[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Научное познание в реальном мире. Еврейский взгляд
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 09 Июля 2016, 07:05 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Глава из книги Биниамина Файна "Вера и Разум":

До сих пор мы говорили об абстрактном, воображаемом мире, мире философов, который является плодом попытки реконструировать мир без божества. Пользуясь языком приведенной выше притчи (1:6) это попытка объяснить физический мир, в котором нет света. Сотворение мира с физической точки зрения – это сотворение из абсолютного ничто. Это, безусловно, соответствует мировоззрению Рамбама («Наставник колеблющихся», часть 2, глава 3) и другим еврейским источникам, но в этих источниках присутствует еще один существенный компонент: Божественное начало.

Мы узнаём о еврейском взгляде на миропонимание уже в том описании сотворения мира, которое содержится в книге Берешит. Бог сотворил мир высказываниями (Авот, 5:1): «Десятью изречениями был создан мир».

Чему это нас учит? Тора рассказывает, что мир сотворен десятью высказываниями для того, чтобы научить нас, что мир наделен смыслом, и, несмотря на то, что мы способны в принципе достичь некоего частичного понимания этого смысла, но реализация этой способности зависит от желания Всевышнего, от Его открытия нам с тем, чтобы частично научить нас смыслу мира.

Источником нашего знания о действительности является высказывание Всевышнего, мысль Всевышнего. В словосочетании «сотворен высказываниями» кроется смысл: способность, возможность, потенция понимания. Всевышний превращает «высказывания» в действительность: «И сказал Бог: да будет свет, и стал свет» (Берешит, 1:3). Это значит, что суть действительности доступна пониманию. Действительность реальна и к тому же рациональна. В Торе процесс сотворения представляет собой не что иное, как явление порядка из хаоса. Бог сотворил порядок и упорядоченность.

Какая альтернатива существует еврейскому подходу, согласно которому источником действительности является Бог, Его слово, Его высказывание? Материалистический взгляд видит источник всего в материи. И если так, то нет причины предполагать, что мир будет нам понятен, и нет также причины, чтобы в этом мире существовал порядок, нет причины, чтобы он был разумен.

Светская, но более умеренная, дуалистическая позиция – это версия трех миров К.Поппера, но и она не решает проблемы научного познания и возможности понять мир (как мы видели выше). Дело в том, что в мире, составленном из трех миров – 1, 2 и 3 – мира вещества (мир 1), внутреннего мира человека (мир 2) и мира объективного знания, который является продуктом человеческих мыслей (мир 3) – сама возможность нового творения чего-то из ничего не существует в этом мире и, если такая возможность на самом деле существует, то она является чудом (что-то возникает из ничего) и находится в прямом противоречии с секулярным подходом.

Мы приходим к выводу, что в том, что касается постижимости (возможности понимания) мира, светские подходы разного рода не являются разумной альтернативой иудаизма.

В первый день творения не было создано ничего, за исключением отделения света от тьмы. Это говорит о том, что свет имеет особое значение в Танахе, он занимает в нем специальное место. Свет – это не только физический объект (хотя у него есть и эта сторона): «И увидел я, что есть превосходство мудрости над глупостью, как превосходство света над тьмой» (Коѓелет, 2:13). «Новый свет над Ционом воссвети, и удостоимся мы все вскорости Его света, Благословен Ты, Всевышний, создающий светила» (утренняя молитва). В изречениях мудрецов образ света передает смысл прояснения и понимания действительности.

«Рабби Иеѓуда говорит: Свет сотворен сначала, а после этого – мир. Это подобно царю, который вознамерился построить дворец в темном месте. Что он сделал? Зажег свечи и фонари, для того, чтобы знать, как располагать строительные материалы. Так и свет был создан изначально» (Берешит Раба, 3). Понятие света в Писании включает два фундаментальных представления: положительное отношение к действительности и возможность понимания ее, то есть возможность исследовать и постигать ее. Здесь заключен источник глубокого оптимизма Писания. Мир начинается с высказывания и света. Это мир, который возможно понять.

Бог сотворил человека и мир с тем, чтобы они взаимодействовали друг с другом (Берешит, 1:26). Иными словами, Бог запланировал мир и человека таким образом, что человек способен в надлежащей степени узнавать мир. Способность познания мира требуется человеку по следующим причинам:

1. Само по себе научное познание мира представляет собой творческое усилие, достойное человека, созданного по «подобию Божьему». Человек, сотворенный по образу Бога, одарен человеческим разумом, способным противостоять внешнему миру и исследовать его сложное функционирование (Рабби Соловейчик, 1991, Одинокий верующий человек, стр. 102).

2. Познание мира дает человеку власть над природой. В тот миг, когда Всевышний благословил человека и поручил ему покорять природу, Он направил его на использование практических способностей разума, с помощью которых он может возобладать над природой (там же).

3. Узнавание мудрости Всевышнего, Его могущества, Его добрых дел и исследование Его творений приводят человека к любви ко Всевышнему. Любить Всевышнего – это повелевающая заповедь: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем силами твоими» (Дварим, 6). Рамбам подчеркивает, что эта любовь связана с пониманием мира как божественного творения («Наставник колеблющихся», 3:28; 1:39; 3:51; Основы Торы, 2:2; Законы о тшуве («тшува» – возврат к вере), 10:6).

Из сказанного видно, что доступность мира человеческому пониманию, способность человека понимать мир вытекают из мировоззрения, основанного на Писании.

Пророчество Писания о постижении мира реализуется постепенно. Спустя почти три тысячелетия после того, как Псалмопевец увидел своим пророческим взглядом величие мира: ««Как велики дела твои, Господи, глубоки твои замыслы (Псалмы, 92)», – Ньютон открыл теорию гравитации, Эйнштейн открыл (откровение!) общую теорию относительности, которая является, быть может, вершиной всех научных теорий. В ХХ веке была открыта и квантовая механика (в ее создание Эйнштейн тоже внес весьма значительный вклад); эта теория не всегда согласуется с нашей интуицией и доныне не вполне понятна. Эйнштейн пишет о восхищении: «...гармонией законов природы, демонстрирующей нам гений Высшего разума, по сравнению с которым все поверхностные мысли и действия человека кажутся лишь жалким, бессмысленным подражанием» («Идеи и Мнения», стр. 50).

Рамбам много занимался проблемой постижения разумом. Мы уже приводили выше (1:8) его слова из книги «Наставник колеблющихся» (часть 1, гл. 1), что интеллектуальное достижение человека происходит благодаря Божественного разума, соединяющегося с ним (с человеком).

Мы уже подчеркивали в предыдущем параграфе, что открытие новой фундаментальной теории подобно сотворению из ничего, ex nihilo. С чисто светской, атеистической точки зрения такое творение является чудом (согласно выражениям Эйнштейна и Поппера – см. выше), не имеющим рационального объяснения. В таком взгляде недостает важного компонента, подобного свету в физическом мире в модели (1:6). Рациональное объяснение найдется, если мы примем во внимание связь между человеческим и Божественным разумом. Эту связь, присоединенность, Рамбам описывает так (часть 3, гл. 51): «... и это разум, которым одаряет нас Бог благодаря нашей присоединенности к Нему. И в твоей власти выбрать: если захочешь укрепить эту связь – сможешь, если захочешь понемногу ослаблять ее, так что в конце концов она прервется, – сможешь».

Связь между сотворением мира и процессом познания подчеркивается еще в одном источнике: «Ибо мир [сотворен] от излияния Всевышнего, который вложил в него все, чему предстоит возникнуть в нем, и точно так же говорят, что Он излил от Себя свое знание [мудрость] на пророков» («Наставник колеблющихся», часть 2, глава 12). Несмотря на то, что здесь подчеркнуто именно пророческое постижение, у этого излияния Божественного интеллекта есть гораздо более широкий аспект, который включает и процесс познания: «Так сказано: Ибо с Тобой источник жизни» (Псалмы, 36:10) – здесь говорится об источнике реального мира, и точно так же сказано «В Твоем свете мы увидим свет» – это и есть утверждение, что в излучении разума, который исходит от Тебя, мы научимся постигать Разум и тем самым поймем Его» (там же).

Интересно отметить, что исследователь из университета Бар-Илан, профессор Шуберт Спиро, пришел к подобному выводу, исследуя философию Галахи рава Соловейчика. Рав верит в то, что «Бог проявляет себя в человеческом сознании не только в редких случаях пророчества, но и в тех напряжениях, кризисах и неразрешимых противоречиях, которые составляют неотъемлемую часть жизни обычных людей» (S.Spero, «Tradition» 30:2, 1996, p. 45).

Эта же тенденция ясно видна в сочинениях рава Кука. Он рассматривает всю нашу цивилизацию – во всех ее формах и проявлениях – как Божественное откровение: «Высшая святость, когда она раскрывается отдельному человеку или обществу, ставит их на уровень Высшей воли, которая проявляется во всем сущем ... Возвышение воли к этим высшим уровням обновляет и возвышает привычные стереотипы бытия; законы жизни, законы неба и земли озаряются высшим светом, светом величия, светом, вносящим жизнь во всесущее в высшей, широкой и полной форме света Того, Кто является жизнью всех миров и источником жизни живых» (Рав Авраам Ицхак Кук «Орот Ха-кодеш», том 2, глава 3).

К этим представлениям следует добавить мнение рава Соловейчика: «Бог сотворил мир как отдельную, отграниченную сущность, но не дал ему самостоятельного существования. Мир существует потому, что он питается от бесконечного бытия Бога... Искажение правды коренится в заносчивости современного человека, который питается завоеваниями культуры; это кичливость разума, который радуется своей ограниченной и временной доле и не устремлен к источнику разумности. Царством истинного познания является Небесное Царство, при раскрытии которого свет знания осветит всю Вселенную» (Рав И.Д.Соловейчик «Человек Галахи – явное и сокрытое», стр. 202-203).

В еврейской философии еврейское познание составляет только часть общего подхода. Познаваемость мира и научное познание являются прямым следствием общей философской позиции иудаизма. С другой стороны, как мы уже показали выше, светская наука и философия неспособны предложить разумное объяснение факту познаваемости мира. Как с точки зрения светской атеистической философии, так и с точки зрения науки, способность человека открывать фундаментальные законы природы является непостижимой тайной.

В этой главе я использую термин «рациональный». Определение этого термина у К.Поппера следующее (приведено выше, 1:4): «То, что является рациональным согласно основаниям логики». Согласно словарю Вебстера, слово «рациональный» определяется как нечто основанное на здравом смысле (reason).

С другой стороны, одним из главных утверждений настоящей книги является то, что человек не может основывать свое мировоззрение исключительно на разуме – в отличие от того, что полагало наивное мировоззрение, которое называется рационализмом.

Человек в своем мировоззрении неизбежно должен подниматься на метафизический уровень, независимо от того, сознает он это или нет. Это может быть материализм; это может быть светский дуализм (типа попперовского); это может быть иудаизм (по-видимому, возможны и другие метафизические посылки, но, по моему мнению, они менее существенны).

Не существует логических или эмпирически-опытных доказательств той или иной метафизики. Но у иудаизма, который является продуктом Божественного откровения, – положение, не равное различным философским теориям и течениям. Тем не менее, не все признают эту выделенность иудаизма, и об этом мы поговорим в последней главе этой книги, посвященной истории.

Когда Поппер встретился с А.Эйнштейном, «он [А.Э.] ясно увидел, что нет ни малейшего основания для вывода теории из опыта, и, несомненно, не менее ясно он увидел, что нет никакого основания для перехода от науки к метафизике (вывода метафизики из науки)» («Открытая Вселенная», стр. 89). Таким образом, существуют три уровня: опыт, теория и метафизика. Как мы можем проверять различные теории и сравнивать их между собой, точно так же можно проверять и сравнивать между собой различные системы метафизики.

Вернемся теперь к понятию рационального. Поднявшись на уровень метафизического, мы как бы абстрагируемся от рационального, от здравого смысла. Утверждение, что материя является источником всего, включая наши души, личное «я» каждого из нас, не вытекает ни из какого разумного основания. Здесь я подхожу к важному моменту в разъяснении этой мысли. Еврейская метафизика утверждает, что бесконечный разум связан с человеческим разумом, и отсюда вытекает, что человеческая разумность связана с бесконечным Божественным пониманием. Когда мы говорим, что рациональное объяснение появляется, когда мы примем в расчет связь с Богом, то это – рациональность в плоскости метафизического, рациональность еврейская. На этом уровне человеческий разум не изолирован, и существует связь между ним и бесконечным разумом. Рациональность человека является частью общей разумности. Рациональность обозначает разумение человеческого разума, прикрепленного к бесконечному разуму. На уровне еврейской метафизики, у понятия рационального имеется смысл, отличный от того, как понимается разумность отдельного человека, оторванного от Бога, разумность в понимании светской рациональности. Светская рациональность не объясняет научного открытия. Для нее это просто чудо. В еврейской метафизике научное открытие имеет рациональное объяснение.

Поппер считает материализм иррациональным по критериям логики. Но дуалистический подход Поппера не делает его мировоззрение рациональным. Не существует рациональной светской теории познания; постижимость мира – чудо, и всякая новая фундаментальная теория – тоже в категории чуда. В отличие от этого, иудаизм включает рациональность в общую картину мира. Но это – не светская рациональность, ибо в эту картину входит ratio, постижение бесконечного Божественного Разума.

ЧИТАТЬ КНИГУ ПОЛНОСТЬЮ


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz