Хасидские вопросы В конце уходящего года хасидская традиция сберегла для нас праздник. 18 Элула мы отмечаем двойной день рожденья – рабби Исроэля Баал-Шем-Това, раскрывшего учение хасидизма, и Алтер Ребе, основавшего движение Хабад.
Хасидизм многогранен, сразу, целиком, его нелегко понять и поднять. Один из подходов к теме – рассматривать хасидизм как движение общественное, где духовное совершенство каждого человека помогает другим евреям и неевреям, стоящим близко или далеко. Наш Ребе пишет об этом так: “Хасиды, вслед за Творцом, стараются держать в поле зрения все явления нашего мира. Мы исправляем их, если нужно исправить, и не можем сказать: “это чужое…”
Идеал мудреца, что учит тайны Б-га в ночи, при этом не нарушен. Одно из основных понятий внутренней части Торы, это “рецо ве-шов”, стремление оторваться от мира, чтобы приблизиться к Творцу, и обратное движение – чтобы принести Его волю в каждый уголок бытия.
Разница между тайной и лопатой, между волшебным и будничным, у хасидов отсутствует. Рассказывают, что какой-то пан задумал истребить жителей ближайшего местечка. Баал-Шем-Тов примчался туда, чтобы отвести беду. Он задействовал тайные силы, подняв из могилы товарища пана, чтобы отговорить его от страшной затеи, и это удалось. Но почему же рабби Исроэль не сделал это сидя дома? Ответ прост: если его усилия не подействуют, он хотел взять кол или топор, и вместе с евреями отбиваться от врагов.
Еще в большей мере связь небесного и земного ощущается в судьбе Ребе Шнеур-Залмана. Он женился непривычно рано, в 15 лет, чтобы скорее получить солидное приданое и ссудить его нескольким десяткам еврейских семей, мечтавшим “сесть на землю” и жить ее плодами, не завися от купли-продажи. Потом, встав во главе Хабада, он создал несколько “сетей”, как сейчас говорят – например, для помощи евреям, поселившихся в Эрец Исраэль.
Проводить уходящий год в спокойных рассуждениях о пути хасида у нас на этот раз не получится. Во-первых, из-за Обамы, который жестко требует “два государства для двух народов” на Святой Земле. Во-вторых, из-за зверского убийства на набережной Тель-Авива, невольной иллюстрации к этому проекту. Восемь израильских арабов, и две репатриантки из СНГ, пьяные и обкуренные, напали на еврейскую семью. Ее глава, Леонард Карп, защищаясь, дал жене и дочери убежать, но сам был зверски избит и утоплен. Вопрос ребром: какая связь у этой жути с учением хасидизма, о котором у нас вначале шла речь?..
Связь имеется. При всей своей общественной активности, толерантности, открытости, Хабад всегда следил за чистотой и надежностью еврейских границ. Пригласить сенатора на открытие общественного центра – да. Разрешить своим детям играть с его детьми (с участием пиратов и вампиров) – нет.
Наш Ребе постоянно отмечает, что святость души неотделима от святости тела. Иными словами,
физическая безопасность евреев для нас так же дорога, как их духовное совершенство. И поэтому хасидский вопрос: что делали восемь скотов из арабской деревни в еврейском городе? Как они осмелились поднять руку на евреев?
Этот вопрос является хасидским, потому что люди, отвечающие за безопасность граждан (полиция, судьи, премьер-министр), его не задают.
Для них привычно и приемлемо, что в Израиле есть целые поселения, которые живут за счет краж у евреев. Им кажется анахронизмом, что Галаха вообще запрещает селить гоев на Святой Земле, без проверки и разбора. Они назовут расистом того, кто, раскрыв Тору, скажет вслух, что эта земля – для нас.
Но когда этот голос, много голосов, прозвучат внятно и громко, то американский президент расстанется со своими фантазиями, а безопасность евреев попадет в надежные руки. Если только хасид способен свободно говорить на эти тему – пусть это будет хасид.
Из группы "Еврейский мир" в "одноклассниках"