|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Духовная репродукция золота и серебра
| |
Галилеянка | Отправлено в: Пятница, 08 Февраля 2013, 18:36 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Вторая строчка недельной главы "Трума" звучит так: «Возьмите приношения, чтобы построить жертвенник». Согласно мидрашу (Шмот Раба) это соотносится с фразой в Притчах, когда Вс-вышний говорит нам: «Я дам вам хорошее имущество, не забывайте Мою Тору» (Притчи 4:2). Мидраш объясняет, почему Вс-вышний сказал еврейскому народу «не забывайте Мою Тору»: иногда, когда людям дают дорогой подарок, но после этого дают еще более дорогой, то первый подарок забывается. Вс-вышний делает не так, Он говорит: то, что Я вам дал, – это не только серебро, как написано, что «слова Вс-вышнего как будто чистое серебро» (Псалмы 12:7), но также и золото, как написано, что «слова Торы нам более приятны, чем золото». Таким образом, слова Торы – это и золото, и серебро.
Интересно, каким образом мидраш может сравнивать святость Торы с обычными золотом и серебром, которые, как бы они ни были дороги, все же являются обычными металлами. Неужели святость Торы не превосходит намного эти замечательные физические объекты? Ор Гедальягу объясняет, что в Торе есть все. Когда мы видим нечто, сделанное из многих частей – мы не замечаем эти части, мы видим все в целом. И единое целое куда больше суммы этих частей. Именно поэтому мидраш говорит, что «Тора – это золото и серебро». Как написано в каббалистической книге «Зоар»: «Вс-вышний смотрел в Тору и по ней создавал мир». Другими словами, источник любого физического объекта в мире находится в Торе. Так же как в Торе есть и серебро, и золото, точно так же в ней есть источник любого физического объекта нашего мира.
ВС-ВЫШНИЙ ЕСТЬ ЗОЛОТО
Эта идея на конкретном уровне означает, что серебро в нашем мире имеет как бы духовную репродукцию, духовное серебро. Духовное серебро – это любовь ко Вс-вышнему. Об этом мы узнаем, когда в Торе Лаван обращается к Яакову и говорит: «Ты покинул меня потому, что ты соскучился и возжелал вернуться в дом своего отца». Вот это «возжелал вернуться» на иврите звучит как «нихсоф нихсафта» – однокоренные слова с корнем «кесеф» – серебро. Идея желания вернуться из разлуки, тяга к кому-то любимому выражается через серебро. На самом деле в физическом мире наше желание иметь реально серебро является отражением нашего внутреннего желания иметь со Вс-вышним доверительные, близкие отношения.
У золота тоже есть подобное духовное свойство. Духовное золото – это страх и трепет перед Вс-вышним. Написано, что золото приходит с севера (Иов 37:22). Север также отражает верхний орган нашего тела – голову, в которой обитает мудрость. Сказано в Псалмах: «начало мудрости – это страх перед Вс-вышним». Таким образом, мы учим, что, как было сказано, золото приходит с севера, север – это наш разум, наша голова. Голова – это мудрость, мудрость – это трепет. Значит, золото связано с трепетом перед Вс-вышним. Получается, что наше желание обладать золотом также связано с нашим духовным желанием развивать в себе страх и трепет перед Вс-вышним. Мы понимаем, что Тора – это больше чем просто золото и серебро, но некая полноценность, некое совершенство, внутри которой есть как любовь ко Вс-вышнему, так и страх перед Ним.
Мишкан, о котором идет речь в нашей недельной главе, также как целое куда более значителен, чем сумма его частей. Зоар говорит, что части мишкана соответствуют частям нашего тела. Например, менора соответствует нашим глазам, шулхан – стол, где лежал хлеб, связан с нашим ртом; жертвенник связан с носом и так далее. Если бы мы выучили смысл, назначение всех частей мишкана, то смогли бы также служить Вс-вышнему в совершенстве всеми частями нашего тела. Именно поэтому, как только речь заходит о мишкане, Вс-вышний говорит: «не забывайте Мою Тору», потому что и Тора, и мишкан состоят из множества деталей. Схожесть их в том, что они как целое куда больше, чем сумма их составляющих. Наша цель – это интеграция, то есть сочетание. Когда мы пытаемся соединить в себе порой несочетаемые вещи для службы Вс-вышнему, то в итоге приходим к совершенному служению.
Рабби Аба Вагенсберг
***
Золото - не роскошь, а...
Известно, что большинство предметов находящихся в Иерусалимском храме, были изготовлены из золота. Часть из них была полностью сделана из золота, часть — только покрыта этим благородным металлом. Об этом свидетельствуют многочисленные описания в Торе различных предметов в Храме. Возникает вопрос: для чего вообще нужна такая роскошь? Не лучше было бы сделать Храм — место для Всевышнего — более скромным? Сказали наши мудрецы: «много вещей создал Всевышний в мире использовать которые люди был недостойны, но Он не спрятал их от нас». Одно из таких вещей — золото. Сказано: «Недостойны были люди использовать золото, но Всевышний создал его для своего Храма» (Шмот раба 35). Вообще, золото было создано вместе с другими металлами в начале сотворения мира. Об этом сказано: «И золото той земли хорошее...» (Берейшит 2:12). Очевидно, что уже тогда золото выделялось среди других металлов. 26 поколений прошло с тех пор пока евреи не стали использовать золото в постройке Мишкана. До этого золото использовали для нехороших целей — изготовление идолов. Но несмотря на то, что золото считалось символом материальной власти и богатства к которым стремились все люди, оно было создано только для прославления Всевышнего. Но Б-г дал человеку возможность свободы выбора и только когда был построен Мишкан, золото было использованно по назначению.
Что же будет с золотом во время Геулы (גאולה - Освобождения), когда произойдет переоценка ценностей, когда «явства земные будут как земная пыль». Не потеряет ли оно свою важность? Ответ на это дает пророк Йешаяу (Исайя) который предсказал, что когда евреи возвратятся на Святую Землю, то с ними будет «все их серебро и золото» — для прославления имени Всевышнего и избранного Им народа. Шолем Лугов
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Воскресенье, 05 Февраля 2017, 23:42 | Сообщение № 2 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Раввин Московской еврейской религиозной общины "Даркей Шалом":
Вы никогда не задумывались, почему золото так высоко ценится в человеческом обществе? Ведь практическая ценность его весьма ограничена, даже при современных технологиях, где оно иногда используется. Красота же золотых изделий, впрочем, как и вообще красота - понятие относительное. В принципе, это наследие далекого прошлого, когда золото ценилось, как драгоценный и вместе с тем редкий металл. Попутно, вопрос: почему Творец сделал дорогие и ценные вещи редкими и труднодоступными: драгоценные камни, дорогие металлы, жемчуг и т. д.? Или это случайно совпадение? А может быть то, что широко распространено и доступно почти каждому не может высоко цениться? В известном смысле - да. Хотя обратное не всегда верно: Редкая вещь не обязательно будет в цене только благодаря своей редкости. Но вернемся к золоту.
Все, что окружает нас, является частью общего замысла Творца и имеет свое назначение в этом мире. Поэтому каждое творение имеет свою истинную ценность, в соответствии с тем, насколько важная роль отводится для данной вещи в этом замысле. И мнимую ценность - ту, которой наделяет эту вещь сам человек. Как говорят наши Мудрецы (ЗЦЛ), Все-вышний создал золото, исключительно для того, чтобы служить украшением Храма. Об этом пишет и Рамбам в "Законах Храма" (гл.1, п.11): "Наилучшее выполнение заповеди (строительства Храма): всемерно укреплять здание Храма и делать максимально величественным (…). И стараются украсить его, насколько позволяют возможности общины. Если есть возможность покрыть все здание Храма золотом, то это следует сделать" (перевод свободный).
Поскольку Все-вышний предназначил золото для украшения (Храма), то и человек интуитивно стал использовать этот металл для схожих целей. Однако это не есть его истинное предназначение. Поэтому, с одной стороны золото и деньги в будущем обесценятся (правда, по разным причинам). Но, с другой стороны, те, у кого останется свой личный "золотой запас", смогут распорядиться им с пользой: поучаствовать в выполнении заповеди, пожертвовав его на строительство Храма. А это время уже не за горами. Как об этом сказано там же у Рамбама (гл. 1, п. 12): "Все обязаны участвовать в строительстве Храма и оказывать в этом посильную помощь своим имуществом: и мужчины, и женщины. (Однако детей не отвлекают от занятия Торой даже для строительства Храма)".
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
| |