[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Мабуль
LouizaОтправлено в: Вторник, 27 Ноября 2012, 17:35 | Сообщение № 1

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
В Библии рассказывается о двух события вселенского масштаба, имеющих непосредственное влияние на судьбы человечества. Первое, конечно же, Творение. Творение Богом мироздания, растений, животных и человека. Второе - Великий потоп, когда был предан гибели весь допотопный мир и его падшие обитатели, за исключением семьи Ноя и тех животных, которых он взял в ковчег. Уникальность Великому потопу придает и то, что у него есть специфическое название, которое больше нигде и никогда не использовалось. Мабуль.

Если пытаться находить хоть какие-то соответствия между имеющейся у нас физической картиной мира и той картиной, что рисует Библия, то на первый взгляд кажется, что рождение вселенной в Большом взрыве это есть тот день один, когда Творец приступил к устройству материального мира. Но тогда возникает проблема - а что же такое Мабуль? Какое-то грандиозное наводнение, ниспосланное на человечество? Цунами? Гибель Атлантиды? Однако не мелковато ли для катастрофы такого масштаба, которая навсегда скрыла и смыла лик прежнего мира? Ведь в Библии говорится, что следов допотопного мира вообще не осталось. Мы не знаем - что это был за мир, какие чудовища его населяли, что за цивилизация там развивалась, основоположником которой был сам Каин.

Обычно ковчег рисуется как огромный корабль, который должен был плыть по водам Великого потопа в поисках земли. Но если более внимательно перечитать описание этого странного сооружения, то становится понятным, что он, ковчег, просто не был приспособлен для морских путешествий. Его задача - не плыть, а служить убежищем. Убежищем для людей и животных от вод потопа.



Вообще вода в Библии весьма многозначное понятие. Скорее ее можно отождествить со стихией, не имеющей формы, цвета, иных качеств. Это - хаос. Тогда Мабуль есть символическое же описание растворения допотопного мира в хаосе, насланном на него Творцом. Мироздание растворяется в водах Великого потопа, как кристалл сахара в горячем чае, и только те, кто укрыты в скорлупе ковчега, могут пережить трансформацию старой и создание новой реальности, новой вселенной.

Воды Великого потопа наступали снизу и сверху - изливались из бездны и падали с неба, пока не сомкнулись друг с другом. Вода, а точнее - хаос, был везде. И ковчег плавал в нем, оберегая человеческое, животное и растительное начало нового мира. И вот хаос стал отступать, открывая поначалу клочок перевоссозданного мироздания, а затем - все более и более значимые его участки, которую опять же символически называют сушей. Мир родился вновь.

Так не есть ли Мабуль - тот самый Большой взрыв, давший начало не просто нашему миру, а миру послепотопному? В таком случае мы точно никогда не сможем ничего узнать о допотопном мире, который прошел сквозь сингулярность, хаос, ибо в этом хаосе изничтожились все его следы. А ведь было бы любопытно посмотреть на ту, допотопную вселенную с ее нифилимами и гебаримами, кайнитянами, создавшими цивилизацию, от которой рухнуло само мироздание.

Квантовая физика настойчиво поднимает проблему наблюдателя. Если рождение вселенной - квантовый процесс, то кто мог его наблюдать? Ибо только наблюдатель может обеспечить переход квантовых вероятностей к макроскопической реальности. В противном случае нам придется предположить, что в мироздании реализуются все возможности, на каждом мгновении порождая бесконечные ветвящиеся вселенные Эверетта. Присутствие при Мабуле Ноя и других членов его семьи позволяет снять это противоречие. Патриарх Ной и был тем наблюдателем, прообразующим рождающуюся новую вселенную в уже знакомый нам мир. Мир антропного принципа, мир галактик и квазаров, звезд и планет, мир, в котором существует планета Земля - пристанище допотопного Ноя и его ковчега.


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
LouizaОтправлено в: Вторник, 27 Ноября 2012, 18:13 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Louiza)
Обычно ковчег рисуется как огромный корабль, который должен был плыть по водам Великого потопа в поисках земли. Но если более внимательно перечитать описание этого странного сооружения, то становится понятным, что он, ковчег, просто не был приспособлен для морских путешествий. Его задача - не плыть, а служить убежищем. Убежищем для людей и животных от вод потопа.


Допотопные поколения извратили и душу свою и плоть. Дурен оказался весь
человек, не выдержавший столкновения духа и плоти в душе и выносивший идеалы
зла в сердце. Плотская сила жизни Земли оказалась слишком сильна для него. И
Господу Богу пришлось изменить, исправить, ослабить плотскую силу Природы.
Это и есть задача Потопа, Мабуля.
Мабуль -- не только всемирное наводнение, но глубинное перетворение
всей живой плоти на Земле. Затопившие Землю воды -- всего лишь одно из
явлений Мабуля. Да и само слово "мабуль" не имеет отношения к потокам воды.
Корень этого слова -- "наваль";
так называется и процесс приведения в негодность и процесс перехода от
жизни к смерти (ср. "нафаль" -- упал, пал, "навела" -- труп, "била" --
ветшать, стариться). Мабуль есть то, что производит увядание жизни. Конечно,
Мабуль приводится "водой по всей Земле" (Б.6:17), но этим Мир возвращается в
изначальное состояние, до разделения вод во Втором Дне Творения.
Мабуль -- не естественная природная катастрофа. Воды его -- "из-под
небес" (Б.6:17) и смывают так, что ничего живого не остается. Бог нарушает
Завет Свой, поставленный в Шестой День, нарушает его для установления
другого Завета -- с Ноахом.
Бог предписывает Ноаху сделать Ковчег (Тэва). Ковчег -- символ
преображенного послепотопного Мира; он устроен так же, как та Обитель, в
которой мы теперь живем. Он создан из материала (гофер), способного плыть по
воде. Он должен плыть по водам Мабуля, когда вся прежняя Земля погрузится в
них. Ковчег "легче" допотопной Земли. Удельный вес плотского начала, сама
"тяжесть" сил плоти Земли изменяется, -- чтоб меньше, чем прежде, давить на
душу человека. Мощь плоти в балансе человеческих сил оказалась слишком
напориста, и Бог ослабляет эту мощь. Плотская жизненная сила нашей
теперешней Обители ослаблена и оборима высшими духовными силами человека.
Земля создана как Обитель отделенности. Но весь населенный допотопный
Мир все же был еще единым организмом. В частности, можно указать на
изначальную глубинную связь, которая тогда существовала между животными и
между человеком и животным. Но она же способствовала нарушению закона
лемино. И потому связь и единство всего живого на Земле после Мабуля
ослабляется и нарушается. В послепотопной Земле все живут строго по своим
ареалам, сферам, родам, семьям, индивидуальностям. И Ковчег весь создан из
ячеек, разделен на множество гнезд (киним).
Ковчег защищен (кафарта), он сделан "кофэр" изнутри и снаружи. Кафарта
Ковчега -- нечто такое, что купирует неизбежные последствия зла, что
останавливает процесс порчи злом. На русский это слово приходится переводить
словом "искупает", хотя никакой "покупки" тут нет. Ковчег изнутри и снаружи
покрывается "кофэром", в нем есть некоторая "искупающая сила", которая
проявится в Шеме и Эвере, Авраhаме и Ицхаке (Исааке). В символическом смысле
весь Ковчег "просмолен" этой силой от уничтожения Мабулем.
Размеры Ковчега (Б.6:15): длина -- 300 локтей, ширина -- 50 локтей,
высота -- 30 локтей, из которых 20 под водой и 10 над водой. Метафизическое
и мистическое значение этих чисел -- предмет кабалистического знания,
которое устанавливает, что Мир перетворяется самим Именем Господа. Мы лишь
отметим смыслы параметров Ковчега. "Ширина" (рохба) Ковчега -- то, на что
опирается претворенный Мир; "длина" (орех) его -- то, к чему он движемся,
его дорога (арах); подводная часть "высоты" -- то, что перетворяется;
надводная часть -- то, что не подлежит перетворению. Сумма всех измерений
Ковчега равна гиматрии (сумма числовых значений букв слова) слова "шалом".
Мир-Олам после перетворения, несмотря на разделенность его обителей, должен
стать Миром-Шалом, гармоническим целым, в котором уживаются все живущие
по-отдельности существа.
В противоположность любому кораблю, сужающемуся сверху вниз, Ковчег
сужается снизу вверх. Его конструкция предназначена не для того, чтобы,
плывя, разрезать волны, а чтобы прочно стоять, держаться на воде. Для
путешествий Ковчег не годен.
Мир-Шалом устроен не совсем так, как прежний Мир-Олам. В новом Мире
есть прикрытое защитным козырьком "сияющее окно", цоhар; это и нечто,
пропускающее свет через себя, и нечто само сияющее, словно источник света.
Этот вход для Света охраняет Шалом от уничтожения. Его первым делом и открыл
Ноах в Ковчеге, когда спали воды Мабуля.
Есть в Ковчеге и еще один "вход" (петах), через который в Шалом может
вступить Бог. Вход этот поставлен не в центр Ковчега, как, казалось бы,
должно быть в Мире, а "с боку" Ковчега. Вход Бога в Мир не с фасада его --
не оттуда, откуда люди склонны ожидать Его появления в Мире.
Мы читали и про три совершенства Ноаха, и про трех его сыновей,
предназначенных для исправления трех пороков допотопного растления. И Ковчег
разделен на три этажа, три мира: пласт нижних гнезд (для отбросов), средний
пласт вторых (или вторичных) гнезд для животных и верхний пласт гнезд для
человека. И Обитель наша имеет тройственную структуру.

(Б.И.Берман. Библейские смыслы )


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
LouizaОтправлено в: Вторник, 27 Ноября 2012, 18:48 | Сообщение № 3

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
При Мабуле Бог мог, конечно, спасти Ноаха любым способом. Но Он спасает
его тем, что, как и Адаму в Эдене, дает Ноаху заповедь (мицву). И как во
всякой заповеди, Ноаху сказано, что делать (делать Ковчег) и как делать, но
не сказано -- зачем. Ты "сделай его" (Б.6:16), говорит Бог, "а Я" (Б.6:17)
-- затоплю Мабулем. Мир превращается в то состояние, когда он весь -- вода.
И будет "вода по всей. Земле, так, чтобы, остановить (лешахэт) движение
всякой плоти, в которой дух жизни (руах хаим)..."
Когда плоть прекращает движение жизни, то дух жизни не уничтожается, а
возвращается "из-под небес" к Богу. И когда это произойдет, тогда
"все, что на Земле, -- погибнет (йигва)" (Б.6:17).
Но погибнет не так, как обычно гибнет живое и человек на Земле.
Человек, вообще говоря, может прожить всю жизнь и не страдать. Но
умереть без страданий -- особый дар судьбы. Предсмертные страдания --
неотъемлемая часть тех "формирующих страданий", которые нужны душе на Пути
ицавон. Правда, некоторым Бог дает умереть мгновенной легкой смертью --
"гава". И "йигва" Мабуля -- смерть не в муках и не в наказание. Но и не в
награду, конечно. Предсмертные формирующие страдания завершают Путь ицавон
человека. Допотопные поколения выводятся из жизни без ицавон потому, что они
потеряны для Бога и не встанут на Его суд.
Иное дело -- Ноах и его потомство.
"И восставлю (подниму) Мой завет с тобой..." (Б.6:18).
Завет (брит) вырывает тех, с кем он заключен, из-под всех условий и
всего окружающего. Завет с Ноахом -- это обязательство Бога, и не
двустороннее, а одностороннее, Его нерушимое обещание, которое по Своей Воле
дается человеку -- что бы ни случилось дальше. Я, говорит Бог, "поднимаю"
(hакимоти) Свой Завет с Ноахом и держу его, чтоб он не падал. Мир-Шалом
может существовать только тогда, когда в нем обитает человек, с которым
Богом заключен союз, Завет.
Прежде, чем начнется Мабуль, должен быть построен Ковчег и в него
должен войти Ноах. Бог разрешает Ноаху -- ради него -- взять с собой в
Ковчег жену Нааму, их сыновей (еще не достигших возраста ответственности
перед Небом) и их жен. Из Торы ясно, что мужчины и женщины входили в Ковчег
по-отдельности и жили в нем раздельно. Супружеские отношения в Ковчеге
запрещены.
Отделение мужчин от женщин в Ковчеге напоминает разделение на мужчину и
женщину в Эдене. В нашем послепотопном Мире мужчина и женщина разделены еще
полнее и явственнее, чем до Мабуля. Но тем ценнее и прочнее может стать
связь их душ.
Ноах не знает, как он будет спасен и что произойдет с ним. Он делает
Ковчег по данному ему заданию и входит в него в последний момент, когда
Ковчег уже был на воде. Входит в Ковчег и выходит из него Ноах не по своей
воле, а только по указанию Господа. Входя в Ковчег, Ноах покидал прежний Мир
и вступал в Мир новый, в котором ему надлежало установить новые отношения с
теми, кого он брал с собой.
"Из всего живого" (из всего, что достойно называться "живым") в Ковчег
вместе с Ноахом берется
"от каждой плоти по-двое, чтобы дать жизнь с тобою (лэhахйот итах),
мужским и женским пусть они будут" (Б.6-.19).
Важно подчеркнуть, что жизнь в Ковчеге не продолжается, а
возобновляется, "делается" с Ноахом и через Ноаха. Бог всех "живит" с Ноахом
-- и птиц, и скотину, и все, что движется, -- но с одним условием: в Ковчеге
могут находиться те и только те, кто во всеобщем растлении не нарушал закон
лемино и сохранил качество "мужского" и "женского". Задача Ноаха: ввести их
всех в Ковчег, "чтобы оживиться" в нем, стать живым в Мире-Шалом.
"А ты возьми себе всякой пищи, которая будет есться, и прибери к себе,
и станет тебе и им еда" (Б.6:21).
Уже с этого момента начинается подготовка к тому изменению в отношениях
между человеком и животными, которое произойдет после Мабуля. Но в стихе
этом есть еще и скрытый смысл, который мы лучше поймем, если сопоставим
Ноаха и Авраhама.
Всю жизнь Авраhам ходил среди людей, звал их именем Бога и использовал
любую возможность вступиться за них "перед Господом" -- даже за людей Содома
и Аморы. Ноах же "ходил с Богом" сам по себе и в душе его не было той
настоятельной потребности обращаться к людям и заступаться за них, которая
была в душе Авраhама. Спасти свое поколение было в силах Ноаха. Но он не
заботился о людях своего поколения. А мог бы, за 120 лет зная, что грядет
Мабуль, обратиться к ним, призвать их к покаянию и тем спасти людей. Однако
он не был "кормителем" других. И вот теперь, в Ковчеге, Ноах по решению
Всевышнего должен познать необходимость заботы обо всех живущих существах. И
познать не теоретическим умом и не через откровение свыше, а своими
собственными трудами, бегая без продыху, из клетки в клетку, и днем и ночью,
каждому подавая, за каждым убирая и едва успевая обслужить всех.
"И сделал Ноах все, что повелел ему Бог, -- так сделал" (Б.6:22).
Сделал так, несмотря на разного рода сомнения (сколько нужно еды? Как
уместятся все в Ковчеге? и прочее), которые у него были.

За 120 лет до Потопа (Мабуля) к Ноаху обращался Бог, Элоким -- Тот, Кто
судит. За семь же дней до начала Мабуля к Ноаху обращается Господь, `Гашем,
Становящий -- Тот, Кто становит новый Мир и Тот, Кто хранит и милует.
"И сказал Господь Ноаху: "Иди ты и весь твой дом в Ковчег..."
Господь разрешает Ноаху взять в Ковчег не только семейных и животных,
но "и весь дом твой" (вэ-холь байтха), весь скарб, все приспособления,
инструменты, устройства, которые есть в доме человека и без которых ему так
трудно прожить. По милости Господа и по заслугам Ноаха ему велено взять с
собой все ценное, что накопила допотопная цивилизация и культура.
"....потому что тебя Я увидел: праведен передо Мною в этом поколении"
(Б.7:1).
Все те три главных качества Ноаха, о которых говорилось выше, в глазах
Господа выражаются в одном: цадик, праведник, "передо Мною". Живя среди
допотопного растления, Ноах исполняет "передо Мною" (но не людьми) то, что
был должен.
Далее Господь обязывает Ноаха взять в Ковчег от всякого домашнего
животного чистого (тэhора) семь пар, каждая из которых состоит, как сказано
в Торе, из "мужа и жены его" (иш ве ишто); а от тех, которые не чисты (ло
тэhора) -- одну пару: "муж и его жена".
Слово тэhор, чистое, родственно слову цоhор, -- "сияющее окно" в
Ковчеге. В противоположность замутнению (томе), мешающему прохождению света,
и активному осквернению (шекет), тэhора означает то, через что может
проходить свет. Результат тэhор -- святость. Чистая плоть пропускает
через себя Свет, а нечистая -- не пропускает. И это не физиологическое
явление, а духовное свойство данной плоти. Употребление в пищу нечистых
животных может и не вредить здоровью человека или его долголетию. Но
непременно повредит его духу и его связи с Господом. Сыны Ноаха могли
приносить в жертву только чистых животных. Их в Ковчег взято было 7 пар.
Впрочем, все животные нужны тут, чтобы "дать жизнь семени (лехайот зера) по
всей Земле" (Б.7:3). Вот почему для Господа так было важно, чтобы каждая
пара была "муж и жена его".
"...ибо еще через 7 дней Я (анохи) проливаю дождем (мамтир) на Землю 40
дней и 40 ночей..."
Изменения статуса сущностей, длительность их перехода из состояния в
состояние связана с числом семь. Но тут 7 дней -- еще дни траура по
сметенному Миру.
Бог, Элоким, за 120 лет до Мабуля говорил про Себя: "Я" ("Ани") -- Тот,
Кто причина Всего и Кто приведет Мабуль на Землю. За 7 же дней до Мабуля
Господь говорит про Себя: "Я" ("Анохи") проливаю дождем на Землю.
"Анохи" есть такое "Я", которое обнимает и несет другого (того, к кому
это "Я" обращено), но при условии, что другой требует быть несомым только
этим "Я" -- "Мною". Два раза слышали "Анохи" люди на Синае. Первое: "Я
Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской..." (Исх.20:2).
Второе: "Я Господь, Бог ревнующий... "(Исх.20:5). И вот это-то "Анохи"
Господа изливает не потоп с туч неба, не земной дождь-гешем, а очищающий
благой дождь-матар от "верхних вод". Будет это продолжаться 40 дней потому,
что с числом 40 связано время зачатия и созидания. От "верхних вод" за 40
дней рождается Мир-Шалом.
"...и сметаю все существующее (коль hа йакум), которое сделано Мною, с
лица Земли" (Б.7:4).
Бог, Элоким, говоря с Ноахом, обращался к Миру и судил его. Господь же
накануне Мабуля обращается к Ноаху и его дому, предупреждая его об участи
всей ойкумены, всего обитаемого Мира.
"И сделал Ноах все, как сказал ему Господь" (Б.7:5).

По еврейским понятиям человек есть "сын" всех своих прежних лет: каждый
год биографии рождает его. И про Ноаха в Торе сказано, что он был "сыном
шестисот лет (бен шэш мэот шана)", когда "Мабуль стал водой (hайа маим) на
Земле" (Б.7:6).
Все животные сами пришли к Ноаху парами, "как велел Бог (Элоким) Ноаху"
(Б.7:9). Бог -- "велел Ноаху", а пришли -- животные. Одним этим события
вырываются из естественного хода и переносятся в явления другого плана
Бытия.
"И стало через 7 дней. И воды Мабуля были на Земле. На шестисотый год
жизни Ноаха, в месяц второй, в 17 день, в этот день разверзлись все ключи
великой пучины (тэхом -- см. Б. 1:2) и отворились хляби небесные"
(Б.7:10,11).
Через 7 дней Мир устремился к состоянию Первого Дня Творения, где --
первозданная пучина (тэхом) и где воды (hа маим) еще не разделены. "Верхние"
и "нижние" воды вливаются в Мир, и смывают все, и все растворяют.
"И был дождь (гешем) на Земле 40 дней и 40 ночей" (Б.7:12).
Сначала пошел обыкновенный дождь (гешем), которого, по преданию, не
было до того 40 лет. Только через 40 дней после начала дождя с неба начался
собственно Мабуль.
"И в тот день" (Б.7:13), то есть, в день начала Мабуля, Ноах и все,
"кто пришли" (далеко не все пришли, кто жили в допотопном мире), вошли
внутрь Ковчега, "как велел ему Бог (Элоким). И Господь (`Гашем) закрыл за
ним (йисгор баадо)", охраняя его (Б,7:16).
Бог велел Ноаху покинуть сотворенный Им Мир, и Ноах входит в новый Мир,
который становит Господь.
И был Мабуль 40 дней на Земле, и умножились воды и подняли Ковчег.
(Ковчег поднят, но еще не плывет). И обрели воды большую силу, и умножились
очень на Земле, и пошел Ковчег по лицу вод. А воды предельно усилились и
покрыли горы под Небом. На 15 локтей сверху увеличились воды и покрыли горы
(Б.7:17-20).
Все сравнялось. А воды, разные воды, снизу и сверху, идут непрерывно,
все заливают и растворяют на Земле. И Ноах внутри Ковчега и Господь хранит
его снаружи...
Всякая живущая на Земле плоть сначала "почила" (йигва), потеряла
сознание (Б.7:21), а затем умерла (мэту), утратила жизнь (Б.7:22). И
наконец, Всевышний стер (йимах) все с Земли, где обитал человек.
"И остался только Ноах и те, кто с ним в Ковчеге" (Б.7:23).
Всякая душа и все живое не уничтожилось, а исчезло "с Земли". И остался
"только Ноах" (ах Ноах) -- центральное слово -- одна единственная точка
света жизни на Земле. Воды же Мабуля усиливались еще 150 дней (Б.7:24).

И усмирил Бог воды, и перестал лить дождь с небес. Воды успокоились и
стали убывать. Закрылись и ключи (хотя не сказано, что "все ключи" (Б.8:2),
которые раскрылись), бьющие из пучины (тэhом). В месяц седьмой, в
семнадцатый день месяца (17 нисана, на песах) Ковчег опустился на гору
Арарат. Вода же продолжала убывать до десятого месяца.

((Б.И.Берман. Библейские смыслы )


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
LouizaОтправлено в: Вторник, 27 Ноября 2012, 21:26 | Сообщение № 4

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
В дни жизни Ноаха Бог устанавливает человечеству Закон, заключает с ним
Завет и дает знак Завета.
Завет, то есть нерушимое обетование Бога, заключается с Ноахом, его
сыновьями и "с семенем их после них" (Б.9:9). Кроме того, ради Ноаха и его
сыновей, то есть ради человечества, Завет заключается "со всякой живой
душою": с птицами, беhема, со всяким зверьем, "со всем живым на Земле"
(Б.9:10). Завет -- то, что поднимают (hакимоти), чтобы он не падал.
"И подниму Мой Завет с вами. И не погибнет никакая плоть никогда от вод
Мабуля на Земле и не будет больше Мабуля, чтобы губить землю" (Б.9:11).
Этот Завет заключается "на поколения (дорот) вечно" (Б.9:10). Неполное
написание слова "дорот" в этом месте Торы указывает на то, что даже ущербное
поколение людей защищено этим Заветом.
И Богу, и людям, и Миру важно то, что существуют знаки духовных
явлений. И Завет Бога с Ноахом имеет свой знак. Мабуль завершился, Земля
высохла. Но ей нужен дождь. Ноах видит тучи над собою и в страхе
воспринимает это редкое для него зрелище (вспомним, что до Мабуля дождя на
Земле не было 40 лет) как знамение нового Мабуля. И чтобы знал Ноах, что это
не Потоп, Бог дает ему связанный с обычным дождем знак -- радугу на небе.
Радуга -- в форме лука, и ее название, "кешет", означает "лук". Лук
радуги обращен от Земли и в нем нет тетивы, которая выпускает стрелы, часто
символизирующие в Библии гнев Божий. Радуга -- символ мира между Богом и
Землею. Но не только.
Бог говорит Ноаху, что, когда Он будет собирать воды в небе для нового
Мабуля, "и будет видна радуга в этом облаке" (Б.9:14), то Он вспомнит Свой
Завет с Ноахом
"и вода, которая в этом облаке, не станет водою для Мабуля, чтоб
уничтожить всякую плоть" (Б.9:15).
Так что радуга не только символ мира, она знак и для Бога, а не только
для человека. Даже если люди нарушат этот Завет или позабудут о нем, то и
тогда Бог будет помнить о нем и соблюдать его.
"И станет эта радуга в облаке и Я покажу ее (рэйтиhа) чтобы помнить
(лизкор) Завет Мира (брит Олам) между Богом и всякой душою живою во всякой
плоти, которая на Земле" (Б.9:16).
Радуга -- "завет Мира". В каком смысле? Радуга на небе это расщепленный
свет, разлагаемый водяными капельками на цвета, каждый из которых обладает
своей силой проходимости света. Так же и проводимость духовного Света в
душах Мира, и особенно в душах людей, разная. Сама плотскость ("hашмиют")
разлагает Свет. После Мабуля мы живем в ситуации, когда Свет разложен плотью
на потоки. И потому есть разные уровни духовной светоносности "души живой во
всякой плоти". Разрыв же между людьми в этом отношении огромен. И все же
после Мабуля плоть перестала быть препятствием для прохождения Света. Он
есть в каждой живой душе и во всем живущем он проходит сквозь плоть в душу.
И он -- один и тот же. Свет жизни приходит в этот Мир (Олам) расщепленным,
но Свет этот -- един. Радуга -- зримый образчик расщепленности, единства и
проходимости Света жизни. Потому она и служит знаком завета Мира.

(Б.И.Берман. Библейские смыслы )


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz