Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 25 Марта 2010, 12:12 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| С детства меня волновало имя одного из персонажей Торы - Мэй-Захав, Золотая Вода. Что это значит, как вода может быть золотой?
Одни комментаторы объясняли имя просто - дескать, семейство это было столь богато, что золото там ценилось не дороже воды. Другие говорили - нет, семья эта занималась ювелирным делом.
Намек, найденный в каббалистической книге "Эш а-Мецареф", "Огонь Очищающий", подтолкнул меня к разгадке. И в многотомной энциклопедии комментариев "Тора Шлема" нашелся ответ - в семействе Мэй-Захав умели делать золото из меди.
Так что, уже древним евреям была знакома алхимия? На надо далеко ходить, чтобы заметить - Тора придает очень важное значение свойствам металлов.
Всего металлов, упомянутых в ТАНАХЕ, семь. Это золото, серебро, медь, свинец, олово, ртуть и железо. Нетрудно увидеть здесь соответствие с семи нижними сфирот - каналами распространения Б-жественного света. Мишкан был сделан в основном из золота, серебра и меди.
Интересно, что золото соотносится со сфирой Гвура - суровость Б-га. С точки зрения Каббалы, это можно объянить стихом из пророка Иова: "Золото придет с севера". Если мы становимся лицом к востоку, то север у нас очутится по левой руке, левая же рука - традиционное прибежище сил Суровости. А по-простому - чистое золото практически неупотребимо из-за своей мягкости, его необходимо лигатурить - смешивать с другими металлами. Большинство золота в то время лигатурилось медью, из-за чего приобретало красный цвет. Ну а красный - традиционный символ Гвуры.
Золото - металл довольно мягкий, и для того, чтобы некоторые массивные изделия (например, менора) не деформировались под собственной тяжестью, для постройки Храма употреблялось золото семи разных проб (опять число семь - о значении его подумайте сами).
Всего же в ТАНАХЕ употребляется ровно десять разных синонимов и эпитетов к слову "золото". Несложно здесь увидеть соответствие между всеми десятью сфирот и видами золота (но все-таки подробный разбор этой темы будет сложноват для журнальной статьи). Остановлюсь только на слове "паз" - так в ТАНАХе называется чистое золото (очевидно, только с минимальной примесью серебра), и соотносится оно со сфирой Тиферет (красота, то есть равновесие между Милостью и Суровостью). Сегодняшний иврит прилепил слово "паз" к платине - древним же платина была неизвестна, так как металл этот очень тугоплавок и лишь водородной горелке поддается. Современные же каббалисты ассоциируют платину с высшими, закрытыми сфирами.
Каждому из металлов соответствует квадрат, в клетки которого вписаны ивритские буквы, обозначающие числа. Символ золота - квадрат размером шесть на шесть клеток (всего же 36 - как число праведников, на которых держится мир), с суммой стороны, равной 216. Это гематрия слова "арье", Лев.
Расставшись с золотом, перейдем к белому металлу - серебру. Белый цвет - символ Хеседа, Милости Господней. В истории Авраама-авину, праотца евреев, всегда обнаруживаем, что он платит именно серебром - ибо Авраам символизирует Хесед. Когда же речь заходит об Ицхаке, на сцене появляется золото (подарки для Ривки, его невесты, были именно золотыми): и Ицхак, и золото - проявления Гвуры.
Квадрат серебра состоит из квадратиков 9 на 9, с суммой стороны, равной 369. Малая гематрия этого числа равна 18-ти - слову "жизнь", ибо невозможна наша жизнь без милости Господа.
Следующий по важности металл - медь, "нехошет" на иврите. Внешний жертвенник Мишкана, и умывальник для коэнов были сделаны из меди. А когда напали на евреев змеи в пустыне, Моше-рабейну по приказанию Б-га сделал из меди змея, и ужаленные люди, взглянув на этого змея, тут же излечивались.
Смысл этого понятен сведущему: слово "нехошет" можно разбить на "нахаш" (змей) и "тав" - последнюю букву еврейского алфавита, заключающую в себе силу всех остальных букв. Интересно также, что слово "нехошет" может быть разбито и на два имени праведников - Ноах и Шет (третий сын Адама), а само по себе упоминание праведников влияет благотворно.
Медь соответствует сфире Тиферет - равновесию между Хеседом и Гвурой, а квадрат ее имеет семь частей с суммой, равной 175. Малая гематрия этого числа равна 13-ти - а это 13 качеств милосердия Господа, источником которых в нижних сфирах является Тиферет.
Люди, сведущие в металлургии, могут мне сказать, что чистая медь также очень неудобна в использовании из-за своей высокой теплопроводности. Поэтому многие источники (в том числе уже упомянутый мною "Эш а-мецареф") считают, что в Мишкане использовалась не чистая медь, а латунь - сплав меди с оловом.
Не высказываясь ни за, ни против этого мнения, перейду к олову. Металл этот в ТАНАХе упоминается не часто, соотносят его со сфирой Нецах - Вечность, или Победа, и квадрат его простой - четыре на четыре, с гранью, равной тридцати четырем. Это гематрия слова "даль" - бедняк... Слово это не такое уж плохое - только тот, кто осознает себя в категории "бедняка", может что-то получить от Всевышнего.
Следующая сфира - Ход, Сияние Господа - имеет двойственную природу, мужскую и женскую, так что ей должна соответствовать ртуть, или "живое серебро", как ее назвыали древние. С одной стороны это жидкость, с другой стороны - несомненно металл. Квадрат ртути - 8 на 8 - очень сложен, замечу только, что полная сумма его составляет 18 раз по 18. Ну а восемнадцать, как я уже говорил - это гематрия слова "хай", жизнь.
"Барзель", железо - металл суровости, и символ его сфира Иесод, Основание, и квадрат его, со стороной 5, и суммой стороны, равной 65 - а это имя "Адонай", Господь...
И венчает пирамиду, как и начинает ее, свинец - самый тяжелый металл, соответствующий и сфире Хохма - Мудрость Б-га, и сфире Малхут - Царство Б-га. И квадрат его, со стороной три на три, в сумме составляет 45 - а это гематрия слова "адам", человек. Человек же, как известно, заключает в себе все.
Теперь у моего внимательного читателя есть все основные данные, чтобы самому начать производить золото.
А пока вы размышляете, как бы эту идею воплотить на практике, заглянем в Париж середины 15 века. Там проживал небогатый нотариус и коллекционер рукописей Никола Фламмель. Однажды в букинистической лавчонке за два флорина он приобрел странную книгу, написанную не на бумаге или пергаменте, а нарисованную на коре молодых деревьев (лубе, если грамотно сказать по-русски). На самом первом листе было выписано золотыми латинскими буквами:
"Авраам Еврей, Принц, Священник, Левит, Астролог и Философ, к еврейскому народу, Божьим гневом рассеянному среди галлов".
Во вступлении автор утешал свой народ, советовал ему избегать пороков и идолопоклонства и терпеливо ждать пришествия Мессии, который покорит всех царей земли и будет править Своим гародом вечно во славе.
Остальные страницы представляли собой иероглифические фигуры. Никола Фламмель утверждал, что в этой книге заключался секрет "Великого Делания" - производства золота.
Источник: www.jewish.ru
Дополнительный материал: Иудаизм и алхимия
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |