|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
"Для чистых всё чисто". Всё ли?!
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 31 Августа 2017, 22:34 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Павел, в послании к римлянам 14:14, учит: "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто".
И действительно, в НЗ только демоны удостоились звания "нечистые духи"... Всё остальное вполне себе "чисто", т.е. чинно-благородно...
Совсем иначе дело обстоит с тем, чему учит Священное Писание, ТаНаХ. Термины "таме" (ритуально нечистый) и "таор" (ритуально чистый) буквально пронизывают всю Тору. Всевышний строго разделяет вещи на "чистые" и "нечистые", и требует от нас такого же отношения и разделения.
Впервые, понятия "чистый" и "нечистый" встречаются еще в 7 главе книги Бытие, где Всевышний объясняет Ною, какое количество животных необходимо было взять с собой в ковчег. Причем, по всей видимости, Ной уже знал, какие именно животные являлись "чистыми", а какие - "нечистыми". Затем, в книге Левит (11:8), Творец говорит: "мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас". И далее, заповеди о нечистоте детализируются в книгах Числа и Второзаконие.
У Павла же, этого "псевдо-фарисея", совсем иные представления. В письме к Титу (1:15) он утверждает: "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть".
"Для чистых - всё чисто" - логически ошибочное обобщение. Корень проблемы в том, что христианин уверен в своем единоразовом и вечном "очищении". Но как долго, в реальности, а не в религиозных фантазиях, он сможет оставаться "чистым" даже после своего условного "очищения", т.е. обращения в христианство и крещения? Как долго его помыслы будут "чистыми"? И на каком основании для него "всё чисто"? Убивать, воровать, прелюбодействовать - тоже "чисто"? Если нет, то уже не "всё". А раз не всё, значит нечисто и то, что Тора называет нечистым.
На основе этого учения, некий Александр Федичкин, в дискуссии с Яковом Кротовым, заявляет: "Вы в начале спросили, чем отличается христианское представление о чистоте от языческого. Я бы даже еще ввел одну промежуточную станцию - от иудейского, от израильского представления. Потому что христианское представление, оно, с одной стороны, опирается на языческое представление о чистоте, обрядовой чистоте и так далее. Но опирается через иудейскую традицию. Человек, делающий грех, он должен каким-то символическим образом осознать тяжесть этого греха, пятно этого греха на себе. И в древней символике, в обрядах, как языческих, так потом иудейских, это видимым образом представлено. Христос же говорит нам о том, что человека оскверняет не некоторая древняя грязь, а помыслы его, состояние духа. И поэтому мы уже, христиане, говорим не столько об обрядовых сторонах нечистоты, сколько о том, что находится в человеческом сердце".
Так претит это церковное превозношение и самоутверждение за счет унижения иудаизма, что становится просто невыносимо читать материалы, написанные христианами. Впрочем, ради точности и объективности, приходится это делать. Итак, вышеобозначенный автор с легкостью уравнивает языческие и иудейские представления о нечистоте, и полностью игнорирует тот факт, что Всевышний установил эти законы задолго до возникновения язычества и еврейского народа. По крайней мере, как мы выяснили выше, их знал даже Ной, а на самом деле, с ними был знаком и Адам, научивший своих сыновей законам жертвоприношений и тому, какое именно животное необходимо принести в жертву Б-гу. Всё это существовало задолго до "языческих представлений" (хотя, не буду спорить, что действительно, именно на них, и только на них опирается христианское учение). Что же касается Иудеев - они просто единственные, кто приняли эти законы и стараются жить в соответствии с ними, исполняя Волю Всевышнего.
Давайте, вкратце, разберемся с тем, что вообще такое "ритуальная нечистота":
Рав Дон Ицхак Абарбанель учит:
"Нечистота мертвого человеческого тела называется Ави Авот аТума — «Отец отцов нечистоты», т.е. главный источник нечистоты, и это — самый тяжелый из всех видов нечистоты, как с точки зрения ее передачи, так и с точки зрения принятия. Когда я говорю «с точки зрения передачи», я имею в виду вот что. Зловоние разлагающегося человеческого трупа чрезвычайно болезнетворно, заражает все вокруг гниением и отравляет воздух в том доме, в котором находится мертвый. Поэтому «человек, когда умрет в шатре, — всякий, кто придет в шатер, и все, что находится в шатре, станет нечистым». Дело здесь в том, что, пока человек жив, человеческое тело наиболее гармонично из всех имеющихся в мире составных вещей. Поэтому, когда оно начинает разлагаться и утрачивает гармонию, оно больше всех других вещей отклоняется в сторону разрушения и рассогласованности. С ним происходит то же, что с уравновешенными весами: если одна чашка в точности равна по весу другой, то, стоит положить на одну из них даже самый небольшой предмет, она тут же опустится до самой земли. То есть, даже самое маленькое нарушение равновесия приводит к громадным изменениям, поскольку, когда такая система теряет равновесие, она переходит в противоположное, крайне неравновесное состояние. То же самое случается и с человеческим телом: пока человек жив, оно пребывает в самом точном равновесии, какое только возможно, а когда человек умирает, оно скачком теряет это равновесие. Мертвое человеческое тело моментально начинает источать зловоние и гниль, гораздо быстрее, чем тело мертвого животного, которое может пролежать и день, и два, и все же не будет пахнуть. Таким образом, нечистота мертвого человеческого тела оказывается самой тяжелой из всех возможных из-за ее источника. Вторая причина тяжести этой нечистоты связана с тем, кто ее принимает. Дело здесь в том, что любая вещь более склонна подвергаться воздействию похожих на нее вещей, чем тех, которые от нее сильно отличаются. Поэтому человек воспринимает нечистоту мертвого человеческого тела сильнее, чем нечистоту мертвого животного, которое весьма отлично от него.
Это же объяснение позволит понять, почему такими серьезными являются виды нечистоты, связанные с телом даже живого человека, и почему Тора обязала приносить за них жертвы. Виды нечистоты, которую может распространять тело живого человека, таковы: — нечистота больного истечением (из половых органов); — больного язвами; — мужчины, осуществившего физическую близость с нечистой женщиной; — и нечистота осквернившегося мертвым телом.
Язвы — это проявление гнили и серьезных неполадок в организме, и то же самое относится к истечению. А вступивший в связь с нечистой женщиной и осквернившийся мертвым телом стали оскверненными, нечистыми, грязными, поскольку соприкоснулись с трупом или с нечистым, гниющим человеческим телом. Точно так же люди, которые едят свинину, пресмыкающихся, мышей и так далее, наносят тем самым ущерб своим телесным жидкостям, а через них — своему духу. И для того, чтобы человек остерегался загрязниться этой гнилью и мерзостью, чтобы он избегал даже заходить в дом, где они находятся, касаться их, переносить их с места на место, сидеть и лежать на них, чтобы «не пристало к нему что-либо из проклятого», чтобы душа его сама гадливо отшатывалась от них, — для этого Тора заповедала нечистому принести жертву и, кроме того, пребывать отдельно от святого лагеря до тех пор, пока не омоется водой и не сменит одежду. Эта заповедь заставляет человека всеми силами избегать соприкосновения со скверной.
... Тора постановила, что животные, пригодные в пищу, становятся нечистыми только в результате естественной смерти, но не после кошерного зарезания — Шхиты, поскольку тело кошерно зарезанного животного остается здоровым и не теряет гармоничности. Поскольку в нем нет продуктов распада, оно не заражает гнилью воздух и не вредит людям, которые с ним соприкасаются. Но если животное умирает своей смертью, это происходит, несомненно, от болезни и внутреннего заражения, а потому такое животное способно повредить человеку, прикасающемуся к его мясу или переносящему его с места на место. Именно поэтому Тора запретила в еду трефное, то есть, больное животное, даже если его кошерно зарезали. Она повелела тщательно проверять зарезанное животное и выяснять, не было ли оно смертельно больным, и в этом случае не есть его" (Читать полностью).
Здесь также даются очень хорошие разъяснения по поводу "чистого" и "нечистого".
Вернемся к заявлению А. Федичкина: "Христос же говорит нам о том, что человека оскверняет не некоторая древняя грязь, а помыслы его, состояние духа. И поэтому мы уже, христиане, говорим не столько об обрядовых сторонах нечистоты, сколько о том, что находится в человеческом сердце"
О какой еще "древней грязи" речь? Человека оскверняет всё, что связано с мертвечиной, поскольку такова метафизика творения, таково устройство нашего мира, в котором изначально не было смерти. Этот закон очевиден, и нет смысла его отрицать. Физическое влияет на духовное. Христианская "духовная чистота" в отрыве от материальности - обычный самообман.
Что касается "помыслов" и "состояния духа". Христиане, по неведению, игнорируют причинно-следственную связь. Р. Абарбанель учит: "Небесная Тора не предлагает методов оздоровления тела, но преследует лишь цели, которые были бы направлены на совершенствование духовного здоровья и поиск средств врачевания души. Как следствие она запретила в пищу те существа, мясо которых является «мерзостью» и [употребление которого] способно искалечить психику и интеллект, порождает в человеческом характере тупость, пагубно влияет на душевные движения, делает его испорченным, преисполненным скверной существом, извращает мысли и поступки и гонит прочь дух святости и чистоты. Об этом восклицал Давид: «…и дух святой Твой не отнимай от меня!» (Пс. 51:13). И [далее] сказано: «Сердце чистое сотвори для меня, Боже, и дух твердый обнови внутри меня» (там же, 51:12). Поэтому сказал Господь (да будет Он благословен!): «Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся…» (11:43). Писание не называет их «вредными» или «ядовитыми», но «нечистыми» и «мерзкими», подчеркивая тем самым духовный, а не физиологический аспект их запрета".
О какой "чистоте помыслов" и "чистом состоянии духа" может идти речь у людей, поедающих некашерную пищу, и напрочь отвергающих Тору? Вопрос риторический.
Сфорно: «…Вот животные, которых можно вам есть…» (11:2). Итак, в тот момент Израиль утратил духовные привилегии, которые обрел при даровании Торы и благодаря которым удостоился присутствия Шхины, без помощи посредников, как сказано: «…во всяком месте, где Я разрешу упоминать Имя Мое, Я приду к тебе и благословлю тебя» («Шмот», 20:24). Но в будущем это так и будет, ибо сказано: «И установлю Обитель Мою среди вас, и не будет гнушаться душа Моя вами» («Ваикра», 26:11). Но после этого Святой, благословен Он, не желал более, чтобы Шхина обитала среди них, ибо сказано: «…а Я не пойду в среде твоей…» («Шмот», 33:3). Однако учитель наш, Моше, своими молитвами добился, чтобы Шхина хотя бы частично была возвращена в среду народа с помощью Мишкана и его [священных] предметов, священников и жертв. До тех пор, пока не очистил их Бог: «…и явилась слава Господа всему народу» («Ваикра», 9:23), и пока не спустился огонь с Небес (там же, 9:24). Таким же образом [Господь] решил изменить их характер, чтобы были готовы принять свет вечной жизни, посредством изменения рациона питания и совершенствования душевных качеств. Он запретил продукты, способные причинить вред нравственным склонностям или интеллектуальным способностям души, как сказано: «Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся… ибо станете нечистыми» (там же, 11:43); «Ибо Я – Господь, который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вам Богом…» (там же, 11:45); «…освящайтесь, и будете святы…» (там же, 11:44). [Быть святыми] означает – быть вечными, подобными Творцу (да будет Он благословен!), как сказано: «…ибо свят Я» (там же, 11:45).
Христианское разделение на "обрядовую сторону" и на "то, что находится в сердце" - изначально ущербно. Это ошибочная предпосылка, на которой выстраивается вся доктрина. На самом деле, эти вещи взаимосвязаны. Человек, знающий о том, что чисто, а что - нечисто, разделяющий эти вещи, и стремящийся избегать нечистого, поскольку этого требует Творец - руководствуется тем, что находится у него в сердце. Его сердце, наполненное страхом Б-жьим и любовью к Творцу, стремится исполнить Его повеления. А вот сердце, исполненное мыслями о "бесполезных обрядах", о "тяжком бремени Закона", который так не хочется соблюдать, - стремится избавиться от того, что может каким-то образом "ограничить его свободу", и поэтому утверждает: "плевать я хотел на эту нечистоту. Нет ничего нечистого, все чисто. Как я решил - так и будет". Подобное наплевательское отношение к законам Творца чревато лишь тем, что такая душа всегда будет пребывать в нечистоте, и духовной, и физической.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Пятница, 01 Сентября 2017, 21:20 | Сообщение № 2 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Выше, за неимением времени, я всего лишь набросала несколько мыслей по теме, и получилось немного "сыровато". На самом деле, данный вопрос гораздо глубже и серьезней, чем кажется на первый взгляд.
Тора связывает соблюдение ритуальной чистоты с идеей святости. Один из способов проявления святости в мире - пребывание в состоянии ритуальной чистоты. В Писании соседствуют понятия "святой" (кадош) и "чистый" (таор): "И сказал Господь Аарону... это устав вечный... чтобы могли различать между святым и не святым и между нечистым и чистым" (Лев. 10:8–11).
Иез. 22:23-26: "И было ко мне слово Господне: сын человеческий! скажи ему: ты — земля неочищенная, не орошаемая дождем в день гнева! Заговор пророков ее среди нее — как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов. Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них";
Говоря о священниках, Творец призывает (Иез. 44:23): "Они должны учить народ Мой отличать священное от не священного и объяснять им, что нечисто и что чисто". Не только иудейские священники должны быть чисты. Избегать нечистоты необходимо каждому из нас.
Мудрец Йоханан бен Закай, современник Павла, живший в 1 в. н.э., чья деятельность после разрушения Второго Храма сыграла решающую роль в сохранении иудаизма как основы самобытного существования еврейского народа, учил: "Не труп загрязняет и не вода очищает. Это веление Царя, и нам нельзя подвергать его сомнению". На первый взгляд, первая часть его тезиса в чем-то похожа на учение Павла, однако, на самом деле, эти два подхода кардинально отличаются. При том, что Павел полностью отрицал сам факт наличия "чистоты" и "нечистоты", поскольку они совсем не вписывались в его концепцию "жертвы Иисуса", ведь подразумевали принесение реальных жертв очищения в Храме, Йоханан бен Закай имел в виду тот факт, что законы ритуальной нечистоты относятся к тем заповедям, которые изначально непостижимы человеческим разумом, их невозможно рассматривать вне общего контекста Торы, но необходимо исполнять потому, что таково повеление Всевышнего.
В книге "Кицур Алахот" написано: "Законы, которые Создатель дал нам в своей Торе, – даны для нашего блага. Тот, кто не соблюдает заповеди, портит свою душу, а также то, что относится к ней в духовных мирах. Даже когда человек согрешил, Всевышний не хочет его наказывать: наказания Торы – это болезненные операции Великого Доктора, который хочет лишь помочь пациенту. По этой причине Всевышний приготовил для нас лучшее из лекарств – «тшува» – раскаяние, дословно – возвращение назад к духовному корню. Ворота раскаяния всегда открыты, Всевышний говорит нам: «Дети, откройте ваши сердца хоть немножко, и я открою вам целые ворота в небе». До дня смерти Всевышний все ждет нашего возвращения назад. Даже самый грешный человек может многое исправить, пока он ещё жив.
Главные элементы раскаяния – это решение не повторять грех, и «видуй» – чистосердечное признание перед Всевышним. Часто человеку, привыкшему к каким-то запрещенным наслаждениям, очень трудно сломать себя. Приходится делать особые ограждения вокруг запрета, чтобы не попасть снова в ситуацию, когда искушение слишком велико. Также многие раскаивающиеся принимают на себя добровольные страдания, например, посты, или дополнительные мицвы, например, давать больше обычного бедным, помогать больше людям, навещать больных, изучать больше Тору и поддерживать других, кто её изучает, и так далее. Тем не менее, нужно помнить, что посты и цедака – это не главные элементы раскаяния, и помогают они только вместе с решением не повторять грех. Тот же, кто постоянно грешит и надеется после каждого греха искупить ущерб с помощью постов, – очень далек от истины. Наши мудрецы сравнивают его с человеком, который окунается в микве, держа при этом дохлую ящерицу. Сколько бы он ни окунался, он остается ритуально нечистым, но как только он отбросит пресмыкающееся, окунания один раз будет достаточно".
Главным условием для очищения от нечистоты является искреннее покаяние и прикладывание усилий для победы над грехом. Всевышний предусмотрел для нас также и ритуальное омовение (микве), которое очищает и обновляет, но только при условии раскаяния и твердого намерения не грешить в дальнейшем. Хотя, безусловно, Творец снисходит к нашим слабостям, и не требует невозможного. Он не ожидает от нас абсолютной безгрешности. Он просит лишь стараться исполнять Тору, и это будет засчитываться нам в праведность.
Христиане же, в своей практике, используют лишь поверхностный образ: одноразовое "покаяние" и одноразовое "крещение". Но в чем именно они каются, каким образом обещают Б-гу "добрую совесть", если не готовы исполнять Его Заповеди? И как они надеются после одного омовения оставаться чистыми навечно, если тут же возвращаются к прежним грехам и нарушению ключевых законов Торы?..
Наверное, именно об этом Всевышний сказал устами царя Соломона: "Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих" (Прит. 30:12).
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
| |