Не меньшей ненавистью к евреям брызжет также и без того ядовитое перо учителя церкви Иеронима, - впрочем, в скорбной гибели своего коллеги Хризостома от "охранной службы" (Грютцмахер) обвинил его главных противников. Антииудаизм Иеронима коренится прежде всего в его толковании Библии, особенно в комментарии к Исайе, в котором полемика и резкая насмешка по поводу питаемых евреями надежд на будущее проходят через всю книгу,а попутно - и против христианских хилиастов (для него - "полуевреев", "самых жалких из людей"), которые ожидали тысячелетнего царства Христова уже на земле, уже здесь справедливости и счастья широко распространенная, разделяемая также Иринеем, Тертуллианом, Викторином из Петтау и Лактанцем вера старого христианства Но евреи, по Иерониму, "Священного Писания" опять же совсем не поняли. Он делает их смешными, издевается над ними, объявляет всю их эсхатологию обманом. Он словоохотливо оценивает триумф христианства над евреями, которые, конечно, все еще позволяли себе проклинать Христа под именем Назаретянина трижды в день в своих синагогах Он бичует их высокомерие, особенно их алчность, и даже не хочет - так велика его ненависть - знать до конца времен об обращении евреев, как допускал однажды сам Павел.
Еще даже письма Иеронима к Августину, тоже ярому врагу евреев, свидетельствуют о его резкой антипатии. Он обвиняет евреев в "невежестве", "злобе" Он называет их "богохульниками".
Он поучает Августина "Для Иисуса Христа ничего не стоят ни обрезание, ни крайняя плоть ". Или он утверждает "Еврейские обычаи скрывают в себе порчу и смерть для христиан Кто их соблюдает, будь он еврейский или языческий христианин, тот попавший к черту грешник" Дело здесь, дескать, идет о вещах из "синагоги сатаны".
На Западе вышедший из галльской знати св Иларий из Пуатье (около 315 - 367 гг), "боец пламенной любви к Христу и страстной веры в Христа" (Антвейлер), отказывается есть с евреями, да просто отвечать на их приветствия И тот богатый насильник из Библии, нечестивый тиран и обманщик, гибель которого предвещает Псалом 52, само собой, символизирует по Хилариусу еврейский народ, который, одержимый сатаной, впредь делает только дурное "Они не дети ни Авраама, ни Бога, а змеиное отродье и слуги греха , дети дьявольской воли". А так как возможность оправдания исключена, то "необходимо вычеркнуть их из книги жизни" Только ариане, согласно Иларию, еще злобнее неистовствуют против Христа Потом св епископ, применительно к сказанному названный "Афанасием Запада", добьется весьма больших заслуг еще и как борец с "еретиками" и в 1851 г возвышен до учителя церкви, как известно, высшей чести у католиков, из всех пап ее удостоились только двое.
Действенность старохристианского юдофобства вряд ли дает возможность думать о ней возвышенно. Даже во времена Гитлера, в 1940 -м году, Карл Шнейдер знает "в истории мало столь фундаментального и бескомпромиссного антисемитизма как во время раннего христианства". Но это было прежде всего делом духовенства, к которому народ, а скоро и не только народ, прислушивался гораздо больше, чем сегодня, обращения которых еще не погрузились в дремоту хроник.
Уже Павел из Самосаты, с 260 г сексуально бойкий оберпастырь Антиохии, порицал всех, кто вел себя во время проповеди тихо Аплодировали как в цирке или театре Размахивание платками, крики, топание ногами, подпрыгивания были обычным делом, реплики пронизывали собор: правоверные1 Тринадцать апостолов' Анафема тем, кто учит по -другому'. Как раз во время выступления Хризостома, чьи вызывающие бурный успех тирады ненависти записывали многие стенографы, он сам, правда, часто просил о тишине и разъяснял, что Божий дом не театр, проповедник не комедиант. Однако наслаждались духовные демагоги успехом, даже требовали похвалы, как епископ Павел, или благодарили комплиментами подобно монаху Гесихию из Иерусалима. Августин тоже был чувствительным к рукоплесканиям и опасался их только с ложной стороны - грешников.
Из истории христианства.