Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| В главе «Пэкудэй» описываются материалы, из которых был изготовлен Мишкан – переносное святилище, сделанное сыновьями Израиля в пустыне. Серебро, золото, медь, ткани пяти цветов – все это имеет свое символическое значение. Мишкан должен был стать проводником Божественного света, а для этого он должен был отражать качества и свойства души человека, и его внутренний мир. Его создание стало необходимым после греха золотого тельца, когда сыновья Израиля проявили свою неспособность воспринять и осмыслить то, что им раскрылось у горы Синай. Если бы они не создали тельца, не нужно было бы никаких сооружений, чтобы помочь им раскрыть Божественный свет.
Шломо, построивший Храм в Йерушалаиме через 480 лет после Исхода, так же отразил в его убранстве свойства души человека и ступени подъема в духовный мир. Человек, входящий в его двор и заглядывавший в его внутренние помещения, когда когены открывали двери Храма, должен был представить себе ступени приближения к Б-гу. В праздники, когда отодвигали завесу, закрывавшую вход в Святая Святых, можно было заглянуть туда, куда первосвященник заходил лишь раз в году.
Начало восхождения по духовной лестнице символизировал двор. Его сосуды были изготовлены из меди. Название этого металла – «нехошет». Оно близко к слову «нахаш» – змей, а так же к слову «хуш» – чувство. Для того, чтобы понять медь, как один из символов Храма, необходимо представить себе, что произошло в результате греха Адама.
Потерянный мир
Мировосприятие первого человека в саду Эден исключало что-либо плохое, раздражающее, пугающее или причиняющее боль, так как он напрямую был связан с Источником Жизни. Постоянно приближение к Тв-рцу благодаря потоку первозданного света, пронизывавшего сад, вызывало радость и доставляло удовольствие. Адам старался быть соучастником творения, преобразовывать окружающий мир и превносить в него духовность. Это само по себе возвышало его. Если бы не змей, который уговорил Хаву обрести самостоятельность, это состояние сохранилось бы навечно. Исскуситель объяснил, что только так можно подняться на более высокую духовную ступень и раскрыть подобие Творцу, заложенное в человеке. Ведь главное свойство Б-га - самодостаточность. И Хава убедила Адама отказаться от света, связывающего его с источником жизни. Тут же человек утратил возможность понимать Б-га и смотреть на мир Его глазами. Вместо духовного света, устанавливающего связь творений с Творцом, он начал воспринимать только внешние оболочки, того, с чем он соприкасался и того, что попадало в поле его зрения. Радость и удовольствие пропали в момент отдаления от Б-га, а на смену им пришли печаль и боль.
Позднее Адам научился получать кротковременные удовольствия от энергии, которую Творец скрыл в материальном мире, но их нельзя было сравнить с тем, которое давало чувством близости к Творцу.
Исправление
Для того, чтобы исправить себя, человеку необходимо понять, что его чувственный мир не раскрывает ему полной картины мироздания: он воспринимает только оболочку, упуская самое главное. Ему следует перестать ориентироваться на свои обычные ощущения. Как только люди сумеют воспринять первозданный свет, восстановив тем самым прямую связь с Источником Жизни, они вернутся в сад Эдэн, который не находится на небесах, а является окружающим миром, но воспринимаемым при помощи света Б-га, раскрывающего связь творения с Творцом.
Эту идею Шломо выразил, поставив у входа в Храм два медных столба. На вершине каждого столба – шарообразная корона, и в верхней ее части - изображение пальм. Они как бы призывают возвысить свой чувственный мир, отказаться от восприятия внешней стороны всего существующего и приблизиться к ощущению света, что, само по себе, раскроет для человека сад Эдэн.
Один из столбов назывался «Яхин» – подготовка, а другой – «Боаз» – в нем сила. Название Яхин свидетельствует о том, что для восприятия света, способного превратить мир в сад Эдэн, необходимо совершить духовную работу: исправить качества души, раскрыв в себе милосердие к людям, любовь к Богу, умение воспринимать красоту мира, всегда всети себя достойно и побеждать эгоистическое начало. Это придаст человеку подобие Творцу. А, если кто-то скажет, что эта задача слишком трудна, то название «Боаз» напомнит ему, что сила исправления заключена в нем самом.
Во дворе Храма стоял большой медный чан. Его диаметр составлял десять локтей. Чан помещался на спинах двенадцати медных быков, задняя часть туловища которых находилась под чаном, а морды были развернуты наружу, по три на каждую сторону света. Литые изображения быков были полыми, и через их ноги поднималась вода из источника Эйтам, расположенного недалеко от Бейт Лехема. Вода служила миквой для очищения когенов от ритуальной нечистоты.
Чан был символом отрицания животного начала в человеке, которое проявляется, когда исчезает духовный свет, соединяющий все души в единое целое. В отсутствии связи с источником жизни общение между людьми не затрагивает глубинные уровни души. Они становятся похожими на животных, между которыми не может быть диалога и разговора лицом к лицу. Для того, чтобы восстановить свой человеческий облик, и сложить вместе силы душ, направив их на исправление мира, необходимо погрузиться в воды миквы, которые соединяют человека со всем миром, и возвращают к общему для всех началу, подготавливая к восприятию общего для всего мира света.
Кроме большого чана во дворе было десять маленьких, которые предназначались для омовения рук и ног когенов. Они были укреплены на подставках с колесами. На стержнях, между которыми были закреплены чаны, были изображены обнаженные пары людей, обнимающих друг с друга. Чаны для омовения рук и ног указывали на то, что человек обязан не только достичь духовной чистоты на уровне мыслей, но и исправить свои дела (омовение рук и ног – символ придания святости действиям в повседневной жизни). Украшения в виде обнаженных людей, которым, на первый взгляд, не было места там, где приносятся жертвы Б-гу, указывали на то, что святость должна быть привнесена даже в отношения между мужчиной и женщиной. Без этого невозможно приблизиться к исправлению человека. Дело в том, что съесть плод с дерева познания добра и зла Адам и Хава могли только соединившись друг с другом и направив свои действия на получение удовольствий, а не раскрытие в мире нового света (Раши на Берейшит). И Шломо не остановился перед тем, чтобы напомнить когенам, что без святости в отношениях с их женами, без желания привести в мир высокие души за счет чистоты своих помыслов и намерений, их служение в Храме не будет принято благосклонно Небесами. Но он никогда не укрепил бы такие изображения на стержнях, поддерживающих чаны, если бы на это не было указания пророков.
Принесение жертв на жертвеннике, сложенном из камней во дворе Храма, помогало человеку избавиться от животного начла, привнесенного в его жизнь грехом Адама, очистить свои мысли и возвысить даже еду мяса до уровня духовного действия.
Храм состоял из святого помещения и Святая Святых. Святое помещение должно было быть отделано серебром, а святая святых – золотом.
Серебро (кесеф, кесуфим – желание, стремление к чему-то очень дорогому для души человека) символизирует тягу человека к Творцу, который, находится где-то рядом, но не раскрывает Своего Присутствия полностью. Первое помещение Храма символизировало приближение человека к Творцу, когда материальный мир перестает быть непроницаемой оболочкой, но и не позволяет свету прямой связи с Б-гом пробиться через его толщу. Грусть и тоска по чему-то высокому охватывают человека, но вместе с тем он ощущает радость приближения к Творцу.
Несмотря на то, что Давид приготовил серебро для отделки святого помещения Храма, Шломо заменил его золотом, поместив серебро, собранное отцом, в сокровищницу. Но на стенах святого помещения Шломо изобразил ангелов (керувов), с лицами детей. Одни из них радовались, другие – грустили. Так он отразил эмоциональный мир человека, ищущего Творца. На стенах святого помещения были изображены так же пальмы, как символ сада Эдэн. Изображения не были рельефными, а лишь выполнены линиями, вдавленными в золото. Даже входной зал Шломо отделал золотом. Для того, чтобы понять, почему он исключил серебро, нужно представить себе, что символизирует золото.
Золото
Заав – состоит из слов «зе ав» – дай это. Оно символизирует сильное желание человека, стремящегося получить то, что находится прямо перед ним. Такое желание может быть вызвано жадностью, завистью, стремлением к накоплению материальных благ, а может возникнуть у того, кому раскрылся духовный свет. Все материальные блага утрачивают для него свое значение и остается только стремление души к тому, что соединяет ее с источником жизни. Шломо, стремившийся приблизить духовный мир к материальному отказался от серебра, как от символа промежуточной ступени приближения к Творцу.
Святая святых – символ встречи человека с Б-гом, у которого нет материального образа. Ковчег, стоящий в святая святых, на крышке которого расположены два ангела, смотрящие друг на друга с любовью, передает ощущение того, кому раскрывается Б-г, устраняя материю, представляющую собой силу скрытия. Всепоглощающая любовь к Творцу охватывает человека, и он ощущает любовь Б-га к себе. Но это не просто влечение и желание слиться воедино с Творцом – в основе этой любви лежит глубокое понимание цели творения и того благо, которое дается всем сотворенным. Об этом свидетельствуют скрижали и свиток Торы, лежащий в ковчеге. Тора может быть не только рассказом о событиях или повелениями исполнять заповеди, но и рассказом о Б-ге, о Его желании дать благо своим творениям.
Дополнительные ангелы
В святая святых, построенной Шломо, прямо на полу стояли два ангела, закрывашие крыльями ковчег завета. Они были символами стражей любви человека к Б-гу и Б-га к человеку. Изготовив их, Шломо хотел сказать, что в пустыне любовь Творца раскрывалась легко и Божественное присутствие не покидало сыновей Израиля, но в святой Земле сыновья Израиля призваны сохранить и сберечь эту любовь сами – иначе она исчезнет в мгновение ока.
Рав Зеэв Мешков
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|