Торе Ицхаком. У первых двух праотцев были жены, которые компенсировали их качества. Сара, жена Авраама, несла «гвуру в хеседе». Именно по ее инициативе Авраам должен был «отсечь» чрезмерный хесед. Ривка, жена Ицхака, помогла мужу «отсечь» Эйсава.

Гвура — самое «служебное» качество из трех, у него нет своего «интереса», оно должно работать на своих партнеров. Поэтому Ицхак — самый безынициативный персонаж, за него все время решают его судьбу. Сначала ему приводят жену, потом жена организует получение главной брахи Яаковом вместо Эйсава. Символическим смыслом жертвоприношения Ицхака является «процедура» связывания, которая обозначает, что жесткость должна быть жестко ограниченной (не пытаться выходить в лидеры). Избыточная гвура приводит к жестокости и кровопролитию, что изображено в образе Эйсава.

Яаков становится центральным элементом в системе, обозначая баланс между первыми двумя качествами. Баланс приобретает некоторую самодостаточность — это мы видим из того, что жены Яакова не играют столь ключевые роли в семейных решениях, как жены Авраама и Ицхака. Яаков уже сам представляет устойчивость. Человек, приобретший устойчивость, переходит на другой уровень духовности. Ему раскрываются новые ресурсы. Тора символизирует это образами лестницы Яакова (духовный подъем) и тем, что Яаков снимает камень с колодца (глубинное измерение).

Но сбалансированному Яакову дается не одна, а две задачи — освоение земного мира и выход в духовный мир. Поэтому у него две основные жены, партнеры для двух видов работы. Наш мир структурно более простой, поэтому от Рахели у него два сына. Духовный мир требует более сложного подхода, поэтому от Леи Яаков имеет шесть сыновей (и еще четыре «вспомогательных» от двух жен-наложниц).

Сыновья Яакова — это разные грани личности сбалансированного человека. Конфликты между сыновьями помогают нам понять сложную динамику взаимодействия разных частей. Так же как у Яакова было две жены, сыновья от этих жен вынуждены выяснять между собой отношения непростым образом. Все это тоже проецируется на наш внутренний мир.

Два сына выражают жесткие отношения — это Шимон и Леви. При этом один из них, Леви, трансформирует свою жесткость в форму служения Вс-вышнему, где дисциплина и самоконтроль особенно уместны. Основные лидеры, Йегуда и Йосеф, взаимодействуют очень нетривиальным образом. Йосеф как лидер земного мира раскрывается в последних главах книги «Берешит». А Йегуда свои основные черты переносит в будущее, которое раскрывается в царе Давиде, потомке Йегуды, и сыне Давида — царе Шломо.

Оптимальный путь духовного развития — это отражение схемы Торы в нашем внутреннем мире.

рав Меир Брук


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » СМЫСЛ БЫТИЯ » Доброе и Злое начало - Йецер » Духовная эволюция: от животного к человеку
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz