мирьям | Отправлено в: Вторник, 09 Августа 2011, 00:33 | Сообщение № 3 |
Постоянный участник
Сообщений: 53
C нами с 24 Ноября 2007
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| ПРИСЛАЛ МНЕ БРАТ ССЫЛКУ НА ЭТОТ ТЕКСТ И Я ПРОЧЛА ЕГО И НЕ МОГЛА ЧИТАТЬ СПОКОЙНО- РЫДАЛА. А ПОТОМУ РЕШИЛА ПОДЕЛИТЬСЯ С ВАМИ, МОЖЕТ КТО НЕ ЧИТАЛ.... 9 АВА
Издание на русском языке — «АМАНА», институт выпуска учебной литературы о еврействе на русском языке, Иерусалим, Израиль. Опубликовано в оригинале на иврит отделением иудаизма Министерства образования и культуры, Иерусалим, Израиль. Редакция русского перевода и примечаний — Моше Барселла.
Архив-файл (.zip), содержащий все материалы этого раздела в одном текстовом файле (.word)
ПРЕДИСЛОВИЕ
В этой брошюре, рассказывается о дне Девятого Ава и о связанных с этим днем сокровенных чувствах вечно живого, любящего еврейского народа, который носит в себе боль веков, боль разрушения Первого и Второго Храма, боль кровавых наветов Средневековья и Новых времен, боль шести миллионов зверски замученных извергами нашего столетия.
Ощущение этой боли на протяжении веков есть душевная основа и отличительное свойство более высокого духовного состояния народа, имеющего изначально духовное предназначение.
Когда народ постигают многие бедствия и он снова возрождается, он должен думать, что это не что иное, как следствие очень глубоких причин. Так возник пост и траур и глубокая сосредоточенность на дне Девятого Ава, в который во время разрушения Храма, как об этом повествуют мудрецы Талмуда, родился Машиах. Чтобы ощутить во всей полноте дух еврейского народа нужно услышать Плач Иеремии, прочесть в этот день Девятого Ава книгу Иова и печальные главы из Книги Иеремии, «Сиониды» Иегуды Галеви. Великая скорбь совершенствует человека. Высокая печаль, любовь и радость, чувство избрания и призвания — сочетаются в Божественном единстве, и евреи это чувствуют сегодня так же, как и в прошлом.
Моше БАРСЕЛЛА, Павел ГОЛЬДШТЕЙН
ТРАДИЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРИОД ТРЕХ НЕДЕЛЬ ОСАДЫ И 9 АВА
17-го Тамуза начинаются дни траура, в которые отмечают разрушение Храма и потерю независимости народа израильского. В этот день решилась судьба осажденного Иерусалима. Врагу удалось прорваться в город сквозь его стены.
По преданию и другие беды нашего народа случились именно в этот день: когда евреи, вышедшие из Египта, находились в пустыне, они, воспользовавшись отсутствием Моисея, сделали золотого тельца. Когда Моисей спустился с горы Синай и увидел, как низко пал его народ, он бросил скрижали и разбил их [это произошло 17-го Тамуза].
Во времена Второго Храма, когда была братоубийственная война между Аристобулом и Гирканом, Иерусалим был осажден и был такой голод, что 17-го Тамуза пришлось отказаться от жертвоприношений в Храме.
Примерно за 20 лет до разрушения Второго Храма римский наместник, желая оскорбить чувства еврейского народа и пробудить его гнев, публично сжег свиток Торы 17-го тамуза.
17-го тамуза был поставлен идол в Храме.
* * *
Пост 17-го тамуза начинается с восходом солнца и кончается с появлением звезд на небе.
Двадцать один день траура [от 17-го тамуза до Девятого ава] называют «днями осады». В эти дни не принято играть свадьбы, устраивать веселья, надевать новое платье, есть фрукты, которые в этом сезоне еще не ели, стричься.
В «три недели осады» в синагогах после чтения Торы читают пророчества, в которых пророки осуждают народ за грехи и предупреждают, что если он не очистится от грехов, то Храм будет разрушен.
В начале месяца ава траур еще увеличивается: не едят мяса, не пьют вина в знак того, что прекратили приносить жертвы и проливать вино на алтарь в Храме, не слушают музыку в знак того, что левиты не поют больше в Храме.
Девять дней с начала месяца ава не купаются в море, не стирают, не гладят белье. Суббота перед девятым ава называется «шаббат хазон» — «суббота пророчества», потому что в эту субботу после чтения Торы в синагоге читают пророчество Исайи, начинающееся словами: «Пророчество Исайи сына Амоца». Никак иначе не принято выражать в субботу траур.
Вершины своей траур достигает Девятого ава. За день до этого заканчивается «сеуда мафсекет», т.е. трапеза перед постом, когда едят черствый хлеб и крутое яйцо, обсыпанное пеплом. Уединяются и едят трапезу, сидя на полу.
Пост начинается за час до наступления ночи и заканчивается на следующий день, когда стемнеет.
Вечером перед 9-ым ава, евреи собираются в синагоге. Царит атмосфера скорби. В синагоге полумрак. Сидят без обуви на полу. Шепотом читают вечернюю молитву. Затем читают книгу «Эйха». Напев, сопровождающий пение, полон грусти. Уходя из синагоги, не прощаются.
Утром, встав со сна, моют руки, но не умываются. Молятся без талита и тфилин, ибо они символ красоты и роскоши.
После утренней молитвы читают «Кинот», поэтические отрывки, выражающие скорбь народа о разрушении Храма и всех других бедствиях, постигших наш народ после этого.
До полудня читают отрывки из книг «Эйха», «Иов» и из Талмуда, в которых говорится о разрушении Храма.
После полудня не так строго выполняются законы траура, разрешено сидеть на стуле, здороваться, прощаться.
9-ое ава — день, в который произошло много несчастий.
В этот день евреи, вышедшие из Египта [поколение пустыни], были осуждены на то, чтобы не войти в страну, ибо они усомнились в благости Господа и поверили разведчикам, которые говорили, что взять Эрец-Исраэль невозможно.
Первый и Второй Храм были разрушены в этот день.
Бейтар — последняя крепость повстанцев Бар-Кохбы — пала Девятого ава.
За три года до восстания Бар-Кохбы была распахана земля Иерусалима, и Адриан хотел превратить Иерусалим в город идолопоклонников, что и послужило поводом к восстанию Бар-Кохбы.
Девятого ава 1492 года 300 тысяч евреев были изгнаны из Испании.
Суббота после Девятого ава называется «Шаббат Нахаму» [«суббота утешения»] — это первая суббота из семи суббот утешения, когда читают после чтения Торы пророчества из книги Исайи.
Пятнадцатое ава — это день веселья. В этот день играют свадьбы. По преданию в этот день было отменено запрещение браков между коленами Израиля. В этот же день было отменено проклятье колена Бениаминова.
Когда кончался сбор винограда, устраивались праздники, и девушки Израиля в белых платьях танцевали и веселились. Это тоже происходило девятого ава.
РАЗРУШЕНИЕ ПЕРВОГО ХРАМА
(Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей в авторизированном переводе И.Равницкого и Х.Бялика)
ПЛАЧ ВЕЧНЫЙ
О посланных Моисеем из пустыни Фарана «высмотреть землю Ханаанскую» сказано:
«И, высмотревши землю, возвратились они... и говорили: «не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас». И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь, и роптали на Моисея и Аарона».
Сказание от раби Иоханана:
— И сказал Господь: «Вы плакали тогда без причины. И вот, Я установлю для вас плач из рода в род плач вечный». День тот был девятое Аба.
Таан., 29.
ДЕВЯТОЕ АВА
Предание гласит:
Разрушение храма произошло в девятый день месяца Ав, на исходе субботнего дня и «субботнего года». В тот день храмовую службу отправляли Иоаривиды: левиты стояли на эстраде своей и пели славословия. «Он воздаст им, — пели они, — за их беззаконие, за их злодейство Он истребит их...». И не успели они допеть до конца — «истребит их Господь, Бог наш», как ворвались в храм язычники и схватили их.
Седьмого Ава ворвались язычники в храм Господень, пировали там и святотатствовали в продолжении трех дней и в вечер девятого подожгли храм. Пожар продолжался весь день десятого Ава. О том и гласят слова пророка:
«Горе нам! День догорает,
Тени ложатся вечерние» и пр.
там же.
* * *
И было тогда слово Господне Иеремии:
«Встань, иди в Анатот и откупи поле от дяди твоего, Ханамела».
И когда вышел Иеремия из Иерусалима, сошел с неба ангел, толкнул стопой стены Иерусалимские, и стены растрескались. И воззвал ангел и сказал:
— Пусть придут враги, пусть войдут в дом, в котором нет более хозяина, пусть ограбят, пусть разрушат его. И пусть войдут в виноградник, страж которого оставил его и ушел, и пусть вырубят лозы его, дабы не стали враги эти похваляться, говоря: «мы завоевали место это!» — Город завоеванный завоевали вы, народ убитый убивали, дом сожженный сжигали вы.
* * *
Увидя храм, объятый пламенем, взошел первосвященник на кровлю его, а вслед за ним — группа за группой взошли юнейшие из коаним с ключами от храмовых дверей в руках, и воззвали они к Господу и сказали:
— Владыка мира! Недостойные быть сокровищехранителями, заслужившими Твоего доверия — возвращаем мы Тебе ключи от Дома Твоего!
И с этими словами бросили ключи к небесам. Показалось подобие кисти руки и приняло ключи.
Когда первосвященник направился к выходу, он был схвачен воинами Навузарадана и заколот возле жертвенника, на том месте, где им совершалось обычно жертвоприношение тамид.
При виде этого дочь его кинулась бежать, вопя: «Горе мне, отец мой, радость очей моих!» — Схватили и ее и закололи, — и кровь ее смешалась с кровью отца.
* * *
Видя храм в пламени, собрали коаним и левиты арфы и трубы, бросились с ними в огонь и сгорели.
Бросились в огонь и девушки, которые в то время ткали завесу для ковчега.
* * *
Видя неминуемую гибель свою, кинулся Цидкиягу к подземному ходу, который шел от дома царского до степей Иерихонских. Направил Господь оленя по линии подземного хода; погнались за ним вавилоняне и настигли его у выхода из подземелья в тот момент, когда выходили оттуда Цидкиягу с сыновьями, и вавилоняне тут же схватили их.
* * *
Отправил Навузарадан Цидкиягу и сыновей его к Невухадоносору, предлагая царю поставить Цидкиягу такой вопрос:
— Ради чего изменил ты мне? И по какому закону судить тебя? По уставам твоего Бога — ты подлежишь казни за то, что нарушил клятву, данную тобою именем Его. По закону государственному — ты должен быть казнен потому, что всякий, кто нарушит присягу свою царю, подлежит смерти.
— Прошу тебя, — сказал Цидкиягу Невухадоносору, — убей меня первым, дабы не видеть мне крови детей моих.
— Нас убей, государь, сначала, — взмолились к Невухадоносору сыновья Цидкиягу, — не дай нам видеть пролитую кровь отца нашего!
Невухадоносор же сделал так: зарезал перед Цидкиягу сыновей его, у Цидкиягу выколол глаза и бросил их в печь, а его самого отвел в Вавилон.
И вопил Цидкиягу, говоря:
— Придите, люди, взгляните. Пророчествовал Иеремия обо мне: «Будешь ты отведен в Вавилон и в Вавилоне ты умрешь, но не увидят Вавилона глаза твои». Не желал я слушать слов его. И вот в Вавилоне я, но не видят его глаза мои.
* * *
Приближаясь, на обратном пути из Анатота, к Иерусалиму, увидел Иеремия — дым клубится, восходя от того места, где Храм находится. И подумал он: «Не раскаялся ли народ, возобновив жертвоприношения Господу? Ведь это — дым от воскурений вижу я».
Ворота оказались запертыми.
Взошел Иеремия на городские стены и увидел он: вместо Храма груды камней.
И возопил горестно Иеремия и воскликнул он:
«Ты влек меня, Господь, —
Я шел, Тобой влекомый»*.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
* Когда Иеремии было слово Господне откупить поле в Анатате, в уделе Вениамина, пророк, влекомый туда волей Божьей, подумал: «Отменил Господь кару Свою; враги не разрушат Храма, и не будет изгнан народ из земли своей».
* * *
Пошел Иеремия дорогой своей. Идет и вопит:
— Где путь, которым пошли грешные? Где дорога, которою бредут погибающие? Пойду, погибну вместе с ними.
Идет он и видит — весь путь кровью залит, и земля по обеим сторонам его кровью забрызгана. Пригнулся он лицом к земле — следы малюток, следы грудных детей на этом пути оттиснулись; и склонялся пророк к земле и припадал устами к следам этим! Следя по ним, дошел он до того места, где находились малютки эти вместе с другими изгнанниками, и обнимал и лобызал их.
Вот увидел пророк: толпа юношей заключена под ярмо железное — и согнул он и свою голову под ярмо это. Толпа старцев брела закованная в цепи. Приник к ним пророк головой своей. И от них удалили его. Увидал это Навузарадан и повелел отвести его в сторону. Стоя в отдалении от них, плакал пророк и плакали все, взирая на него.
— «Братья мои! Племя родное! — говорил пророк, — все это приключилось вам за то, что не послушались вы предсказаний моих».
* * *
Когда достигли берега Евфрата, Навузарадан сказал Иеремии:
— Если желаешь, иди со мной в Вавилон.
Подумал об этом Иеремия и рассудил так: «Если я пойду в Вавилон, не останется никого, чтобы слово утешения сказать тем, кто в Иерусалиме остался».
Отошел от изгнанников Иеремия. А те, видя это, подняли громкий плач и завопили горестно:
— «О, Иеремия! О, отец наш! Вот, и ты нас покидаешь». Отвечал Иеремия:
— Небо и землю в свидетели беру: если бы вы хотя единый раз заплакали, пока вы в Сионе находились, вы не были бы изгнаны оттуда.
ПЛАЧ ГОСПОДЕНЬ
«И Господь, Господь Саваоф призывает вас в день этот плакать и сетовать, и рвать волосы свои, и одеться в рубище».
Когда созрело решение Господа предать уничтожению святую Обитель Его, Господь сказал:
— Дотоле, пока Я обитаю в Доме этом, рука иноземного не коснется его. Отведу от него очи Мои и поклянусь не воссоединяться с ним до времени урочного, — и придут иноплеменные и разрушат его.
Отвел Господь десницу Свою, — «отвел десницу свою от неприятеля», — и вошли враги в Святилище и сожгли его.
— «Отныне, — сказал Господь, — нет для Меня обиталища на земле, — пусть же отойдет от него Шехина Моя, и удалюсь Я в прежнюю обитель Мою».
И плакал Господь и говорил:
— Увы! Что свершил Я! Ради народа Моего Я Дух Мой на земле поселил, а ныне, когда согрешил народ, Я удаляюсь в прежнюю обитель Мою. Совершиться ли этому? На смех Я стал для народов, для людей на издевательство!
Явился Метатрон, пал на лицо свое перед Господом и сказал:
— Владыка мира! Дай плакать мне, но не плачь Ты, Господи! Отвечал Господь:
— Если ты не дашь воли слезам Моим, Я уединюсь в тайники, куда и тебе доступа нет, — «втайне плакать будет душа Моя».
И Ангелам-Служения сказал Господь:
— Идите, и пойду Я с вами, и поглядим мы, что сделали враги с Домом Моим.
И шествовал Господь, и Ангелы-Служения с Иеремией предшествовали Ему. И когда увидел Господь, во что превратился храм, воскликнул Он:
— Да, вот Дом Мой, вот место отдохновения Моего, куда пришли враги и сделали все, чего пожелали! И восплакал Господь и воззвал, говоря:
— Горе мне о Доме Моем! Где вы, дети Мои? Священники, левиты Мои, где вы? Возлюбленные Мои, где вы? О, как помочь Мне вам? Сколько раз предостерегал Я вас, и не раскаялись вы!
— Иеремия! — сказал Господь, — Я подобен ныне человеку, у которого был единственный сын. Пир венчальный приготовил он сыну своему, а сын во время венчания умер. И не болит сердце твое за Меня и за детей Моих? Иди, зови из могил Авраама, Ицхака, Яакова, Моисея, — они знают, как плакать надо!
— Господи, — сказал Иеремия, — где погребен Моисей — неведомо мне.
— Иди, стань на берегу Иордана, подними голос свой и взывай: «Бен Амрам! Бен Амрам! Встань и взгляни, как овец твоих растерзали враги!»
Пошел Иеремия к гробнице Махпела и воззвал к праотцам мира:
— «Встаньте. Пришло время, когда вы призываетесь пред лицо Всевышнего».
— Для чего? — вопросили праотцы.
— Неведомо это мне, — ответил Иеремия, из страха услышать упреки от них: «В твое время приключилось подобное бедствие детям нашим!»
Отошел Иеремия, встал на берегу Иордана и воззвал:
— Бен Амрам! Бен Амрам! Встань: настало время, когда ты призываешься пред лицо Всевышнего.
— Чем день нынешний отличается от других дней, — прозвучал голос Моисея, — что меня призывают пред лицо Господне?
— Неведомо это мне, — ответил Иеремия.
Не спрашивал его более Моисей, но обратился к Ангелам-Служения, которых он знал со времени дарования Завета на Синае, и так сказал он им:
— Слуги небесные! Ведомо ли вам, для чего призывают меня пред лицо Всевышнего?
— Бен Амрам! — отвечали Ангелы-Служения, — не знаешь ты, что храм Господень разрушен и народ в изгнание уведен?
Разодрал Моисей одежды Славы, в которые Господь облачил его, заломил над головою руки свои и, плача и вопя, к гробнице праотцев пошел. Разодрали и праотцы облачение свое, положили руки на головы свои и шли они, вопя и плача, пока не дошли до врат храма.
Узрел их Превечный, как идут они плача от одних ворот к другим, как человек скорбящий о смерти дорогого ему существа, и Господь, оплакивая совершившееся, говорил:
«Горе царю, в юности счастливому и несчастному в старости своей!»
Эха-Р.
ПЛАЧ ПРАОТЦЕВ
Терзая пряди бороды своей, взъерошивая волосы на посыпанной пеплом голове, сжатыми кистями рук бия по лицу себя, в разодранных одеждах, с плачем великим предстал Авраам перед Господом. С криками и воплями обходя развалины храма, взывал он к Превечному:
— За что, Господи, всех других родов и племен злосчастие удел мой? За что до такого позора и унижения довел Ты меня?
Видя это, и Ангелы-Служения, став ряд против ряда, подняли плач и восклицали они:
— Опустели дороги и больше нет путников, — дороги, проложенные Тобою к Иерусалиму, чтобы путники не переставали проходить по ним, — как запущены они! Дороги, по которым народ Израильский приходил и возвращался в праздники свои, — о, как опустели они!
Воззвал Господь к Ангелам-Служения и сказал:
— О чем, рядами вторя друг другу, вы плач поднял I?
— Владыка мира! — отвечали ангелы, — плач наш об Аврааме, возлюбленном Твоем: за что на него не призрел Ты, Господи?
Сказал Господь:
— С той поры, как отошел возлюбленный Мой в жизнь вечную, не являлся он предо Мною; а ныне — чего желает друг Мой в доме Моем?
Отвечал Авраам:
— За что Господи, изгнаны Тобою дети мои? За что разрушен храм, воздвигнутый на месте том, где я сына моего приносил в жертву всесожжения Тебе?
— Сыны твои, — сказал Господь, — согрешили, преступив все заветы Торы, все двадцать две буквы, начертанные в ней.
— Господи! Кто в этом свидетельствует против них?
— Тора сама да предстанет и свидетельствует против Израиля!
Предстала Тора свидетелем на суд Всевышнего.
— Дочь моя! — воззвал к Торе Авраам, — Ты явилась уликою против Израиля, преступившего уставы твои, — и нет стыда предо мною на лице твоем? Вспомни день, когда Господь ходил, всем народам и племенам предлагая тебя, и никто из них принять тебя не желал, покуда не пришли сыны мои к горе Синайской и приняли тебя, и чтили тебя. А ныне, в день их несчастья, ты приходишь свидетельствовать против них?!
Отошла Тора и молча стала в стороне.
— Да предстанут двадцать два знака Писания, — повелел Господь, — и свидетельствуют против Израиля.
Предстали священные буквы, и выступила буква «Алеф» первой уликой против Израиля.
Обратился к ней Авраам и сказал:
— Алеф! Ты — начальная среди букв и ты выступаешь обвинителем против народа Израильского в дни несчастия его? Вспомни день, когда явился в откровении Господь на горе Синайской и с тебя Десятисловие начал: «Анохи(Я) Господь Бог твой», — и ни один народ принять тебя не желал, кроме сынов моих. И ты же выходишь свидетельствовать против них?!
Отошла «Алеф» и молча стала в стороне.
Выступила буква «Бет».
— Дочь моя! — сказал ей Авраам, — тебе ли свидетельствовать против сынов моих, столь ревностно изучавших Пятикнижие, которое с тебя начинает повествование свое? (Берешит — «В начале сотворил» и пр.)
Отошла «Бет» и молча стала в стороне.
Видя, как Авраам две первые буквы безмолвствовать заставил, все остальные сами отошли стыдливо, и ни одна не стала говорить ничего в улику против Израиля.
И воззвал тогда Авраам к Господу, говоря:
— Владыка мира! На сотом году жизни моей Ты сына дал мне, и когда он был в полном расцвете сознания, тридцати семи лет от рождения, Ты сказал мне: «Принеси его в жертву всесожжения Мне»; как злодей встал я на сына моего, не сжалился над ним, своими руками связал его, — и Ты не зачтешь мне этого, Господи, не сжалишься надо мною?
Воззвал Ицхак и сказал:
— Владыка мира! Когда отец сказал мне: «Господь усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой», — я не восставал против веления Твоего и доброй волей дал связать себя для всесожжения и протянул шею свою под нож. И не зачтешь Ты мне этого, Господи, и не смилуешься надо мной?
Воззвал Яаков и сказал:
— Владыка мира! Не был ли я слугою двадцать лет в доме Лавана? А когда я ушел оттуда, встретил меня нечестивый Исав, намеревавшийся убить детей моих, и должен был я собственной душой жизнь их защитить. И ныне, после того, что я, как птенцов, взлелеял их и муки принимал, чтобы взрастить их, — ныне предаешь Ты их, как овец на заклание, в руки врагов. И не зачтешь Ты мне перенесенного мною, и не сжалишься, Господи?!
Воззвал Моисей и сказал:
— Владыка мира! Не был ли я сорок лет пастырем верным для Израиля? Быстрым конем я мчался перед ними в пустыне. А когда пришло время войти им в Землю Обетованную, Ты произнес надо мною приговор: «В пустыне падут кости твои». А ныне, послав народ в изгнание, Ты призвал меня, чтобы скорбеть и оплакивать его. Истинно говорят люди: «От милостей господина не мило мне, от немилости его горе мне».
* * *
И сказал Моисей Иеремии:
— Веди меня. Пойду к ним, взгляну, чья рука тяготеет на них.
— Нет проходу, — отвечал Иеремия, — все дороги телами убитых покрыты.
— Все-таки, пойдем.
Пошел Иеремия и Моисей вслед за ним. Дошли они до рек Вавилонских. Увидели изгнанники Моисея и друг другу говорить стали:
— Вот, бен Амрам из могилы встал, чтобы от рук врагов избавить нас. Раздался голос небесный:
— «Изгнание ваше решено Мною!»
— Дети мои! — сказал Моисей, — возвратить вас не в силах я, — неизменно Господом решено это. Но Он, Всемилосердный, вскоре вернет вам милосердие свое.
И отошел от них Моисей — и к праотцам мира пришел он. И вопросили праотцы:
— Что сделали враги с сынами нашими? Отвечал Моисей:
— Одних умертвили, у других руки за спину подвернули и связали, кого в цепи железные заковали, кого раздетыми и нагими повели. Одни в дороге пали мертвыми, и тела их сделались добычею для птиц небесных и для зверей земных, другие под палящим солнцем на муки голода и жажды брошены.
Подняли праотцы плач и стенание и, рыдая, говорили они:
— Увы! До чего дожили вы, дети наши! Как сироты без отца стали вы. В полдень в летний зной — без одеяния, лежите вы в наготе неприкрытой. По горам бредете, по острому каменнику, без башмаков, без сандалий. Грузом песка отягощены плечи ваши. Подвернуты назад и связаны руки ваши. Слюны своей проглотить не в силах вы...
— Будь проклято, солнце! — воскликнул Моисей, — зачем не погасло ты в тот час, когда в Святилище Господне враги вошли?
— Клянусь, — отвечало солнце, — клянусь тебе, Моисей, пастырь верный! Как было погаснуть мне, когда ни на мгновение не отходили от меня, — шестьюдесятью бичами огненными бичевали меня, говоря и повторяя: «иди и свети полным светом своим!»
— Увы, обитель святая! — продолжал Моисей, — тьмою стало сияние твое. Как ужасно разрушение твое! Грудой пепла Святилище стало: питомцы школ — жертвами смерти, отцы их — добычею меча, плена и изгнания.
— Вас, полонивших их, заклинаю я: не подвергайте их казни жестокой, не предавайте их истреблению полному; не убивайте сына перед отцом его и дочери перед матерью ее: Придет, говорю вам, время и взыщет с вас Господь за это!
Не внимали вавилоняне мольбам его.
— Владыка мира! — взывал Моисей, — в Торе Твоей написано: «Ни коровы, ни овцы не закалывайте в один день с порождением ее». А вот, сколько убито детей вместе с матерями их, а Ты молчишь, Господи!
В эту минуту очутилась перед Господом Рахель, матерь наша, и воззвала она:
— Господи, Владыка! Тебе ведомо, как велика была любовь ко мне раба Твоего Яакова. Семь лет прослужил он ради меня отцу моему, а когда пришло время мне сделаться женою его, отец решил подменить меня сестрой моей, и я не возревновала его к сестре моей. Я, из плоти и крови созданная, прах и пепел, ревновать не стала к сопернице моей; Ты же, царь живой, сущий и милосердный, тебе ли ревновать к идолам, мертвым и ничтожным, и за них изгонять детей моих?
В эту минуту вернулось милосердие Божие, и сказал Господь:
— Ради тебя, Рахель, я возвращу народ Израильский в пределы его.
«Так сказал Господь:
Голос в Раме слышен,
Вопль и горькое рыдание, —
То Рахель о детях слезы льет
И утешиться не хочет.
Удержи свой голос от рыдания
И глаза свои от слез,
Ибо ждет тебя за труд награда, —
Говорит Господь, — в свои пределы
Возвратятся вновь сыны твои»
СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ: ГОСПОДЬ-- БОГ НАШ, ГОСПОДЬ ОДИН!
|
|
| |