Галилеянка | Отправлено в: Вторник, 19 Июля 2011, 08:41 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Введение
Перед нами — трактат Авода Зара, предпоследний в четвертом (из шести) разделе Талмуда Незикин. Весь этот раздел посвящен исследованию ущерба, который один человек может нанести другому и процессу восстановления справедливости, если ущерб был причинен (о значении названия раздела — Незикин см. Введение к трактату Бава Кама).
Выражение авода зара в переводе на русский язык означает — “служение чужим (силам)”. Иначе говоря — идолопоклонство. Почему же трактат Авода Зара помещен в раздел Незикин? О каком ущербе и какой справедливости речь?
Законы Торы, то есть — выражение Воли Творца, содержат запрет на аводу зару в любой форме. Это относится как к евреям, так и к неевреям. В Торе об этом говорится неоднократно. Достаточно вспомнить вторую из Десяти знаменитых Заповедей: “Да не будет (в твоей среде поклонения) чужим богам (даже если ты признаешь) Меня” (Шемот, гл. 20, ст. 3).
Выделим в Торе и такую фразу: “Не проявляйте интерес (и не обращайтесь) к силам и не создавайте (буквально — не делайте) себе богов экранирующих” (Ваикра, гл. 19, ст. 4). Разберем каждое слово этой фразы, ибо в ней — ключ к пониманию всего трактата.
“Не проявляйте интерес (и не обращайтесь)”. На иврите это звучит — аль тифну (отрицательная форма повелительного наклонения от глагола лифнот, который употребляется в двух значениях: “проявлять интерес”, “обращаться к...”; отсюда — уточнение в переводе цитаты). Это означает, — чтобы вы внутри (в сердце, в душе) не культивировали никакого интереса... Ибо интерес этот не безобиден. Поскольку человек не в состоянии разумом своим охватить духовные понятия, интерес к надуманным концепциям, теориям и т.п. вытесняет в его сердце ощущение Всевышнего.
“К силам”. На иврите — эль ѓа‑элилим. Элиль — это духовная, властная сила; объект, вызывающий страх, провоцирующий на поклонение, преклонение перед ним.
Наши Учителя обращают внимание на одну особенность фразы: в ней не сказано — “ни к какой силе”, но — “к силам” (во множественном числе). И объясняют: потому что обращение к чему бы то ни было, кроме Всевышнего, неминуемо приводит к множественности сил, как раньше говорили — к многобожию.
“И не создавайте себе”. На иврите — ло таасу лахем. Эти слова передают как бы процесс поклонения. Стоит человеку лишь выделить силу и придать ей автономную значимость, как он сам начинает создавать себе идолов, обретающих форму мировоззренческих, религиозных и пр. концепций, “измов” и т.д.
“...богов экранирующих”. На иврите — элоѓей масеха. Первое слово (здесь — употреблено в особой грамматической форме; основная его форма — элоѓим) означает — “боги”, “представители сил влияния”. Второе слово, масеха — “экран”, “перегородки”, “занавеси”.
То есть, начав с поклонения силам, человек создает себе мировоззрение, “экраном” отделяющее его от Всевышнего.
В этом и заключается незек — ущерб, который наносит себе человек, и всем, на кого он оказывает влияние. В нашем трактате говорится и о восстановлении справедливости, что в данном контексте означает — устранение “экрана”, возвращение к Творцу. И это объясняет, что “делает” трактат Авода Зара в разделе Незикин. В трактате — 5 глав, 76 листов.
Элиягу Эссас
Лист 2
Как мы уже говорили (см. Введение к трактату), идолопоклонство — не просто действия, осуществляемые в процессе служения. Опасность идолопоклонства и вред, который оно наносит душе, связаны с глубокими изменениями человеческой личности. Ибо интерес к аводе заре вытесняет ощущение Всевышнего в сердце человека.
В Мишне, открывающей наш трактат, речь идет о том, что уже за несколько дней до праздника, установленного чужой религией, с идолопоклонниками нельзя вступать в деловые отношения: За три дня до праздников идолопоклонников (еврею) запрещается вступать в переговоры с ними, одалживать им (вещи) или брать у них (вещи) в долг, одалживать им деньги или брать у них деньги в долг, возвращать им долги или принимать у них деньги, отданные в долг...
В процессе обсуждения Мишны Рав и Шмуэль (оба — великие Учителя Талмуда первого поколения; 3‑й век) всесторонне анализируют слово “праздник”, рассматривая два варианта его написания (“праздник” на иврите — эйд; в одном варианте это слово начинается с буквы алеф, в другом — с аин). И приходят к выводу, что в контексте нашей Мишны уместны оба варианта написания, ибо они (и с буквой алеф и с буквой аин) открывают разные грани Истины.
Слово эйд, начинающееся с алефа, заключает в себе идею разрушения. Как сказано в Торе: “Близок день их разрушения” (Дварим, гл. 32, ст. 35). Слово эйд с буквой аин дает дополнительную информацию. На русский язык его можно перевести как — “свидетельство”.
Проследим, как, говоря об идолопоклонстве, использовал это слово пророк Иешаягу: “Все, кто создает божков — пусты (по сути), и ничто из того, чему они поклоняются — не поможет им; они (объекты поклонения) — свидетельствуют (против самих идолопоклонников)” (гл. 44, ст. 9).
Далее Талмуд приводит удивительный рассказ о том, как в духовных мирах Всевышний обосновывает свое решение отказать в уделе в олам а‑ба (в мире грядущем, в Ган Эдене) тем, кто отказался принять законы Торы, то есть — идолопоклонникам.
После кульминационного периода человеческой истории — возвращения всего еврейского народа в Эрец Исраэль, когда наступит эра Машиаха — и перехода в Седьмое тысячелетие, Творец мира демонстрирует всему человечеству свиток Торы и говорит: “Тот, кто искал Истину в Торе — пусть придет и получит награду”.
Тут предстал перед ним малах (ангел), олицетворяющий в высших мирах Империю Рима и сказал: “Мы (римляне) открыли по всей империи торговые рынки, общественные бани и накопили огромный капитал (валютные резервы) из золота и серебра. И все это мы сделали для того, чтобы евреи могли спокойно учить Тору (то есть в поисках Истины — и наша заслуга)”.
Ответил ему (малаху) Всевышний: “Неужели вы так глупы (чтобы считать, что сможете Меня обмануть)? Все, что вы создавали, старались вы для себя. Торговые рынки были нужны вам, чтобы рядом разместить публичные дома, общественные бани — чтобы самим нежиться в них, а то, что вы владели золотом и серебром — лишь видимость, ибо все принадлежит Мне”.
Услышав эти слова малах Рима ушел пристыженный.
И тут появился малах Персии и сказал: “Много мостов мы, персы, построили; много крупных городов захватили и вели множество оборонительных войн, защищая империю. И все — только для того, чтобы еврейский народ мог спокойно заниматься Торой”.
И прозвучал на это ответ Всевышнего: “Все, что вы делали — вы делали для себя. Мосты строили — чтобы взимать пошлины, города захватывали — чтобы наложить дать для вашего императора; а что касается оборонительных войн — победа в них зависит от Меня”.
Ушел пристыженный и малах персов.
И так все народы предстали перед Всевышним, и каждый выдвигал свой довод и получал ответ, подобный тому, что получили римляне и персы.
Если другие народы слышали, что Творец ответил римлянам и персам — на что же они надеялись, выдвигая свои доводы? — спрашивает Талмуд.
И отвечает: каждый народ мог указать на период времени, когда он хорошо относился к евреям и надеялся, что это поможет ему оправдать идолопоклонство.
И еще спрашивает Талмуд: почему в рассказе упомянуты только Рим и Персия?
И отвечает: потому что (духовные корни) этих империй просуществуют до прихода Машиаха.
А теперь подведем некоторые итоги.
1. Строительство “материальной базы” народа (империи, государства) не может служить оправданием отсутствия связи с Всевышним.
2. Если такая связь отсутствует, любое достижение (прогресс) несет в себе потенциал отрицательного влияния на существование человечества.
3. Хорошее отношение к еврейскому народу может быть поводом для награды в духовном мире, но не в состоянии “перевесить” поклонение любой силе, кроме — Всевышнего.
Лист 3
Из содержания предыдущего листа мы узнали, что у народов, поклонявшихся идолам (любым идолам), нет будущего. Точнее, удела в будущем — духовном и вечном — мире всякий идолопоклонник не имеет (отметим, что отдельный нееврей, если он отказался от выдуманных религий и прочих “измов” и пришел к Всевышнему, соблюдая семь заповедей потомков Ноаха, получит удел в будущем мире, и он — в числе праведников).
На нашем листе говорится о том, что народы мира (от их имени вели “диалоги” с Творцом малахи, олицетворяющие эти народы в духовных мирах) не захотели признать свое “поражение” и, условно говоря, попросили дать им “второй шанс”. Но перед этим попытались очернить евреев.
Талмуд рассказывает:
Сказали народы мира Всевышнему: “Но вот евреи, о которых Ты так хорошо говорил — разве были они верны Торе?”.
Ответил Всевышний: “Я сам свидетельствую, что они (как народ) остались верны Торе”.
“Разве отец имеет право свидетельствовать о сыновьях? — возразили на это народы. — Ведь сам Ты указал в Торе — Сын мой, первородный — народ Израиля” (Шемот, гл. 4, ст. 22).
Согласился с ними Всевышний и произнес: “Пусть Небо и Земля свидетельствуют о них”.
Но и на это возразили народы: “Небо и Земля — необъективные, заинтересованные свидетели. Ибо сообщает пророк Иермиягу — “Если бы не Мой Союз (с евреями, т.е. — Тора), который выполняется и день и ночь, Я бы не определил законы (Природы) Неба и Земли” (гл. 33, ст. 25).
И с этим согласился Всевышний и сказал: “Среди вас самих есть свидетели, что евреи всегда оставались верны Торе”.
Далее в Талмуде перечисляются имена известных людей (неевреев) разных поколений, на глазах которых отдельные евреи проявляли абсолютную верность законам и идеалам Торы. И среди прочих называет имена Нимрода (он же — император Хаммураби), Невухаднецара (император Вавилонии), Дарьяваша (Дарий Второй — император Персии) и т.д.
Но народы отказались “признать поражение” и сказали: “Правитель мира! Дай нам еще шанс, и мы будем соблюдать (на этот раз) законы Торы”.
Ответил им Всевышний: “Неужели вы настолько глупы? Только тот, кто трудился все шесть дней недели, может подготовить все необходимое для празднования Шаббата (седьмого дня)”.
То есть Он сказал им, что в их распоряжении были шесть тысяч лет от сотворения мира, но они не выполняли Волю Творца. Как же могут они надеяться перейти в седьмое тысячелетие — на удел в будущем мире.
И все же Всевышний решил не лишать их шанса на исправление и сказал: “Есть в Торе одна заповедь, не требующая даже материальных жертв. Идите и попробуйте исполнить ее. Заповедь эта — построить сукку (простенький шалаш с ветками вместо крыши) и сидеть в ней семь дней праздника Суккот”.
Не мешкая, отправились народы строить, и каждая семья сделала для себя сукку. Сели все, каждый — в своей сукке, и тут температура воздуха повысилась, и стало так жарко, как в самые знойные летние дни (иногда бывает такое в Эрец Исраэль, несмотря на то, что праздник Суккот наступает обычно в конце сентября — начале октября). Но крыша сукки по правилам — “дырявая” и от жары не защищает. Встали все и, “хлопнув дверями” своих шалашей, скрылись в прохладных домах.
Так что, не удалась и “вторая попытка” принять и выполнять законы Торы.
Но ведь и по законам Торы, если человеку мучительно находиться в сукке (из-за дождя, холода или жары), он имеет право, даже — обязан (!) покинуть ее? — спрашивает Рава (величайший Учитель Талмуда, 4‑й век).
Безусловно, при неблагоприятных обстоятельствах еврей уходит из сукки, — объясняет Талмуд. Но разве “хлопает он при этом дверью”? — Нет, он уйдет из сукки, опустив голову от стыда, что возникла ситуация, лишившая его возможности выполнить заповедь.
Этот рассказ Талмуд заканчивает так: “Когда произошло (с народами мира) то, что произошло, впервые воцарилась радость на Небе”.
Подводя итоги, разъясним значение финальной фразы рассказа.
От сотворения мира и до того момента, причины — почему был избран еврейский народ, не были очевидны и ясны “всему Творению”. Более того, всегда существовали те или иные основания для сомнений в справедливости решения Творца именно на евреев возложить самую ответственную миссию в истории человечества. И это “бросало тень” на справедливость всего Устройства мира. Но после этого длинного диалога в духовных мирах (мы привели здесь лишь его часть), Высшая Справедливость стала ясна всему Творению, что и позволило завершить период материалистической истории человечества...
Отметим, что речь идет о нашем будущем, но в высших мирах оно уже существует. Поэтому Талмуд рассказывает о нем в прошедшем времени.
Читать полностью
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |