Галилеянка | Отправлено в: Пятница, 17 Августа 2018, 13:13 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Известное выражение из ев. от Иоанна 20:23 "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" понимается христианами буквально, и воспринимается как некая особая власть, даруемая исключительно "избранным" и "наделенным духом святым" ученикам Иисуса. Однако без уточнения о каких именно грехах идет речь, данная логия теряет всяческий смысл.
Какие конкретно грехи может прощать человек? Все ли? Неужели даже грехи, совершенные против Б-га и Его воли? Или грехи, совершенные против других людей, которые к прощающему не имеют никакого отношения?
Церковь удачно воспользовалась этим расплывчатым высказыванием Иисуса, создав систему индульгенций, покупая которые человек "освобождался от греха" и получал прощение.
Но с какой бы стати Б-г давал людям власть прощать любые грехи своих ближних, освобождать тех от наказания, и решать кого "спасти", а кого "погубить"?.. Это прерогатива Творца.
Впрочем, есть исключение. Любому человеку (не обязательно верующему или праведнику) действительно дана привилегия прощать ближнему грехи, совершенные исключительно против него. Это выражение высшей справедливости Всевышнего и один из принципов устройства нашего мироздания.
Рав Мендл Калменсон учит:
"Непростительный грех
В Торе упомянуто только одно поколение, которое за совершенные им грехи заслужило наказание (полное уничтожение) и получившее это наказание в виде Всемирного потопа. Ни до, ни после мир не видел такого греха, поскольку было уничтожено все поколение Потопа, которое не было достойно прощения. Насколько это непостижимо? Ведь Б-г, которому мы служим, всегда готов принять раскаяние и простить грехи, не правда ли?(4) И Он является источником прощения…
Противостояние
Ответ на этот вопрос заключается в четком понимании причин, по которым поколение Потопа было истреблено. Почему именно его Всевышний счел самым безнадежным и погрязшим в грехе? Есть ли в иудаизме такой грех, который не заслуживает прощения? В Мидраше сказано(5): грехи людей против Б-га прощаются в Судный день (Йом Кипур). Но грех человека против ближнего своего не считается искупленным и в Судный день до тех пор, пока он не будет прощен тем, против кого грешил. Странно, не правда ли? День Искупления имеет силу над грехами, совершенными против Б-га, но теряет ее, когда речь заходит о наших прегрешениях против людей(6)!
Если бы мы измеряли тяжесть греха, неужели все не было бы иначе? Неужели обида, нанесенная обычному человеку, одному из творений Б-га, была бы серьезнее прегрешения против Б-га — Творца и Владыки Вселенной? Все очень просто. В Судный день Всевышний прощает все грехи, но Он не в силах простить грехи, совершенные не против Него. Он не может простить грехи, совершенные человеком по отношению к другому человеку, не потому, что не хочет этого, а потому, что именно таким образом Он устроил наш мир, в котором у Него нет «полномочий» принимать решения за сотворенных им. Он даровал обиженной стороне ту силу, которой намеренно лишил Себя. И исправить ситуацию может только тот, кто является пострадавшей стороной. Только тот, кто страдал и по отношению к кому была совершена несправедливость, наделен властью прощения — если на то будет его воля(7).
Грешники поколения Потопа совершали преступления не столько против Б-га, сколько против своих ближних. Они грабили и обманывали друг друга. Своим образом жизни они прославляли мошенничество и ложь. Их общество было обречено. В их жизни была одна цель — уничтожить друг друга, и не было у них большей радости, чем несчастье ближнего. А до такого уровня люди не опускались ни до, ни после поколения Потопа. Тем не менее, какими бы порочными ни были люди этого поколения, они все же испытывали угрызения совести. Временами некоторые из них даже пытались решить проблемы, в которых погрязло все общество. Но большинство и слышать не хотело о необходимости изменений. Те, кто искали прощения, были отвергнуты обществом. А когда за прощением приходили уже к ним, они тоже отвечали пренебрежением. В конце концов, несмотря на попытки отдельных людей что-то изменить, результат был тем же: всеобщая ненависть, взаимные оскорбления и вражда. Не сумев получить прощения друг у друга, люди поколения Потопа подписали себе приговор: им не осталось места в мире, где мораль, взаимное уважение и порядочность были жизненно необходимыми вещами. Ибо Всевышний не мог простить тех, кто не добился прощения у людей(8)".
__________________________________________________________ Примечания:
(4) Цитата из Мидраша: у одного царя был сын, который покинул отца и отправился в путешествие на 100 дней. Его друг сказал: «Возвращайся к отцу». Но сын царя ответил: «Я не могу». Затем царь сам послал сыну весть, в которой было сказано: «Иди ко мне, сколько сможешь, а я пойду тебе навстречу». То же самое говорит нам Всевышний: «Вернись ко Мне, и Я вернусь к тебе».
(5) См. трактат «Йома», 85b.
(6) Согласно законам христианства, есть только один грех, который не заслуживает прощения. Вот слова известного католического священника Эдварда Флэннери: «Основной принцип иудейско-христианской морали заключается в том, что искренне раскаявшийся грешник всегда заслуживает прощения. Единственное отличие между иудаизмом и христианством заключается в том, что в Новом Завете упомянут «грех, не заслуживающий прощения», и речь идет о человеке, отрицающем Б-га и, как следствие, лишающем себя шанса быть прощеным людьми». Это мнение в корне отличает христианство от иудаизма, поскольку в иудаизме есть только один грех, который Всевышний не может простить. И этот грех совершается не против Него, но против человека, и за это Творец не прощает грешника.
(7) Однажды Брискский ребе возвращался домой на поезде. Его попутчиками были несколько простых евреев, которые всю дорогу играли в карты. Обратив внимание на то, что раввин не одобряет их времяпрепровождение, один из евреев грубо потребовал, чтобы цадик присоединился к играющим или ушел. Услышав отказ, этот еврей буквально вытолкал раввина из вагона. Приехав в Бриск, невежественный еврей был поражен: на перроне раввина встречала толпа людей. Умирая от страха, еврей бросился к раввину с извинениями, но был отвергнут. Не в силах успокоиться, еврей пытался получить прощение раввина снова и снова. В итоге ему удалось встретиться с сыном ребе, который, удивившись нехарактерному для отца упрямству, согласился помочь. Он пришел к отцу и начал расспрашивать того о законах прощения. Речь зашла о законе, согласно которому человек не должен отказывать в прощении тому, кто попросил об этом трижды. И тогда сын задал следующий вопрос: «А как быть с имяреком, который просил у тебя прощения довольно долго, но ты не простил его?» И раввин ответил: «Я не могу простить его, потому что он оскорбил не меня, раввина Бриска, а простого еврея, за которого он меня принял. Пусть попросит прощения у него».
(8) Несмотря на то, что в этом мире у поколения Потопа не было никаких заслуг, и за свои грехи оно было уничтожено, согласно книге «Зоар», они получили свою долю в Будущем мире, известном также как рай. Но как такое стало возможным? По мнению Любавичского Ребе (Ликутей Сихот, том 3, стр.755), это произошло потому, что люди этого поколения все же сохранили некую мораль и временами чувствовали раскаяние, и поэтому они заслужили долю в Будущем мире. В духовном смысле у них был шанс исправиться, и они заслужили такую награду. Тем не менее они не смогли получить прощение друг у друга и поэтому фактически несли на себе груз всех своих грехов и были уничтожены, поскольку наш мир — это место, где люди должны жить в атмосфере согласия и взаимного уважения. За свои грехи они были уничтожены, но за благие намерения получили долю в Будущем мире.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |