[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Кто такие ангелы?
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 12 Декабря 2010, 23:03 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
ОБЛАДАЮТ ЛИ АНГЕЛЫ СВОБОДОЙ ВОЛИ?
Человек как субъект истории или как поле борьбы высших сил

Существует один теологический вопрос, на первый взгляд, не столь важный, но при дальнейшем углублении оказывающийся очень существенным для понимания человеческой психологии. В этом вопросе иудаизм и христианство радикально расходятся, и в его свете весьма характерно вырисовываются их основные различия. Речь идет о свободе воли ангелов.

В любом христианском тексте, в котором упоминаются ангелы (или их "падший" вариант – демоны), они не только мыслятся как наделенные свободной волей, но в этом качестве даже как бы превосходящие человека. Представление это восходит к самым истокам христианства и не претерпело никаких изменений на протяжении всей его истории.

"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" – утверждается в "Новом Завете" (1-е Послание Иоанна, 3:8).

Вот что говорит о демонах православный духовидец Серафим Саровский:

Они гнусны, их сознательное противление благодати обратило их в ангелов тьмы, в невообразимые чудовища. Но, будучи по природе ангелами, они обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бы бессильной их ненависть против Божия творения; но они пытаются погубить тварь изнутри, склоняя человеческую свободу ко злу" ("Откровения преп. Серафима Саровского", Париж, 1932.)

На теологическом уровне эти представления оформлены следующим образом:

Зло имеет своим началом грех одного ангела, Люцифера. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожанию по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жажда самообожания, ненависть к благодати, ибо бытие его создано Богом; мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и поэтому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, силится хотя бы исказить его (то есть разрушить человека изнутри, совратить его). Драма, начавшаяся на небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими (В.Н.Лосский, "Догматическое богословие", М., 1991, стр. 252.) –

и последним не остается ничего, кроме как пытаться завоевать человека.

В иудаизме мы имеем совершенно иную теологическую картину: именно падение человека, этого единственного из всех сотворенных существ носителя Божественного богоподобия, повлекло за собой падение всего остального мира (в частности, даже земли, ставшей, как говорится в Талмуде, вследствие этого производить паразитов). Иудаизм отнюдь не считает, что драма первоначально разыгрывается на небе с тем, чтобы впоследствии перекинуться на землю; напротив, она возникает именно на земле и с земли достигает небес.

Непослушание человека разрушило его собственную цельность, разрушило мир (который есть проекция человека) и даже, согласно Каббале, привело к повреждению высших Божественных миров, что выразилось в возникновении в них категории "гнева". Именно отторжение гнева, отчуждение качества "строгого суда" привело к возникновению того, что именуется в Каббале "левой стороной" – демоническим миром.

"Сатан – он же и есть ангел смерти, и он же и есть дурное побуждение внутри человека", – так говорится в Талмуде о том, кого христиане считают, по существу, основным действующим персонажем миротворения.

В иудаизме ангелы вообще и "сатан" в частности, в отличие от человека, мыслятся как существа не наделенные свободой воли. Это орудия, служебные духи, которые, проявляя расторопность внутри предписанной им миссии, заведомо лишены каких-либо собственных интересов. В частности, миссия Сатана – осуждать человека, т.е. провоцировать человека на поступки, противные его достоинству и назначению, и отмечать грехи. Сатан выступает на Божественном Суде как обвинитель человека перед Богом (т.е. как "небесный прокурор", необходимая часть правильного судопроизводства), но отнюдь не как независимый судья, не как "противник Бога", облеченный хоть какой-либо самостоятельной властью.

В христианстве существует однозначное представление о том, что ангелы сотворены по образу и подобию Божию. И поэтому прежде всего достоин исследования следующий вопрос: почему Бог не назвал "сотворенными по образу и подобию Своему" разумных, невещественных, небесных и близких к Нему ангелов? Ведь они в куда большей степени, чем человек, обладают началом самовластным и царствующим над всей землей и над самим человеком, – пишет преп. А.Синаит (Преп. Анастасий Синаит, "Об устроении человека по образу и подобию Божию", Париж, 1990, стр. 304.). Ответ христиан (гласящий, что в образе человеческой семьи воспроизводится образ Троицы) в данном случае не столь важен для нас, как сам вопрос. Ведь вопрос этот свидетельствует о безусловной христианской убежденности в сотворении ангельских сил именно по образу и подобию Бога.

Иудаизм же исходит из того, что во всем мироздании только человек создан "по образу и подобию Бога", только человек обладает свободой выбора, а ангелы – это подчиненные существа, созданные для выполнения определенной функции.

У этой проблемы есть не только теологический, но и психологический аспект. Различие между иудаизмом и христианством во взглядах на "свободу воли ангелов" есть, по сути, различие во взглядах на роль человека в космосе, различие во взглядах на ответственность человека.

Христиане часто говорят о своем "духовном совершеннолетии", о своей духовной свободе, упрекая иудеев в "рабской покорности" Закону, в их "недостойном взрослого человека хождении на помочах мелочных предписаний".

Однако то, что мы только что увидели, говорит как раз об обратном. Позиция иудаизма, согласно которой именно человек и только человек сотворен по образу и подобию Бога, только он ответствен за царящее в мире зло, – представляется позицией существенно более "взрослой", нежели христианская, приписывающая происхождение зла не самому человеку, а принципиально иному существу – ангелу, делающая человека "полем борьбы высших сил" и этим уменьшающая его личную ответственность.

"Возвышенное" изречение Достоевского: "Бог и дьявол воюют, а поле брани – сердце человека" в свете иудейских представлений звучит скорее как лакейское сетование: "Паны дерутся, а у холопов чубы трещат".

Христиане любят повторять, что они в своем служении руководствуются "сыновними" мотивами, в то время как иудеи – "рабскими". Но вера христиан в богоподобие ангельских сил, одно лишь их согласие с тем, что они сами – не первородные дети и что над человеком стоят собственно "Сыны Божии" (это библейское словосочетание всегда понимается христианами как относящееся к ангелам, а евреями – как относящееся к людям), сообщает этому сыновству довольно-таки двусмысленный оттенок.

По меньшей мере – это сыновство представляется не достигшим совершеннолетия. Ведь несовершеннолетнего сына отличает от совершеннолетнего не какая-либо ущербность в достоинстве, но ограниченность ответственности. (В нашем случае – перекладывание ответственности с человека на "падшего ангела".)

Согласно христианскому мировосприятию, за царящее в мире зло в основе своей отвечает не человек, а дьявол, который "первый согрешил". Или точнее, человек отвечает только за себя, но не за все мироздание. В системе же иудаизма среди Божьих творений не существует никого важнее человека. Талмуд утверждает, что "каждый человек должен говорить, что ради него создан мир", – то есть он сам отвечает за весь мир. Именно такое восприятие мира дает евреям возможность ощущать себя совершеннолетними "сынами Всевышнего" – сынами, которые принимают соучастие в творении.

(Более того, здесь вполне уместно отметить, что то значение, которое придается человеку, во всяком случае человеку в его восстановленном виде – в виде Израиля, – выражается в иудаизме в том, что отношения человека с Богом уподобляются не только сыновьим, но ни больше ни меньше супружеским! Представление об Израиле как о "супруге Всесвятого" присутствует в иудаизме со времен пророков; это особо подчеркнуто в книге пророка Хошеа (Осии).

Таким образом, уровень возложенной на человека ответственности в иудаизме и в христианстве представляется различным. Ответственность христианина – это ответственность несовершеннолетнего ребенка, ответственность иудея – это ответственность супруга. Первому можно и должно прощать многое, порой слишком многое; супруги же делят ответственность поровну... С точки зрения христианина, "драма, начавшаяся на небесах, продолжается на земле" (Лосский), так что хотя у людей, разумеется, тоже начинают "трещать чубы", но не в их власти определить исход драмы, или, если угодно, "панской драки". С точки зрения еврея, именно "на земле решается судьба Бога" (Мартин Бубер).

Мидраш говорит о том, что ангелы кланялись человеку (Берешит Рабба 8, 9): Когда Господь Пресвятой создал первого человека, ангелы служения ошиблись и пытались называть его [человека] Пресвятым. На что это похоже? На царя и его наместника, которые ехали в колеснице. Граждане желали приветствовать царя и кричали "Государь!", но не знали, кто из них царь. Таким образом, человек был настолько велик по сравнению с ангелами, что те ошиблись и приняли его за Бога!

А. Барац



Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ФисураОтправлено в: Воскресенье, 12 Декабря 2010, 23:25 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 94
C нами с 24 Мая 2010
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
"Сатан – он же и есть ангел смерти, и он же и есть дурное побуждение внутри человека", – так говорится в Талмуде о том, кого христиане считают, по существу, основным действующим персонажем миротворения.
В иудаизме ангелы вообще и "сатан" в частности, в отличие от человека, мыслятся как существа не наделенные свободой воли. Это орудия, служебные духи, которые, проявляя расторопность внутри предписанной им миссии, заведомо лишены каких-либо собственных интересов. В частности, миссия Сатана – осуждать человека, т.е. провоцировать человека на поступки, противные его достоинству и назначению,

Хотя и отличается в корне с первичной христианской установкой, но внутренний выбор за позицией иудаизма.
Что интересно, так это, пользуясь выше выделенным, пересмотреть с этой точки место с искушением Иисуса в пустыне-раз. И "Симон, симон. Се сатана просил сеять вас как пшеницу"....-два.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 12 Декабря 2010, 23:34 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Еще интересно понять кто такие "бесы/демоны/злые духи". В ТаНаХе злые духи упоминаются как посланные именно Б-гом а не сатаном. В современном иудаизме насколько мне известно, бесы не отрицаются. Тут у нас было где-то видео-свидетельство еврея (посмертное) и там говорилось (если я правильно помню) что каждое наше нарушение заповедей создает в духовном мире беса. Даже на фоне того, что я в принципе не доверяю особо подобным свидетельствам (ни иудейским ни тем более христианским), именно этот момент не вызывает противления. В таком ключе можно понять служение Йешуа по изгнанию бесов из людей - когда человек постоянным нарушением Торы просто переполняется этими духами, им необходим выход, а человеку - освобождение. Хотя откуда у них появляется своя личность?В любом случае, это только мои размышления...


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 01 Января 2011, 21:51 | Сообщение № 4

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Еще одна точка зрения.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ЮтаОтправлено в: Пятница, 07 Января 2011, 00:30 | Сообщение № 5

Участник
Сообщений: 71
C нами с 12 Февраля 2008
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Рамбам. Мишне Тора. Законы основ Торы. гл.2:"... творения, состоящие только из духовной формы, без материи,– это ангелы. Ибо ангелы не имеют материального тела, но только духовные формы, отличные друг от друга.

4. Почему же говорят пророки, что видели огненного ангела с крыльями? Всё это – в пророческом видении и в форме загадки, чтобы сообщить, что он бестелесен и не имеет веса, как имеют вес любые тяжелые предметы. Как сказано: «Ибо Б-г, Вс-сильный твой,– огонь пожирающий»(Дварим 4-24). Огонь – это лишь образное сравнение. И как сказано: «Делает Он ветры своими посланниками.» (Теѓилим 104-4).

5. Чем же отличаются эти духовные формы друг от друга, ведь у них нет тела? Различие их сущностное: они находятся одна под другой, причем более низкая черпает силы в той, что над ней; и все они существуют благодаря силе Святого Благословенного и по доброте Его. Об этом намекал Шломо, в своей мудрости: «Ибо над высокими наблюдают высшие.» (Коѓэлет 5-7)."

6. В том, что мы сказали: «одина под другой», не подразумевается пространственная высота, как у человека, сидящего над другим. Но это подобно тому, когда о двух мудрецах говорят, что один из них больше другого в мудрости, ибо уровень его выше. А также говорят, что причина выше следствия.

7. Имена ангелов зависят от их ступени. Поэтому они называются так: Святые Хайот,– самые высшие, Офаним, Эръэлим, Хашмалим, Срафим, Малахим, Эло-ѓим, Бней Элим, Крувим и Ишим. Все эти десять имен соответствуют десяти уровням ангелов. И самый высокий уровень, выше которого только Сам Б-г Благословенный – это уровень формы под названием Хайот. Поэтому говорится в пророчестве, что они – у трона Славы Его. А десятый уровень – это уровень формы под названием Ишим. Именно эти ангелы говорят с пророками и являются им в пророческих видениях. Поэтому они называются Ишим [люди], ибо их уровень близок к уровню разума человека.

8. И все эти духовные формы живут и знают Творца знанием великим, каждая форма – в соответствии со своим уровнем, но не соразмерно с Его величием. Даже [форма] самого первого уровня не может до конца постичь Творца – разума её не хватает, чтобы постичь и знать. Но она, всё-же, постигает и знает больше, чем более низкая форма. И так – все уровни вплоть до формы десятого уровня, которая, всё же, знает Творца таким знанием, которого люди, состоящие из тела и духовной формы, не могут достичь. И все они [ангелы] не знают Творца так, как Он сам себя знает.


Так говорит Господь:небо-престол Мой,а земля-подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?
(Ис.66.1)
 
VasilevsОтправлено в: Четверг, 20 Января 2011, 09:04 | Сообщение № 6

Участник
Группа: христиане
Сообщений: 296
C нами с 19 Августа 2009
Откуда: Казахстан
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Однако то, что мы только что увидели, говорит как раз об обратном. Позиция иудаизма, согласно которой именно человек и только человек сотворен по образу и подобию Бога, только он ответствен за царящее в мире зло, – представляется позицией существенно более "взрослой", нежели христианская, приписывающая происхождение зла не самому человеку, а принципиально иному существу – ангелу, делающая человека "полем борьбы высших сил" и этим уменьшающая его личную ответственность.

Не зря ведь написано, что ученик, усовершенствовавшись, станет как Учитель, который является Образом Бога Невидимого.
[BibleQuote]Лук.6:40
Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
[/BibleQuote]
Quote (Галилеянка)
Мидраш говорит о том, что ангелы кланялись человеку (Берешит Рабба 8, 9): Когда Господь Пресвятой создал первого человека, ангелы служения ошиблись и пытались называть его [человека] Пресвятым. На что это похоже? На царя и его наместника, которые ехали в колеснице. Граждане желали приветствовать царя и кричали "Государь!", но не знали, кто из них царь. Таким образом, человек был настолько велик по сравнению с ангелами, что те ошиблись и приняли его за Бога!

Интересное мнение или откровение, как точнее сказать мне пока ясно.


Втор.18:15
Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте, -
Иоан.12:49
Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
 
LouizaОтправлено в: Суббота, 29 Октября 2011, 12:16 | Сообщение № 7

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Иудаизм же исходит из того, что во всем мироздании только человек создан "по образу и подобию Бога", только человек обладает свободой выбора, а ангелы – это подчиненные существа, созданные для выполнения определенной функции.


В Торе рассказывается, как Яков отправил посланников к своему брату Эсаву. В Мидраше приводится дискуссия о том, что за послов отпра-
вил Яков. Один мудрец считает, что он послал обычных людей, другие же говорят, что Яков послал ангелов.
Близкое знакомство Якова с ангелами и его власть над ними,безусловно, вызывают восхищение. Много ли вы знаете людей,которые были бы в состоянии отправить ангелов для выполнениясвоих поручений? Но на самом деле, в этом смысле Яков не уникален. Мы все на это способны.
Вызов ангела
Наши мудрецы учат, что каждое слово молитвы призывает ангела,который собирает, очищает и совершенствует его, и затем преподносит
его Б-гу. Если слово не было ясно выговорено, ангел придаёт ему новую, правильную форму. Если слово было сказано без надлежащего сосредоточения, или если ему сопутствовали неуместным мысли,ангел удаляет побочную мысль и представляет молитву Б-гу в чистой
форме.
Если молитва была произнесена не на иврите, а на другом языке,ангел переводит её и преподносит ее Б-гу на Святом Языке.
Сотворение ангелов
Наши молитвы не только призывают ангелов, но на самом деле также творят новых. Наши мудрецы учат, что каждое человеческое деяние создает ангела. Добрые дела создают ангелов, которые заступаются за нас на Небесах, плохие поступки создают ангелов-обвинителей.

Рабби Исраэль Бааль Шем Тов учил, что не только наши дела, но и произносимые слова создают ангелов. Слова нашей молитвы не только призывают ангелов, они творят ангелов. Эти ангелы являются не только носителями наших слов, их сущность и есть наши слова.
Отсюда следует, что ангелы отражают характер слов, которые их породили. Ангелы, порожденные сосредоточенной, пламенной молитвой, сильны и полны трепета. Ангелы, созданные механическим чтением молитвы, –безжизненные и вялые. Состояние этих ангелов автоматически передаёт характер наших молитв.

Если ангелы безжизненны,то на Небесах знают, что мы просто талдычили молитву наизусть,если же они полны энергии, – значит мы молились с благоговением.
Сопровождение
Ангелы, созданные нашими делами и словами, сопровождают нас по жизни и своим присутствием сигнализируют о наших поступках.
Обычный человек не чувствует присутствие множества ангелов, которые сопровождают каждого, но цадики (праведники) свободно это ощущают. Когда мы попадаем в присутствие цадика, он чувствует ангелов,которые сопровождают нас, и может четко различить «ангелов-защитников» и «ангелов-обвинителей».
Известна история о человеке, который пренебрежительно отозвался о рабби Исраэле Бааль Шем Тове. На следующий день рабби Исраэль повстречался с этим человеком лицом к лицу и сразу же осведомился о причинах навета.Человек потрясенно вопросил: «Кто же
вам мог об этом рассказать?!»
-«Ангел поведал мне», – ответил рабби Исраэль.
-«Ангел бы вам этого не сказал, – возразил тот, – ангелы доносительством не занимаются».
-«А этот занимается – про-
молвил Бааль Шем Тов, – это был ангел, созданный твоей клеветой.Одним своим присутствием он сообщил мне о том, как был создан».
Защита
Один маленький мальчик из Бруклина однажды споткнулся на крыльце своего дома и скатился по ступеням вниз. Его мать, беременная женщина, кинулась за ним,чтобы поднять и убедится, что он в порядке. Любавичский Ребе, который проходил мимо в тот момент,обратил внимание на происходящее. В тот же день Ребе подошел к отцу мальчика и попросил его передать своей жене просьбу быть
осторожной в ее нынешнем положении и не метаться необдуманно», «Пусть она знает, – сказал Ребе,– что, когда маленькие дети споты-
каются, Б-г подкладывает подушечку, чтобы смягчить их падение».

Каждому из нас доводилось быть на один шаг от катастрофы и удавалось едва избежать трагедии. Мы думали, что это просто удача, но на
самом деле это ангелы, созданные нашими добрыми делами, следят за нами и защищают нас. Они уводят нас от греха подальше и подкладывают подушки, смягчая наши падения. Маленькие чудеса, которые они творят, происходят на каждом шагу, но мы их мало замечаем, а между тем, внимание к такого рода чудесам может укрепить нашу связь с Творцом. Ведь даже просто само знание о существовании этих чудес усиливает нашу благодарность Б-гу,а размышления о них порождает постоянное осознание присутствия Всевышнего, Который посылает ангелов следить за нашей безопасностью и защищать нас от вреда.

Р-н Лейзер Гурков


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
LouizaОтправлено в: Воскресенье, 30 Октября 2011, 00:47 | Сообщение № 8

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Об ангелах и архангелах
То, что на языках мира называется — «ангел», на небесном языке (лашон а-кодеш — иврит) — малах. Слово это в переводе означает — «действие, работа». А по сути своей это — духовный объект, реализующий Волю Творца.

Слово «Архангел», то есть — «старший ангел», в лашон а-кодеш аналогов — не имеет, но по описанию функций малахим (множественное число от слова малах), которое дает Устная Тора, мы можем понять, что некоторые малахим создаются для выполнения одного или нескольких, но — одиночных, заданий, другие — существуют вне связи со временем земного мира. К этим, более «универсальным» малахим и применим во многих случаях термин «архангел». Но у нас, повторю, этого термина нет.

Малах может проявиться как видимый объект или — «ощущаемый», но в нашем мире, по сути — невидимый. В других случаях малахим могут «контактировать» (появляться в видимых или ощущаемых образах) только с высшими этажами души человека, что сознанием не улавливается.

В Танахе (Тора, Пророки и Писания) многократно описываются встречи с малахим. Приведу лишь несколько примеров:

Когда Йосеф искал братьев своих, ему повстречался малах в образе человека (Берешит, гл. 37, ст. 15).

Моше открылся малах в горящем кусте (Шемот, гл. 3, ст. 2). И был он в образе полыхающего пламени.

Перед тем, как народ Израиля должен был войти в Эрец Исраэль, Иегошуа открылся малах — в виде некоего духовного образа предводителя целого воинства малахим (Иегошуа, гл. 5, ст. 13 и 14).

Малах, которого видел пророк Даниэль, походил (!) на человека. Одежда была на нем, а тело его выглядело как светящийся хрусталь. Лицо этого малаха полыхало пламенем, и голос звучал как говор толпы (Даниэль, гл. 10, ст. 5 и 6).

В Танахе упоминаний о малахим — многие десятки. Но, как Вы правильно отметили, по имени названы только Михаэль и Гавриэль. И вот почему.

«Схематически» всю Мудрость, раскрытую в Торе и Танахе, можно подразделить на две сферы:

1. Устройство мира, с основной идеей, заключающейся в том, что Творец управляет всем сущим — по Его законам.

2. Жизнь народа (сыны Израиля, народ Израиля), духовная работа которого, как коллективная, общая, так и индивидуальная — работа каждого представителя народа Израиля, в конце концов, должна полностью соединить сотворенный мир с Творцом.

Первая сфера, если можно так выразиться — в ведении Гавриэля. За вторую в ответе — Михаэль.

Приведенные здесь и все остальные описания появлений малахим в Письменной Торе (Танах в определенном смысле — тоже Письменная Тора, ибо тексты Пророков и Писаний продиктованы душам их «авторов») — достаточно скупы и дают слишком мало информации, особенно — что касается имен малахим. И это понятно: для более подробного разговора об этих духовных объектах здесь нет оснований, ибо Письменная Тора представляет собой фундамент открытой и постоянно открывающейся Мудрости Всевышнего. Поэтому простое удовлетворение, пусть, и вполне как будто бы легитимного любопытства человека, остается за рамками тех задач, которые в ней ставятся.

Но Устная Тора, при том, что она неразрывно связана с «фундаментом», динамично раскрывая определенные стороны Мудрости Творца, дает нам дополнительный материал о малахим. Однако нам следует помнить о том, что и Устная Тора не ставит перед собой цель — удовлетворить любопытство и «праздную» любознательность людей. Ее задача — обозначить понятия, вызвать определенные ощущения и разбудить, сформировать в душе человека намерение лучше служить Всевышнему. Чтобы человек, «качественно» служа Творцу, приближал к Нему мир.

В Талмуде находим тысячи упоминаний о появлениях малахим и об их взаимодействии с людьми, в первую очередь — с Учителями Торы. Кроме того, Устная Тора открывает нам, что каждый правильный поступок человека «порождает» малаха в духовных мирах.

Тысячи (если — не десятки тысяч) раз мы встречаем упоминания о малахим и в Мидрашах (книги Устной Торы, которые не вошли в Талмуд).

Из книги Зоѓар мы узнаем о малахим множество дополнительных подробностей. И это — не удивительно. Ведь книга Зоѓар «адресована» тем, кто очистил себя — благодаря воспитанию, полученному от родителей и Учителей, а также — проделанной духовной работе, поднимающей человека до высокого уровня почитания Учителей и уважения к ним. Отсюда — и основная задача Зоѓара: дать этим людям дополнительный комплекс понятий, ощущений и намерений, которые определят их служение Творцу, возвышающее Его народ (народ Израиля) и приближающее сынов Израиля к Всевышнему.

Выбрать доступные для понимания неподготовленного читателя примеры с упоминанием о малахим из Зоѓара — нелегкая задача. И все же приведу здесь некоторые из тех, что, на мой взгляд, могут как-то «вписаться» в рамки наших ответов:

На тех этажах (в тех сферах) духовных миров, где пребывают малахим Михаэль, Гавриэль и Нуриэль, находятся и души Авраама, Ицхака и Яакова (Зоѓар, к главе Шелах).

Есть малахим, которые оказывают влияние на тело человека, есть и такие, что воздействуют — на душу (Зоѓар, к главе Мишпатим).

Часть малахим способны представать в облике, ассоциирующемся с мужчиной, часть — в образе «женского типа» (Зоѓар, к главе Вайехи).

На второй день процесса Сотворения мира были созданы малахим, которые имели способность возбуждать ощущение «непорядка» в духовных мирах. Но особый огонь — сжег их (Зоѓар, к главе Берешит).

Малахим понимают лашон а-кодеш (иврит), другие языки они — не понимают (Зоѓар, к главе Ноах).

На каждом уровне духовных миров есть своя группа малахим. Среди них — обладатели шести, четырех или двух крыльев. У некоторых из них — только одно крыло. Также — и с лицами (гранями или сторонами). Существуют малахим — с одним лицом, есть — с двумя или четырьмя лицами (Зоѓар, к главе Ваикра).

Поясню, что крылья и их количество дают представление об уровне связи малаха с реализованной частью духовного объекта или явления, а лицо (грань) — с процессом реализации явления. Доминирующие свойства — огонь, вода, ветер — содержат информацию о духовном корне, то есть о происхождении малаха: от Гавриэля (огонь), Михаэля (вода) или Уриэля (ветер), соответственно.

О роли Гавриэля и Михаэля мы уже говорили (см. выше), Уриэль же — «отвечает» за Мудрость и Гармонию.

Продолжим извлекать из Зоѓара информацию о малахим:

Есть малах по имени Акатриэль, который «ответственен» за формулировку Воли Творца в мире Берия (там, где воля превращается в «План действий»). Он, Акатриэль, «принимает», скажем так, молитвы и просьбы евреев, согласовывая конкретные молитвы с «Общей Волей» — см. в Талмуде лист 7 трактата Берахот (Зоѓар, к главе Трума).

Захариэль — малах, «ответственный» за «согласование» результатов поведения народа Израиля с положениями Договора (Союза — брит), заключенного Всевышним с Авраамом, Ицхаком и Яаковом (Зоѓар, к главе Ваера).

Азриэль — малах, который вместе с 12-ю тысячами подчиненных ему малахим несет ответственность за сохранность слов детей, изучающих Тору — чтобы эти слова оказывали влияние на наш мир, защищая его от разрушения (Зоѓар, к главе Пекудей).

Дума (ударение на последнем слоге) — малах, ответственный за подготовку, образно говоря, «списка» душ к тому моменту, когда начнется техият а-метим, то есть — возрождение умерших (Зоѓар, к главе Хаей Сара).

Мифы и предания многих народов содержат в себе всевозможные фантазии, частично порожденные ощущениями людских душ. Но все они — смесь искренних переживаний со всяческими измышлениями. Поэтому ни один ученый, американский или из любой другой страны, не в состоянии даже «приближенно» описать духовные объекты, в том числе — малахим. И не потому, что ему не хватает для этого ума, способностей или общих знаний. Но — просто потому, что людям это не дано, ибо не оказывает положительного духовного воздействия на процесс развития человечества. Ведь, по сути, цель человечества — это возвращение к Творцу. Тогда как попытки удовлетворить свое любопытство в отношении малахим, могут лишь увести человека от осуществления его главной миссии.

Рав Элиягу Эссас


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
LouizaОтправлено в: Пятница, 16 Марта 2012, 13:45 | Сообщение № 9

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Ангел — это духовная реальность со своей неповторимой сущностью, свойствами и характером. То, что отделяет одного ангела от другого, — это не расстояние в физическом пространстве, но различие духовных уровней: одно существо может стоять выше или ниже другого, и этим различаются их сущности. Как мы уже сказали, ангелы населяют мир эмоций и чувств и, поскольку это так, каждого из них характеризует некий импульс или определенное побуждение: ощущение любви, импульс страха или сострадания и тому подобное. Чтобы ввести более обобщенное понятие, прибегнем к термину «стан ангелов». В стане ангелов любви, например, — бесконечное множество разновидностей и нюансов этого чувства. Нет двух чувств одного разряда, которые были бы эмоционально идентичны, как не может быть двух одинаковых мыслей. Множество однородных импульсов объединяются в «стан ангелов» либо в еще более широкую группу — «дворец». В то время как у разных человеческих существ эмоции неодинаковы благодаря несходству людских характеров или в зависимости от обстоятельств времени и места, ангел всегда остается проявлением одной-единственной эмоциональной сущности. Сущность ангела определяется рамками конкретного чувства, подобно тому, как индивидуальность и душевные свойства человека определяют его «я» в нашем мире. Однако, ангел — это не просто частица духовного бытия, существо, чья единственная задача сводится к воплощению отдельного чувства; это — целостная сущность, постигающая саму себя и окружающий ее мир; ангел может действовать в пределах своего мира созидания. «Ангел» — перевод ивритского слова малах, что буквально означает «посланник». По своей природе ангел в некоторой степени действительно является посланником: его задача — поддерживать постоянный контакт между нашим миром действия и более высокими мирами. Ангел осуществляет передачу жизненной энергии из мира в мир, причем существуют два способа исполнения этой задачи: он может служить посланником Бога в более низкие уровни бытия — к другим ангелам, а также к мирам и существам, находящимся ниже мира созидания, — но может быть использован и для связи между нашим миром и высшими мирами.

Реальное различие между человеком и ангелом заключается совсем не в том, что человек обладает телом, а ангел бестелесен; правомочно лишь сравнение души ангела с человеческой душой. Душа человека неимоверно сложна, это целый мир, состоящий из различных сущностей, в то время как ангел — единичная сущность и в этом смысле существо одномерное. Кроме того, из-за своей многогранности, способности содержать в себе противоречащие друг другу начала и из-за своего главного дара — Божественной искры, составляющей внутреннюю силу души, которая, собственно, и делает его человеком, — из-за всего этого человек обладает способностью проводить различие между разными вещами и, в особенности, — отличать добро от зла. Способность эта дает ему возможность подняться на великие высоты, она же может явиться и причиной его отступления с прочно занятых, казалось бы, рубежей. Ничто из этого не дано ангелу. По своей внутренней сущности он навсегда остается неизменным; его статичное существование может быть временным или вечным, но оно раз и навсегда ограничено рамками заложенных в него при его сотворении свойств.

Среди бессчетного множества категорий ангелов, населяющих различные миры, есть и такие, что существовали с начала времен; они — вечная, неизменяемая часть мироздания. Ангелы этих категорий в некотором смысле действуют как проводники жизненной энергии, через которые Божественная милость поднимается и опускается из одних миров в другие.
Но есть и такие духовные существа, которые создаются во всех мирах, особенно в мире действия, где мысли, поступки и переживания людей порождают ангелов всевозможных видов. Исполнение человеком любой заповеди является не только действием, преображающим материальный мир, — это также духовный акт, сам по себе святой. И именно эта сторона заповеди — ее концентрированная духовность и святость — и есть тот ее главный компонент, из которого создается ангел. Другими словами, связанные с исполнением заповеди чувство и намерение вместе со святостью самого этого действия становятся сущностью заповеди, получившей самостоятельное существование и ставшей новой объективной реальностью. Это отдельное существование исполненной заповеди и образует ангела, новую духовную реальность, принадлежащую миру созидания. Таким образом, последствия исполнения заповеди выходят за рамки ее влияния на материальный мир; это становится возможным благодаря святости, заключенной в заповеди, непосредственно связывающей человека со всеми высшими мирами.

Иначе говоря, человек, исполняющий заповедь, молящийся или направляющий мысли ко Всевышнему, создает тем самым ангела и таким образом дух его проникает в высшие миры. Этот ангел, связанный самой сутью своей с человеком, создавшим его, тем не менее существует в другом измерении бытия — в мире созидания, и только там заповедь обретает свою истинную сущность. Происходит процесс, при котором обращение к Богу или жертва, приносимая Ему, — а в этом и заключается внутренний смысл любой заповеди, — поднимается в виде ангела в духовные высоты и вызывает изменения в системе высших миров, главным образом в мире созидания, а оттуда влияет на более высокие миры. Как мы видим, сущность действия проявляется в тот момент, когда то, что совершено в нашем мире, отделяется от конкретных физических обстоятельств — времени, места и личности — и становится ангелом.

И наоборот, ангел может быть послан вниз, из высшего мира в низший, Ибо то, что мы называем миссией ангела, может проявиться по-разному. Ангел не может предстать перед человеком в своем истинном облике, так как сам человек, его ощущения и возможности восприятия принадлежат исключительно миру действия, в котором нет средств для адекватного восприятия людьми духовных существ. Ангел остается принадлежащим к другому измерению даже тогда, когда он в той или иной форме воспринимается человеком. Известно, что воспринимаемые нами электромагнитные колебания — то есть видимый свет — занимают лишь небольшую часть спектра. Все, что находится вне этих пределов, для наших чувств как бы не существует. Но эти колебания, обычно не воспринимаемые человеком, можно «видеть» лишь с помощью особых преобразующих приборов: так, например, радио- или телевизионные сигналы должны пройти через специальные трансформирующие устройства, чтобы стать доступными нашим ощущениям. Подобно этому, существуют реальные явления духовного мира, которые мы едва осознаем; они становятся доступными нашему восприятию благодаря различным трансформациям или, на языке Кабалы, облачению в «одеяния». Иногда вместо этого говорят о «сосудах», придающих форму тому, что их наполняет. Таким образом, существование ангелов становится воспринимаемым — причем не только людьми, но иногда и животными (так, Тора рассказывает об ослице Бильама, «увидевшей» ангела), хотя в этих случаях вернее было бы говорить о смутном ощущении, нежели о сознательном восприятии.

Ангел может открыться пророку или праведнику — человеку, находящемуся на чрезвычайно высоком духовном уровне; иногда же право удостоиться откровения высшего порядка даруется обычным людям. Но даже тогда, когда простой человек или пророк пытается передать свои переживания от встречи с ангелом, его впечатления, неизбежно ограниченные возможностями наших органов восприятия, остаются связанными с материальным миром и поведать об этом переживании оказывается возможным только на языке действительных или воображаемых образов физической реальности. Поэтому когда пророки пытаются описать или передать другим свой опыт общения с ангелом, их рассказы, как правило, пугают своей фантастичностью. Такие выражения, как «крылатое создание небес» или «глаза колесницы Всевышнего», являются лишь бледным и неадекватным представлением пережитого в действительности, ибо откровение, которого удостоился пророк, было явлено ему в образной системе иных миров и любое описание его возможно лишь на языке антропоморфизмов, то есть с помощью уподобления сверхчеловеческого человеческому. Когда пророк говорит, что видел ангела с головой быка, это не следует понимать буквально — у ангела вообще нет никакой «головы». Однако внутреннюю сущность видения, которое ищет перевода и разъяснения на языке материальной действительности, можно выразить, указав на некое сходство между ангелом и быком и определив таким способом то или иное духовное свойство ангела, воспринятое человеком.

Итак, все описания пророческих видений — не более чем способ выразить абстрактную духовную реальность посредством словаря человеческого языка; хотя, конечно, бывает и так, что ангел появляется в одной из вполне привычных для нас форм, заполнив собою какой-нибудь знакомый нам «сосуд» и представ в виде привычного нам явления физического мира. Трудность здесь вот в чем: тот, кто видит ангела в таком образе, не всегда осознает, что это — лишь призрак и что, скажем, огненный столп или человеческая фигура не принадлежит полностью миру естественных причин и следствий. И в то же время ангел — духовная сущность, посланная из высшего мира, — появляется и функционирует в заданных границах в материальном мире, либо полностью подчиняясь его законам, либо действуя в своего рода вакууме между мирами, где физическая природа служит лишь оболочкой для более высокой субстанции. В Танахе описано, как Маноах, отец Шимшона (Самсона), увидел ангела в образе пророка, однако интуитивно почувствовал, что наблюдает и воспринимает не человека, а явление совершенно иного порядка. И только когда этот ангел изменил форму и превратился в огненный столп, Маноах понял окончательно, что фантастическое существо, которое он видел и с которым говорил, было не человеком, не пророком, а явилось из другого измерения действительности — то есть, было ангелом.

Сотворение ангела в нашем мире и немедленный его переход в другой мир само по себе не есть событие сверхъестественное; на самом деле это явление принадлежит повседневной реальности, является неотъемлемой частью нашего существования; оно может показаться даже рутинным и обыденным, поскольку уходит корнями в традиционную систему заповедей, то есть предписанного нам метода освящения мира.

Совершая действие, создающее ангела, мы никак не воспринимаем его самого, сотворенного нами, — этот акт кажется нам частью общей структуры материального мира, в котором мы живем. Подобно этому, ангел, посланный нам из другого мира, далеко не всегда возвышается над обычными законами физической природы. Часто случается, что он предстает перед нами в естественном мире причинности и только пророческое видение может открыть, в каком случае происходящее является результатом вмешательства высших сил. Ибо человек по своей сути связан с системой высших миров даже тогда, когда, как обычно бывает, эта система остается для него скрытой. В результате она кажется ему частью окружающего его мира — так же, как и все его двойственное существование, включающее и материю, и дух, есть для него нечто само собой разумеющееся. Человек нисколько не удивляется переходам из сферы материального существования в сферу существования духовного, которые он постоянно совершает в мире действия. Более того, все остальные миры, проникающие в наш мир, предстают перед нами как часть чего-то вполне естественного. Можно сказать, что существование ангелов и мира созидания вписывается в систему бытия, подчиненного физическим законам, как и та сторона существования, которую мы можем наблюдать непосредственно. Таким образом, и само существование ангела, и исполнение им своей миссии, при котором он переходит из одного мира в другой, не обязательно могут являться нарушением физических законов в широком смысле этого понятия.

Мир, где существуют ангелы, — мир созидания, — представляет собой систему нефизических сущностей, большинство из которых просты и однозначны. У каждого ангела есть свой ярко выраженный характер, проявляющийся в его деятельности в нашем мире. Вот почему говорится, что ангел может выполнить только одну задачу, — сущность ангела элементарна по сравнению с необычайной сложностью человека; она может проявляться в различных формах, но всегда остается однозначной, подобной любой из сил природы. Ибо несмотря на то, что ангел наделен Божественным сознанием, оно не влияет на его сущность и задачу, точно так же, как физические силы в природе имеют простые и четко определенные функции и не меняют свою сущность. Наряду со святыми ангелами, порожденными сферой святости и принадлежащими ей, существуют и ангелы разрушения, называемые «бесами» или «демонами», которые порождаются связями человека с противоположными святости сторонами действительности. Образом жизни своей человек создает ангелов и в этой сфере, но ангелов другого уровня, относящихся к другой реальности. Эти враждебные святости ангелы могут существовать как в низших, так и в высших, более духовных мирах; последнее возможно потому, что хотя они и не принадлежат миру святости, во всех мирах и системах бытия имеет место взаимопроникновение святого и несвятого и взаимовлияние между ними.

Непосредственно над миром созидания находится мир, называемый миром творения, состоящий, как и другие, из множества различных уровней, «царств» и «дворцов». И так же, как мир созидания состоит из совокупности духовных созданий, чья сущность — чувства и эмоции в чистом виде, мир творения — мир чистого разума. Это означает не только то, что мир творения представляет собою мир интеллекта, но и то, что в нем заключена способность постижения истинной, внутренней сути вещей и проникновения в нее. Иначе говоря, разум является в этом мире и творческим началом, и регистратором и хранителем знания.

Мир творения называют также миром престола; это определение заимствовано из книги пророка Йехезкеля, удостоившегося видеть Б-жественный «Престол Славы». Строго говоря, тот аспект Божественности, который открывается пророкам в их видениях, относится к миру, находящемуся над миром творения и известному как мир излучения. Но это тот источник, из которого Бог открывается лишь немногим, в то время как мир творения — Его престол, а Земля — подножье этого престола, на которое Всевышний, образно говоря, опирается Своими стопами. Кроме того, Б-жественный престол — или иной термин: Колесница — это средство, с помощью которого Всевышний посылает созданиям и объектам нашего мира жизненную энергию, входящую при этом в соприкосновение со многими сложными системами во всех мирах.

Так что мир творения представляет собой как бы перекресток бытия, где жизненная энергия, поднимающаяся из низших миров, и жизненная энергия, нисходящая из высших, встречаются и вступают друг с другом в некое взаимодействие. Поэтому постижение «Пути Колесницы», то есть понимание того, как действует «Престол Божественной Славы», означает проникновение в высшую тайну, доступную лишь считанным посвященным. А за пределами этой величайшей тайны даже человек, удостоившийся откровения, может получить только смутное представление о том, что происходит еще выше. Ибо мир творения — это мир, которого человек способен достичь лишь в высшей точке своего духовного развития, выявляя при этом принадлежность своей души особым уровням бытия. Ибо если человек проникает в тайну Колесницы, это означает, что он стоит в той самой точке, где пересекаются различные миры. И в тот момент, когда он стоит на этом перекрестке, ему дается знание всего существующего и всех превращений, прошлого, настоящего и будущего, так что Божественное открывается ему как первопричина и первоисточник всех сил, в каком бы направлении они ни действовали. Разумеется, человеку не дано постичь это до конца; тем не менее, даже частичное постижение «Пути Колесницы» дает ему представление о том, что происходит в мироздании. В мире творения тоже есть свои «дворцы», то есть «места» в метафизическом смысле, различные сферы бытия со своим ритмом времени; имеется соотношение между прошлым, настоящим и будущим, между причиной и следствием; его населяют души и существа, принадлежащие только этому миру. Все они — ангелы высшего порядка, срафим. Как и ангелы мира созидания, срафим — отдельные абстрактные сущности, неподвластные никаким изменениям. Но если ангелы мира созидания являются воплощением чистых эмоций, то ангелы мира творения — сущности чистого разума.

Срафим — это ангелы, в которых проявляются высшие уровни интеллекта. Они также отражают различия между разнообразными плоскостями сознания и постижения, каждой из которых соответствует определенный аспект разума. Наконец, каждое такое существо из мира творения служит посланником, получающим жизненную энергию от ангелов и душ мира созидания и передающим ее на более высокий уровень, в мир творения, и дальше — к бесконечным высям.

(Роза о 13 лепестках )


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
LouizaОтправлено в: Вторник, 08 Мая 2012, 09:44 | Сообщение № 10

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Откуда берутся ангелы, которые сопровождают нас?
Любавичский Ребе в одной из своих бесед объясняет, что есть два типа ангелов. Одни ангелы вечны, как ангел Михоэль, который является покровителем и опекуном народа Израиля. Это очень «старый» ангел, ведь он был создан во время шести дней Творения. У нас также есть Габриэль — ангел справедливости и строгости, и ангел Рефоэль, пришедший исцелить Авраѓама (Всевышний посылает его к больным для излечения и облегчения их страданий). Но есть еще один тип ангелов, которые создаются на короткое время. Можно сказать, что это ангелы, которые охраняют каждого человека, и этих ангелов «создаем» мы сами. «Мидраш рабо» пишет: «Исполнит человек одну заповедь — Б‑г даст ему одного ангела, исполнит две заповеди — Б‑г даст ему двух ангелов».

Мишна в трактате «Пиркей овойс» (4: 11) уточняет: «Тот, кто исполняет одну заповедь, создает себе одного защитника». То есть, исполнение заповеди приводит к созданию в высших мирах не просто ангела, но доброго ангела, покровительствующего этому человеку. Это означает, что каждый раз, исполняя заповедь, человек создает ангела, который затем подталкивает его к исполнению другой заповеди. Возможно, в этом также заключается смысл высказывания мицва горерес мицва (одна заповедь влечет за собой другую). Ангел, который был создан первой заповедью, не хочет быть одиноким отшельником. Он призывает человека исполнить другую заповедь. Именно в этом и заключается внутренняя причина того, почему еврей исполняет заповеди, даже когда нет никаких разумных объяснений его поведению. Просто ангел, созданный во время исполнения предыдущей мицвы, толкает его сделать еще одну мицву.

Какой урок мы можем извлечь из этого для себя? Наш праотец Яаков видел своих ангелов-хранителей, мы же не удостоились их увидеть. Однако мы должны помнить, что никто в этом мире не одинок. Вокруг человека есть целое сообщество ангелов, которые охраняют его, куда бы он ни пошел. Только, пожалуйста, давайте постараемся не разогнать их!..

(Из беседы с раввином Авроомом Вольфом " Ангелы, сопровождающие нас".
г.Одесса )


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
LouizaОтправлено в: Среда, 09 Мая 2012, 13:41 | Сообщение № 11

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
МИСТИКА ТИШРЕЯ

По преданию, о котором повествует Мидраш (Ваикро Раба, 29:1) и другие первоисточники, Сотворение мира началось 25 элула. Шестой день творения, он же шестой день недели, – первый день месяца тишрей. В этот день был создан человек. И именно этот день установлен как Рош а-Шона. Цель творения – человек, и в день его создания ежегодно Всевышний обновляет все мироздание.

В канун месяца тишрей, 29 элула, во всех еврейских общинах молитвам «Слихойс» («О прощении») принято уделять больше времени, чем в остальные дни месяца элул. Текст «Слихойс», установленный для этого дня, гораздо больше по объему, чем те, что установлены для остальных дней месяца элул. Самый простой смысл этого обычая понятен: 29 элула – последний день года и крайний срок для человека, чтобы дать себе отчет о прожитом годе и подготовиться достойно встретить год новый. Нет, не зря великие люди установили в нашем народе несколько дней для чтения молитв «Слихойс» – они призваны дать пищу для размышлений о прошедшем годе, способствовать очищению от всего негативного, возможно накопленного человеком, и с надеждой на лучшее встретить новый год.

Почему же все-таки в последний день года принято произносить бо́льшую часть молитв «Слихойс»?

В Мидраше (Брейшис Раба, 1:3) сказано: «Когда были созданы ангелы? Рабби Йоханан сказал: “Во второй день Творения”. Рабби Ханина сказал: “В пятый. Ведь написано <что в пятый день Творения Создатель сказал>: „…и птица полетит над землей“ (Брейшиc, 1:20) и написано <про ангелов>: „…и с <помощью> двух <крыльев> он летит“”» (Ишаяу, 6:12).

Хасидские мыслители объясняют, что рабби Йоханан и рабби Ханина не разошлись между собой во мнениях, в какой именно день были созданы ангелы, но говорят о различном назначении ангелов или о различных уровнях их иерархии.

На иврите слово «ангел» – «малах». Это слово также означает «посланец». Ангелы – посланцы Творца, приносящие Б-жественную благодать (свет, эманацию) низшим мирам. Благодаря им Его свет (благодать) сгущается, материализуется. Такой вид ангелов или такая их функция были созданы во второй день творения, так как в этот день высшие сущности отделились от низших и низшие миры материализовались, отделились от света Творца и связь их со Всевышним начала осуществляться посредством ангелов.

Из Талмуда и других источников также известно, что ангелы воспевают и прославляют Творца. Такого рода ангелы или такая их функция были сотворены в пятый день творения. Когда ангелы приносят свет и благодать Всевышнего мирам, они нисходят со своего духовного уровня (со своей ступени бытия) до уровня низшего мира. Когда же ангелы прославляют Творца, они приближаются к Нему, возвышаясь над своим обычным уровнем бытия. Они постигают Всевышнего – и это вызывает в них чувство восхищения Им и стремление приблизиться к Нему, выражаемые в песнях и славословиях.

В пятый день Творения были созданы все птицы, в том числе певчие.
Птицы – это существа, имеющие возможность преодолевать земное притяжение и устремляться в небесные выси. Поэтому они и символизируют ангелов. Этим можно объяснить мнение, согласно которому ангелы были созданы в пятый день Творения.
В Талмуде (Рош а-Шона, 31а) сказано, что в пятый день недели левиты в Храме пели псалом «Арнину» («Воспевайте…»; Теилим, 81), так как в этот день были созданы птицы и рыбы во славу Его.
Раши поясняет: «В человеке, наблюдающем все многообразие <мира> птиц, возникает чувство восхищения ими, и он восславляет Создателя». Однако это объяснение не совсем понятно, ведь мир флоры, который был создан в третий день Творения, не менее многообразен и должен также вызвать восхищение человека. Почему же в третий день недели не поют этот псалом? Можно предположить, что в пятый день Творения Всевышний наделил Свои создания способностью воспеть и прославить Его. И это выразилось в сотворении птиц и ангелов, которые являются духовными прообразами птиц.
Может быть, поэтому птицы способны и в человеке пробудить способность воспеть Творца.
Вполне допустимо предположение, что в память о пятом дне Творения – накануне Рош а-Шона – установили произносить в молитвах «Слихойс» множество гимнов и текстов, в которых прославляется Творец, ибо в этот день творения была дана способность и право воспеть Его.

Нохум-Зеев Рапопорт


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz