[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Подставление второй щеки, или христианская утопия
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 25 Октября 2016, 22:12 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Иосиф Телушкин пишет:

"Поскольку Иисус в общем исповедовал фарисейский (раввинский) иудаизм, большая часть его учения совпадает с еврейскими библейскими и фарисейскими верованиями. Есть, однако, ряд оригинальных учений, приписываемых Иисусу в Новом Завете, которые отличаются от иудаизма. Конечно, трудно установить, являются ли эти заявления его собственными или лишь приписываются ему.

1. Иисус прощает все грехи. "Сын человеческий обладает властью прощать грехи" (Матфея 9:6). Даже если приравнивать Иисуса к Б-гу (что само по себе является ересью для иудаизма), уже одно это заявление является радикальным отходом от принципов иудаизма. Как уже отмечалось, даже сам Б-г не прощает все грехи. Он ограничивает свою власть и прощает лишь те грехи, которые совершены против Него, Б-га. Как указано в Мишне : "День искупления предназначен для искупления грехов против Б-га, а не грехов, совершенных против людей, за исключением тех случаев, когда пострадавший от грехов твоих был ублаготворен тобою" (Иома 8:9).

2. Отношение Иисуса к плохим людям. "Не оказывай сопротивления злому человеку. Напротив, если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую" (Матфея 5'38-9). И далее: "Возлюби врагов твоих и молись за твоих притеснителей" (Матфея 5:44). Иудаизм, напротив, призывает оказывать сопротивление пороку и злу. Ярким примером тому в Библии является поведение Моисея, убившего египетского рабовладельца за то, что тот издевался над рабом-евреем (Исход 2:12). Вторым часто повторяемым примером из пятой книги Моисеевой является заповедь: "!Рука свидетелей должна быть на нем (злом человеке, творящем зло перед очами Господа Б-га) прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды своей (Второзаконие 7:17). Иудаизм также никогда не призывает возлюбить врагов людей. Это, однако, не означает, вопреки утверждению новозаветного Матфея, что иудаизм призывает ненавидеть врагов (Матфея 5:43). Это означает лишь призыв к справедливости по отношению к врагам. Еврей, например, не обязан возлюбить нациста, как того требовала бы заповедь Матфея. Иисус сам во многих случаях отступал от своих собственных заповедей и принципов (например, в главах Матфея 10'32, 25:41)и, практически, ни одна христианская община за всю историю христианства не смогла полностью следовать принципу "непротивления злу" в повседневном поведении. Принцип непротивления злу не является нравственным идеалом. Лишь одна из христианских групп - свидетели Иеговы - проводит этот принцип в жизнь более или менее успешно. Возможно, поэтому члены общины свидетелей Иеговы, будучи узниками в фашистских концлагерях, были назначены эсэсовцами в качестве парикмахеров. Нацисты верили в то, что свидетели Иеговы не причинят им зла (не прибегнут к насилию), когда будут брить усы и бороды фашистским охранникам и прочим убийцам (см. в книге Эвелин ле Шен Маутхаузен, изд-во Факенхам, Норфолк, Великобритания,1971, стр. 130).

3. Иисус утверждал, что люди могут прийти к Б-гу только через него - Иисуса."Все передано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыт" (Матфея 11:27). Это в корне отличается от иудаизма, где каждый человек имеет прямой доступ к Б-гу, ибо "Б-г с теми, кто взывает к Нему" (Псалом 145:18). В христианстве только верующий в Иисуса может прийти к Б-гу. В иудаизме любой человек может приблизиться к Б-гу, для этого не обязательно быть евреем".


Лично мне хотелось бы особо отметить абсурдность идеи "подставления второй щеки" в ее христианском контексте.

На самом деле, косвенно этот принцип восходит к иудаизму. Рав Моше Сытин пишет: "Безусловно, сама идея «подставить другую щеку», проявляя крайнюю степень смирения, заимствована ранними христианами из иудаизма. Пророк Ирмияу в книге Эйха (Плач Иеремии, 3), скорбя о разрушении Первого Храма, призывает подставить щеку под удар и терпеть боль и осуждение людей: «(26) Благо тому, кто молча ждет спасения Г-сподня. (27) Благо мужу, несущему бремя (заповедей) в юности своей. (28) Пусть одиноко и молча сидит он, ибо Он возложил на него (это бремя). (29) Пусть праха коснутся уста его – быть может есть еще надежда! (30) Пусть подставит он щеку бьющему его, пусть насытится позором, (31) Ибо не покидает Г-сподь навеки (тех, кто надеется на Него). (32) Ибо если и опечалит Он, то и помилует по великому милосердию Своему. (33) Ибо не по (своеволию) сердца Своего причиняет Он страдания и печалит сынов человеческих, (34) Чтобы попирать ногами Своими всех узников земли, (35) Чтобы неправедно судить человека пред лицом Всевышнего, (36) Чтобы несправедливо осудить человека в тяжбе его, – не приемлет (этого) Г-сподь».

Однако, в отличие от христианской интерпретации, еврейские комментаторы видят в пощечине не столько причинение физической боли, сколько моральное унижение (ведь это не столько больно, сколько оскорбительно!). Что речь здесь идет не о физической боли, ясно уже из слов «Пусть подставит он щеку бьющему его, пусть насытится позором…»: подставить щеку для пощечины — это и есть насыщение унижением, о котором говорит пророк. А как обстоит дело с причинением физической боли? Творец желает, чтобы мы позволяли травмировать свое тело? Вряд ли такова Его воля, ведь существует запрет наносить себе физические увечья. Этот запрет называется «баль ташхит» — «не порти» (основан на Втор. 20:19) и распространяется как на имущество, так и на тело человека. Соответственно, если на человека напали, он должен сделать все, чтобы не дать себя покалечить, даже если для этого придется применить силу.

Еврейский Закон разрешает человеку защищаться от физического нападения другого человека, а если последствия могут быть необратимыми, разрешено даже нанести опережающий удар (как, например, в случае подкопа, см. Исх. 22:1). Если при этом было нанесено неизлечимое увечье нападавшему, тот, кто защищался, не оплачивает лечение и т.д., если иначе остановить нападавшего иначе было невозможно (Рош на трактат Бава Кама, глава 3, п. 13). Но даже при моральном унижении молчание, с точки зрения иудаизма, не всегда является правильной реакцией. Если человек смолчит в конфликтной ситуации, в его сердце останется обида, которая очень часто развивается в скрытую ненависть. В таких случаях Тора предписывает открыто заявить о своих претензиях обидчику, не держать гнев в себе. (Существуют определенные правила, как следует упрекать, чтобы упрек пошел на пользу, а не во вред). И это — заповедь: «Не ненавидь брата твоего в сердце твоем; ты увещевай ближнего твоего…» (Левит 19, 16-17).

Кроме того, как пишет Сефер а-Хинух, не может быть, чтобы Тора обязала нас молча глотать оскорбления, поскольку это противоречит человеческой природе, а также позволяет окружающим воспринимать обвинения как правомерные. Поэтому, заключает Сефер а-Хинух, Тора запрещает инициировать конфликт, но не предписывает молчать в ответ на открытое унижение. Однако, даже защищаясь от неправомерных обвинений, защищая свою честь, следует вести себя максимально достойно, чтобы не опуститься до уровня банального скандала. Если же человек опасается, что, если начнет отвечать, эмоции овладеют им и он не сможет вести разговор достойно, то лучшим выходом будет промолчать, хотя это, согласно Сефер а-Хинух, — не заповедь, а только «мидат хасидут» (так нормально поступать тем, кто достиг очень высокого уровня праведности; на этом уровне самоотречение практикуется и в тех случаях, когда оно не является обязанностью).

Что же касается стиха в книге Эйха — о том, чтобы подставить щеку и насытиться позором, — то это также, скорее, «мидат хасидут», уровень, не предназначенный для всех и каждого. В этом случае в процессе долгой работы по развитию смирения человек перестает ощущать даже малейшую обиду, когда его унижают и позорят. А по мнению Альшиха, в Эйхе говорится о том, как надо переносить страдания, посылаемые Творцом. Эти страдания пророк аллегорически называет пощечиной. Страдания же, причиняемые человеком, в этом контексте не рассматриваются
".

А теперь вернемся к христианскому "непротивлению", контекст которого абсолютно не оговаривает те ситуации, в которых должен действовать этот принцип. Пример: "к христианину на улице подходит грабитель, отбирает у него кошелек и бьет его. Вместо того, чтобы дать отпор, христианин поворачивается к нему и подставляет вторую щеку для удара". Казалось бы, он проявляет любовь и смиренномудрие... Но так ли это на самом деле? Во-первых, проявляя любовь к вору, отнявшему у него деньги, которые предназначались его детям или близким, он обокрал их (своих детей или близких). Во-вторых, не дав отпор, он сам косвенно превратился в соучастника преступления. В-третьих, не остановив вора, он способствовал тому, что и другие люди станут жертвами грабежа и получат ущерб. Христианин, "подставляя вторую щеку", лишь способствует умножению зла, во всех смыслах этого слова.

Итак, к подобному мог призывать лишь тот, кто абсолютно не разбирается в человеческой психологии и духовных законах мироздания. По сути, в основе данного принципа лежит идея... нет, не всеобщей любви, а всеобщей безнаказанности, которая, как известно, приводит к умножению преступлений. Непротивление злу насилием порождает еще большее насилие и беспредел!

Когда человек, применяющий физическое или моральное насилие над ближним, не получает соответствующий отпор, он полностью уверяется в собственной правоте и вседозволенности. Как говорится, распоясывается всё больше и больше. Таким образом, грешат уже два человека - тот, кто проявляет непосредственное насилие, а также тот, кто не препятствует этому насилию всеми возможными способами, т.е. вместо того, чтобы "подставлять вторую щеку", не ставит противника на место (в рамках допустимого Торой, безусловно).

В этой связи, Петер Аппел пишет: "В чем же основная причина сложившегося в мире катастрофического положения? Причин много, но, с моей точки зрения, основная и главная сформулирована еще в Торе: «Милосердный к жестоким - жесток к милосердным». Евреи это усвоили давно. Думаю, сегодня основная причина деградации и начавшейся гибели цивилизации в том, что вытекает из этого положения — в ложном понимании людьми понятия гуманизма, ложном понимании либерализма, ложном понимании политкорректности, ложном понимании, что такое сама цивилизация, ее подмены пустословной глупой образовальщиной, противоречащей природе человека и всего живого. С грязной водой выплеснули и ребенка. Жизнь - это борьба за существование. Такова природа человека - почитайте социобиологию. Добро само по себе с неба не падает. Добро - это борьба со злом. Тот кто хочет избежать этой борьбы, пытаясь добиться добра трусостью, одним увещеванием, уступками, закрыванием глаз, подставлением щек — занимается самообманом, витает в розовых воображаемых облаках мечтаний, а на деле преступник, поскольку только способствует распространению зла на земле и его победе. Учение, согласно которому если тебя ударили по одной щеке, подставь другую - утопия, не соответствующая природе человека, очень вредная утопия. Оно порождено в значительной степени осознанием, что жизнь одна, неповторима, и поэтому ради нее человек может идти на все. Ради ее сохранения, улучшения, личного удовлетворения (что прагматично), ему все средства хороши, всё допустимо: и подставлять другую щеку, и нарушать 10 заповедей, и быть подлецом..."

Человек, подставляющий "вторую щеку" - не умножает добро, а культивирует зло! Он практически такой же преступник, как и тот, кто бьет его по щеке. Возможно, сегодня злодей только бьет, а завтра, если его не остановить - начнет убивать.

Лично я уверилась в абсурдности этого принципа именно в результате как личного общения с христианами, так и стороннего наблюдения за их поведением. Даже светский, нерелигиозный сегмент человечества давно пришел к осознанию того, что попустительство никогда до добра не доводило.

Главный же парадокс, и главная беда в том, что именно поведение христиан, носителей принципа "поставления щеки", абсолютно не вписывается в этот концепт ни с какого боку. С одной стороны, их скудные попытки "подставить щеку" приводят лишь к беспределу и умножению зла (человек, позволяющий относиться к себе как к груше для битья будет считаться "лохом", а его противники будут распоясываться еще сильнее). А с другой стороны, многовековая тактика агрессивного поведения христиан по отношению к оппонентам (даже из числа собратьев) просто не позволяет им "подставлять вторую щеку" своим, раньше физическим, а ныне - идеологическим противникам. Но это тоже не выход, поскольку "отпор" должен производиться исключительно в рамках заповедей Торы, которыми христиане не руководствуются, проявляя чрезмерную и недопустимую агрессию и унижение оппонентов.

"Мораль сей басни": принцип "подставления второй щеки" увеличивает число преступлений и преступников.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
MalkaОтправлено в: Среда, 26 Октября 2016, 00:17 | Сообщение № 2

Постоянный участник
Сообщений: 5
C нами с 27 Июня 2014
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Приведу цитату из книги рава Арье Каплана.
"Личность Иисуса привлекает многих людей. Даже если христианская теология неприемлема для них, сам Иисус внушает доверие. Ведь он проповедовал любовь и мир. В его короткой, но яркой жизни воплотились величайшие идеалы гуманизма и справедливости.Однако такая идеализированная оценка никак не вяжется с многочисленными преступлениями, совершенными в его честь. Как могли, например, крестоносцы грабить и уничтожать целые общины, прикрываясь его именем? Как могла инквизиция жестоко пытать тысячи людей и убивать их во славу человека, более других почитавшего заповедь, приведенную в еврейской Торе — «люби своего ближнего, как самого себя»? Откуда взялись такие вопиющие противоречия?На самом деле гуманистические идеи Иисуса попирались не только его последователями, но и им самим. Христиане любят показывать нам идеальный образ своего учителя, но при внимательном чтении Евангелий этот идеал рассеивается, как дым. Приведем несколько примеров.Ученик Иисуса, Лука, цитирует одно из популярнейших наставлений Иисуса (6:29): «Если кто ударит тебя по одной щеке, подставь ему другую». Красивая идея. Жаль только, что сам Иисус не придерживался ее. Когда один из приближенных Первосвященника ударил его, он не подставил другую щеку. В Евангелии от Иоанна (18:23) описана совсем иная реакция на ту пощечину: «Если я сказал дурное, свидетельствуй об этом в суде. Но если я говорил правильно, то почему ты ударил меня?» Как видим, никакого смирения и покорности обидчику, — вопреки всему, что он сам проповедовал. Имя такому поведению — лицемерие.На протяжении всей мировой истории одни лишь евреи «подставляли другую щеку», но отнюдь не христиане.В так называемой Нагорной проповеди Иисус наставлял свою паству (Матфей 5:43): «Возлюби врагов своих, благословляй проклинающих тебя и делай добро ненавидящим тебя». Очень хорошие слова. Особенно, если подтвердить их собственным примером. Но стоило речи зайти о личных врагах Иисуса, он провозглашал прямо противоположное (Лука 19:27): «Возьмите врагов моих, которые не желают моей власти над ними, приведите их сюда и убейте их передо мной».Иисус убеждал других не мстить. Но сам игнорировал эту заповедь (Иоанн 11:39): «Я пришел в мир для суда. Я могу вернуть зрение слепому, но я ослеплю зрячего».Как приятно верить в Иисуса, проповедовавшего мир и любовь! Особенно, когда он говорит (Матфей 5:22): «Всякий, кто таит гнев на брата своего, пусть предстанет в суде… Даже если он лишь смеется над ним, отвечать за это будет в геенне огненной». Но ситуация резко меняется, когда сам Иисус подвергается испытанию. В Евангелии от Матфея (10:34) он заявляет: «Не думайте, будто я пришел принести мир людям. Я пришел не с миром, а с мечом».«В Нагорной проповеди Иисуса есть и такие слова (Матфей 5:43): «Вас прежде учили любить ближнего своего и ненавидеть врага своего. Но я говорю вам: возлюбите врагов ваших и благословляйте проклинающих вас». Не занимаясь вопросом, кто, кого и когда учил ненавидеть врага и что под этим понимается, обратим внимание на любовь, о которой тут проповедует основатель христианства. Любовь и всепрощение, провозглашенные Иисусом, плохо вяжутся с пламенной ненавистью «учителя» к тем, кто отказывался признать его. В Евангелии мы видим все ту же древнюю, как мир, жажду мести, присущую всем смертным.Между тем, в еврейской Торе (Ваикра 19:18) прямо сказано: «Люби своего ближнего, как самого себя». Эта заповедь столь важна, что раби Акива назвал ее основополагающим принципом Торы. Тем не менее, несмотря на то что она была получена евреями более чем за тысячу лет до рождения Иисуса и открыто провозглашалась евреями во все времена, многие приписывают ее основателю христианства. Пришел — и стал автором!»
 
лэванбанОтправлено в: Понедельник, 09 Января 2017, 22:47 | Сообщение № 3

Участник
Группа: христиане
Сообщений: 179
C нами с 08 Января 2017
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Цитата Галилеянка ()
Человек, подставляющий "вторую щеку" - не умножает добро, а культивирует зло! Он практически такой же преступник, как и тот, кто бьет его по щеке. Возможно, сегодня злодей только бьет, а завтра, если его не остановить - начнет убивать.Лично я уверилась в абсурдности этого принципа именно в результате как личного общения с христианами, так и стороннего наблюдения за их поведением. Даже светский, нерелигиозный сегмент человечества давно пришел к осознанию того, что попустительство никогда до добра не доводило.

странно. как не повернись, христиан обвиняют. то в "необузданной агрессии". то в "попустительстве злу".

христианин это не валенок для биться, пропитанный мазохизмом. не этому Йешуа  учил.

недавно слушала рава Элиэзера Ксидо. что же,  гармоничное толкование. насчет разницы прощения и "всепрощенчества".

духовная зрелость позволяет пройти по лезвию. не заваливаясь из милосердия в попустительтво злу.а из суждения (распознавания) в осуждение.

а мягкосердечие не конфликтует с твердостью (твердого духом Ты хранишь в совершенном мире) и нонконформизмом.


Отредактировал/а: лэванбан - Понедельник, 09 Января 2017, 22:48
 
ujifОтправлено в: Четверг, 27 Февраля 2020, 00:16 | Сообщение № 4

Постоянный участник
Сообщений: 116
C нами с 26 Июля 2018
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Цитата Malka ()
Ученик Иисуса, Лука, цитирует одно из популярнейших наставлений Иисуса (6:29): «Если кто ударит тебя по одной щеке, подставь ему другую». Красивая идея. Жаль только, что сам Иисус не придерживался ее.
Цитата Malka ()
В Евангелии от Иоанна (18:23) описана совсем иная реакция на ту пощечину: «Если я сказал дурное, свидетельствуй об этом в суде. Но если я говорил правильно, то почему ты ударил меня?» Как видим, никакого смирения и покорности обидчику
Ни в коем случае не хочу защищать нз или вставать на сторону кого-либо из евангельских
персонажей. Мои рассуждения также , не попытка реабилитации всех противоречий и
явного бреда в нз.
Для меня однозначно - нз к богодухновенности , никакого отношения не имеет,
не имело и пору своей первой молодости , если такая вообще была.

Однако, на мой взгляд, противоречие в приведенных отрывках может быть мнимым,
Пытающиеся заниматься толкованием цитат, иногда не знают или "забывают" некоторые правила -
нужно ответить для начала,на некоторые простые вопросы :
Кто и кому говорил, при каких обстоятельствах , время и место,
о чем был разговор т.д.

Предположим, что мы в данном случае, говорим о Йешуа кот. сказал в ев. по мф. гл. 5 ст.17,
что не пришел нарушать закон а исполнять его и не соврал, а все
"новаторства" приписанные ему в отношении Торы - ложь его последователей.

На суде иисус поступает по Торе. Хотя он и находится на суде у язычников,
он требует к себе уважительного отношения.

В евангелиях иногда приводятся только тезисы -
кратко сформулированные основные мысли в одном предложении,
Хорошим примером в этом отношении,могут послужить  Притчи.

Не думаю, что подставление другой щеки , было высказано
для обязаловки на все случаи жизни. Ведь никто не думает, что
заповедь "не убей" , касается вообще всякого неубийства.
Это мог быть вывод сделанный из совершенно конкретной ситуации.
Например, поссорились 2 друга или хорошие знакомые. Один дойдя
до точки кипения ударил другого по лицу.
Возможны несколько вариантов развития событий :
найти свидетелей и потащить драчуна в суд,
дать сдачи,
а можно и сказать обидчику : "послушай,друг , я наверно много обиды
нанес тебе и получил по морде заслуженно, поэтому если это успокоит
тебя, ударь меня и по другой стороне лица , для симметрии".
Ведь и после суда и всех компенсаций положенных за оскорбление,
обида может остаться , а так , возможно человек одумается,
искренне попросит прощения и дело закончится миром.
Поэтому , не в качестве обязательного правила а как вариант,
в некоторых случаях ,можно подставить и другую щеку.

Выражение "ударить по другой щеке" , могло быть также и аллегорией - иносказанием.


Отредактировал/а: ujif - Четверг, 27 Февраля 2020, 00:20
 
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 26 Мая 2020, 19:41 | Сообщение № 5

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Ева Левит

О Толстом, Иисусе и Рамбаме.

По странному стечению обстоятельств за последние дни ко мне обратились несколько людей с одной и той же темой. О подставлении другой щеки в учении Христа и выросшей из нее теории непротивления злу насилием ищущего истину графа. И раз уж эта тема поднялась в приватных беседах, выношу полезный осадок сюда.

Начнем с того, что Толстой, прилежно изучавший еврейские источники в оригинале (на иврите), допустил фундаметальную ошибку, из которой и проросли семена ошибочной философии. Он сопоставил Ветхий и Новый Заветы и обнаружил, что в последнем по отношению к первому есть только одна новаторская идея, лишь одна мысль, которой не было в первоисточнике (я, кстати, прекрасно понимаю Толстого, ибо сама занимаюсь тем же самым - только в области кинопродукции). Так вот, в этом-то и суть: то ли знания иврита не оказалось достаточно, то ли прилежания (тем более, что традиционные переводы Библии на русский тоже могли вполне в этом вопросе подсобить), но Толстой не замечает, как еврейские тексты буквально вопиют с целью опровержения его оплошности.

Вот возьмем, например, печальный свиток "Эйха" (его читают 9 ава) (моё прим. Плач Иеремии) и обнаружим там следующее: "Благо тому, кто молча ждет спасения Г-сподня... Пусть подставит он щеку бьющему его, пусть насытится позором" (Эйха; 3:26-30). Ну, не явный ли это первоисточник иисусовой фразы и заодно теории о непротивлении злу? Или вот еще, чуть менее яркий, но тоже очевидный текст - на этот раз у пророка Йешаяу (моё прим. Исайи): "Спину свою отдал я побивающим и щеки свои – вырывающим волосы, лица своего не закрывал от поруганий и оплевывания" (Йешаяу; 50:6).

Иными словами, будь Толстой внимательней, он бы не стал утверждать, что новаторство Иисуса только в этом, ибо и в этом основоположник новой религии - лишь пересказчик сказанного ранее. То есть мы, конечно, можем быть благодарны Толстому за то, что он опроверг все иные "новшества" "нового" учения, но сам зато возвел подставление щеки в абсолют. Не послушав при этом, что говорил Рамбам.

И тут мы переходим ко второй части - к месту идеи о подставлении щеки именно в еврейском учении. Итак, Рамбам с его предписанием человеку во всем придерживаться золотой середины. Что не подразумевает, что середина - всегда хорошо, а середнячки правят миром. Нет, тут концепция поглубже. Вот представьте себе, что вам назначена важная встреча на площади, а площадь большая, и точное место не указано. Где вы встанете? Правильно, посередине. Чтобы быть равноудаленным от любого входа на площадь, с какой бы стороны не приблизился ваш визави. Это же самое имеет ввиду и Рамбам, но в духовных аспектах. Приучить себя придерживаться середины в эмоциях и качествах. Не быть, например, ни транжирой, ни скупердяем, чтобы в какой-то важный момент либо отдать огромную сумму на благое дело, либо с легкостью отказать шарлатану от подаяний.

И тот же самый принцип работает при столкновении с толстовским "злом". Иногда, в педагогических целях и в зависимости от ситуации, да, стоит подставить другую щеку (как сам Толстой прекрасно описал в "Фальшивом купоне"), но иногда, наоборот, надо дать обидчику по морде, и как можно сильнее, ибо только так мы остановим мерзавца и созданную им цепочку злых деяний.

Увы, теория о непротивлении злу насилием ущербна, ибо она однобока. А все почему? Ну, не дочитал ее автор Танах. А вы читайте!


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz