БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ Маршрут Исхода. Подводный мост и пресечение красного моря евреями
Место пересечения Красного моря
Из книги Ветхого Завета Исход, известно что после того, как "ангел смерти" посетил Египет, израильтянам было разрешено уйти, и они все оставили свои дома в земле Раамсес или Гесем и вышли оттуда ночью.
Как они смогли покинуть пределы Египта столь быстро?
Египет является чрезвычайно протяжённым с юга на север, но с запада на восток он достаточно узок. Израильтяне оставили Раамсес и собрались в Сокхофе, который находился совсем рядом, но в то же самое время, вне границ Египта.
«И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» (Исх. 12:37).
Где был Сокхоф?
Сокхоф должен был быть достаточно большим местом для расположения огромного количества людей и их стад. Место, называемое Тару (Tharu, T'aru, Takut) совершенно соответствует описанию Сокхофа.
"Суэцкий перешеек имел самое большое значение также и с военной точки зрения - это место было несомненно укреплено уже в очень ранние времена. Вероятно здесь располагалась большая крепость Тару (T'aru), часто упоминавшаяся как отправная точка для экспедиций в Сирию…". "Жизнь в Древнем Египте", Адольф Эрман, стр.28.
Она расположена около дельты Нила (земли Раамсес или Гесем), где Израильтяне и жили, а также была местом, где египетская армия собиралась в подготовке к военным походам на север.
Армии Египта состояли из большого количества людей, лошадей и колесниц; и это требовало большой области, чтобы собраться должным образом. Моисей хорошо знал Тару, которая, как полагают, является библейским Сокхофом, так как он служил египетскому фараону военачальником, и именно здесь он организовывал армии для военных походов. И вполне вероятно отсюда израильтяне отправились в Ефам.
Где был Ефам?
«И двинулись [сыны Израилевы] из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни» (Исх. 13:20).
Ефам был «в конце пустыни». Что это была за пустыня?
«Когда же фараон отпустил народ, Бог не повёл [его] по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет. И обвёл Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю…» (Исх. 13:17,18). Буквальный перевод: «через пустыню Красного моря».
Это была пустыня Красного моря - гористая земля центральной и южной части Синайского полуострова. Это был так называемый "южный маршрут", который в то время вполне обычно выбирали торговые караваны и армия. Этот маршрут был выбран из соображений безопасности, в отличие от другого маршрута по побережью, где обитали филистимляне.
Чтобы "заблудиться в земле", они должны были бы путешествовать через область горных ущелий (каньонов), которые должны были окружать их. И такой путь должен был вывести их к месту пересечения Красного моря. Зная это, Рон искал область, которая заканчивается пляжем или берегом моря, который должен быть достаточно большим, чтобы вместить возможно 2 или 3 миллиона человек с их стадами. Он нашёл пляж огромного размера в Акабском заливе в Нувейба, и единственный проход к нему был через систему каньонов длиной 18 миль (~29 км).
От "Ефама, в конце пустыни", они изменили направление своего движения (обратились) от пути, который проходит вокруг северного побережья Акабского залива Красного моря, и пошли на юг, через систему каньонов, что, должно быть, показалось им бесконечным лабиринтом. Петляя налево и направо, они могли идти только в одном направлении и по единственной дороге, через которую каньон ведёт к огромному пляжу.
Где находится место пересечения Красного моря?
радиционно считается, что место перехода через Красное море находилось в районе Суэцкого канала. Однако, никаких гор там до существующего момента так и не было обнаружено. В отличие от библейского описания, местность там равнинная. Теория перехода в районе Суэцкого канала была популярна ещё и потому, что Синайский полуостров традиционно считался местом нахождения горы Синай. И опять это противоречит Библии, которая говорит, что гора Синай находится в Аравии (Гал.4:25).
Рон Уайетт нашёл пляж в Акабском заливе, на котором легко могли разместиться множество людей с их стадами, а также армия фараона. Но есть другой интересный факт об этом месте.
Иосиф Флавий даёт дополнительную информацию в его книге "Иудейские древности", книга 2, глава 15.
Говоря о преследовании израильтян армией фараона, он пишет:
«И вот они отрезали все пути, по которым, по их расчетам, могли бы бежать евреи, и заключили последних между недоступными скалами и морем. Дело в том, что к самому морю [в том месте] подходит совершенно недоступная, почти отвесная гора, мешающая какому бы то ни было бегству. Таким образом, египтяне замкнули евреев в пространстве между горой и морем и заняли своим лагерем выход отсюда на открытую равнину».
Когда Рон Уайетт первоначально посетил это место в 1978 г., тогда можно было видеть как горы на южном окончании пляжа вплотную подступают к морю и не было никакого прохода на юг.
онечно, израильтяне не могли повернуть назад, так как их преследовало египетское войско. Бог привёл их именно к тому месту, где Он мог избавить от руки фараона. "Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне; ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки: И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левой сторону" (Исх.14:13, 21-22)
Рон нашел части колесниц ныряя в воду на южном окончании пляжа в Нувейба. Это подтвердило предположение, что израильтяне пересекли море в этом месте пляжа.
Армия фараона вышла из того же самого каньона, который является единственным входом на пляж.
Этот каньон расположен по центру пляжа, и как только армия вступила в эту область, единственным путём спасения израильтян было уйти на юг. Но горы на юге вплотную подступают к морю, поэтому они не имели никакого пути спасения, как им это казалось.
Пи-Гахироф, Мигдол и Ваал-Цефон
«Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря» (Исх. 14:2)
Когда Бог дал Моисею эти повеления, очевидно, что Моисей знал, где находились эти места.
На северном окончании пляжа находятся останки древней египетской крепости, которая не давала израильтянам отступать на север, когда они вошли в эту область. Эта крепость была ещё одним свидетельством, что во владения Египта входил весь Синайский полуостров.
Поскольку они были между Мигдолом и морем, Мигдолом назывались либо горы на западе, которые являлись естественным барьером, ограничивая их пребывание на пляже, либо это, возможно, была дозорная вышка, которые устанавливались египтянами на вершинах тех гор.
Египтяне действительно имели дозорные посты на всём протяжении Синайского полуострова, и наиболее вероятно имели его здесь, чтобы следить за судами, прибывающими в Акабский залив.
Это исторически подтверждено, что они передавали сообщения от одной до другой дозорной вышки, используя отражённый солнечный свет днём и огонь ночью. Фактически, это вполне может быть то, как фараон узнал точно, каким путём Моисей повёл людей.
На противоположном берегу в Саудовской Аравии, точно напротив того места, где они вступили в море, находится другая древняя структура. В полном одиночестве на берегу располагается мадианитянская крепость, посвящённая Ваалу, и мы полагаем, что это был Ваал-Цефон. То, что Бог повелел поставить стан у моря напротив него и пред ним, может означать - поставить стан напротив этой крепости, располагавшейся на другом конце залива.
Часто задают вопрос: "Как может быть этот участок реальным местом пересечения, ведь он находится слишком далеко, чтобы так быстро добраться до него из Египта"?
Но в 1967 г. Моше Дайан прошёл пешком со своими отрядами из Нувейба (места пересечения) до городу Суэц (около древней крепости Тару, библейский Сокхоф) за шесть дней. И они разбивали лагерь ночью.
Израильтянам повелели есть пресный хлеб в течение семи дней – указание на то, что они будут путешествовать весьма быстро без разбивания лагеря в течение семи дней.
«Семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день - праздник Господу; пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта» (Исх. 13:6-8).
Израильтяне не останавливались и не располагались лагерем каждую ночь, как делали отряды Моше Дайана, они шли днём и ночью:
«Господь же шёл пред ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днём и ночью. Не отлучался столп облачный днём и столп огненный ночью от лица народа» (Исх. 13:21,22)
С изумительной помощью Бога, этот массивный наплыв людей шёл организованным способом день и ночь с большой скоростью. В священном писании как символ скорости используется орёл:
«Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе» (Исх. 19:4)
"Красное море"
Название "Красное море" относится ко всем частям этого моря – как к Суэцкому, так и к Акабскому заливам.
«И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской» (Исх. 13:18)
Буквальный перевод этого текста говорит о том, что эта "пустынная дорога" означает "пустыню Красного моря" - землю между двумя рукавами Красного моря.
Подводный мост
По какому-то совпадению именно в этом месте, на глубине 6-7 метров от Нувейбы через весь залив тянется подводный мост. прорезанный сейчас фарватером, отмечают гидрологи. В библейские же времена риф был выше, но в течение тысячелетий его разрушили землетрясения, свойственные этому региону, поясняют исследователи.
Типичные для Акабского залива 2500-метровые скалы обрамляют его берега и уходят прямо в воду. Залив имеет две глубокие впадины: на севере (примерно 900 м глубиной) и на юге (приблизительно 1900 м глубиной).
Если бы израильтяне попытались перейти Акабский залив где-нибудь ещё, они столкнулись бы с чрезвычайно крутым спуском на глубину примерно в 5000 футов (~1500 м). Со всеми своими животными и фургонами эта задача была бы практически неосуществима.
Существует карта, составленная Дж. К. Холлом и З. Бен-Авраамом в Израильском Геологическом Исследовательском Обществе. Она основана на последних данных и может являться подтверждением двух фактов: наличие широкого подводного моста между полуостровом Нувейба и саудовским берегом; и его незначительный уклон. Информация, предоставляемая этой картой, согласуется с измерениями, сделанными подводной камерой, и данными, сообщаемыми русской картой, несмотря на то, что исследования израильских учёных производились с большей тщательностью и на большей глубине.
Последние указывают, что максимальная глубина изучаемого участка составляет приблизительно 800 м. Следует отметить, что линии очертания морского дна были очерчены учёными, исходя из многих показателей, поэтому на предполагаемом участке пересечения залива вполне могли быть и более мелкие области. На основании данных, полученных израильскими учёными, подсчитываем, что уклон дна у западного берега составляет 12%, а у восточного - 15% (70).
Эти факты означают, что если с этого участка убрать воду и высушить донный песок, то подводный мост шириной 2 км и длиной 15-20 км, станет путём, пригодным для перехода большого количества людей. Расчёты степени уклона дна приближены к параметрам, предписываемым при сооружении пандусов для инвалидов. Уклон дна этого участка Акабского залива изменяется от 22 до 150 м на один километр (или от 2 до 15 см на каждый метр). Учитывая, что подводный мост очень плоский и не имеет препятствий, по нему вполне возможно пересечь залив поперёк. Исходя из содержания текстов Библии и трудов Иосифа Флавия, можно заключить, что морское дно действительно было очень ровным и характеризовалось отсутствием препятствий.
Принимая во внимание разные версии степени наклона дна, заключаем, что если израильтяне двигались по прямой, то им пришлось пройти от 14.5 км до 22 км.
Колёса колесниц
«И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом…» (Исх. 14:24,25)
В 1978 г., во время первого посещения Роном этого участка, ныряя в море он нашёл останки колесниц. Они не были в отличном состоянии и требовали более тщательного изучения. Все они были охвачены кораллами, которые мешали их ясно рассмотреть, но вероятно, коралл был тем средством, который Бог использовал с целью сохранить их до наших дней.
В марте 1998 г. один исследователь из группы Рона несколько раз погружался с аквалангом в этом месте и сфотографировал останки колеса от колесницы с 4 спицами и поднял со дна человеческие кости, множество которых рассеяно по морскому дну. Один экземпляр был доставлен в отделение Остеологии Стокгольмского Университета, и после анализа было доказано, что это правая тазобедренная кость, принадлежащая когда-то человеку. Хотя трудно определить её возраст, но очевидно, что она древних времён. Рост человека был определен в 165-170 см, и кости были заменены минералами (окаменели). Они покрыты небольшим количеством обросших на них кораллов. Также, он видел спуск у южного конца подводного моста из грунта. Он также видел расчищенную от камней дорогу на дне, которую расчистили израильтяне, чтобы перейти через Красное море, и которая вела от берега и спускалась в море. Израильтяне должны были устранить с пути все камни, чтобы расчистить проход для своих фургонов.
Значение колёс
Значение колёс имеет чрезвычайное значение к датировке Исхода и определения какая династия была вовлечена в это. Тогда, в конце 70-ых, Рон поднял со дна центр колеса, которое имело останки 8 спиц, направленные от центра наружу. Он отвёз это в Каир, в офис Нассифа Мохаммеда Хассана, директора египетского музея античности, с которым Рон работал. Господин Хассан исследовал это и немедленно заявил, что этот антиквариат имел происхождение во время 18-ой династии древнего Египта.
Когда Рон спросил его, как он это узнал, то господин Хассан с готовностью объяснил, что колёса с восемью спицами использовалось только в течение 18-ой династии.
Это конечно ограничило дату Исхода временем правления 18 династии. Исследуя египетские колесницы, Рон скоро обнаружил факт, что египтянами использовались колёса с 4, 6 и 8 спицами, и такие колёса он также находил на дне Красного моря. Но находка колеса с 8 спицами, определяет Исход во время правления 18-ой династии, что согласовывается с многочисленными источниками на эту тему.
Найдено также четырехспицевое колесо с золотым покрытием хорошо различимо на дне залива. Его диаметр составляет примерно 1 м. Колесо имеет четыре спицы и является деревянной рамой, полностью покрытой золотом. Найденное колесо представляет крепкую конструкцию и было скорее частью боевой колесницы или транспортной повозки, нежели церемониальной кареты, наподобие тех, что помещали в гробницы. Следует отметить, что до сих пор такие колёса находили только в гробницах фараонов.
Позолоченное колесо на дне залива было частью колесницы, двигавшейся сзади войск и возможно принадлежавшей жрецу. Офицеры и фараон, чьи повозки также имели позолоченные колеса, как правило, ехали впереди армии.
по материалам сайта http://home.lipetsk.ru/~wyatt/
Россия. Ученые утверждают, что Библейское предание о чудесном переходе евреев через Чермное море имеет научное обоснование
Санкт-Петербург, Россия, 14 января, Newsru.com – Описанный в Ветхом Завете переход Моисея и евреев через расступившееся перед ними Чермное море может быть объяснен с точки зрения современной науки. Израильтян могли перейти из Египта на другой берег через Суэцкий залив Красного моря, отделяющий Синайский полуостров от Африки, утверждают научные сотрудники Санкт-Петербургского филиала института Океанологии РАН Наум Вольцингер и Алексей Андросов. По их мнению, именно там находилось библейское Чермное море.
На глубине 6-7 метров в северной, узкой части Суэцкого залива расположен поперечный риф, прорезанный сейчас фарватером, отмечают гидрологи. В библейские же времена риф был выше, но в течение тысячелетий его разрушили землетрясения, свойственные этому региону, поясняют исследователи.
Расчеты, проведенные учеными для конкретного участка Суэцкого залива и прилегающей части Красного моря, показывают, что под действием отлива и ветра, дующего со скоростью 33 м/сек, уровень воды над рифом за 9 часов может опуститься до 20 – 25 см. При этом происходит полное осушение оконечности залива перед рифом. Ученые установили, что после ослабления или прекращения ветра рифовая отмель шириной 2-3 километра останется обнаженной около четырех часов, что позволяет беспрепятственно перебраться на восточный берег залива. Вероятность такого обнажения суэцкого рифа ничтожно мала, подобное происходит раз в 50 тысяч лет.
Возможно, что событие, изложенное в библейском повествовании, пришлось как раз на это время. Израильтяне успели перейти море, а преследовавшие их египтяне со своими колесницами немного опоздали. Колеса колесниц увязли в грунте, и на них через некоторое время обрушилась крутая возвратная волна прилива.
Эта теория изложена в статье «Моделирование гидродинамической ситуации Исхода», опубликованной в «Известиях РАН», сообщает ИТАР-ТАСС.