Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Материал рава Джонатана Сакса (приведен в сокращении) Источник: портал www.jewish.ru
Глава Торы, которую мы читаем на этой неделе, рассказывает о двух важнейших событиях: первом и втором даровании скрижалей. Первая пара скрижалей была дана евреям до совершения ими греха золотого тельца, а вторая — после. О первой паре скрижалей сказано, что они были созданием самого Всесильного, и письмена те на них были письменами Всесильного — вырезанными на скрижалях.
Эти скрижали стали, возможно, самыми святыми из всех вещественных объектов в истории: они от начала и до конца были результатом работы Творца. Но спустя уже несколько часов после дарования они были разбиты — Моше бросил их на землю, увидев золотого тельца и танцующих вокруг него евреев.
Вторые скрижали, с которыми Моше спустился с горы Синай 10-го тишрея, он получил после долгой беседы с Творцом и просьб простить еврейский народ за совершенный грех. Получение вторых скрижалей Завета — одно из исторических событий, стоящее за важнейшей из дат еврейского календаря: днем любви, прощения и примирения между Всевышним и еврейским народом — Йом Кипуром. Вторые скрижали отличались от первых лишь в одном: они не были работой Творца от начала и до конца, как сказано:
Вырежи скрижали из двух камней, и Я начертаю на них слова заповедей, которые были на скрижалях, которые ты разбил.
Вот в чем парадокс: первые скрижали, сотворенные Всевышним, были разбиты. Вторые скрижали, ставшие результатом совместной работы Б-га и Моше Рабейну, были дарованы евреям. По идее, должно было случиться обратное: святость высшего уровня должна быть вечной. Почему же объект высшей святости был уничтожен, а меньшей — передан еврейскому народу? На самом деле, это вопрос касается не только скрижалей. По сути, история скрижалей стала убедительным примером фундаментального принципа еврейской духовности.
Каббалисты говорили о существовании двух видов взаимодействия Б-га с человеком: итарута делеэйла и итарута делетата на арамейском, то есть «побуждение свыше» и «побуждение снизу». Первое инициируется Б-гом, а второе — человеком. «Побуждение свыше» спонтанно и сверхъестественно, оно выходит за рамки привычного в нашем мире. «Побуждение снизу» не имеет подобного внешнего эффекта. Оно происходит по инициативе человека.
Однако есть между этими видами взаимодействия и еще одно различие. «Побуждение свыше» может изменить окружающий мир, но не способно изменить природу человека. Оно не требует от него никаких усилий. Те, на кого оно распространяется, бездействуют. В момент свершения «побуждение свыше» ошеломляет, но этот эффект быстро проходит. Потом же люди возвращаются к привычному. А «побуждение снизу», напротив, оставляет свой след навсегда.
А все потому, что, когда человек берет инициативу на себя, он меняется: горизонт его возможностей становится шире, он знает, что способен на поступки иного масштаба; и, сделав что-то однажды, понимает, что может сделать это снова. Побуждение свыше меняет окружающий мир лишь на время; а побуждение снизу меняет внутренний мир человека — и уже навсегда. Итарута делеэйла меняет Вселенную; итарута делетата меняет нас самих.
Рассмотрим два примера. До и после разделения вод Красного моря народ Израиля был атакован врагами — сначала это были египтяне, а затем амалекитяне. Реакция евреев на атаку египтян в корне отличалась от их поведения при атаке амалекитян.
Перед чудом разделения вод Красного моря еврейский народ получил указание от Моше — бездействовать:
…Стойте и смотрите, как Б-г вас спасает сегодня… Б-г будет сражаться за вас, а вы молчите (Шмот 16:13-14).
Но в тот момент, когда на евреев напали амалекитяне, они должны были вступить в бой:
И сказал Моше Йеошуа: «Выбери нам мужей и выходи на войну с Амалеком» (Шмот 17:9).
Атака египтян относится к «побуждению свыше»; а нападение амалекитян — к «побуждению снизу».
Разница была ощутимой. Спустя три дня после величайшего чуда разделения вод Красного моря еврейский народ вновь начал роптать на судьбу, жалуясь на отсутствие еды и воды. Но, сразившись с Амалеком, евреи в конфликтных ситуациях уже никогда не жаловались. (Единственным исключением является история с разведчиками, посланными Моше высмотреть землю Кнаанскую; когда они вернулись, народ впал в отчаяние — но это произошло потому, что они поверили ложным свидетельствам разведчиков, а не из-за известия о предстоящем бое.) Если война ведется за нас, мы не меняемся; но если бой ведем мы сами — перемены неизбежны.
Второй пример содержится в истории о горе Синай и Мишкане (переносном Святилище). Тора рассказывает о двух моментах раскрытия «Б-жественной славы», употребляя схожие слова:
И осенила слава Б-га гору Синай, и покрывало ее облако шесть дней, и позвал Он Моше на седьмой день из облака.
И закрыло облако шатер откровения, и слава Б-га наполнила шатер.
Различие в данном случае состоит в том, что святость горы Синай была преходящей, а святость Мишкана — постоянной (по крайней мере, она пребывала там до строительства Храма, которое началось через несколько столетий). Откровение у горы Синай было «побуждением свыше». Оно случилось по воле Б-га и настолько потрясло евреев, что они сказали Моше: «…Пусть не говорит с нами Всесильный, а то мы умрем!» (Шмот 20:16). В случае с Мишканом речь идет о труде человека. Мишкан построили сами евреи; они подготовили пространство, которое впоследствии наполнилось Б-жественным присутствием. Спустя сорок дней после Синайского откровения евреи сделали золотого тельца. Но после строительства Мишкана они уже не сотворяли никаких идолов — по крайней мере до тех пор, пока не вошли в Землю Израиля. Вот в чем заключается различие между тем, что сделано для нас, и тем, во что мы вложили собственные силы. Первое меняет нас на время, а второе — навсегда.
В иудаизме естественное приобретает большую значимость, чем сверхприродное, в том смысле, что «побуждение снизу» наделено большей силой, способной нас изменить, а ее влияние имеет эффект более длительный, чем результат «побуждения свыше». Вот почему вторые скрижали остались невредимыми, а первые — нет. Б-жественное вмешательство меняет природный порядок вещей, но человека меняет именно его собственная инициатива сближения с Б-гом.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|