Галилеянка | Отправлено в: Суббота, 15 Июля 2017, 12:38 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Используя такое выражение из Торы, как "благоухание, приятное Мне", Павел учит:
2кор. 14-16 "Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь". Еф. 5:1,2 "Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" Фил. 4:18 "Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу."
Сперва узнаем, о чем говорит буквальный смысл данной метафоры из Торы:
А.Барац пишет: "Третья книга Торы “Ваикра” (Левит) начинается следующими словами: “И призвал Моше Б-г и сказал ему: обратись к сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас захочет принести жертву Б-гу, то из скота крупного и мелкого приносите жертву вашу” (1.1-2) Но не из всякого крупного и мелкого скота приносились жертвы. Видов жертвенных животных, используемых в Иерусалимском Храме, было пять: бык (теленок, телица), баран (овца, ягненок), козел (коза), голубь и горлица. Именно огнепалимые жертвы этих животных выделяли то “благоухание, приятное Господу” (1.9), о котором неоднократно упоминает Тора. Нет сомнения, что кровавый характер Храмовых жертв у многих вызывает предубеждение. Причем это предубеждение может носить как “патологический”, так и “адекватный” характер. “Патологическое” предубеждение приписывает евреям сатанинскую жестокость, в частности, Храмовые жертвы всегда служили одним из обоснований кровавого навета. Еще в ХХ-ом веке Розанов писал: “Если израильский Б-г любит “обонять запах жертв”, то евреи неужели же этого не любят? ... Всем им хочется крови ягненка ли, Ющинского ли”. “Адекватная” неприязнь не видит в Храмовой службе ничего, кроме отжившего свой век изуверства. Современный просвещенный человек еще готов воспринимать жертвоприношения в “контексте эпохи”, однако любое намерение возродить их в наши дни неизбежно вызывает у него сопротивление и недоумение.
Современные западные христиане тщательно отмежевываются от “патологических” реакций, но вместе с тем я не сомневаюсь, что многие из них подпишутся под следующим “адекватным” высказыванием св. Бернара Клервоского (1090-1153): “единственная пища для их (иудеев) самодовольного ума - буква закона, а их богопочитание - бесконечное количество зверским способом забитого скота”. Это с одной стороны. С другой стороны, негативные чувства по отношению к “гекатомбам” испытывают не только современные христиане и либералы, их испытывали и некоторые иудеи, причем даже во времена Бернара. Так Рамбам (1135-1204), который утверждал в “Мишне Тора”, что третий Храм будет отстроен, и даже учил, как это должно делаться, в “Путеводителе заблудших” утверждал, что Храмовые службы являлись снисхождением к слабой человеческой природе, что они были призваны лишь помочь ему воздерживаться от идолослужения. Но если это так, то зачем возвращаться к этому сомнительному кровавому культу? Например, идя навстречу человеческой слабости, Тора допускает многоженство, но тем не менее рабейну Гершом бен Йегуда (960-1028) отменил это дозволение. Зачем же возобновлять забытые кровавые жертвы, если они также были всего лишь уступкой человеческой слабости? Между тем сама Тора нигде не говорит, что жертвоприношение само по себе плохо. Напротив, в Торе утверждается, что Создатель мира почему-то наслаждается запахом огнепалимых жертв. А детальные предписания, связанные со строительством Храма и его богослужениями, составляют львиную долю законодательной части Пятикнижия. Жертвоприношение действительно известно всем архаическим религиям, все культы древности держались именно на жертвоприношениях, причем нередко человеческих. В меньшем объеме они практиковались и позже, вплоть до настоящего времени. Некоторые исследователи идеологии нацизма усматривают ритуальный характер в некоторых преступлениях Гитлера. Наконец, жертвоприношения животных и даже людей практикуются современными сатанистами. Во всех этих культах жертвоприношение всегда преследовало две цели - пробиться к некой Силе, добиться ее благосклонности и благодаря ей приобрести те или иные блага.
Однако в этом плане отвести обвинение Бернара Клервоского как раз весьма просто: жертвоприношения животных в Иерусалимском Храме так же отличались от жертвоприношений в храме эфесском, как человеческие жертвоприношения Молоху отличались от готовности Авраама принести в жертву своего сына Ицхака. Язычник убивал своего первенца, чтобы приобрести астральное покровительство своему роду, он строил “светлое будущее” на слезах замученного младенца. Авраам же приносит в жертву Ицхака совершенно бескорыстно, ничего не прося взамен, отказываясь от всякого будущего. Достаточно очевидно, что смысл иудейских жертвоприношений направлен не на подкормку и задабривание таинственных космических сил, а прежде всего на искупление грехов: “Если согрешит кто-либо из народа земли по ошибке и сделает что-нибудь против одной из заповедей Господних, чего не надлежало делать, и провинится, то когда сознан будет им грех, которым он согрешил, пусть в жертву свою приведет козу без порока за грех свой” (4.27-29) Многоженство - не предписано, а всего лишь дозволено, и отказ от него закономерен, коль скоро в природной основе брака лежит союз именно двух лиц. Но очистительные жертвоприношения предписаны самим Б-гом, и евреи не вправе добровольно от них отказываться. Более того, многократно повторенное утверждение, что запах жертв приятен Всевышнему, из Торы не выбросишь. Человек, приносящий в жертву животное, должен был подразумевать на его месте себя самого. Лишь такая жертва принималась, как говорится в Зоаре: “При жертвоприношении желания возносятся в одно место, а мясо в другое место. И если человек праведен, то он истинное возношение для искупления. А иной, неправедный, не пригоден для возношения”
Священнические одежды искупали, причем каждая от своего греха: “Хошен искупает грехи, совершенные во время суда, эйфод - идолопоклонство; мантия - злословие; хитон - кровопролитие; тюрбан - высокомерие, пояс - дурные мысли; венец - наглость; штаны - разврат”. Но тем более то же самое имело место и в отношении различных жертвенных животных: они соответствовали искуплению различных грехов. Причем это было открыто не только еврейским, но даже и некоторым христианским мистикам. Сведенборг писал: “Животные нашей земли вообще соответствуют чувствам; животные кроткие и полезные - чувствам добрым, дикие и бесполезные - чувствам злым; в частности же: быки и тельцы соответствуют чувствам, свойственным уму природному, овцы и ягнята - чувствам, свойственным уму духовному; птицы, смотря по природе своей, соответствуют разумным началам того и другого ума. По этой причине различные животные, как-то: быки, тельцы, овцы, козы, козлы, агнцы и ягнята, равно голуби и горлицы - употреблялись для священных служб, жертвоприношений и всесожжнений; при таком их употреблении они соответствовали духовным началам, которые по соответствию понимались на небесах.” Итак, при условии искреннего раскаяния, с помощью жертвоприношения исправляется принесенное в мир зло. Причем страдания животного замещает искупительные страдания человека. Так р. Бахья бен Ашер, каббалист, живший в XIV в. в Испании, писал по поводу слов “принеси жертву Б-гу”(1.2): “Наблюдая за ходом жертвоприношения, человек всем сердцем осознавал: все, что проделывается с жертвенным животным, на самом деле должно было бы быть проделано с ним самим”. Между тем даже после этого “платонического” разъяснения может остаться немало противников "кровавого Иерусалимского культа": Храм разрушен, и дело с концом. Зачем ворошить прошлое? Почему животные должны страдать за людей, тем более, что как показывает история, Всевышний прощает грех народа и безо всякого Храма? Да и вообще какая, в самом деле, может испытываться радость, тем более радость религиозная, если она связана с забоем скота, с убийством?
Современный человек безусловно прав, когда он начинает все более чувствительнее относиться к страданиям животных, когда он желает распространить на них какие-то права. В настоящий момент в Израиле дорабатывается закон, запрещающий причинять страдания животным, наказание - до трех лет тюремного заключения. И это совершенно понятно, ведь физически животное страдает так же, как человек, а человек в страдании превращается в животное - т.е. начинает почти полностью совпадать со своими ощущениями. Человек не вправе мучить животное - ибо в этой сфере он ничем от животного не отличается. Однако это не значит, что человек не может безболезненно убить животное. Животное не является образом Б-га, оно не обладает свободой: когда бы и при каких обстоятельствах животное ни погибло, оно всегда будет принадлежать своему роду. Убивая животное и употребляя его в пищу, человек не совершает преступления против свободы и духа (“сколько душе твоей угодно можешь резать и есть мясо” Дварим 12.15). Совесть некоторых людей, правда, идет дальше и не желает мириться даже с убийством животных, мясоедство вызывает у них непосредственное отвращение. А ведь голос совести - это голос Всевышнего, и человечество должно ориентироваться на тех, в ком совесть говорит громче. Вид умершего ребенка никого не оставляет равнодушным, но только его мать является тем “прибором”, который постигает всю чудовищность его гибели. Точно так же и в вопросе мясоедства. Если кто-то ужаснулся видом погибшего животного, то тем самым он задал подлинное отношение к этому зрелищу, обнаружил взгляд самого Всевышнего. Иными словами, от того, что совесть миллионов безмолвствует при виде мясных блюд, вегетарианцы не перестают быть теми, кто реагирует адекватно.
И все же есть одно “но”. Их совесть реагирует адекватно, но далеко не всегда и не на все. Среди вегетарианцев, между прочим, всегда было немало самых остервенелых антисемитов, в их числе Адольф Гитлер и Рихард Вагнер. Противиться восстановлению Храмовых служб на основании попрания прав животных - чистое лицемерие. Во-первых, если мы убеждены, что жертвоприношения предписаны самим Б-гом, мы должны его исполнить даже вопреки нашей чувствительности, коренящейся в том же Б-ге. А во-вторых, до тех пор пока животные повсеместно забиваются и употребляются в пищу, до тех пор пока “вегетарианцы” не отстояли их право на жизнь, все претензии к Храмовым жертвоприношениям теряют силу. К примеру, в Израиле после соответствующей селекции выбраковываются миллионы однодневных цыплят. Они в течение суток мучительно умирают под солнцем или в рефрижераторах. Те же, кто благополучно проходит селекцию, затем живут в тесноте, чтобы через несколько месяцев быть забитыми и попасть на тот же еврейский стол, который, кстати, уподобляется Талмудом жертвеннику. До тех пор пока существуют бойни и скотоводческие фермы, в которых животные раскармливаются в тесных клетушках только для того, чтобы потом быть забитыми, лицемерно скорбеть о жертвах Иерусалимского Храма. Есть только один способ предотвратить гибель лишнего жертвенного животного - не грешить. “Адекватный” “гуманитарный” аспект возражений против Храмовых служб нельзя признать убедительным - это типичный атеистический предрассудок."
На каком же основании Павел самовольно решает редефиницировать, т.е. переопределить, изменить значение данного выражения из Торы?! С какой стати вдруг именно "жертва Христа" становится тем самым "благоуханием, приятным" Б-гу? По какой причине христиане определяются как "Христово благоухание" Б-гу? И разве не кощунственно выглядит заявление Павла о том, что материальная помощь филиппийской церкви, переданная лично для него, также приравнивается к "благовонному курению, жертве приятной, благоугодной Б-гу"?!?!?!
Есть ли в Торе основания для подобного? Единственное место, которое косвенно, казалось бы, указывает на то, что "благоухание приятное" может относиться к чему-либо, кроме непосредственно жертвы всесожжения в Храме, присутствует в 20 главе пророчества Иезекииля. Однако, не будем спешить с выводами. Сперва сравним переводы:
Синодальный: "Приму вас, как благовонное курение, когда выведу вас из народов и соберу вас из стран, по которым вы рассеяны, и буду святиться в вас перед глазами народов". Еврейский: "Потому что на горе святой Моей, на горе величия Йисраэйля, – слово Г-спода Б-га, – там будет служить Мне весь дом Йисраэйля, весь он на земле той. Там Я благоволить буду к ним и потребую возношений ваших и дары первинок ваших со всем, освященным вами. В аромате благовонном удостою благоволения вас, когда выведу вас из народов и соберу вас из стран, в которых рассеяны вы, и освящусь в вас пред глазами народов".
Итак, "благовонное курение" - это не сами люди, но их послушание, которое знаменуется функционированием Храма, и наличием в нем заповеданных жертвоприношений. К тому же, Храмовое служение является благословением не только для Израиля, но и для всех народов мира.
Теперь рассмотрим глубинный смысл выражения "благоухание, приятное Мне". В одной из дискуссий на форуме я уже частично цитировала нижеследующий материал, но, как говорится, "повторение - мать учения".
Рав Натан Агрес учит: "Тора раскрывает нам, что человек являет собой прообраз всего мироздания; по словам мудрецов, человек — это микромир, а мир — макро-человек. Имеется в виду, что устройство всего мироздания (включая его скрытые пласты) идентично устройству человека, его тела и души, и всем процессам их взаимодействия! Не вдаваясь в детали, можно сказать, что все мироздание в целом подобно единому гигантскому «телу», когда в роли его души выступает сам Всевышний. Его присутствие наполняет все пространство и как бы пронизывает все его составляющие. Жизнеспособность вселенной всецело зависит от постоянного контакта и связи с Творцом, так же, как жизнь тела зависит от нахождения в нем души. Всевышний, со своей стороны, неустанно подпитывает свое детище, но эта связь во многом зависит от человека — венца и цели творения. Исполнение воли Творца оправдывает существование мира, и, как следствие, усиливает Его позитивное влияние, а нарушение Высшей воли ведет к обратному результату. В любом случае задача и цель жертвоприношений — усилить связь человека с Творцом и увеличить тем самым энергетическую подпитку вселенной. Можно сказать, что в этом отношении человек является как бы компаньоном Создателя. Именно поэтому корбан называется «лахми», «еда моя», ведь посредством этого действия «Душа мира» получает возможность находиться в своем «теле», подобно душе человека, связанной с телом посредством еды.
А как понимать выражение «реях нихоах» — «благоухание, приятное Мне»? Мудрецы, опираясь на грамматическое подобие, трактуют эти слова как «нахат руах» — удовлетворение: «Я повелел, и Моя воля была исполнена» — несмотря на то, что исполнитель не понимает причины указа. Но и в простом понимании текста кроется намек на сущность жертвоприношений. Из всех органов чувств именно обоняние считается наиболее утонченным и близким к духовности. Сам запах — это что-то неосязаемое, в какой-то мере не материальное («реях» от «руах» — дух, ветер, воздух). Не случайно, говоря о жертвоприношении, Тора подчеркивает именно его запах, этим она хочет сказать, что тайна жертвы — в обращении материального (самого животного) в духовное (благоухание, поднимающееся от него). В этом аспекте состоит основная задача всей человеческой жизни — использовать материальный мир, все его красоты и удовольствия исключительно ради духовных целей, этим человек возвышает материю, как бы обращая ее в духовность. Прежде всего, это касается взаимоотношения между телом и душой: призвание души — овладеть животным телом и направить все его ресурсы на свои нужды. Праведники, достигшие такого уровня, уподобляются Торой Храму и жертвеннику — месту, в котором материальность превращалась в духовность. Именно поэтому центральное место в акте жертвоприношения занимало окропление жертвенника кровью животного. Кровь — носитель животной души, т.е. самой жизненной силы животного, а принося его в дар Творцу, человек выражал тем самым, что хочет посвятить и свои жизненные силы воле Творца. Более того, высшая душа (нешама) по самой своей натуре стремится к свету и добру, основная проблема возникает именно с телом (животной частью — нефеш), поэтому для того, чтобы возвысить и ее, приносили жертву с подобной животной душой.
Еще один ключевой момент, связанный с жертвоприношениями, — это раскрытие единства Творца. Говоря о единстве, не имеется в виду только количественный фактор — Творец один, и не более. Речь идет о гораздо более глубокой идее — нет ничего кроме самого Творца! Так же, как до творения мира объективно существовал только один Всевышний, поскольку Его реальность абсолютна и не зависит ни от каких посторонних факторов, так и после акта творения на самом деле ничего принципиально не изменилось! Только в наших глазах (в глазах самого творения) созданный мир представляется как что-то автономное, существующее само по себе, до такой степени, что иногда это наводит на мысль, что у мира и вовсе нет Создателя. Одна из целей жертвоприношений — раскрыть концепцию единства, поэтому в нем принимают участие все категории творения — мертвая (неорганическая) материя (соль), растения (мука, вино), животные (сама жертва), человек (хозяин жертвы или коэн). Более того, единство компонентов творения выражается в так называемой цепочке питания: растения усваивают неорганические вещества и включают их в свой состав, животные поедают растения, а человек — животных. В природе царит невероятный баланс между поедаемыми и поедающими, и все они вместе свидетельствуют о единой причине своего происхождения. Эта цепочка не только связывает все создания друг с другом, но и позволяет более простым (неорганическим и т.д.) возвыситься до уровня более высоких, будучи усвоенными их организмом. А в акте жертвоприношения все эти компоненты удостаиваются наивысшего возвышения, приобщаясь к своему духовному корню, что ведет к особому благословению каждого из используемых видов."
Таким образом, становится понятно, что "благоухание приятное" связано с такими аспектами, как:
- Принесение реальной жертвы всесожжения в Храме. - Исполнение воли Творца (Торы). - Возвышение материального мира до духовного уровня. - Раскрытие концепции единства Творца, посредством жертвоприношения, в котором принимают участие все категории творения.
Насколько это соответствует христианской доктрине?
- Вместо реальной жертвы в Храме, жертвой Б-гу считается "богочеловек" Иисус, распятый римлянами на кресте. - Система жертвоприношения, установленная Творцом, полностью отвергается христианами. - Исполнение Заповедей Торы тоже отвергается христианами. - Церковь скрывает концепцию Единства Творца, предлагая учение о "триединстве".
- Материальный мир в христианстве считается "тленной плотью", которую следует всеми силами уничижать, стремясь достичь некоего "духовного царства" на "небесах". Выходит, что весь материальный мир полностью обесценен, поскольку ни один его компонент не участвует в христианском "жертвоприношении"! Ни неорганическая материя (соль), ни растения, ни животные, ни человек - не участвуют в этом процессе. Только эфемерный "дух". Сперва, жертвой выступает сам бог, который умирает, принося себя в жертву самому себе, чтобы искупить у себя же грехи человечества. Затем, "жертвой" становятся христиане, т.е. "рожденные от духа", "духом торжествующие" во Христе. Ну, и наконец, "жертвой, приятной богу" становятся материальные средства(!), даруемые проповеднику. Иными словами, только "дух" (сам бог + "святой дух", обитающий в христианах?) и "маммона" участвуют в христианском "акте жертвоприношения". Но каков же личный вклад самих христиан? Где их собственное место в этой цепочке?! Понятно, что церковь не планирует возвышать и исправлять весь мир, но каким образом христиане могут хотя бы самих себя приблизить к Б-гу, если полностью отвергают процесс приближения, установленный Самим Творцом?..
Любавичский Ребе учит: "Какой смысл вкладывает Тора в эти слова – «реах нихоах» - «приятное благоухание»? Раши объясняет: «нихоах» – это радость и удовольствие. Всевышний говорит: «Я сказал, и желание мое исполнили…» Нам в голову могла бы прийти мысль, что «приятное благоухание» нужно понимать в буквальном смысле слова. Но комментаторы Торы возражают: нет, запах мяса и костей, сжигаемых на жертвеннике, был очень неприятен. К тому же, Всевышнему вообще нельзя приписывать человеческие пристрастия. Это выражение, «реах нихоах», встречается в Торе намного раньше, когда Ноах, выйдя из ковчега, начинает приносить жертвы Творцу. Почему же Раши промолчал тогда? Дело в том, что от того жертвоприношения получали удовольствие двое: Всевышний и сам Ноах, который радовался, что может поблагодарить Б-га за свое спасение. Вот причина, почему «приятное благоухание» не сказано о жертве «хатат», что должна искупить грех, или о жертве «тода», когда еврей благодарит Всевышнего за чудесное спасение. Там, даже выполняя заповедь Торы, жертвователь имеет свой интерес. Пусть высокий, но свой".
Итак, может ли христианский "акт жертвоприношения", состоящий из образного, "духовного" принесения себя "в жертву живую, святую и благоугодную", и очевидно подразумевающий личный, шкурный интерес для жертвующего, - являться "благоуханием, приятным Всевышнему"?!?
Ребе продолжает: "«Для того, кто любит» Есть ряд заповедей, которые называются «хуким». Мы исполняем их, потому что так приказал Всевышний. В отличие от запрета воровать, или мицвы почитать родителей, мы не знаем, какие перемены в мироздании от этого происходят, какое действие «хуким» оказывают на нас самих. Раши выражается кратко: «Так приказал Повелитель и не объяснил, почему». Рамбан считает, что Творец скрыл смысл «хуким», чтобы воспитать в наших душах благоговение и трепет перед Его властью. Но когда-нибудь значение «хуким» откроется нам. Возникает вопрос: что же особенного есть в некоторых жертвах, о которых говорится «реах нихоах», «приятное благоухание»? Чем они отличаются от остальных «хуким»? Раши объясняет: от жертв «приятного благоухания» еврею нет никакой пользы – ни явной, ни скрытой. Эти жертвы он приносит только, чтобы исполнить желание Б-га – из трепета, но также от любви к Нему. Не случайно, передавая слова Всевышнего, Раши пишет «Я сказал», а не «Я приказал». Для того, кто любит, даже такая фраза звучит, как приказ. В нашей главе выражение «реах нихоах» впервые говорится о «тамид», обязательной ежедневной жертве, которая приносится за весь еврейский народ. Она, помимо прочего, искупает небольшие нарушения. Но именно потому, что они небольшие, нами движет не страх наказания, а желание быть чистыми перед Создателем, чтобы Он ответил своей любовью на нашу любовь к Нему". (читать полностью)
Церковь готова "пожертвовать" чем-то "для Б-га" исключительно ради того, чтобы получить спасение и вечную жизнь "на небесах", наполненную счастьем и блаженством. Нет, такая меркантильная "жертва" никогда не станет благоуханием, приятным Творцу.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |