|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
А шомроним спросили?
| |
Галилеянка | Отправлено в: Вторник, 07 Февраля 2012, 15:51 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Говорят, что когда Бен-Гурион выбирал название для еврейского государства, термин "Израиль" был выбран не сразу. Другими общепризнанными кандидатами на эту вакантную должность были "Сион" и "Иудея". И если имя "Сион" апеллировало то ли к культурно-историческим и религиозным ассоциациям (разъяснения см. в "Энциклопедии"), то ли к проискам сионизма, то для имени "Иудея" и объяснений не требовалось. В самом деле, как называется страна, где живут поляки? Польша! А где живут китайцы? в Китае! Следовательно, стана, где живут иудеи (а именно так - "йегудим" звучит слово "евреи" на иврите), должна называться Иудея...
И тем не менее страна наша называется Израиль (пока министерство просвщения не переименовало). Причин тому было две: во-первых, было в том символический намек христианским притязаниям на "новый Израиль": мол, какой же "новый", если Израиль - это мы и это сейчас? Утверждают, что это подействовало: с тех пор христиане гораздо реже рискуют называть себя "новым Израилем".
Вторая причина требует некоторого минимального предварения. Изначально Йегуда было не названием всего еврейского народа, а лишь одного из его "двенадцати колен" (родов), по имени основателя рода, праотца нашего Йегуда. Весь же еврейский народ назывался, как правило, Израиль - по имени другого нашего же праотца, отца Йегуды. Поддержав название "Израиль", старый скептик Бен-Гурион выразил глубоко укоренвшуюся в сознании каждого воспитанного на ТаНаХе еврея надежду на то, что когда-нибудь где-нибудь отыщутся потомки исчезнувших колен - и распахнет им ворота страна с общим для всех евреев именем.
За отчетный период страна эта действительно приняла миллионы евреев - по большей части, несомненных "иудеев" или "левитов". Неутомимые исследователи ищут потомков Дана и Менаше, Реувена и Иссахара по всему земному шару - в Кении, Афганистане, Перу. А в то же врем рядом с нами, в Земле Израиля, живут люди, утверждающие: мы и есть потомки этих якобы исчезнувших колен, только мы не исчезли, мы - вот они. Речь идет о "шомроним", в русской транслитерации именуемых "самаритяне".
Согласно нашей, еврейской, традиции, шомроним - это потомки тех "переселенцев", что были две с половиной тысячи лет тому назад завезены из Ближней Азии на место угнанных в вавилонское рабство евреев. Переселенцы эти частично смешались с немногочисленными остатками еврейского населения Эрец-Исраэль и переняли - в какой-то форме и частично - еврейскую религию. Вернувшиеся же в Эрец-Исраэль через 70 лет евреи не признали новоявленных братьев за таковых и не разрешили им участвовать в восстановлении Храма. Тем самым в Эрец-Исраэль, помимо евреев, образовалась вторая этническая единица - а проще говоря, народ. К народу этому, ввиду его особого религиозного статуса, сохранилось и особое отношение в еврейской традиции. Поскольку они ни в коем смысле не являются идолопоклонниками, Талмуд особо разбирает вопросы взаимоотношений с самаритянами, для обозначения которых в талмудической литературе даже имеется особый термин - "кути".
Сами же шомроним рассказывают эту историю несколько иначе. Согласно их версии, они не какие-то переселенцы, а настоящие евреи - потомки северных колен Израиля. Поэтому и называют они себя "шомроним" - по имени древнего города Шомрон, что был до вавилонского плена столицей Северного Царства. Неприятие же их евреями-иудеями объясняют шомроним застарелым соперничеством между разными родами.
Из всего ТаНаХа признают шомроним только Пятикижие - Тору (в некоторых источниках ошибочно утверждается, что признают они также книгу Йегошуа). Они, соответственно, празднуют все известные из Торы еврейские праздники и выполняют из Торы же известные заповеди - субботу, кашрут (при этом еврейский кашрут считается и у них "кашерным") и т.д.
Шомронитский текст Торы, называемый ими "Асатир" (что, видимо, через арабский и латынь восходит к хорошо знакомому нам корню "история"), несколько отличается от нашего, хотя подавляющее большинство различий носит чисто грамматический характер и может быть объяснено редакцией шомронских переписчиков. И если аутентичность еврейского текста может быть проверена путем сравнивания тысяч свитков Торы в общинах всего мира, которыми пользовались миллионы евреев в каждом поколении, то с шомроним это сделать сложнее: дело в том, что сегодня их осталось... около 600 человек.
Примерно половина из них проживает компактной группой в Холоне, в Шхунат а-Шомроним. Здесь же издается единственный в мире шомронитский журнал - "Алеф-Бейт". Отметим, что 1 журнал на 600 человек - это показатель, опережающий даже столь бурноцветущую прессу, как русскоязычная. Так что по крайней мере в Израиле шомроним являются, видимо, самым культурным (или по крайней мере самым читающим) народом.
Другая же половина шомроним проживает также компактно, но уже в более созвучном их названию месте - в Шомроне; а точнее, в самом святом, по шомронитской традиции, месте - в городе Шхем и на горе Гризим. Гора эта в еврейской традиции не заслужила особого расположения - ее также именуют Горой Проклятия, однако шомроним считают, что именно здесь находились такие известные в Торе места, как Луз, Шалем, Шило и Бейт-Эль. Свое поселение они называют Кирьят-Луза - в честь древнего Луза. И причудливым узлом завязывается здесь вновь судьба шомроним с судьбою евреев...
Странную шутку сыграла история с географическими называниями в Эрец-Исраэль. Иудеи вдруг готовы отдать Иудею и - пока что - называют ее "территориями". А рядом с именем Иудея встает второе ненавистное левым переписчикам истории имя - "Шомрон", "Самария". И это сегодня тоже - "территории", и это "надо отдать", и это вдруг "родина палестинцев". Но если столь щедры иудеи, как там шомроним?
Шестидневная война была для шомроним не меньшим праздником, чем для евреев. Речь шла не только о национальном воссоединении холонской и шхемской общин, но и о возможности каждого шомронита придти и молиться в самом святом для него месте - на горе Гризим. И до последнего времени они воспринимали присутствие Государства Израиль в Шомроне не только как политическую данность, но и как восстановление общееврейской справедливости, в которое они, как израильские патриоты, внесли свой вклад в рядах Израильской Армии.
Сегодня же, говорят шомроним, Всевышний вновь лишил евреев остатков разума, и в своем припадке клаустромании готовы евреи перечеркнуть не только свои, но и их, шомроним, национальные святыни. Процесс Осло вообще привел их в горькое уныние, тем более что израильские власти отказываются признать Кирьят-Луза "израильским поселением" (как еврейский ишув в Хевроне) и со скрипом выдают израильское гражданство его жителям. Группа шомроним - солдат милуим обратилась к запросом к "Великому Когену" - духовному руководителю шомронского народа: как быть? Духовный руководитель ответил:
"Дети мои, понятны мне муки сердец ваших. Для того, кто вошел в святой город наш, Шхем, как победитель в форме ЦаХаЛя, сама мысль о том, чтобы склониться перед игом ислама невыносима. Но малочисленны мы, и это необходимо принять во внимание. Если братья наши, сыновья Йегуды, даже Иерусалим, свою святню, готовы отдать, - Шхем отдадут и подавно".
Однако философский ответ не удовлетворил молодых шомроним. В результате поисков политического решения было принято послание в ООН, в котором говорилось:
"Мы, шомроним, - подлинное коренное население этой страны. Мы готовы жить национальной жизнью в рамках Государства Изариль вместе с близкими нам по крови и вере евреями, - но не согласны отдавть себя на милось арабских оккупантов. Любое решение конфликта будет незаконным и аморальным, если оно не будет учитывать наши интересы".
(Последняя фраза, кстати, являлась результатом достигнутого компромисса и уступкой "умеренным": более молодые голоса предлагали потребовать у ООН в случае ухода Израиля провозгласить шомронитский суверинитет на ВЕСЬ Шомрон - а почему бы и нет?)
Дальнейшая судьба шомроно-ООНовских контактов мне доподлинно не известна. Говорят, что делегация шомроним в США встретилась с членами Конгресса, с представителями еврейских и христианских организаций, - может быть. Но, судя по всему, не все полагаются на помощь из-за океана. Во всяком случае, шомроним предпринимают следующие конкретные шаги для обеспечения своей судьбы:
В последнее время практически все взрослые шомроним вступили в Ликуд. Духовный же их руководитель, "Великий Коген", встретился с Биньямином Нетаньягу и благословил его и все движение Ликуд "на полную победу во имя будущего всех сынов Израиля".
Так сказал шомрони из Шомрона. Я, иудей из Иудеи, присоединяюсь.
Зеев Гейзель (опубликовано в газете "Вести", 1995)
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Вторник, 07 Февраля 2012, 16:04 | Сообщение № 2 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| САМАРИТЯ́НЕ (שׁוֹמְרוֹנִים, шомроним, в Талмуде кутим; самоназвание шамрим, буквально `хранители` и более полное — шамрим ал ха-эмет, `хранители истины`), религиозно-этническая группа, численностью около 600 человек, проживающая в отдельном квартале Холона (более половины) и в Шхеме. Самаритяне консолидировались в качестве религиозно-этнической группы в начале эпохи Второго храма на территории Самарии.
Согласно традиции самаритян, они — часть народа Израиля, хранящая верность его подлинному наследию. Согласно той же традиции, вплоть до дней священника Эли продолжался период, называемый рахута (по-арамейски `благоволение`), когда местопребыванием Бога была гора Гризим близ Шхема. Однако во времена Эли начался период, называемый пнута (`отход`), когда большинство народа Израиля покинуло гору Гризим, и лишь колено Иосифа, с которым самаритяне себя идентифицируют, осталось хранителем подлинной традиции.
Тора связывает происхождение самаритян с завоеванием Самарии ассирийцами в 722–721 гг. до н. э., которое сопровождалось депортацией еврейского населения этого района в глубинные районы Ассирийской империи (см. Пленение ассирийское) и поселением на их место «людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сфарваима» (II Ц. 17:24). Библия повествует: «донесли царю ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их». Царь приказал отправить в Самарию одного из выселенных оттуда священников, чтобы тот научил новоприбывших, как чтить Бога, после чего «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» (II Ц. 17:25–34). Согласно ассирийским источникам, большинство населения Самарии не было изгнано, а поселенцы образовали высший слой общества; таким образом обе этнические группы сыграли роль в формировании самаритян.
В правление последних царей Иудеи сохранившиеся жители бывшего Израильского царства продолжали поддерживать связь с Иерусалимом и Храмом (Иер. 31:6), и, следовательно, самаритяне еще не были отдельной религиозной группой. Еще в начале периода возвращения в Сион (Пленение вавилонское) лидеры Самарии во главе с Санваллатом пытались сотрудничать с вернувшимися из изгнания, однако те отвергли сотрудничество, что привело к длительной вражде между самаритянами и вернувшимися и способствовало превращению самаритян в отдельную религиозно-этническую группу. Хотя в Библии не объясняется, почему вернувшиеся так повели себя с жителями Самарии, исследователи полагают, что причина коренилась в языческих элементах самаритянского культа.
Согласно Иосифу Флавию, окончательный разрыв между евреями и самаритянами произошел уже после Нехемии, когда из-за женитьбы на дочери Санваллата был смещен Менашше из семьи первосвященников. Санваллат построил зятю храм на горе Гризим, что, по всей видимости, привело к формальному размежеванию между евреями и самаритянами. Среди исследователей существуют разногласия относительно датировки этого события, однако не подлежит сомнению, что ко времени завоевания Эрец-Исраэль Александром Македонским (332 г. до н. э.) самаритяне уже были вполне сформировавшейся религиозно-этнической группой, обособленной от евреев.
После завоевания Александра, которому самаритяне оказали поддержку, за что тот к ним благоволил, между евреями и самаритянами сложились враждебные отношения. Согласно еврейским источникам, самаритяне неоднократно посягали на Иерусалимский храм. Вспомогательный самаритянский контингент, сопровождавший Александра в его походе в Египет, положил начало общине самаритян в Египте. Самаритяне потеряли расположение Александра, когда они сожгли македонского наместника в городе Самария. В наказание Александр разрушил город, изгнал его жителей и основал на этом месте македонскую колонию. Возможно, именно это изгнание послужило причиной переселения самаритян в Шхем, который стал их религиозным центром.
Самаритяне не участвовали в восстании Хасмонеев, а в правление Гиркана I Иоханана вошли в коалицию нееврейских городов против Хасмонеев. В 128–127 гг. до н. э. Иоханан Гиркан захватил и разрушил Шхем и Самарию, а также разрушил храм на горе Гризим. Самария была вскоре восстановлена, а Шхем — лишь спустя 180 лет. Храм на горе Гризим более не восстанавливался и почти не упоминался, однако, по-видимому, после царствования Иоханана Гиркана на горе Гризим был сооружен алтарь.
Завоевание Эрец-Исраэль Помпеем (63 г. до н. э.) не повлияло на положение самаритян, однако последующая административно-территориальная реформа (56 г. до н. э.), предоставившая самаритянам территориальную автономию, способствовала их политической консолидации. Ирод I пользовался услугами самаритян в борьбе с Антигоном II. Сыновья Ирода, которым он завещал власть, — Архелай, Ирод Антипа и Ирод Филипп I — были детьми его самаритянской жены Малтаки.
Мессианские движения в период, непосредственно предшествовавший Иудейской войне I, по-видимому, захватили и самаритян. Так, известно о собрании самаритян на горе Гризим, где новоявленный самаритянский «мессия» обещал явить верующим священные предметы, которые, по самаритянской традиции, были скрыты в конце периода рахута (см. выше), и их явление должно было символизировать окончание периода пнута. Собрание завершилось кровавой бойней, которую учинили римляне по приказу прокуратора Иудеи Понтия Пилата (26–36 гг. н. э.). Самаритяне обратились с жалобой к римскому наместнику Сирии Вителлию, и тот отправил Понтия Пилата в Рим с тем, чтобы он дал отчет в своих действиях императору. Это решение свидетельствует о том, что римляне видели в самаритянах лояльных подданных.
Антиримское восстание почти не затронуло район Самарии. Во время подавления восстания в Галилее (66 н. э.) Веспасиан пресек беспорядки на горе Гризим, которые не перешли в восстание. В 72 г. Веспасиан основал близ Шхема новый город Флавия Неаполис, часть населения которого составили самаритяне. По-видимому, отношения между римлянами и самаритянами в этот период были хорошими: вместо изображений языческих богов на монетах Шхема изображалась гора Гризим.
Хотя в начале Бар-Кохбы восстания самаритяне, видимо, склонялись к его поддержке, во время его подавления они заняли нейтральную и даже проримскую позицию, что отражено как в еврейских, так и в самаритянских источниках. При Адриане на горе Гризим был воздвигнут языческий храм. Запустение, постигшее еврейские поселения после подавления восстания, привело к расселению самаритян в районах, примыкавших к территории Самарии (Северная Иудея, Приморская равнина, долина Бет-Шеана), где они составили значительную часть населения. Самаритянское население появилось и в более удаленных от Самарии районах — в Башане, возле Яффы, Явне и др.; в городах Бет-Шеан, Кастра (близ Хайфы), Тив‘он, Кесария, Эммаус, Яффа и Явне сложились значительные самаритянские центры.
Во время борьбы за власть между Септимием Севером и Песценниусом Нигером самаритяне поддержали последнего, и после его поражения отношения между самаритянами и римскими властями стали напряженными. Преследования христиан в 3 в. сказались и на самаритянах: их религия не была признана, и их заставили доказывать лояльность языческой вере. Поскольку самаритяне не были признаны властями как евреи, им было запрещено производить обрезание, и они, как и все остальное нееврейское население империи, были обязаны производить культовые возлияния. В результате гонений многие самаритяне отступили от своей веры.
С торжеством христианства в 4 в. начались новые преследования самаритян, многие из них перешли в христианство, причем часть их осталась верна самаритянской религии, внешне соблюдая христианские обряды. По-видимому, из-за этих преследований самаритяне приняли участие в антихристианских беспорядках в правление Юлиана Отступника (361–363). Перевод в середине 4 в. расквартированных в Эрец-Исраэль легионов на границы Византийской империи для участия в войне создал условия, позволившие самаритянам поднять несколько восстаний, во главе которых стоял Баба Раба; этот период был временем высшего расцвета самаритян, их культуры и культа.
Гонения самаритян христианами продолжались в 5 в. и 6 в. и вызвали несколько самаритянских восстаний. Первое из них произошло в 484 г. После его подавления на горе Гризим была сооружена церковь; на горе и в Неаполисе (Шхеме) были поставлены гарнизоны. В правление императора Анастасия (491–518) началось новое восстание, подавленное этими гарнизонами. В 529 г. самаритяне вновь восстали, и восстание охватило всю территорию Самарии и самаритянские центры в Бет-Шеане и Кесарии. При подавлении этого восстания Самария подверглась жестокому опустошению. Во время восстаний 484 г. и 529 г. самаритянам удавалось ненадолго достичь независимости и возвести на престол собственных царей (Юстуса в 484 г. и Юлиануса в 529 г.). Кровопролитные подавления восстаний, в ходе которых погибли или были проданы в рабство тысячи людей, послужили одной из основных причин упадка самаритян.
Самаритяне, как и евреи, оказали помощь персам в захвате Эрец-Исраэль в 614 г., за что по возвращении византийцы учинили им резню. Во время арабского завоевания (638) многие самаритяне помогали арабам: были лазутчиками и проводниками. В благодарность за помощь арабские завоеватели освободили самаритян от поземельного налога (однако уже в 680–83 гг. этот налог был на них распространен). Вместе с тем, согласно арабским источникам, тысячи самаритян были изгнаны из прибрежных городов, по-видимому, в наказание за участие в обороне Кесарии от арабов. Эпоха арабского владычества — период глубокого кризиса в истории самаритян. Народ, насчитывавший в начале арабской эпохи около 350 тысяч человек, ко времени завоевания Эрец-Исраэль крестоносцами превратился в лишенную влияния религиозную секту, состоявшую из нескольких тысяч членов. В арабскую эпоху самаритяне продолжали жить в большинстве районов Самарии и в горных областях к югу от нее. Самаритянские общины сохранились в районе Лода, а после основания Рамлы там возникла большая самаритянская община. По-видимому, и в прибрежных городах возродились общины самаритян, их центры в этот период известны в Явне, Кесарии и Газе. За пределами Эрец-Исраэль небольшие самаритянские общины существовали в Египте и в крупных городах Сирии. Во время многочисленных периодов политической дестабилизации самаритяне подвергались погромам со стороны мусульманского населения и преследованиям со стороны властей. В начале 11 в. наиболее значительная самаритянская община существовала в Шхеме, который все еще рассматривался как самаритянский город, несмотря на его значительное мусульманское население. Крупные самаритянские общины были в Дамаске, Халебе, Тире и Газе, а также в Каире и Александрии.
Самаритяне, как и остальные нехристианские общины Эрец-Исраэль, официально приветствовали завоевание страны крестоносцами. Когда в 1137 г. Шхем был захвачен армиями Дамаска, мусульмане учинили резню, которая нанесла тяжелый удар самаритянам. Тамплиеры, взяв Шхем в 1242 г., уничтожили всё нехристианское население города, включая, по всей видимости, и самаритян. Самаритянская хроника сообщает еще об одной резне, которая, по-видимому, произошла в 1244 г., во время хорезмского завоевания, или в 1266 г., во время монгольского вторжения. Биньямин из Туделы, посетивший Эрец-Исраэль в середине 12 в., сообщает, что в Шхеме насчитывалось 1000 самаритянских семейств, в Кесарии — 200, в Ашкелоне — 300 и в Дамаске — 400, всего — менее двух тысяч семейств. В 13 в. в Шхеме оставалось лишь 200 семейств.
В начале мамлюкского периода у самаритян были конфискованы большинство общественных зданий; главная самаритянская синагога была превращена в мечеть; власти оказывали на самаритян постоянное давление с целью заставить их принять ислам. Вместе с тем связи между духовным руководством самаритян Шхема, Дамаска и Каира привели к расцвету литературной и религиозной жизни самаритян в 14 в.
В период турецкого владычества самаритянские общины вне Шхема прекратили свое существование. Дамасская община была вырезана в 17 в. Тогда же умер последний самаритянский первосвященник из династии кохенов, и с тех пор должность отправляют священники-левиты. В конце 18 в. исчезли самаритянские общины в Каире и Газе. Тогда же самаритяне приобрели участок земли на горе Гризим, который с тех пор (с перерывами из-за запретов мусульман) служит местом пасхального жертвоприношения. В 1842 г. самаритяне были обвинены в безбожии и их под страхом смерти заставляли принимать ислам. Главный раввин Иерусалима (ришон ле-Цион) Аврахам Хаим Гагин (1787–1848) официально подтвердил, что самаритяне — ветвь народа Израиля, избавив их от гонений и истребления. В 1854 г. британское правительство также ходатайствовало перед турецкими властями за самаритян. В этот период численность самаритян в Шхеме составляла менее 200 человек, поскольку многие перешли в ислам.
В начале 20 в. укрепились связи самаритян с еврейским ишувом, в первую очередь благодаря деятельности И. Бен-Цви. После образования еврейского государства в Холоне был основан самаритянский центр под руководством Яфета бен Аврахама Цедаки (Цадки), который вместе с семьей переселился из Шхема в Яффу еще в начале 20 века. В 1951 г. на основании соответствующего пункта в соглашении о прекращении огня между Израилем и арабскими странами самаритянам — жителям Израиля было разрешено участвовать в пасхальном жертвоприношении на горе Гризим, находившейся под контролем Иордании.
В 1954 г. в Холоне были построены первые дома для самаритян, а в 1963 г. в самаритянском квартале города была открыта самаритянская синагога. В результате перехода Самарии под контроль Израиля после Шестидневной войны 1967 г. усилились контакты между самаритянами Холона и Шхема.
ЭЕЭ
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Louiza | Отправлено в: Среда, 08 Февраля 2012, 17:21 | Сообщение № 3 |
Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| В гостях у Шомроним.
Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
|
|
| |
| |