Louiza | Отправлено в: Пятница, 25 Июня 2010, 17:46 | Сообщение № 1 |
Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Изгнание и уход -- ключевые понятия в человеческой жизни как таковой и в истории евреев. То, что для потомков Авраhама -- исход из Египта, то для самого Авраhама -- его уход из Ур Касдим. "И сказал ему Господь: "Я -- Господь, Который вывел тебя из Ур Касдим, дал тебе унаследовать эту землю" (Б.15:7). На Синае звучало иначе: "Я -- Господь, твой Бог, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабов..." (Исх.20:2). То, что для нас исход из Египта, то для Авраhама -- уход из Ура. Он ушел, потому что Всевышний захотел вырастить из него великое -- вместо их величия, и сделать ему имя -- вместо их имени. И спуститься к его потомкам навстречу, когда они смогут совершить полное единение во имя Неба -- у Синая (Исх., 19:2, РаШИ). Авраhаму не сказано так, как сказано на Синае: "твой Бог" и "вывел из дома рабов". Это значит, что на тот момент Авраhам еще не сделал Господа "Богом своим", то есть Тем, Кто вполне управляет всей его жизнью. Ур Касдим в определенном смысле можно считать местом порабощения, "домом рабов", но Авраhам тогда еще находился в каком-то рабстве и его уход еще нельзя считать исходом "из дома рабов". И вообще, согласно устной традиции слова седьмого стиха сказаны Господом Авраhаму еще до того, как он услышал "лех леха", иди к себе, но приведены в Торе там, где Авраhам живет на другом поприще пути жизни, где он в состоянии понять их полный смысл. "И сказал : Адонай Элоким! Чем же я узнаю, что получу ее?" (Б.15:8). Чем же мои потомки достигнут такого внутреннего знания, чтобы по праву завладеть этой землей? спрашивает Авраhам. Как сделается "народ великий"? И в ответ ему дается откровение не просто об историческом будущем народа, отцом которого он станет, но о самом условии становления этого народа. Условие это -- страдания (Брахот, 15а). Только прохождением через горнило страданий можно получить Тору, Землю, мир вне созвездий и звезд. Если Авраhам вышел из огня звездочетов, то его наследникам предстоит выйти из Дома Рабов. Но горнило страданий нужно, чтобы сделать народ. На Авраhама возложена задача взять эту землю и ему надо знать, когда начать ее исполнение. Вслед чего, какого знака, действия, события, явления? И Господь отвечает ему языком символов: "И сказал ему: "Возьми Мне, пожалуйста, телку (эгла) утроенную (машилаш), козу (эз) утроенную, барана (айль) утроенного, а также голубя (тор) и голубенка (гозаль)" (Б.15:9). "Утроенное" -- очевидно, в трех экземплярах. Но почему-то выражено это не самым простым способом. Символ утроения имеет в виду наличие трех сторон, трех реальностей, каждая их которых несет свой смысл, "симан", как говорят по-еврейски. Первый -- лично-душевный симан; второй -- симан ближайшей истории; и третий -- симан глобальной истории. Обратите внимание: Господь просит, чтобы он "взял Мне" -- чтобы все эти смыслы и силы реальностей были Ему, а не ушли куда-то. "И взял Ему всех этих, и рассек их посредине, и положил одну половину против другой, а птицу (ципор) не рассек" (Б.15:10). От Авраhама требуется принести жертву, которая, как мы не раз отмечали, характеризует человека, приносящего жертву. Раскроем символы жертвы Авраhама. Крупный скот, скот самостоятельно работающий -- "бакар"; это символ большого труда. "Эгла", телка, -- символ начала труда, того момента или состояния, в котором еще нет ярма, но ярмо вот-вот будет. Ярмо тут -- не то, что угнетает, а то, что дает возможность тянуть, работать работу. "Бакар" -- тот, кто работает и на ком есть ярмо. На "эгла" ярмо еще не надето, но она готова к работе. "Эз", коза, -- символ силы специфического упорства, метапсихического упрямства. Это та самая "жестоковыйность", которая является и основным достоинством и основным недостатком евреев. Это то, за что Господь упрекал в Синайской пустыне евреев, которые упирались и не склоняли голову под Его ярмо. И это то, за что можно хвалить их, так как они в религиозном смысле не склоняли головы ни под какое чуждое ярмо. Еврейский народ часто символизируется этой силой упорства, "эз". "Айль" -- баран, идущий впереди и ведущий за собой стадо. Это символ мощи, происходящей не от физической силы, а от статуса того, кто ей обладает. Это может быть статус и социальный, и юридический, и духовный, и какой-либо иной. "Тор" -- голубка, сила и спасение которой только в полете; иначе она лишена какой-либо возможности защитить себя. Не в полете голубка беззащитна и нежизнеспособна. "Гозаль", птенец, -- символ силы нарождающегося полета, символ становления птицы, "ципор". Первый симан (символ) "утроения" состоит в том, что в личной душевной жизни Авраhама есть три проблемные силы: сила работать под ярмом Царства Неба; но ярмо это еще не надето; сила упорства души стоять, нежелание идти, сила быть "себе"; мощь величия человеческого, гордость от своего статуса. Эти силы души, как и многое другое, сами по себе не хороши и не дурны. Они становятся таковыми тогда, когда им найдено применение. Прежде чем они будут применены, Авраhаму следует рассечь их в себе и в рассечении этом принести в жертву себя, что-то в своей душе. У каждой из указанных проблемных душевных сил есть противоположные крайности, которые не так трудно обнаружить в душе. Их следует изжить, так как никакой экстремизм, никакой фанатизм, основанный на этих душевных качествах, недопустим, ибо разрушает Замысел Всевышнего на Авраhама и его потомство. Но Авраhаму труднее всего не отречься от крайностей, а найти середину, рассечь себя по самой середине, выявить срединный Путь жизни и отдать себя Ему, идя по этому Пути. Сила "айль" не должна тратиться на лидерство, как ей свойственно. Силу "эз" надо суметь употребить точно на то, чтобы, идя, оставаться на предназначенном Пути. Силой же "эгла" надо встать под ярмо, но не совратиться "тельцом". Кроме того, в Авраhаме есть сила полета: полета как такового, подъема ввысь (сила "тор") и полета зарождающегося ("гозаль"). То и другое -- та птица (ципор), которую не следует рассекать. Над душевными качествами "эгла", "эз", "айль" Авраhаму надо произвести сложную операцию рассечения и отсечения, но Птица Небесная, живущая в нем, должна остаться как есть -- дабы в нем могла она взлететь. Путь Авраhама -- не путь самоуничтожения, самоподавления и аскетизма, а совершенно иной Путь. "И спустился коршун (айт) на трупы, и отогнал (ваишав) их Аврам" (Б.15:11). "И было солнце, чтобы зайти и забытье (тардэма) нашло на Аврама. И вот: ужас, тьма великая падает на него" (Б.15:12). "И сказал Авраму: "Так узнаешь!..." Авраhам спрашивал, каким образом он узнает, что пришла пора взять землю. И вот ему ответ: "...потому что пришельцами (герим) будет семя твое в земле не их, и будут работать им и будут угнетать (инуй) их 400 лет" (Б.15:13). "Инуй" (угнетение или мучение) -- это нахождение в подчеркнуто беспомощном состоянии (сравни "ани", нищий). "Гер" -- определение того, кто лишен своей почвы. Но что значит "в земле не их"? Кого "их"? Не в земле потомков Авраhама? Или не в земле тех, кто будет порабощать его потомков? Далее: "и будут работать им (тем, кто порабощает) и будут угнетать их (тех, кого порабощают)". Странная грамматика: посреди стиха субъект и объект меняются местами. Однако возможно понимание, при котором такое не происходит: те самые, которые (сначала) будут "работать им", -- работать на потомство Авраhама, те же самые (затем) будут "угнетать их" -- мучить, держать в рабстве потомство Авраhама. Это самое и произошло в земле Египетской, где евреи, благодаря Йосефу (Иосифу), сначала были элитой общества, а затем -- рабами. "И так же народ, которому будут работать, -- сужу Я, и после этого выйдут с достоянием великим" (Б.15:14). "Ты же придешь к своим отцам в мире (шалом), похоронен будешь в доброй старости" (Б.15:15). "А четвертое поколение вернется сюда, потому что не полны еще преступления Эмори до сих пор" (Б.15:16). "И было. Солнце зашло и мрак был, и вот -- печь дыма и пламя огня, который прошел между рассеченными этими" (Б.15:17). "В тот день заключил Господь с Авраhамом завет (брит), говоря: "Семени твоему отдал Я эту землю, от реки Египетской до реки большой, реки Прат (Ефрат)" (Б.15:18). Второй симан "утроения" -- ближайший исторический, египетского изгнания, в котором будут жить три поколения, проходящие три ступени несвободы. Сначала -- "герут" (проживание не в своей стране, не обязательно в Египте). Потом -- "авдут" (рабство, которое начинается после смерти сыновей Яакова в Египте). И третья стадия -- "инуй" (мучение в земле Египетской). На стадии "герут" потомки Авраhама теряют свой особый статус, теряют в себе душевную силу "айль". На стадии "авдут" они используются как рабочая скотина и лишены возможности реализовать душевное качество "эгла". На стадии "инуй" они теряют силу душевного упорства "эз". Но тем не менее в них остаются нетронутые силы "тор" и "гозаль" -- силы полета и взлета Птицы Небесной. Второй симан "утроения" состоит в том, что отмеченные выше три проблемные душевные силы должны быть рассечены и очищены в горниле египетского изгнания. Для того, чтобы прийти на землю Исраэля, нужно пройти через горнило, образ которого дан в стихе 17 главы 15 в виде "печи дыма" и "пламени (факела) огня", проходящего между рассеченными животными. Кроме пророчества очищения в горниле Египетском в этом месте Торы Господь устанавливает с Авраhамом и завет страданий. Рассечение на две половины и прохождения "факела огня" между ними -- символ этого завета, действующий не только во времена описываемых в Торе событий. Кто же такой "айт" (коршун или орел) в стихе 11? Для чего спускается эта птица? Если считать, что "айт" спускается на трупы рассеченных животных чтоб пожрать их, то в этом смысле "айт" в ближайшей исторической перспективе символизирует то, что приходит добить потомство Авраhама. И когда они становятся падалью, Авраhам (то есть то, что в них осталось от Авраhама) сгоняет птицу "айт" и сам "обдувает их". Но вот и другой смысл. В человеке есть "тор", крылья подымающие ввысь, есть Птица Небесная, которая в Песни Песней всегда символизирует весну, оживление, обновление духа. "Айт" же -- это не то, что обитает в человеке, не та Птица Небесная, которая живет в его душе, а то, что спускается в его душу свыше. "Айт" от корня "ут", "броситься сверху", "спуститься". И вот, когда потомство на грани гибели, вот тогда спускается "айт" -- высшая душа, с помощью которой Авраhам (его "тор", начало взлета в его душе) вдыхает жизнь в погибающие души. "Вайашев" можно понять как "и вдохнул" в них. Все это, разумеется, входит в тот завет страданий, о котором мы только что упоминали. Горнило Египетского пленения не до конца очищает то, что необходимо выжечь в душевных силах "эгла", "эз" и "айль". И после исхода из Египта Исраэль должен уходить в галуты (изгнания). Таким образом мы входим в сферу третьего симана утроения -- глобальной истории. Галутов, как мы знаем, четыре. И каждый внешний галут есть определенное выражение внутреннего галута, связан с тем, что происходит в душах. Вавилонское изгнание, галут Бавель, более всего затрагивает качество "эз". Изгнание в Мидию и Персию, галут Мадай и Парас, более всего затрагивает качество "эгла". Эллинское изгнание, галут Яван, более всего затрагивает качество "айль". Четвертое изгнание, галут Эдом, стыкуется с "айт". "Айт" не спускается на птицу, которая не рассекается. "Айт" спускается на расчлененные трупы, на те душевные качества, которые приводят в галут. Авраhам способен обдуть, вдохнуть живую жизнь. И все то, о чем мы до сих пор говорили, подводит нас к пониманию того, чем же и как же Авраhам вдыхает живую жизнь. Поразительно, что Авраhам почувствовал страх не перед тем, как "обдул их", а после этого. Вслушайтесь в язык этого места Торы. И солнце должно заходить, и страшное забытье (тардэма -- как забытье Адама в Эдене) поглощает Авраhама. И вот -- ужас, тьма великая падает на него. Скупая на всяческие описания и эпитеты Тора тут говорит языком, который по контрасту со всем ее стилем производит чрезвычайное впечатление. И только затем Авраhаму сказано об изгнании в Египет. Так что это за тьма и ужас, которые чувствует Авраhам? Очищающие страдания египетского плена? Не только это. Ужас его не столько от самих страданий, которые сыны его переживут в земле Египетской, сколько от того, что вызывает эти страдания. И следующая за этой глава Торы потихоньку начинает отвечать нам на то, в чем была причина ужаса Авраhама. До сих пор он еще Аврам, еще сын Ноаха (Ноя), еще находится в общечеловеческой семье. Но вскоре Аврам станет Авраhамом. И это его превращение начинается с ужаса, с познания какого-то зла, с проникновением в то зло, которое ему открывается тут. Ужас этот -- и в помощь ему и в наказание... (Б.Берман )
Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
|
|
| |