Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 24 Августа 2017, 23:15 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| "К свободе призваны вы, братия ..." (гал. 5:13) "Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (гал. 5:1).
Новый завет пестрит призывами к "свободе" и непрерывными заявлениями о том, что христиане "свободны". Греческий термин "элеутэрия", используемый там, означает: "свобода", "свободное состояние", "независимость", "вольность", "разнузданность".
Давайте сперва определимся с дефинициями:
Свобо́да — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.
Христиане ищут свободы и независимости. Свобода для христианина подразумевает легитимность не покоряться Закону Б-га. Негласный лозунг церкви: "сам себе - закон" отражает суть её мировоззрения. "Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него" (рим. 7:6) Освободившись от Закона Б-жьего, церковь установила свой собственный (эфемерные "заповеди Христа", которые, впрочем, никто из христиан не может четко обозначить), и оценивает себя в соответствии с ним. Церковь присвоила себе право единолично решать, что допустимо для её адептов, а что является "грехом". При этом христианин полностью уверен в том, что он "свободен". Непонятно только, от кого и от чего он освобождается, примыкая к церкви и становясь её служителем...
Русский философ Николай Александрович Бердяев писал: "...Свобода в христианстве должна быть осознана как содержание христианской религии. <...> Христианство есть религия свободы..." («Философия свободы». Гл. 6).
Что же касается Писания, то в ТаНаХе слово "хофеш", переводимое как "свобода", упоминается всего лишь 17 раз, и только там, где говорится о свободе от физического рабства или плена.
Рав Ашер Кушнер занимательно пишет о "свободе":
О том как Абраша заварил кашу
Абраша — начинающий бааль-тшува (тот, кто возвращается к еврейству). В один прекрасный вечер он пошел на драшу — урок рава. Сел, стал внимательно слушать. Драша переходила от одних аспектов толкования Торы к другим, и, между прочим, рав коснулся понятия хофеш — свобода.
- «Дорогие евреи! Понятие хофеш не должно существовать в еврейском лексиконе! Ведь от кого еврей собирается быть свободным? От Б-га? От заповедей? От Торы? От ответственности и обязанностей в этом мире? …»
Абраша уже не первый год в Израиле и с легкостью перевел слово хофеш, как его принято переводить с разговорного иврита — отпуск, каникулы. - «Та-а-ак! — подумал Абраша. — Отпускаться и распускаться — это не по-еврейски!» - И тут же волна гнева поднялась у него в груди и понеслась на жену Клару! Перед глазами всплыла картина ее радостных приготовлений к отпуску… - «Я ей покажу отпуск… Распустилась! Все! Никуда не поедем! Да еще и блины мне недожарила…» - В этот момент он так был занят сведением счетов с Кларой, что прослушал продолжение драши.
- «Хофеш — свобода — неприемлема для еврея, а вот нофеш — отдых — необходим!» — продолжил опытный рав и повторил эту фразу несколько раз, понимая, к кому он обращается. - «Отпуск-аться» (распускаться) не надо, а вот отдыхать — не только желательно, но и необходимо. Если кто-то едет на море, в горы, меняет атмосферу для того, чтобы набраться сил для дальнейшей учебы и служения Б-гу — в этом и есть служение Б-гу. Это не упразднение Торы, а укрепление Торы. Муж должен уделить время жене и детям, взять их в отпуск…». Абраша очнулся только в тот момент, когда рав уже перешел к теме спорта.
- «Как может дорогая еврейская душа посвятить жизнь развитию мускулов тела и ловким движениям ног? Как может еврей тратить свое драгоценное свободное время на зрелища? Называют это спорт! Но это культура Греции, не Израиля!»
- «Вот ка-а-ак! — охнул Абраша. — А у меня дети спортом занимаются! А кто их на плавание погнал? Кла-а-ара!!!» - И снова Абраша взлетел и не услышал, как рав несколько раз подчеркнул, что спорт как самоцель, как пустое времяпровождение на стадионе с пивом и семечками — порицаем Торой, а вот заниматься спортом самому, бегать, играть в подвижные игры, особенно в детском возрасте, просто необходимо. В особенности рав расхваливал плаванье, ведь обучая этому детей, отец заодно выполняет одну из своих обязанностей подготовки их к взрослой жизни…
Когда драша завершилась, Абраша приземлился, пришел в себя, встал и решительными, твердыми шагами пошел домой. Продолжение всем известно…
Итак, мы выяснили, что согласно иудейскому пониманию, которое основывается на Священном Писании, понятия "свободы" практически не существует, т.е. оно лишнее. Быть "свободным" недопустимо для праведного и Б-гобоязненного человека, являющегося рабом Всевышнего и признающего Его Закон.
На чем же основывается доктрина НЗ, и, в частности, учение Павла? Конечно же, на греческой философии.
Р.Н. Пархоменко, кандидат философских наук, в своей статье пишет:
"Употребление понятия «свобода» в собственно философском смысле впервые встречается у Софистов, когда закон (Nomos) радикально противопоставляется природе (Physis). Софисты как бы «отделяют» понятие свободы от полиса и полисной демократии и противопоставляют его полису. Таким образом, свобода начинает пониматься как «внутренняя свобода» отдельного индивидуума. Отныне состояние свободы может быть достигнуто даже независимо от права или политики. Таким образом, свобода начинает пониматься как достижение гармонии логоса с природой. Именно у стоиков в наибольшей степени проявляется тенденция рассматривать понятие свободы как «внутреннее» понятие человека (в особенности у Эпиктета).
... У Платона понятие свободы определяется почти исключительно в рамках полисного понимания свободы как бытия блага. Благо является совершенным понятием и оно делает также совершенным и бытие. Понятие автаркии (независимости), использовавшееся в языке полиса, является и основным определением свободы: свободным является тот человек, чьи действия направлены на достижение блага, поскольку благо в своей автаркии и несет с собой свободу. Душа человека может быть упорядочена благодаря самоконтролю и размышлениям, также как и полис может быть упорядочен благодаря народному собранию и единству. Свобода, таким образом, не независимость отдельной личности от общества, а твердое владение собой и стремление к благу. ... Сократ и Платон сформировали новый подход по отношению к категориям свободы и ответственности: вменение у них более устойчиво «соотнесено» с произвольностью решения и действий индивида, моральность является главным нравственным достижением или благом, а свобода уже трактуется как способность к добру. Ответственность у Платона еще не вполне моральная категория; тем не менее она уже не рассматривается в соотнесении человека лишь с природой и космосом.
... Онтологическое обоснование свободы в неоплатонизме в наибольшей степени будет продолжено у Ямвлиха и будет перенесено при этом уже в плоскость теологии. У Ямвлиха речь идет не свободном действии или поступках, а о об освобождении в смысле спасения от мира необходимости (природы) и движении в сторону наимогущественнейшего бытия – к божественному. Человек в этом акте теургии играет роль «сопутствующей причины», решающим здесь является лишь передача себя под силы воздействия «божественной силы», когда душа индивида сможет раскрыться в высшей степени. Высшим актом человеческой свободы является познание бога – таким образом и абсолютная свобода божественного воздействия на дух человека приходит к своему совершенству."
Павел действительно всегда противопоставлял Закон и свободу. Закон (Тора) у него четко ассоциировался именно с порабощением (подобно тому как гражданин "порабощен" установленным в его стране законодательством, нарушение которого может ограничить его свободу). Это типично эллинистическое мышление... Павел, подобно Платону, учил, что самоконтроль и соблюдение определенных, им же установленных, "христианских норм", а также стремление к "благу", опять же, к тому, что считается "благом" исключительно у христиан, вполне достаточно для праведной жизни. Он учил, что конкретные Заповеди Творца, определяющие поведение человека, лишь "бесполезные постановления", "заповеди и учение человеческое" (кол. 2:22). Они ограничивают "свободу" и происходят из сферы "плотского", а не духовного. Человек же ничтожен, не способен "исполнить Закон", поэтому он должен передать себя под действие "божественной силы", которая может помочь душе "достичь совершенства", однако, исключительно в неких "высших, духовных сферах". Примерно к таким же выводам пришли и неоплатоники через пару веков после Павла.
"Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу" (рим. 6:22)
Каким же образом христиане "освободились от греха", и как они могут называться "рабами Б-гу", если считают себя "свободными от Закона"?! Человек, отвергающий Тору и продолжающий намеренно игнорировать и нарушать Заповеди, скорее "свободен от праведности", свободен от Б-га и Его Истины. Такой человек является рабом своих похотей, хотя и считает себя "святым во Христе".
Апостол язычников смело провозглашает: "Где Дух Господень, там свобода" (2кор. 3:17). Но какая свобода? Да, именно та, за которой "приходили скрытно подсмотреть" шокированные адепты Иерусалимской общины Петра и Иакова, которых Павел скромно именовал "лжебратьями". Это свобода от Торы! Свобода, позволяющая еврею есть идоложертвенную и некошерную пищу, не соблюдать Шабат, презирать свое обрезание, и игнорировать все остальные Заповеди Творца. По сути, свобода от добровольного исполнения Воли Всевышнего. Это свобода, которая, в конечном итоге, обращает еврея в язычника, а язычника превращает в сознательного беззаконника, в нечестивца, мнящего себя святым.
Только заядлые грешники мечтают о свободе, стремятся к анархии и отсутствию всяческих норм, регулирующих поведение человека (в нашем случае - норм, устанавливаемых самим Б-гом). Праведные же, чистые души стремятся не к свободе, а ... к рабству, т.е. к тому, чтобы служить Всевышнему, принимая на себя ответственность за соблюдение Его Заповедей.
На самом деле, единственная позитивная свобода, которая у нас есть - это свобода стать рабом Б-жьим по собственному желанию, и искренне соблюдать Его Заповеди. Только такая "свобода" может поспособствовать нашему "освобождению от греха" и приближению к Б-гу.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |