Фесвитянин
Сообщений: 1188
C нами с 12 Октября 2006
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Мидраш "Дед Бецалеля".
[BibleQuote]«Смотри, Я призываю по имени Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Еhуда…» (Исх.31:2)[/BibleQuote] Обычное, на первый взгляд, родословие, которыми изобилует Тора…
Необычно здесь то, что Бог особо указывает Моше и всему Израилю на важность имён в этом родословии и самого родословия (из семи раз при упоминании имени Бецалеля в Торе – четыре приведены с полным его родословием). Если принять во внимание тот факт, что и сама книга, которую мы читаем на этой неделе в еврейской традиции называется «Шемот» (Имена), можно понять, что имена в нашем случае имеют определяющее значение.
Две линии представлены в этом родословии (обе приводят нас к пониманию того, что имел ввиду Бог, избирая Бецалеля служителем Себе и называя его по имени):
- 1-ая линия несёт в себе послание через пророческий смысл перечисленных в родословии имён. Так что цепочка «расшифрованных» имён провозглашает волю Божью над Бецалелем. Вот как звучит его имя, если перевести значения имён с иврита: Пребывающий под покровительством Всевышнего и в тени Всемогущего, сын Света Господнего, сын Чистоты из рода Прославляющих Бога.
- 2-ая линия – линия судеб конкретных людей… (за каждым человеком, вне зависимости от имени данного ему родителями (многие имена в Торе имеют пророческое, сущностное значение), сохраняется свобода выбора, и свободная воля у него не отбирается … И то, как избирают поступить отцы, часто определяет будущее детей).
Имя Бецалеля встречается в Торе семь раз, подробно описываются способности, дарованные ему Богом, служение, к которому он был призван и всё, что он сделал своими руками по Божьему повелению. Об Ури - отце Бецалеля нам неизвестно ничего наверняка, кроме того, что он был последнему отцом и сыном Хуру. А вот Хур – дед Бецалеля, по всей вероятности, сыграл немалую роль в становлении Бецалеля как служителя Божьего. О нём Писание не даёт исчерпывающей информации, но та, что мы таки да, имеем, говорит о многом.
Впервые мы встречаем его в кн. Исход 17:10-12: Аарон и Хур восходят на гору вместе с Моше и поддерживают его руки во время битвы с Амалеком. Кто этот Хур? И почему он наравне с Аароном служит Моше? Как можно объяснить, что этот человек близок к Моше настолько же, как его (Моше) родной брат? Мидраш очень просто объясняет это обстоятельство: Хур действительно был близким (хотя и не кровным) родственником. Он был мужем родной сестры Моше - Мириам.
Второй раз мы читаем о нём, когда он и Аарон остаются за начальствующих в стане Израильтян на время, пока Моше взошёл на гору Синай (Исх.24:14)… Можно было бы подумать: неплохая карьера, он круто начал, этот дед Хур в свои 90 или 100 лет. Но… если мы захотим вновь отыскать Хура по возвращении Моше, когда он в гневе своём на народ, поклонившийся золотому тельцу, разбивает скрижали… деда мы не найдём... Он исчезает со страниц Писания. Осталось лишь упоминание о нём в списке родословия Бецалеля.
Что же случилось? Почему Моше, по возвращении, всё своё негодование обращает на своего брата Аарона? Где Хур, ведь он остался наравне с Аароном. И вновь нас выручает мидраш: оказывается, Хур не делал карьеры... Он просто решил в сердце своём следовать за Богом и хранить верность Ему, и это стоило ему жизни.
И вот мидраш продолжает: когда Моше спустился с горы Синай, Хура уже не было… не было в живых… Можно представить себе, как возбуждённая толпа, подгоняемая криками: «а что его…, мы все стояли у горы, разве ему одному говорил Господь? И где он? «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». (Исх.32:1)). Когда толпа окружает Аарона и требует, чтобы он сделал ей золотого тельца, рядом с Аароном Хура уже нет.
Согласно преданию, дед Бецалеля Хур был убит отступниками, поскольку не подчинился их требованию. Именно к нему толпа обратилась в первую очередь. Ведь он был один из двух начальствующих, оставленных Моше. При этом он был человеком, знающим толк в обработке драгоценного металла. Вероятно он был главой ремесленной династии.
Обученные искусству ещё в период правления в Египте Иосефа, некоторые израильтяне достигли в ювелирном деле больших высот. Искусство своё они передавали, как это было принято, из поколения в поколение, от отца – к сыну. Хур был отменным мастером. Он, как большой специалист в своём деле, был уважаемым человеком в среде израильтян. Возможно, немало египтян предпочитали его работу работе ремесленников – египтян. Он имел всё, что нужно иметь в этой жизни: почёт и уважение, деньги и славу, сына и внука, которым он передал великую свою драгоценность – умение делать уникальные вещи искуссной работы.
И вот, судьба «посмеялась» над ним… «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.» (Исх.19:16-19).
Да, в шоке был весь народ, но слова Бога, обращенные как будто лично к нему, потрясли Хура: «Не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исх.20:4). Всё то, что до этого момента было для него предметом гордости, смыслом жизни (его творчество), источником благосостояния, то, что дало ему высокое положение и уважение в обществе – его способности, талант, всё это в один момент оказалось под строжайшим запретом. То, чем он жил всю свою долгую жизнь и чему учился у своего отца и деда с великим терпением и упорством, – оказалось страшным грехом. Какие чувства может переживать в такой момент человек, достигший преклонных лет, старец, который в одно мгновение потерял всё. Эти слова гремели в его ушах, и он не мог не думать, не искать ответа, будто ничего не произошло.
Одно он решил твёрдо после мучительных борений: «Я и мой дом будем служить Господу». Там в Египте он слышал от своего деда о Боге отцов Авраама, Ицхака и Иакова, но теперь он знал Его лично. И Он сам говорил к нему. Собрав весь свой род: сына с его жёнами и детьми, внука Бецалеля, доставлявшего особенную его радость и надежду своим талантом и оригинальностью его работ, Хур объявил о своём решении: «Я не знаю, что будет со мною дальше, но в сердце своём я решил - последовать за Богом, чего бы мне это не стоило. Бог Израиля, не оставлявший милостью Своей отцов наших, теперь, когда Он Сам открылся нам, не оставит и меня. И если Он сказал «нет» на моё искусство, то я с болью в сердце, но и с радостью от того, что Сам Бог говрил мне, скажу Ему на это – амен, пусть так и будет».
Потрясение было общим чувством, захватившим семью в тот момент. И как это обычно бывает у евреев, мнения разделились. Возможно сын – Ури избрал «рациональную», прагматичную, позицию: дескать, по шаббатам мы будем служить Господу, а шесть дней недели зарабатывать себе на пропитание своим ремеслом. Возможно он и был тем, кто исполнил по просьбе Аарона «срочный заказ» - золотого бычка…
Внук же - Бецалель последовал в своём решении за дедом, а вернее сказать, за Богом Израиля. Ведь Он говорил также лично и с ним, как и со всем обществом израильским. Тогда он вопреки страху и неопределённости утвердился в своём решении и положил его глубоко в своём сердце: «Я последую Господу, как последовал за Ним мой дед, даже до самой смерти».
Это было страшным испытанием для юноши, ставшего свидетелем ужасной картины, когда недовольная отказом Хура толпа убила его деда на его глазах. Это было мучительным испытанием для Бецалеля – художника, полного творческих замыслов и перспектив, и решившим оставить всё ради слова Бога Израилева.
Именно это решение, проверенное испытанием, - следовать за провозглашением, заключенным в его имени - «Бэ цель Эль» (в тени Бога), следовать за Творцом, куда бы Тот ни призвал его, именно это решение позволило Богу произнести перед лицом Моше и всего Израиля: «Смотри, Я призываю по имени Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Еhуда…»
Это решение сделало Бецалеля первым художником, которого призвал Сам Бог Творец – творить для славы Его и по воле Его. Он стал первым художником, реализовавшим свой творческий потенциал, изначально заложенный Богом, и тем прославивший не себя, а Бога.
Эдуард Эфраим Калиш
Рабство - в догмах, в заповедях - свобода (С)
|