[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ТВОРЦОМ И ЛЮДЬМИ » Монотеизм » Наши отношения с Б-гом
Наши отношения с Б-гом
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 05 Августа 2012, 22:26 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Слушай, Израиль!

«И когда ты сидишь дома, и когда ты идешь по дороге, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь». («Дварим», 6:7)

Наша недельная глава «Ваэтханан» уникальна по своему содержанию – в ней приводятся сразу два основополагающих текста всей еврейской традиции. Один лежит в основе нашей законодательной системы – это «Десять заповедей», которые повторяются здесь еще раз. А второй представляет собой часть молитвы «Слушай, Израиль» (Шма, Исраэль)[1], который является главным молитвенным текстом.

Любить и бояться

Теперь уже трудно вспомнить, откуда в нашем разговорном языке появилась присказка: «Боится – значит, уважает», да это и нет так важно. Главное, что сочетание этих двух дополняющих друг друга чувств: уважения и страха, характерно для наших отношений с… Всевышним!

Одна из заповедей, заключенная в тексте «Шма», часто вызывает недоумение («Дварим», 6:5): «И полюбишь Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем, всей душой и всем своим существом». Как можно «любить» Творца? Тем более, что сердцу не прикажешь – обычный человек, как правило, не властен над своими чувствами. Далее дается еще одно указание (6:13): «Всевышнего, Б-га твоего бойся». Два главных религиозных чувства – любовь и страх перед Творцом, которые лежат в основе всего служения. Но как найти их в своем сердце?

Другая часть этой фразы имеет конкретное толкование. «Всем сердцем» – двумя склонностями и побуждениями, которые заложены в человеческом сердце: добрыми, праведными побуждениями и дурными (то есть преодолевая их). «Всей душой» – быть преданным Творцу всей душой, вплоть до самопожертвования. «Всем своим существом» – иногда толкуют как всем «своим имуществом». Но вот как любить Б-га?

Разум и чувства

Наш чувственный мир в большой степени зависит от нашего восприятия окружающей действительности. Более подробно это объясняется в сочинении Алтер Ребе «Танья». Там, в частности, в качестве примера берется ребенок, который способен проявлять сильные эмоции, однако они направлены на пустяки: игрушки и сладости, поскольку его разум ограничен и неразвит, и он не способен понять истинную ценность вещей. По мере постижения и освоения окружающего мира у человека формируется более адекватное представление о вещах, а вместе с ним и более взвешенная и зрелая система ценностей.

Когда человек знает, что собой представляет данная вещь, тогда это знание пробуждает в его сердце соответствующие чувства. Аналогично формируется отношение к другим людям: чем лучше ты знаешь «своего ближнего», тем больше проникаешься к нему симпатией, или наоборот – антипатией, если на то есть причины. Так наш разум направляет наши чувства, как сказано: «голова должна управлять сердцем». Таким образом, ответ «прост»: чтобы пробудить в себе чувства к Творцу, необходимо глубже познать Его. Поэтому заповедь любить и испытывать страх влечет за собой обязанность постигать величие Творца.

Хотя любовь и страх два фундаментальных чувства, которые противоположны по своей направленности: любовь порождает влечение, в то время как страх, напротив, предписывает сохранять дистанцию. Однако в основе лежит одно и то же знание и представление о Творце. С одной стороны, величие Творца пугает и вызывает трепет. Но поскольку Он есть благо и универсальный источник существования всего сущего, включая и нас самих, то у человека парадоксальным образом страх сменяется желанием духовно сблизиться с Всевышним. А страх можно истолковать как естественную боязнь утратить Его близость и расположение в результате греха.

Таким образом, формируя в своем сознании представление о Творце и его величии, мы пробуждаем одновременно оба чувства: чувство любви, и как следствие, желание служить Ему и исполнять Его повеления, то есть заповеди-предписания. И вместе с тем страх и боязнь ослушаться Его воли, что является основой для соблюдения всех существующих запретов: из Торы и от Мудрецов.

Тем более, оба чувства заложены в сердце каждого еврея, как врожденные качества еврейской души, полученные нами «по наследству» от наших великих предков: Авраама, Ицхака и Яакова, для которых они стали неотъемлемой частью натуры.

И когда ты ложишься, и когда ты встаешь

Кроме любви и страха перед Творцом, в самом тексте «Шма» упоминается еще ряд важных заповедей, в частности: обязанность (главным образом для мужчин) изучать Тору «днем и ночью» (талмуд-тора)[2], а также собственно заповедь чтения «Шма» (крият-шма), как об этом сказано в самом тексте «Шма» («Дварим», 6:7): «…И будешь произносить их (слова Торы), когда ты сидишь (находишься) дома, и когда ты идешь по дороге, и (будешь читать «Шма») когда ты ложишься (вечером, когда отходишь ко сну), и когда ты встаешь (утром)».

А начинается эта фраза словами: «И будешь повторять их (слова Торы) сыновьям твоим…», в которых содержится указание обучать своих сыновей Торе – ответственность отцов за традиционное воспитание своих детей.

Как известно, заповедь чтения «Шма» имеет вполне конкретные временные рамки, на которые тоже содержится намек в нашем тексте: «и когда ты ложишься (отходишь ко сну), и когда ты встаешь (во время утренней молитвы)». Другими словами – утром и вечером[3], а точнее – во время утренней молитвы (шахарит) и во время вечерней. Чтение «Шма» означает в развернутой форме признание существования Творца и наших обязанностей перед Ним, что на языке традиции получило образное название: «ярмо царства Небесного». Очевидно, что этих обязанностей никто не снимает с нас ни днем, ни ночью, и в этом смысле нет никакой разницы между разными частями суток[4].

Декларация нашей веры

Суть заповеди чтения «Шма» (и прежде всего первой строчки) – декларация нашей веры, признание единства Творца и его безграничной власти в этом мире: «Слушай, Израиль, Г-сподь – Б-г, Г-сподь един». Причем последнее слово «эхад», которое обычно произносят акцентированно, содержит в себе важный намек. Его первая буква (она же первая буква еврейского алфавита, имеющая численное значение 1) – «алеф» указывает на единоличного хозяина этого мира – Творца[5]. Вторая буква «хет» имеет численное значение 8, и показывает, что власть Творца распространяется «по вертикали» на все «семь небес» и нашу бренную землю, то есть на наш материальный мир и на все духовные миры. А последняя буква «далет», имеющая численно значение 4, указывает на четыре стороны света. Таким образом, в самом тексте «Шма» «закодирована» важная идея единства Творца и его власти над всем мирозданием, причем не только в общем виде, но и в деталях, что нашло свое отражение в самом порядке чтения «Шма»: утром и вечером. Поскольку Б-жественное начало присутствует во всех элементах сотворенного Им мира, во все времена и периоды, и при этом Его присутствие не ограничено ни пространственными, ни временными рамками.

Что же касается Торы, то она вечна и неизменна, и не подвержена влиянию или воздействию окружающего мира, включая человеческую цивилизацию. Тора – это Б-жественная мудрость, дарованная нам свыше, «пришелец» из высших миров – поэтому достаточно одного благословения в начале дня, которое подчеркивает ее вневременную сущность.

Чтение «Шма» – это только словесная декларация единства Творца. Но скоро, с приходом Мошиаха, присутствие Всевышнего будет явно ощущаться во всем мире, тогда наступит «царство Всевышнего вовеки веков», и «станет Всевышний Царем на всей земле», в те дни «будет Б-г един, и Имя Его едино» («Зхарья», 14:9).

Внутренний телеграф

Однажды Ребе РАШАБ[6] вынужден был по состоянию здоровья посетить популярный европейский курорт. Там он проходил курс лечения у известного профессора. Последний, узнав, что его пациентом является сам Любавичский Ребе, руководитель хасидов, решил воспользоваться случаем, и из «первых рук» узнать, что же такое «хасидизм» и чем он отличается от ортодоксальной еврейской традиции?

Сам профессор был атеистом. Шел конец XIX века, когда в наш быт стали входить последние технические новинки, и среди них – телеграф и телефон. Ребе не стал углубляться в детали, и ответил просто:

- «Наше Учение заключается в том, чтобы мозг научил сердце, чего надо хотеть, а сердце заставило тело это выполнять».

- «Но ведь мозг (интеллект) и сердце (чувства) – два совершенно разных мира, между которыми огромная пропасть», – воскликнул изумленный профессор, который считал себя специалистом в области модной тогда новой науки психологии.

- «Ну, – ответил Ребе, – в этом и состоит наша работа: навести «мосты» между этими двумя берегами. Или, – немного подумав, добавил он с улыбкой, – по крайней мере, провести между ними телефонную и телеграфную связь. Так, чтобы свет разума достигал сердца. А хасид – тот, кто воспитывает в себе это умение».
_____________________________________
[1] «Слушай, Израиль». Строго говоря, «Шма, Исраэль» – это не молитва, так как в тексте нет прямого обращения к Всевышнему с какой-либо просьбой. Скорее, это декларация нашей веры и преданности Творцу.
[2] Заповедь изучения Торы (талмуд-тора) возложена главным образом на мужчин, в то время как женщины обязаны изучать лишь те разделы, которые имеют к ним прямое отношение (в частности, законодательную часть – законы кашрута, чистоты семейных отношений, праздников и Субботы, а также общефилософские разделы, посвященные основам веры.
[3] Время утреннего чтения «Шма» начинается с рассвета (более точно см. календарь) и продолжается четверть светлого времени суток.
[4] Хотя большинство заповедей выполняются только в светлое время дня: например, обрезание (брит-мила), надевание филактерий (тфилин), большого талеса с цицитом и т. д.
[5] «Алуф» – главный, начальник.
[6] Рабби Шолом Дов Бер, 5-й Любавичский Ребе.


Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ТВОРЦОМ И ЛЮДЬМИ » Монотеизм » Наши отношения с Б-гом
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz