У иудейского большинства в синагогах диаспоры зарождение внутри них мессианских общин должно было вызывать не только непонимание, но и беспокойство. Послушаем речь одного из руководителей иудейской общины в Эфесе – пусть и воображаемую, но вполне возможную: То что происходит в нашей общине, лишило меня сна. Я боюсь, что мессианское безумие – Боже сохрани! – будет распространяться все шире и шире, как заразная болезнь. Все эти разговоры насчет мессии, все эти волнения не останутся без внимания римских соглядатаев. Они вызовут подозрения у римских властей и только ввергнут нас в беды. Только подумайте: Иисус, повешенный римлянами двадцать лет назад, объявляется мессией! Какая глупость! А если бы и так, где же мессианское царство? Что на деле изменилось-то? Бессмысленные и вредные идеи проникли в нашу общину. Наши друзья из не-иудеев, богобоязненные, особенно падки на них. А стоит только попытаться прояснить наши отношения, они отдаляются от нас и собираются в своих домах со всеми теми, кто заражен мессианством. Там они вносят пожертвования, раньше предназначавшиеся нам. Мессианские проповедники предлагают им иудаизм для бедных. Ни рыбу, ни мясо. Нечто такое, что не может быть угодно Всевышнему, да будь Он благословен! Если они хотят полностью принадлежать нам, им следует обратиться – как это положено, со всеми вытекающими последствиями. Помимо того, мы перестаем быть настоящими евреями, когда находимся в их домах. Они нерадивы к законам и не смотрят, что за пищу они потребляют.
Ту же мысль разделяли верившие в мессию евреи Израиля, слышавшие о том, что происходило в Антиохии и других местах. В Деян 15:1 Лука рассказывает: "Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись". Эти люди выражали традиционную иудейскую концепцию об отношениях народа Божьего и других народов (неевреев), – хотя и в рамках своих представлений о мессианском искуплении, которое началось с приходом Иисуса и вскоре должно было завершиться во всей полноте. Абсолютное принятие не-иудеями Бога Израилева и участие в искуплении Израиля им виделось только через полную интеграцию не-иудеев в Израиль. Поэтому не-иудеи должны были стать прозелитами – мужчины через обрезание и погружение в воду, женщины через погружение. В результате они целиком интегрировались в народ Израиля, принимая на себя все его права и обязанности. Не случайно мы читаем в рассказе Луки об Апостольском соборе о том, как "некоторые из фарисейской ереси уверовавшие" утверждали: "должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев" (Деян 15:5). Это еще раз доказывает, что участники собора считали эти споры внутри-иудейскими.
Апостольский собор в Иерусалиме
Разгоревшийся конфликт привел к созыву т.н. Апостольского собора в Иерусалиме, на котором Иаков, Симон Петр и Иоанн представляли отстаивали прежде всего интересы иерусалимской общины, а Павел и Варнава – антиохийской общины. В Послании к Галатам Павел говорит о двух итогах собора: во-первых, ему ничего не навязали – что означает, в контексте послания, что не-иудеи, присоединяющиеся к общине, не нуждаются в обрезании. Таким образом, собор признал, что в результате проповеди Павла нееврейский мир был призван к Богу Израилеву, но при этом не стал частью народа Израиля. Иерусалимские лидеры признали всех присоединившихся из не-иудеев в качестве полноправных членов христианской общины, но без обращения в иудаизм. Для подобного признания, несомненно, требовалась убедительная теологическая аргументация. В Гал 2:3 Павел упоминает только о греке Тите, которого он взял с собой в Иерусалим в качестве, так сказать, наглядного примера. Титу надлежало показать себя человеком духовным. Ведь согласно общим представлениям верующих в мессию, именно тогда, в конце времен, Бог посылает своего Духа всем тем, кто отвечает на провозвестие Христово. И Дух также сходил на не-иудеев, как это ярко описывается в рассказе про сотника Корнилия (Деян 10:45-47); подобный опыт переживался и при зарождении общины в Антиохии, и в ходе миссионерской деятельности Павла и Варнавы. Но если Бог исполнил не-иудеев Духом через провозвестие Христово, признал и "освятил" их, то можно ли, так сказать, "препятствовать" Богу? Нужно ли требовать от этих людей обрезания – раз им необязательно становиться частью Израиля, чтобы обрести всю полноту отношений с Богом? Такая точка зрения подкреплялась библейскими текстами о приходе народов к Сиону в конце времен – текстах, в которых отражалось учение Торы о не-иудеях, но ничего не говорилось об обрезании (Ис 2:2-5; Мих 4:1-5). В Деян 11:17, в ответ на критику иерусалимских коллег, Лука вкладывает в уста Симона Петра следующие слова: "Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?". Очевидно, этот аргумент убедил соратников из Иерусалима.
Согласно Гал 2:10, Павел взял на себя обязанность собрать денежные пожертвования в помощь иерусалимской общине среди новообразованных мессианских общин. В данном случае речь не шла о чистой благотворительности: такая помощь служила материальным выражением того факта, что народы приходят к Богу Израилеву. Библейские обетования, отнесенные к концу времен – что народы принесут свои дары в Иерусалим (Ис 60:3, 5) – уже начали сбываться, что и нашло выражение в денежной помощи.
Однако вскоре стало ясно, что апостольский собор не смог разрешить всех проблем. Какими правилами должны были руководствоваться иудеи и не-иудеи в смешанных общинах? Должна ли жизнь такой общины основываться на иудейских или не-иудейских нормах? Мы уже видели, как в ранние времена иудеи в Антиохии и других местах (равно как и иудеи, объединявшиеся с не-иудеями) стали отказываться от своей идентичности, меняя соответствующий образ жизни. Когда Симон Петр прибыл в Антиохию, он поначалу поступал точно так же. Однако после вмешательства Иакова он, вместе с другими иудеями, вернулся к прежнему образу жизни. Только Павел продолжал упорствовать. В результате имела место бурная ссора, которая так и не закончилась примирением. Давайте послушаем воображаемую (хотя и вполне возможную) беседу, состоявшуюся в Иерусалиме между Иаковом и, скажем, Иудой, после которой Иаков вмешался в события в Антиохии:
Иуда: Иаков, Иаков…со дней Суккот Иерусалим полон слухами о том, что наши люди в Антиохии призывают отвергнуть заповеди, данные нам Моисеем, и сами их не соблюдают. Здесь, в Иерусалиме и на земле Израиля, они бы, конечно же, исполняли заповеди, но стоит им уехать из страны, и они тут же забывают о них. Вот к чему приводит мессианское безумие. Говорят даже, что Симон Петр ел свинину в Антиохии. Иаков: Ты веришь в это?
Иуда: Не знаю… Разумеется, все это страшно преувеличивается. Но к несчастью, нет дыма без огня. Я расспросил некоторых людей, что много путешествуют. По их словам, неправда, что наши братья и сестры не исполняют заповеди, данные нам Моисеем. Однако когда они собираются в домах наших братьев и сестер из не-иудеев, то, похоже, забывают о своем иудействе. Не интересуются, что подают за столом – им все равно. И уж слишком они были уступчивы на соборе. Мы потребовали, что не-иудеи подверглись обрезанию. Тогда все стало бы ясно: мы все жили бы по иудейским обычаям, как и должно. Теперь же полный туман, и неясно, что из всего этого выйдет. Дай не-иудеям палец, и они отхватят всю руку. И все это никак не способствует репутации наших собратьев здесь, в Иерусалиме.
Иаков: Думаю, что ты неправ. То, что сообщили Павел и Варнава, звучит вполне убедительно. И вспомни того грека, Тита – как он молился Богу, исполненный силой духа? Нет, хватит уже споров. Хотя вопрос остается: как жить вместе иудеям и не-иудеям? Почему нельзя просто обратиться к Писаниям? Ведь Моисей уже писал об этом в третьей книге. Там он говорит, что пришельцы на земле Израиля должны соблюдать законы, чтобы мы могли жить вместе. Так почему же тем, кто поверил в мессию Иисуса, не следовать этим законам? Тогда наши братья и сестры смогли бы жить с ними по иудейским обычаям. А именно, не есть жертвенного, крови, удавленины.
Иуда: Иаков, ты кое-что забыл. Дальше там сказано, что запрещен брак между близкими родственниками и другие плотские непотребства. И только потом сказано: " А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами". Так что и все это они должны исполнять.
Иаков: Да, и надо ясно понимать – мы напишем об этом в Антиохию – что не следует возлагать на наших братьев и сестер из народов "никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда".
Сосуществование на иудейских или не-иудейских нормах?
Приведенный выше разговор вымышленный, но обсуждаемая тема отнюдь не придумана. Итог беседы, т.н. "Апостольское Наставление", которое приведено в Деян 15:28, в большой степени нашел практическое применение – и это очевидный факт. Нетрудно догадаться, что в результате последовала ссора в Антиохии между Павлом и Петром. Требования Наставления представляли собой не "условия спасения", а практический план, призванный обеспечить сосуществование на иудейских нормах, а не на ранее утвердившихся не-иудейских. Аргументация оказалась столь убедительной, что все иудеи Антиохии скоро отказались от прежней практики – все, кроме Павла. Он решительно отверг идею о том, что не-иудеи должны соблюдать нормы, специфические для Израиля, и превратил спор о практических шагах на предмет сосуществования иудеев и не-иудеев в фундаментальную дискуссию, достичь согласия в которой было невозможно. Однако он ни в коем случае не противопоставлял себя закону, Торе по существу: согласно Рим 8:3, Бог послал Иисуса, "чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу". И подобно Иисусу до него и рабби Акиве после него, Павел может суммировать всю Тору в заповеди любви.
С тех пор, по крайней мере со II в., имели место две точки зрения на предмет сосуществования иудеев и не-иудеев в мессианских общинах: опираться следует, соответственно, на иудейские и не-иудейские нормы. Вторая точка зрения стала фундаментальной предпосылкой самостоятельного явления, из которого впоследствии сформировался соперник-иудаизм.
Источник