|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Йецер а-ра
| |
Галилеянка | Отправлено в: Воскресенье, 04 Сентября 2011, 13:20 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| "Дурное побуждение (йецер а-ра) – плохие мысли и желания, которые приходят к человеку, чтобы испытать его. Необходимо знать, что человеку не посылается испытание, которое выше его сил Поэтому нужно приложить все усилия для того, чтобы не поддаться соблазну. Но, во всяком случае, человеку ни в коем случае нельзя впадать отчаяние и опускать руки, как бы то ни было".
"Алтер Ребе пишет в гл. 29, что животная душа это «йецер ара» (злое начало, стремление ко злу). Более подробно: животная душа является цельной системой, состоящей из различных сил, как например воля и наслаждение, разум и нравственные качества. Важнейший компонент животной души — это разум, работа которого состоит в постижение мирских вещей и наслаждений. А нравственные качества, который зарождаются в разуме, носят название «йецер ара» (стремление ко злу). Посредством этого стремления, нравственные качества животной души толкают ее совершать определенный вещи".
"Йецер а-Ра — склонность души ко злу; страсти и желания нашего животного начала. Злое начало дается человеку с рождения и порождает в нем стремление к наслаждениям мира и плохим поступкам."
"Разберемся - какой смысл вкладывается в понятие йецер а-ра. Слово "ра" в переводе с иврита - «зло». Сущностно слово «зло» можно определить таким образом. Это - ощущение человека, что он «одинок», и Всевышнего нет. А если и есть, то - «где-то далеко, не рядом». И, как следствие - чувства и действия человека ориентированы на это ощущение. Йецер - это некий духовный энергетический генератор, который непрерывно «подпитывает» ощущения человека, в данном случае - поддерживая в нем "ра" (отметим, что слово "тов" - «добро» - понятие противоположное "ра"; в сердце человека есть и йецер а-тов, подкачивающий духовную субстанцию "тов"). Дурной поступок человека - следствие «работы» в нем йецер а-ра и неспособность (или нежелание) «на большую мощность включить» свой йецер а-тов - чтобы нейтрализовать ту или иную «подсказку», которую дает тебе йецер а-ра. Очевидно, что все изложенное здесь - лишь модель. Ни в коем случае не должно сложиться впечатление, что внутри нас действуют какие-то две силы, с одной из которых надо бороться, как с внешним врагом. Иначе говоря, следует остерегаться всякого рода воображаемых и «осязаемых», сродни «шизофреническим», картин".
Йецер ара (влечение к дурному) подкупает и говорит: "Вот, перед тобою свободный мир, и делай в нем все, что заблагорассудится". И понятно, что такой грубый подкуп ослепляет видение разума, ибо в том деле, за которое человек получил мзду, он не сможет увидеть истину, если она противоречит его желанию. Он как нетрезвый человек в этом вопросе, а известно, что в нетрезвом состоянии даже самый великий ум перестает работать. И теперь для нас не составят загадки философы, отрицающие сотворение мира. Ибо, хотя их разум был велик, но еще больше их вожделения к удовольствиям этого мира. И такая "мзда" вполне в состоянии искривить человеческое сознание настолько, что он скажет, что дважды два больше не равняется четырем, но пяти. А разум человека может постичь истину, только если он "не получил взятки" в вопросе, о котором судит. Но если признание истины противоречит желанию человека, даже самый великий мозг не в состоянии прояснить его глаза."
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
Отредактировал/а: Галилеянка - Воскресенье, 04 Сентября 2011, 13:35 |
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Воскресенье, 04 Сентября 2011, 13:32 | Сообщение № 2 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Влияет ли отец-нееврей на йецер а-ра? (И.)
Уважаемая И.! Из слов Йавеца (великого мудреца, жившего около трёхсот лет назад) следует, что если отец – нееврей, то йецер а-ра у детей будет больше. Однако каждому дана сила преодолеть йецер а-ра, и, более того, награда человека, у которого йецер сильнее, но он всё же преодолевает его, соответственно, больше.
С уважением, Реувен Куклин
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Воскресенье, 04 Сентября 2011, 15:04 | Сообщение № 3 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Мидраш по теме:
Однажды ребе Нафтали из Ропшиц поймал своего сына Элиэзера на какой-то шалости. — Я не виноват, — заявил мальчишка. — Виноват Бог. Он дал мне йецер ха-ра (одна из двух природных сил — склонность ко злу), который только и делает, что толкает меня на всякие проказы. Так что ругай не меня, а Бога! Ребе Нафтали нахмурился, затем улыбнулся и ответил сыну: — Бог дал тебе йецер ха-ра в качестве наставника. — Наставника? И чему же я могу научиться у этого злодея? — Стойкости и упорству, — сказал ребе Нафтали. — Посмотри, как прилежно делает своё дело йецер ха-ра. Не зная ни скуки, ни усталости, исполняет миссию, возложенную на него Богом, — соблазнять людей на эгоистические действия. Ты тоже должен неустанно делать то, для чего тебя создал Бог, — преодолевать йецер ха-ра. Элиэзер внимательно выслушал отца и, когда тот закончил, возразил: — Но ты забыл одну очень важную вещь, папа. — Что именно? — Йецер ха-ра выполняет свою задачу безупречно, поскольку у него нет своего йецер ха-ра, который мешал бы ему делать порученное Богом. А у людей всё совсем иначе, ибо «грех у дверей лежит». Всякий, раз, когда мы открываем дверь нового опыта, нас за порогом ждёт йецер ха-ра и подбивает на сомнительные проделки.
Комментарий Рами Шапиро Каждая дверь таит за собой свои опасности. В каждую секунду нам приходится делать выбор, отдавая себе отчёт, каким побуждением мы руководствуемся: йецер ха-ра — или йецер ха-тов? Или же нам удастся следовать и тому и другому? Мы следуем йецер ха-ра, когда удовлетворяем потребности своего эго, и следуем йецер ха-тов, учитывая и уважая права и интересы окружающих. Сумеешь ли ты реализовать обе склонности, уравновесив побуждения эго и интересы окружающих? Сумеешь ли ты жить полнокровной жизнью и при этом сознавать, что мир, в котором ты живёшь, свят?
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Воскресенье, 04 Сентября 2011, 15:11 | Сообщение № 4 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| "“Йецер-ха-Ра”, злое побуждение, выражение, с которым мы встречаемся в Бытие 8:21: “...помышление (“йецер”) сердца человеческого – зло от юности его” (сравните с Книгой Бытия 6:5). Во Второзаконии 31:21 также встречается это слово: “Я знаю мысли (“йецер”) их, которые они имеют ныне”. От злого побуждения, говорили раввины, происходит гнев, мстительность, алчность, тщеславие и невоздержанность, что аналогично осквернениям, осуждаемым Йешуа, исходящим из “сердца человеческого” (Марк 7:20-22). “Помышления” в Писании не обязательно, однако, дурного качества, о чем можно прочесть у Исаии: “Твердого духом (“йецер”) Ты хранишь в совершенном мире” (Исаия 26:3).
Раввины отмечали также добрые побуждения (“йецер тов”), но в то время как зло рождалось вместе с человеком, добро – на тринадцать лет моложе: ссылка на то, что по обычаю еврейский мальчик в тринадцать лет становился “бармицвехом”, “сыном Заповеди”. Таким образом, представляется, что добро входит в человека со Словом Божьим, в то время как зло – врожденное качество. Если “Йецер-ха-Ра” (дурной помысел) имеет тенденцию быть олицетворенным, а иногда и отождествленным с сатаной, то это тот род развития мысли, которого можно было ожидать, однако очевидно, что изначально выражение “Йецер-ха-Ра” было попыткой объяснить психологию человека в рациональных и библейских терминах. Хотя эти раввинские писания и принадлежат к более позднему периоду, чем время Йешуа, они основаны на ранних традициях и могут служить доказательством того, что Йешуа имел в виду, когда говорил своим слушателям о “лукавом” как о побуждениях человеческой натуры. То, что выходит из человека, оскверняет его, учил он, потому что из сердца его исходят дурные мысли и следующие за ними поступки. Описанная Павлом война внутри него самого между “законом его членов” и “законом его ума” очень хорошо иллюстрирует истоки еврейского мышления."
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 08 Декабря 2011, 23:58 | Сообщение № 5 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| ЙЕЦЕР ЃА-РА (иврит. "злое намерение", "злое побуждение", "злое начало") — в иудаизме — злое начало, которое пробуждается в человеке в силу данного ему Богом великого дара — свободы воли, т. е. осознанного выбора между добром и злом
Йецер ѓа-ра начинает утверждаться в душе человека в тот момент, когда он в момент искушения допускает греховные мысли, начинает сомневаться в справедливости Бога и в конечном счете отпадает от Него или отклоняется от указанного Им пути, совершая преступление или проступок, нарушая заповедь Торы. Так произошло с первыми людьми — Адамом и Евой, которые поверили змею больше, чем Богу, однако вскоре осознали свою ошибку и раскаялись.
Согласно классическому еврейскому комментарию, представленному в Талмуде и Мидраше, змей (нахаш) — персонификация йецер ѓа-ра, пробуждающегося в душе человека. В Мидраше (в изложении рабби [см.] Моше Вейсмана) говорится: "После прегрешения Адам и Хавва почувствовали, что их характер изменился. В их душу вселилось стремление ко злу, йецер ѓа-ра, которое стало неотъемлемой частью их личности. Они поняли, что отняли у всех последующих поколений мир очевидного добра".
Комментируя сюжет о Каине и Авеле и стремясь объяснить преступление Каина, Мидраш утверждает: "Йецер ѓа-ра (злое начало в душе человека) всегда здесь, он (йецер — на иврите слово мужского рода. — Г. С.) таится в тени, чтобы увлечь человека за собой. ...Сначала йецер ѓа-ра — это просто тонкая сеть паука в сердце человека, причем человек может с легкостью уничтожить зло в себе и освободиться от греха. Однако если против этого зла ничего не предпринимать, то оно входит в силу и становится как толстый канат, сдерживающий судно. А ведь все начиналось с тонкой паутинки. Сперва йецер ѓа-ра приходит к человеку в гости. Если тут же не изгнать его, он станет хозяином в доме".
Таким образом, в иудаизме понятие "йецер ѓа-ра", собственно, синонимично понятию "зло", и его появление в мире связывается с грехопадением первых людей. Однако, в отличие от христианства, иудаизм не считает, что зло, т. е.йецер ѓа-ра, после грехопадения изначально и фатально определяет греховность человека и его "врожденную" склонность ко злу. Иудаизм не принимает концепции изначальной греховности плоти, доктрины первородного греха, утверждая, что каждый человек приходит в мир с чистой душой и сам осуществляет нравственный выбор между добром и злом. Человек может избегнуть зла и заслужить спасение и жизнь вечную, борясь с йецер ѓа-ра и выполняя заповеди Торы. (примеч. админа: Всевышний спасает человека по Своей великой милости, но при этом, безусловно, от нас требуется послушание Его воле).
Преодолеть йецер ѓа-ра возможно через раскаяние, подтвержденное поступками человека и неповторением того же прегрешения.
Особое осмысление понятие "йецер ѓа-ра" получает в еврейской мистике — Каббале. Согласно мистической интерпретации, йецер ѓа-ра зародился в человеке в результате отделения Адамом Древа Познания добра и зла (Эц ѓа-Даат тов вэ-ра) от Древа Жизни (Эц ѓа-Хайим) и материализации зла. Тот же метафизический смысл имел поступок Хаввы, сорвавшей плод с Древа Познания. Смысл всех грехов, прототипом которых стал грех Адама и Евы, — внесение разделения в Божественное единство. В Книге Зоѓар содержится, однако, утверждение, что йецер ѓа-ра коренится в космическом зле, которое появилось из остатков миров, разрушенных до сотворения мира, существующего ныне. Областью йецер ѓа-ра является ситра ахара ("другая сторона"), или ситра де-смола ("левая сторона"), порожденная разделением Божественных атрибутов кары (суда) и милосердия и являющаяся областью темной эманации и демонических сил. Однако видимый дуализм преодолевается в русле последовательного монотеизма тем, что даже в области "другой стороны" содержатся искры добра. Сила зла уподобляется коре (клиппа) Древа эманации; царства добра и зла пребывают в смешении, но задача и предназначение человека — разделить их, высвободить искры Божественного света из коры (скорлупы) зла (эта концепция особенно важна для Лурианской Каббалы).
Таким образом, даже йецер ѓа-ра может и должен быть направлен на служение Божественному добру и его окончательной победе над злом. Отсюда проистекает свойственное мистике хасидизма представление о том, что зло не имеет Божественных корней, а является лишь искаженным восприятием Божественного добра в дольнем мире, что у зла нет собственной сущности (его бытие определяется лишь позицией наблюдателя) и что зло в конечном итоге — "престол для добра" (рабби Йааков Йосеф). С концепцией высвобождения заключенных в материи искр добра связано теоретическое обоснование хасидского учения о служении Богу самим физическим существованием человека. Основоположник хасидизма Йисраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов, или Бешт, учил, что человек должен любить Бога всем своим существом — как доброй, так и злой стороной своей природы, а это значит — преобразовывать и возвышать, освящать телесные желания, являющиеся главной сферой проявления и утверждения йецер ѓа-ра, способствуя тем самым преодолению зла в дольнем мире и реинтеграции миров.
Г. В. Синило
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Андрей(ка) | Отправлено в: Суббота, 10 Декабря 2011, 12:40 | Сообщение № 6 |
Постоянный участник
Сообщений: 223
C нами с 26 Января 2008
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Спасибо!
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Пр.21:23
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Вторник, 28 Августа 2012, 00:48 | Сообщение № 7 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Добро и зло Когда Бог создавал человека, Он создал его наделенным разными побуждениями – йецер hа-тов и йецер hа-ра – и добрыми, и злыми (дурными) наклонностями. [Это толкование выводится из написания слова וַיִּיצֶר (ва-йецер – "сформировал") в Бер. 2:7 с двумя буквами י ‘йод’ вместо одной; отсюда вывод, что каждый י ‘йод’ призван означать один יֵצֶר (йецер).] ТАЛМУД, БРАХОТ Когда Бог создал человека, Он нашел работу свою очень хорошей – "ве-hине тов ме-од" (буквально: "и вот, очень хорошо"). Если бы говорилось: "вот, очень хорошо", то можно было сказать, что речь идет только о добрых побуждениях. Но раз говорится: "и вот, очень хорошо", можно сказать, что имеются в виду дурные побуждения (йецер hа-ра), поскольку и в них есть хорошее. Как же так? А вот, если бы не йецер hа-ра зависти к ближнему – человек не строил бы дома, не заводил жены и не рожал бы детей. МИДРАШ БЕРЕШИТ РАБА
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Recalcitrant | Отправлено в: Среда, 10 Июля 2013, 09:01 | Сообщение № 8 |
Постоянный участник
Сообщений: 467
C нами с 07 Декабря 2012
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Сказал рабби Акива:-Сначала он подобен нити паутины, а затем становится как корабельный канат. Об этом написано: "Горе [вам], влекущим грех на [себя] вервями суетности и вину-как канатами тележными" (Йешаяhу, 5:18)
Сказал рабби Ицхак:-Сначала он делается постояльцем, затем гостем, а затем хозяином. Об этом сказано: "И пришел странник к тому богатому человеку..." (Шмуэль 2, 12:4)-странник мимохожий; "...и тот пожалел взять что-либо из своего мелкого и крупного скота, чтобы приготовить для гостя, пришедшего к нему"-вот и гость; "...и взял овечку того бедного человека, и приготовил ее для человека, который пришел к нему"-вот и хозяин.
Сказал рабби Танхум бар Марион:-Есть псы в Риме, которые знают уловки,-он идет, и сидит перед лавкой, и прикидывается дремлющим, а [как] хозяин лавки задремлет, так он выхватывает нижний хлеб, и в то время, как собирают [хлеба], он хватает каравай и убегает с ним.
Сказал рабби Аба бар Юдан:-притча: подобно разбойнику, что был слаб ногами, но дерзок и, сидя на перепутье дорог, каждому проходящему говорил: давай то, что у тебя есть! Прошел там один умный человек, и увидел, что нет у него сил, и стал бить его. Так несколько поколений погубило дурное начало: поколение Эноша, и поколение потопа, и поколение разделения [языков]; когда же восстал Авраhам и увидел, что нет у того сил, стал бить его. Об этом написано: "И сокрушу пред ним притеснителей его" (Теhилим, 89:24)
Сказал рабби Ами:-Дурное влечение ходит не по сторонам, но посреди главной улицы, и когда увидит человека, подводящего глаза, укладывающего волосы, {возвышающего себя каблуками}:-говорит: это мой. В чем основание? "Видал ли ты человека, мудрого в глазах своих? У глупого больше надежды, чем у него" (Мишлей, 26:12)
Сказал рабби Авин:-У всякого, кто балует свое [дурное] начало в юности, в конце концов оно станет его господином в старости. В чем основание? "Кто балует раба своего с детства, станет он позже хозяином" (Мишлей, 29:21)
Сказал рабби Ханина:-Если твое [дурное] влечение подступает к тебе, порази его словами Торы: "Дух, который вверяется Тебе, Ты хранишь..." (Йешаяhу, 26:3). Если ты сделаешь так, я уподоблю тебя, как если бы ты сотворил мир: "...Ты хранишь в мире" (там же). Написано не "сохранишь" (тинцор), а "создашь" (тицор). А если скажешь, что не в твоей власти,-Учение говорит: "Ибо на Тебя он полагается" (там же); и уже написано тебе в Торе: "И к тебе влечение его, но ты будешь господствовать на ним" (Берешит, 4:7)
Берешит Раба, 22:6
Кто не видит суеты мира,тот суетен сам.
Отредактировал/а: Recalcitrant - Среда, 10 Июля 2013, 09:02 |
|
| |
Recalcitrant | Отправлено в: Среда, 10 Июля 2013, 15:31 | Сообщение № 9 |
Постоянный участник
Сообщений: 467
C нами с 07 Декабря 2012
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Цитата (Галилеянка) Таким образом, даже йецер ѓа-ра может и должен быть направлен на служение Божественному добру и его окончательной победе над злом
Рабби Симон сказал:-Если твое [дурное] влечение подступает к тебе, чтобы потешить тебя, порадуй его [словами] Торы: "Дух, который вверяется..." Если ты сделаешь так, уподоблю я тебя, как если бы ты сотворил оба мира,-здесь написано не просто мир, а "в мире; в мире" (там же)
Кто не видит суеты мира,тот суетен сам.
|
|
| |
| |