Написано в Торе о труме (приношении) на сооружение Мишкана (Переносного Храма): «Пусть возьмут приношение (трума) для Меня. От каждого человека, сердце которого пожелает того, пусть возьмут Мое приношение (трумати). И вот приношения, которые вы будете принимать от них: золото, серебро и медь» (Шемот, гл. 25, ст. 2-3).
Интересно, что речь в этом фрагменте как будто бы идет о двух разных видах трумы: о приношении сынов Израиля и о приношении самого Всевышнего (трумати — «Моя трума»).Так кто же все-таки делал пожертвования для Мишкана?Дело в том, что для сооружения Мишкана требовались материалы высочайшего качества. Скажем, золото и серебро годились для этой цели, если были самой высокой пробы. Нужны были также отборные ткани, первоклассная древесина и т.д.
Таких материалов не хватало. И это могло стать серьезной проблемой. Но желание участвовать в строительстве Мишкана, желание внести свой вклад в общее дело, было намного больше "бюджетного дефицита". Стремление сердца оказалось несравнимо сильнее "производственных трудностей" и "технологических проблем". Ведь Мишкан - это то место, где ясно ощущалось Присутствие Творца. Мишкан - это глоток чистой Духовности. А за это не жалко отдать все сокровища мира.
И вот, еврей несет свое приношение, свою труму Всевышнему, и два сильнейших чувства овладевают его сердцем. С одной стороны, он испытывает ни с чем несравнимую радость от того, что исполняет заповедь, радость единения с Творцом, радость наполнения материального — духовным. Но вместе с тем, отсутствие возможности дать больше, терзает его душу и сердце.
Разрешить этот конфликт может только Всевышний. Для Него сердце каждого человека — «открытая книга», Он читает не только мысли, но и устремления сердец. Там, где подрядчики натужно морщат лбы, безрезультатно пытаясь свести концы с концами, а учетчики беспомощно разводят руками — Всевышний тихо и незаметно посылает благословение с Небес. И вот уже — ни в чем нет недостатка. На смену дефициту приходит изобилие. То, что было еле-еле на дне, сейчас уже через край. А там, где господствовал впритык, сейчас царит избыток. На смену дефициту приходит — изобилие. Таков один из основных принципов мироустройства. Позитивные мысли и намерения Всевышний присоединяет к правильным действиям.
Творец учел не только то, что удалось собрать для строительства Мишкана сынам Израиля, но — и то, что они от всего сердца хотели дать, хотя и не имели такой возможности. Он восполнил недостающее Сам. Но засчитано было, как будто бы это пожертвовал еврейский народ. Поэтому в рассматриваемом нами отрывке, Тора по-разному называет приношение для Мишкана. Вначале — трума: то, что собрали евреи, затем — трумати: то, что добавил Всевышний.И теперь понятно, почему в сочетании со вторым упоминанием слова трума (трумати) в нашем фрагменте говорится о «желании сердца». Потому что устремление сердец и определяло размеры этого приношения.
__________________________ Материал на основе комментария рава Моше Якова Равикова (известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
Автор текста (с) Мордехай Вейц
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|