FontCity | Отправлено в: Воскресенье, 09 Ноября 2014, 18:48 | Сообщение № 1 |
Участник
Группа: христиане
Сообщений: 162
C нами с 24 Февраля 2009
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Aftermath
Что следует иметь в виду, просматривая этот невероятный фильм
Такое случается редко, когда я говорю сыну и близким: брось всё и посмотри этот фильм. Поляки сняли невероятный фильм, польское название которого - Poklosie, английское - Aftermath - все будут переводить, кто во что горазд. «Последствие» - напрашивается первым, но я перевожу «Стерня». Имею право: авторы оставили мне много намеков на то, что это может быть так.
Я помню, как это больно - идти по стерне. Это гвозди, сделанные из соломы - плотной и прочной, у основания стебля. Они неизбежно остаются после любой жатвы - серпом ли жал, махал косой или прошёлся по полю комбайном. Грубая золотая щетина покрывает лицо земли, если смотреть издали, а если ступать босиком - идёшь по гвоздям. До крови. И если душа у тебя от чего-то уходит в пятки, то стерня - через пятку - втыкается прямо в душу. Но чтобы получить стерню, следует что-то посеять, а потом сжать урожай. В этом месте название отсылает к вечному - «Что посеешь - то и пожнёшь». С одной разницей: сеяли отцы, а пойдут по стерне их дети.
Сюжет прост до неприличия. Целиком почерпнут из жизни, но упрощён.
В жизни было так: 10 июля 1941 года половина жителей польского городка Едвабне, что в 85 милях от Варшавы, уничтожила вторую половину. Убийцы во главе с мэром были католиками. Их жертвы - одна тысяча шестьсот душ - евреями. Поляки убивали их несколько часов в короткой июльской ночи. Руками. Вооружившись чем попало - ножами, топорами, молотками. У кого были ружья - стреляли. Те, кто уцелел в мясорубке, спрятались в амбаре неподалеку, но ненадолго: амбар подожгли и недобитые евреи сгорели заживо.
После победы погибшим поставили памятник - как павшим от рук нацистов. И полвека жители Едвабне ходили мимо памятной таблички, прекрасно зная правду, но никто и словом не обмолвился.
Страшный секрет Едвабне предал огласке в книге «Соседи» мой добрый знакомый поляк - историк Принстона Ян Гросс. Книга вышла в начале нового века и вызвала шквал протестов. Не было поляка-патриота, кто не плюнул в автора. Но нашлись и другие поляки, - те, кто задумались над историей Едвабне. В 2004 известный режиссёр Владислав Пасиковский принёс сценарий независимому продюсеру Дариушу Яблонскому, некогда бывшему режиссёром...
Описывать, как никто не давал деньги на «антипольский» фильм, не буду, но семь лет спустя деньги все же собрали и фильм сняли. И теперь Польша бурлит - после выхода фильма осенью 2012-го в ряде городов фильм запрещён к показу как антипольская пропаганда, и нет кинотеатра, который бы согласился дать хоть один просмотр. Режиссёру поступают угрозы, а исполнителя главной роли - Матея Штура - поляка, сыгравшего поляка, - атакуют антисемиты в прессе, а по телефону и в интернете обещают убить. Говорят, что он занесён в чёрный список национальной киноакадемии - чтоб не снимал его больше никто. Такое вот кино.
В главной роли - Матей Штур
Создатели фильма Збигнев Густовски, Павел Эдельман и Владислав Пасиковски
Премьера в Америке - 1 ноября в Нью-Йорке, а чуть погодя - в Лос-Анджелесе. Бросьте всё - идите и смотрите. Это не про Польшу, не про поляков и не про Едвабне, хотя в кадре Польша. Это про убийство людей людьми. Соседей - соседями.
«Я знаю такие деревни, я знаю таких людей», - во множественном числе ответил Дариуш Яблонский на обвинения в поклёпе на поляков.
В фильме всё много проще. Массовое убийство уведено за кадр, а в кадре всего два человека, два брата. Один прилетел из Америки повидать другого, живущего в отцовском доме на хуторе. Подтянутый, чисто выбритый мужчина лет сорока с небольшим, с лёгкой кожаной сумкой прибывает в некий город в Польше. Его никто не встречает. Он садится в такси и только таксисту скажет, что 20 лет, как уехал, живёт в Чикаго. Уточнит, что уехал в первую стычку властей с «Солидарностью». Так устанавливается время: уехал в 1981-м, приехал - в 2001-м.
Машина в сумерках тормозит у тропинки в поле - дальше пешком до дому. Меж сжатых полей, покрытых той самой колючей щёткой стерни. Хрустнет ветка в жидком кустарнике, разделяющем луг на «твоё-моё» и Франтишек - так зовут мужчину - поставит сумку на свою стерню и бесстрашно ринется по своей земле в кусты: - Эй, кто там? Нет никого. Только сумка исчезла. Значит, был кто-то... Кто? Он войдёт в старый дом налегке - без сумки. Встретит его хмурый младший брат Юзеф, грязный после рабочего дня в поле. И только погаснет свет, как со звоном разлетится оконное стекло от брошенного с улицы камня... Такое начало.
Из скудных реплик выяснится, что младший старшему многого не прощает, хоть и помнит его не очень хорошо. Был брат - и не стало, сбежал, оставил семью и даже на похороны отца и матери не приехал. Жалкие оправдания эмигранта, что паспорта не было, для Юзека - пустое. - Ты им это расскажи. - Они уже не живые. - Для тебя, - отрежет брат с укором.
Так авторы обозначат, что для младшего ушедшие - живы. Это важная точка противостояния. Дальше - больше: из незначительных реплик откроется, что от Юзека ушла жена, уехала с ребёнком в Америку и там рассказала старшему, что младший сошёл с ума и она не может жить с ним в аду, который он устроил.
И медленно приоткрывается ад. Франтишек пойдёт по центру села, а ему со всех сторон станут нашёптывать, чтоб забрал брата с собой в Америку. Его узнают, а он - никого. Все помнят отца, укоряют, что хоронить не приехал... И объясняют, что младший - мерзавец: сломал единственную хорошую дорогу в селе. Зачем - непонятно. Подтянутый строгий старший решительно идёт в банк - просить ссуду на то, чтоб починить полуразрушенный дом, а ему скажут, что дом вовсе не его... Что его отец землёй завладел незаконно. И старший почувствует, что все тут сошли с ума.
А младший поведёт его в чисто поле - на отцову землю - и покажет своё богатство: стоят на стерне рядами надгробные плиты евреев... Со старинными надписями, с магендавидами... Именно этими камнями была выстлана в селе единственная хорошая дорога. Нынче её решено асфальтировать. И не останется следа от людей, что когда-то лежали под этими камнями...
И это только пол-дела, так как из ничейной дороги Юзек камни просто выворотил и увёз, а много камней разбросано по частным подворьям. И он их выкупает у односельчан...
Франтишек подсчитывает убыток: 700 тысяч злотых за триста надгробий. - Да это ж жиды! - взрывается старший. - Люди, - поправляет его младший. И говорит: «Знаю, что деревня считает меня свихнувшимся. Но это пустяк. Обидно, что жена была на их стороне». - Особенно когда я начал камни эти покупать... Что ж - лучше красть? - недоумённо спрашивает Юзек. И перечисляет, где ещё остались камни, которые нужно перетащить сюда - на свою землю...
Он склоняется к камню, любовно погладив его, и читает на иврите надпись. - Откуда? - дивится старший. - Выучил, - пожимает младший плечом. - Узнать хотел, что написано... И объясняет, что он не безумец, а просто... - Немцы сожгли синагогу и уничтожили кладбище. Это я не могу поправить - я даже не родился тогда ещё. Выстелили дорогу надгробьями, и я об этом не знал. Но когда сказали, что дорогу покроют асфальтом, я понял, что этого не должно быть. - Но почему? У нас с жидками ничего общего! - взрывается старший. - Не знаю, - честно отвечает Юзек. - Я плохо себя чувствую, когда думаю о том, что это неправильно и я ничего не делаю. А если кто возьмёт надгробье наших родителей и положит у своего порога, чтоб вытирали ноги?.. - Но эти люди нам - никто! Они не наши! И вообще умерли сто лет назад, а твоя семья жива, и почему она должна страдать от того, что ты заботишься о мёртвых жидах?! - кричит Франтишек. - Я знаю, что это неправильно, но я должен делать это. Я не могу иначе... Невероятная сцена.
Прекрасный молодой актёр Матей Штур играет сомнамбулу - героя, который ведом неведомой силой. И старший брат - актёр Ирениуш Чоп - отшатнётся. От протеста, непонимания, отчаяния, невозможности что-либо изменить. Единственный правильный выбор для него теперь - встать на сторону брата и помочь ему дособирать оставшиеся камни... - Почему из всех людей ты выбрал заботиться о мертвецах? - только и спросит он. - Не знаю. У них не осталось живых, кто бы заботился об их могилах...
Братья пойдут за очередным камнем. Село выйдет против них. И спасёт их старый ксендз, который встанет между братьями и разгневанными селянами. Отдаст камень, что подле костёла, а потом замертво упадёт в своей светёлке. Успев сказать старшему, что он полагает, что Юзек исполняет Божью волю. - Я думаю сказать об этом на службе... - будут его последние слова.
Старший роется в архиве, чтобы найти документы на усадьбу отца, а находит имена настоящих владельцев - и все они совпадают с именами на надгробьях. - Значит, они взяли себе землю убитых евреев, - потрясён Франтишек. - А что вы хотели? Немцы не могли забрать землю с собой, - парирует архивариус.
А в доме тем часом всё перевернуто, изрисовано магендавидами, исписано вечным словом «жид» по стенам. - И собаку убили, - добавляет растерзанный младший. - Застрелили? - неизвестно зачем, уточняет Франтишек. - Тут тебе не Америка, - язвит Юзек. - ОТРУБИЛИ голову.
Процесс накопления деталей и подробностей противостояния достигает апогея. Мир фильма окончательно обретает полюса добра и зла. Братья становятся страдальцами, остальные - чудовища, не пощадившие невинную добрую псину. Тут-то и выплывает неожиданный вопрос, куда делись сами евреи? Ветер и шёпоты приносят ответ, что тут они и остались... И старики знают, где. Роняют слова, намеки. И, наконец, советуют братьям поискать... у себя в старом доме. Страшный момент.
Братья идут в старый отцовский дом где-то на отшибе, куда выбирались в детстве, как на дачу. Берут лопаты и начинают копать... В чёрную грозовую ночь в плотной стене библейского дождя они стоят по пояс в яме, похожей на могилу, и натыкаются на черепа... Великая сцена. Младший бьётся в истерике и блюёт, а старший упорно продолжает копать и истово выкрикивать слова молитвы...
На утро братья выбирают самого злобного и отвратного деда Малиновского, два сына которого с лицами убийц противостоят им в каждой стычке, и идут к нему - требовать объяснений. - Я не убивал, - говорит дед. - Закопай их обратно. Им всё равно, где лежать. - Но их детям... - возражает Юзек. - Нет у них детей - они вместе с ними лежат. - Это ты их поджёг! - Я? Сто двадцать человек убил я один? Нет! - кричит старик. - Правды хочешь? Это ваш отец зажёг свой дом с двух сторон. - Врёшь! - орёт Юзек, как раненый зверь. - Сдохни! - и бросается на старика. - Ну, убей. И кто тогда убийца - я или ты?! - не дрогнув, орёт старик в ответ. - Твой отец их убил. А Хаське голову раскроил на дороге. Она до войны ему нравилась, но к себе не подпускала. Он схватил её за волосы и бил головой об землю, а она кричала «Мама, мама»... Эту правду ты хотел узнать, выблядок?..
Дышать в этом месте нечем.
Братья приходят в свой разорённый дом, моются после страшной ночи. - Что будем делать? - спрашивает Юзек. - А что тут поделаешь? Похороним их на кладбище, - кивает Франтишек на поле, уставленное надгробьями. - Нет, - твёрдо и решительно возражает Юзек. - Если мы начнём перетаскивать кости, тут-то всё и откроется.
Он больше не сомнамбула. Он очнулся, он трезв и решителен: тайну нужно хранить. - Мы зароем их там, где нашли. Никто не узнает. - Но мы знаем! - потрясённо возражает Франтишек. - Наш мир - говно, и мы не можем сделать его лучше, но мы можем не делать хуже. Наша семья уже натворила дьявольщины... - Хватит, - обрывает брат брата. - Вали в свою Америку! Ты мне не брат!..
Словесная перепалка перерастает в драку, где мирный холодный Франтишек хватается за топор. Тот самый, которым уже отрубили голову любимой собаке. Он замирает, бросает топор, хватает пиджак и бежит прочь со двора. Младший умывает в шайке лицо. Слышит сзади шаги... Улыбается виновато и успевает сказать: - Я знал... «... что ты вернешься» - хочется добавить. Но - увы - никто не вернулся...
Франтишек стоит на автобусной остановке. Подходит автобус, он прыгает в него и едва успевает отъехать, как легковушка соседей загораживает ему дорогу... Его выводят из автобуса и везут назад. Юзек мёртв - прибит гвоздями в позе Христа на дверях амбара. - Он повесился, как Иуда, - говорит молодой ксендз-антисемит, отводя тему убийства в сторону - по традиции этой деревни.
Конец.
Фильм невероятный. При том, что нет в нём прорыва в собственно кинематографическом поле. Нет ни одного незабываемого плана, ни одного новаторского режиссёрского решения, ни одной захватывающей операторской точки, откуда открывались бы бескрайние поля и луга. Ни одного ОБРАЗА, в который бы выкристаллизовалась реальность. Напротив - есть расщепление всех стандартных ходов и приёмов, свойственных послевоенному кино, работающему с темой войны. Каждый кадр претендует только на реалистичность - даже когда в полной темноте в чёрной жиже братья копают подпол собственного дома, стоя по грудь в яме, словно в могиле, покуда не натыкаются на черепа и яма действительно становится могилой. Могилой, в которой погребены евреи. Могилой, в которой покоится общая грязная тайна всего села. Могилой, которую своими руками вырыл их отец-убийца.
Юзек с черепом в руке неожиданно рифмуется с принцем датским, но рифма ломается, поскольку Гамлет с нежностью обращается к пустым глазницам: - Мой бедный Йорик! А Юзек кричит от ужаса и отвращения.
Первая реакция - после ужаса - пугает: впервые в жизни, перекрикивая всё свое сиротство, я внятно произношу: какое счастье, что у меня в семье всех убили! Какое счастье, что я из семьи убитых, а не убийц! Третьего, оказывается, не дано в этом «танго смерти», где кружатся - неразрывны и неслиянны - прижатые друг к другу жертва и палач, еврей и антисемит.
Вторая - чуть погодя, - особая. Рациональная: зависть к полякам, которым удалось прорваться на другой уровень сознания, о-сознания, о-сознавания собственной истории - государственной, личной.
Объясню, почему.
Двадцатый век ознаменован на самом деле одним по-настоящему важным для всех живущих на шаре событием: на Запад пришёл Восток. И Восток принёс много новых слов и понятий, с которыми мы за сто лет уже обжились, не очень проникаясь их недюжинным смыслом. Восток научил нас знать, что смерти нет, а есть бесконечная цепь рождений, воплощений в другом теле, с другим именем, но со всё той же СВОЕЙ судьбой. Со своей КАРМОЙ. Кармой, которая работает по единственному закону: «Что посеял - то и пожнёшь». И если искровянил ноги, ступая по своей земле, то так и должно быть: идешь по своей стерне. И пока не искупишь то, что сотворил, не будет тебе другой стерни, другой земли и другой судьбы. Сколько ни рождайся - даже смерть не даст избавления.
Завидую полякам, дожившим до этого дня - когда ТАКОЕ довелось им снять. Это грандиозный прорыв на другой уровень сознания. И то, что страна от фильма встает на дыбы - свидетельство того, что авторы попали в точку. И польского поляка актера Штура угрожают убить за роль польского поляка! Это оно и есть - о чём в фильме кричит дед Малиновский: «Убей. И будешь ТЫ убийца».
[yt16x9]w8uh9ZWimbw[/yt16x9]
Тяжкий труд предстоит полякам - принять эту картину, принять правду о том, что отцы и деды - убийцы. Перебили «жидков», поселились в их домах, на их земле, присыпав их обгорелые кости землей, вымостив дороги плитами их кладбищ, и вырастили своих детей на этих костях и плитах. А тонкокожие дети услышали... К ним достучался пепел «жидков».
Принять, что отцы - убийцы - это только начало. Главное - отмолить грех отцов, покаяться, выпросить прощения и сделать следующий шаг - следить за тем, чтобы не повторить то, что сделали отцы. И история сдвинется с мёртвого круга, по которому идёт веками и, глядишь, пойдёт другим путём.
Тяжкий труд души - взять вину на себя, а не открещиваться: «Это сделал не я». Именно эта особенность поднимает польскую драму на уровень древнегреческой трагедии. Туда, где царь Эдип на собственный строгий вопрос «Кто убил царя?» отвечает: «Я» - и выкалывает себе глаза в отчаянии, карая себя и вбивая в мировую культуру фундаментальный символ внутреннего прозрения. Ибо нечего видеть и искать вовне. Всё - внутри тебя.
Дожить до того дня, когда Россия развернётся на себя - не с моим счастьем.
Обсуждать символику убийства Юзека через распинание его на деревянной створе амбара не берусь. Не очень понимаю, почему так поступили ненавидящие его соседи-католики. Почему убили - понятно. Не понимаю, почему ТАК. Он не становится от этого ни Христом, взявшим на себя грехи всех, ни искупительной жертвой. Остаётся ещё одним трупом на совести земляков-убийц. Только уже поляком, а не евреем. И убивает его не представитель отцов, а кто-то из поколения детей. Кончили убивать чужих - перешли на своих. Хотя какой он им СВОЙ, если раскопал тайну, которую они взялись хранить?
Сколько фильм продержится в прокате - зависит только от нас: пойдём смотреть - будут сборы - будет он на афише. Не пойдём - исчезнет через три-четыре дня. Как было не раз с прекрасными фильмами, которые американцам не по зубам.
Как поведут себя польские националисты, живущие в Америке, увы, предсказуемо.
Фильм удостен первых наград: • приза президента «Яд ва-Шем» на Иерусалимском международном кинофестивале 2013 года и • приза критиков на международном фестивале в Гдыне (2013).
Посмотреть «Aftermath» можно в Нью-Йорке в Lincoln Plaza и в Cinema Village 1-го ноября, в Лос-Анджелесе в The Royal, Playhouse - 15 ноября, и в Town Center - 15 ноября.
© Александра Свиридова, Нью-Йорк © Все фото: Marcin Makowski / Apple Film Production / Monolith Film ℗ Мы здесь!, №470, 6-12 ноября 2014
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...» • «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
|
|
| |