[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Вехи Истории » Халкидонский собор (Эволюция христологии)
Халкидонский собор
M-SHULAMОтправлено в: Среда, 20 Января 2010, 05:57 | Сообщение № 1

Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Так Иисус Христос Аллах или не Аллах?

Во время христианской литургии на арабском языке Бога называют Аллахом. По-арабски Бог — Аллах, и у христиан, и у мусульман. Это не то что у мусульман свой Аллах, а у христиан — свой Бог. Просто слово Бог по-арабски — Аллах.
Аллах, в переводе с арабского означает "Бог", а вовсе не личное имя, как думают некоторые. У мусульман, кстати, особым почитанием пользуется Иисус Христос. Они почитают его как пророка и последнего судью. Христиане называем Иисуса Сыном Божиим, мусульмане — пророком. Между пророком и Богом разница принципиальная. Бог в монотеизме один. А пророков много. Моисей, к примеру (для иудаизма, христианства и ислама). Иисус (для ислама — пророк) много раз с благоговением упоминается в Коране. Также в Исламе особым почтением окружена Дева Мария. По-арабски и мусульмане, и христиане называем Иисуса Иса, Деву Марию — Мариям. А Моисея — Муса.
Кстати, отнюдь не все христианские концессии считают Иисуса Христа Богом. Первые христиане Христа Богом как раз не считали все. Для первых христиан он был пророком, как Моисей для иудеев. Или как, позднее, стал Мухаммед для мусульман. Богом он окончательно стал только в 451 году нашей эры по решению Халкидонского собора.
Важнейшим из решений этого собора было утверждение догмата о двойственной (богочеловеческой) природе Христа. Собор торжественно провозгласил, что в Иисусе Христе есть две природы, божественная и человеческая.
Этот постулат признали далеко не все. Эфиопская церковь входит в число нехалкидонских (не признающих его решений, то есть не считающих Христа Богом) восточно-христианских церквей наряду с армянской, коптской и сирийской церквями. Это только из ныне существующих церквей. Когда-то таких церквей, для которых Иисус Христос только пророк, было гораздо больше.
Кстати, вопрос о том, был или не был Иисус Богом, христианство решало с момента своего возникновения. Христианство, строго говоря, было создано по решению Никейскейского собора в 325 году н.э. До этого это просто секты в иудаизме. И главной теологической причиной, по которой Константин собрал этот собор (политические остаются за скобками), это необходимость решения вопроса — был ли Иисус богом или нет. Собор был назван Вселенским, потому что он представлял не что-нибудь, а всю Римскую Вселенную. В работе приняло участие 318 человек, под председательством императора Константина (а еще его именем назвали город Константинополь).
Главная причина, по которой многие не хотели считать Иисуса Богом – это то, что он был убит людьми. С точки зрения язычников, Бога могут убить только другие боги, для людей же это невозможно. Другое дело — пророк. Пророк — это человек, который общался с Богом и сообщает своим последователям ту информацию, которую получил от Бога. А живого человека можно и убить. А Бог в монотеизме — это достаточно абстрактное понятие, некая первопричина всего. Как абстрактное понятие можно убить?
Император Константин в теологии ничего не смыслил, он решал политическую проблему создание общеприемлемой монотеистической религии для созданной им империи, которая потом получит название Византийской. А вопросы теологии легли на плечи апостола Павла. Он, конечно, в работе собора не участвовал, ибо умер за триста лет до его начала. Но он то и соединил понятие "Бог" с образом Иисуса Христа, который до этого был только пророком. В результате место пророка осиротило и, для его замены, христианству пришлось создавать институт апостолов — живых свидетелей деятельности Бога-человека, которые и передают рекомендации Бога. Эту несколько громоздкую конструкцию, созданную апостолом Павлом, и взял за основу император Константин. Чтоб людЯм понятнее было, наверное. Но эта идея далеко не всем пришлась по вкусу, а потому так и спорили с 325 года и по 451, то есть более ста лет, пока с Иисусом Христом окончательно не определились.

Источник



Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа.
Думай головой, а не Новым Заветом.
 
M-SHULAMОтправлено в: Среда, 20 Января 2010, 06:54 | Сообщение № 2

Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
"Миф православной вечности гласит, что вера есть вера не в Христа, а в догмат о Христе, в "халкидонский догмат", принятый собором 451 года. Этот миф убеждён, что халкидонский догмат - не высказывание во времени, высказывание, сделанное на языке относительности, но что это вера, как она была изначально и каковой она будет всегда. Как для каббалиста Тора предшествует Богу и Бог творит мира по Торе, так для приверженцев православного мифа (обычно они одновременно и православные христиане, но ипостаси эти различны) Отец рождает Сына в соответствии с халкидонским догматом. Раз озвученный, этот догмат изменяет и прошлое, и настоящее, и будущее. Уже нельзя веровать в Христе помимо этого догмата"

Читать полностью



Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа.
Думай головой, а не Новым Заветом.
 
M-SHULAMОтправлено в: Среда, 20 Января 2010, 07:33 | Сообщение № 3

Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
С сайта А. Бараца

20.1-3. И говорил Бог все слова сии, сказав: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов сверх Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения.

Вот те слова, которые по праву можно признать другим началом Торы (хотя согласно иной версии им следует считать слова "месяц этот да будет для вас и т.д."). И начало это сразу связало себя с полным запретом на "общее".

Когда налагается запрет на "других богов", т.е. когда запрещено видеть в конечном предмете мир как целое, то тем утверждается, что во-первых, мир разомкнут, а во-вторых, что условие его цельности находится принципиально вне. Для христианской идеи боговоплощения годился только такой Бог, т.е. Бог принципиально невоплотимый. Ведь на теологическом уровне это собственно говоря и есть то единственное, что отличает Христа от Кришны. Тот парадокс, что воплотился именно невоплотимый, и является главным нервом христианской религии.

Подробно я рассматриваю этот вопрос в своей книге «Теология дополнительности», но на страницах этого мидраша его также необходимо коснуться. Ведь именно эта, христианская по сути идея, обратила меня к иудаизму.

Итак, согласно учению того же индуизма невидимое, бестелесное, безатрибутивное божество, примиряясь со слабостями и условностями человеческого существования, нисходит в мир, нисходит во плоти, по меньшей мере в образе вполне атрибутивных существ, и выполняет ту или иную миссию по спасению человечества. Так, известно девять воплощений (аватар) Вишну, восьмой из которых явился Кришна, считающийся главнейшей и наиболее адекватной формой воплощения. Считается, что он научил человечество самым ясным и глубоким истинам индуизма.

Но чем тогда Кришна отличается от церковного Иисуса? Почему, в самом деле, Церковь не идет вслед за теми, кто видит в Иисусе воплощение Вишну? В чем особенность христианства? По-видимому, в том, что для христианства крайне существенным представляется то положение, что Иисус Христос - это воплощение не "вообще Бога", а именно Бога Израилева, т.е. того единственного известного миру Бога, который принципиально воплощен быть не может. Ведь не будет преувеличением сказать, что запрет на поклонение любому конкретному материальному предмету в качестве Божества является основой основ иудаизма.

Таким образом, христианство, провозгласившее Воплощение, изначально стоит перед коренным парадоксом, или даже лучше сказать, состоит из коренного парадокса: если воплотился Бог, который по существу может воплощаться, то это никакое не воплощение (во всяком случае смысл слова "воплощение" здесь принципиально другой, а именно индуистский, гностический смысл). Однако, если воплотился Тот, кто по существу не может воплощаться, то какой же Он тогда Невоплотимый?

Христианская мысль веками уклонялась от заострения этого парадокса. Догматы были сформулированы безупречно. “Не полезно... признавать во Христе Иисусе или только Бога без человека, или лишь человека без Бога” - говорилось в послании папы Льва I, послужившего основой для решений Халкидонского собора. На этом соборе Иисус Христос был провозглашен одновременно и истинным Богом (Израиля) и истинным Человеком, т.е. буквально так же, как в квантовой механике электрон признается и истинной волной и истинной частицей.

Однако сформулированный таким образом принцип дополнительности в христианской теологии в дальнейшем не разрабатывался. Традиционная христианская мысль опасливо перетолковывала эту догматическую антиномию в духе своеобразного монофизитства, т.е. сползала к интерпретации - только “истинный Бог” (в современной теологии подход этот получил наименование "христологии сверху”). Парадокс воплощения всегда был лишен той своей остроты и напряженности, которыми в нашем веке ознаменовались иные сферы теоретического поиска. Иными словами, на протяжении веков воплощение представлялось не парадоксом, а вполне естественным и давно ожидаемым "ветхозаветными пророками" сверхисторическим событием, которое ослепленные и самовлюбленные иудеи не желали вопреки очевидности принять.

Истина, однако, состоит в том, что христианство становится самим собой только в момент признания принципиальной самодостаточности иудаизма, т.е. в момент признания полной законности коренного неприятия им христианства. Христианство, безусловно, имеет право на свою трактовку природы Иисуса; однако, все дело в том, что эта трактовка обретает смысл исключительно в контексте ее отрицания иудаизмом. Иными словами, полноценно Иисус может восприниматься в качестве Бога неевреями только в том единственном случае, если Он будет оставаться в глазах евреев не Богом, а рядовым служителем Торы.

Таким образом, теология дополнительности предлагает понять сформулированный на Халкидонском соборе парадокс воплощения антиномически. Утверждения, что Бог в Иисусе не умирал, и что Бог в Иисусе умирал - равно правомерны и равно закономерны. В противном случае халкидонская формула “истинный Бог и истинный человек” теряет свое истинное содержание.

Последовательно парадоксальный подход предполагает, что церковный тезис о “неумертвляемости” Бога в человеке Иисусе, должен быть дополнен своим антитезисом говорящем о смерти так же и его “божественной составляющей”, т.е. ипостаси Сына. А это как раз и означает, что на вершине воплощения (смерти Сына) триединый Бог трансформируется в Бога единого!

В плоскости этого антитезиса мы вправе считать, что дело искупления совершалось Им исключительно средствами иудаизма, т.е. исключительно верностью Праведника заповедям Торы. Интуиция этого "только" блестяще выражена следующими словами Бориса Пастернака:

Он отказался без противоборства,

Как от вещей, полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства

И стал теперь как смертные, как мы.

Ведь тут резонно задаться вопросом: если Он стал действительно таким же смертным, какими являемся и все мы, и не обладал отныне преимуществами своей божественной природы, то не тем же ли самым явилось бы простое доверие дела искупления кому-то из самих нас смертных, т.е. кому-то и без того никаким всемогуществом не наделенному? Да и можно ли в такой ортодоксально-христианской формулировке вообще отличить "бывшего", т.е. воплотившегося, Бога от природного смертного?

Иными словами, в антиномически понятом халкидонском парадоксе христианская догматика трансформируется в догматику иудейскую, а христианское прочтение Евангелия становится мыслимым только при условии одновременного прочтения Евангелия иудейскими глазами. Таким образом, теология дополнительности гласит, что ортодоксально-христианское понимание тайны Воплощения и Искупления вступает в силу исключительно при условии разработанности чисто иудейской трактовки искупления, таковое воплощение на корню отрицающей. Или говоря другими словами, христианская ортодоксия (христология “сверху”) начинает по настоящему работать только в тот момент, когда ее запускает иудаизм (христология “снизу”). Иисус Церкви снова может считаться христианами Богом, а Троица вновь сущей только после того, как миссия Иисуса будет понята евреями как исключительно человеческое служение.

Во всяком случае таковы были мои христианские идеи, которые (в силу моего еврейства) вытолкнули меня из церкви и втолкнули в синагогу.



Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа.
Думай головой, а не Новым Заветом.
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Вехи Истории » Халкидонский собор (Эволюция христологии)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz