Доминиканцы кроме Торквемады дали миру ещё одного великого схоластика-антисемита. Им был Фома Аквинский. Именно благодаря ему рабство евреев получило систематическое философское и теоретическое оформление. Фома объявил евреев врагами и светской власти и духовной. Следовательно, обеим принадлежит еврейское имущество. Кроме того, оно должно возвращаться тем, кого евреи обобрали ростовщичеством (евреи взимали ссуду 10-15%, ростовщики-христиане – от 100 до 400%). (3, с.173) Великий богослов авторитетно благословил кровавый грандиозный грабёж евреев, который с тех пор стал наиболее характерной чертой их совместной жизни с христианами. При этом три хозяина еврейского добра – церковь, монархи и дебиторы – беспрестанно конфликтовали между собой, поскольку Фома не дал себе труда уточнить, кто из них главнее. Церковь тягялась с монархами за «своих евреев» и их деньги; города изгоняли евреев, чтобы избавиться от долгов; короли считали своими долговые обязательства горожан евреям и требовали уплаты. Мало того, увидев, что за счёт изгнанных евреев обогащаются соседи, короли отменяли декреты об изгнании и требовали возвращения своих евреев, соседям предьявляли иск за то, что те получали доход от аременного пребывания евреев у них.
Нередко евреям предоставлялась «привилегия» на выжимание из христиан жестоких процентов и обеспечивалась защита властями, в чьи карманы потом шли добытые евреями деньги. А в минуты народного возмущения церковь и власть, умывая руки, ссылались на еврейскую жадность, превращая классовую борьбу в религиозную и национальную.
Церковь того времени способствовала распространению среди верующих диких предрассудков, страхов, воспитанию жестокости, черствости, антигуманизма и антисемитизма. Как замечакют многие учёные, в числе которых И.Бондарева, довольно несложно обнаружить преемственную связь между кострами средневековой инквизиции и крматориями нацистских лагерей, идеей фашизма вообще.
И не случайно католическая церковь 20 века поначалу поддержала фашистов (речь о папе Пие 11). Тогда, правда, бытовало мнение, что именно фашистский корпоративный строй является идеальным христианским порядком. Но ведь этим близорукость не оправдвешь. Слишком сильное религиозное оружие попало в руки фашистам.
На протяжении европейской истории множество сил объединялось, чтобы использовать и поддерживать антисемитизм. Но один факт следует твёрдо установить: антисемитизм в Европе был во многом детищем и идеологией христианской церкви. Можно возразить – нельзя возлагать на неё вину за убийство нацистами шести миллионов евреев, церковь никогда не поддерживала этого.Всё гораздо хуже: церковь с самого своего появления начала организовыывать антисесмтизм в новейшем религиозном оформлении. И она не пожалела усилий, чтобы привить его католическому населению. Вместе с христианством она дала его германским язычникам, во многом предопределяя судьбу этого народа.
Итак, большое значение в развитии антисемитизма сыграло первоначальное отделение христианства от иудейства, как следствие формирования 2-х противоположных нравственных основ – христианской и еврейской. Для христиан характерно равнодушное отношение к жизни. Она никогда не была целью, не она главная ценность мироздания. В первую очередь христианина должно волновать то, что ожидает его после смерти. Отношениек жизни у евреев совсем другое. У них жизнь, любовь, мужество – вопреки смерти. Возможно никто не выразил этот еврейский кодекс лучше Евгения Шварца: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему придёт конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны».
Безусловно, христианство только начало, первая порция яда. Катализаторы пришли позже, но на уже подготовленный грунт. К религиозной нетерпимости позже добавилась ещё одна важная составляющая антисемитизма – зависть, потом – жадность в патологических масштабах. Деньги евреев стали их проклятием. Ибо ограбить еврея не грешно и не трудно. И их грабили, убивая на ходу.
Зеркало не разбилось. Оно отражало нашу собственную жадность и зависть на евреях. Да, это они, евреи, жадны и завистливы, а наши мечты об их деньгах, наши грабежи, убийства, - это просто Божий суд, мы себя ничем не оскверняем, наша совесть чиста.
Горький говорил: «…иногда фанатизм делает человека героем, но горазо чаще – зверем. Религия - в истинном смысле своём – должна бы являться силою, связующей всё человечаство в единое целое – силою стремления к совершенству. Но благодаря глупости и своекорыстию, люди религий Моисея, Христа и Магомета, признавая единого Бога, позорно враждуют между собой».
Наконец церковь в лице папы осознала свою вину. В своих последних посланиях (энцикликах) он призывает всех верующих к этому покаянию. В этом – надежда. Складывается впечатление, что в критичечский момент 20 века произошёл определённый церковный излом. И неслучайно, наверное, покаяние произошло именно в конце 20 века.
Болгарских евреев (60 тысяч человек) во время Холокоста спасали не партизаны, и не обыкновенные сознательные болгары. Спасли своих евреев болгарские священники. Примеров, когда евреев во время Холокоста спасали церковнослужители много, много праведников мира среди них. Знаменита семья А.А.Глаголева, прятавшая еврейские семьи у себя дома, в киеве, в деревнях у знакомых, отдавая им свои документы. Другой известный священник, выдвинутый на звание праведника мира, - Андрей Шептицкий, глава греко-католической церкви в Галичине.
Отрывок из статьи "Почему Холокост стал возможен" Андрусик Александры.