Всевышний велит Моше: «Иди к фараону, потому что Я ожесточил его сердце» (Шемот, гл. 10, ст. 1).
Но к чему продолжать наказывать фараона? Ведь после наказания градом тот признал, что «Всевышний праведен, а я и народ мой — виновны» (Шемот, гл. 9, ст. 27)?
Чего же еще нужно?
Но не следует спешить радостно рапортовать о «наметившихся позитивных тенденциях», что на деле не имеет ничего общего с действительностью.
В иврите соединительные союзы «а» и «и» на письме могут обозначаться одинаково — буквой «вав». Соответственно, фразу «Всевышний праведен, а я и народ мой — виновны» (в оригинале которой оба союза обозначены буквой вав) можно прочесть и по-другому: «Всевышний праведен и я, а народ мой — виновен».
Раскаянием здесь, согласитесь, и не пахнет.
Так как же нам воспринимать слова фараона — как чистосердечное раскаяние или как очередную попытку уйти от ответственности, переложив ее на других?
Начальная фраза нашей недельной главы косвенно свидетельствует в пользу второй версии.
Каким же образом?
Если мы прочтем ее еще внимательнее, то увидим, что в ней есть лишнее слово. И это слово — «Я».
Дело в том, что употребленный в этой фразе в оригинале глагол «hихбадети» (в переводе — «Я ожесточил») — уже указывает на действие от первого лица. Зачем же перед ним добавлять еще и местоимение «ани» («я»)? Зачем писать «ани hихбадети», если можно вполне обойтись глаголом «hихбадети»? Ведь смысл в обоих случаях тот же самый.
В Торе, как мы знаем, не бывает лишних слов. Значит, слово «ани» должно нести в себе какую-то дополнительную смысловую нагрузку.
Какую же?
В иврите слово «эгоизм» («анохиют») — производное от местоимения «я», что весьма логично. Поэтому местоимение «я» вполне может служить синонимом эгоизма.
Выходит фразу "Иди к фараону, потому что Я ожесточил его сердце", можно понять и так: «Иди к фараону, потому что его эгоизм ожесточил его сердце».
Возможно, кто-то из читателей возмутится:
— По какому праву вы записываете фараона в эгоисты, а что, если на самом деле он — праведник?
Да, да, — согласимся мы, — именно потому, что он — праведник. Точнее, потому, что фараон считает себя праведником. Помните фразу «Всевышний праведен и я (ани)»? Именно это «я» (этот эгоизм) и ожесточило сердце фараона.
На основе комментария р. Йонатана Эйбшица (великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века) Автор текста: Мордехай Вейц
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|