[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Кого Б-г "немного умалил перед ангелами"?
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 16 Июня 2017, 22:57 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
1кор. 15:25-28

"Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем".

Здесь Павел, якобы, "цитирует" Псалом 8, намекая на то, что "сын человеческий", которого "не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его…" - это Иисус.

О ком же там речь на самом деле?

Псалом 8

(1) Руководителю: на гиттит; псалом Давида. (2) Г-споди! Господин наш! Как величественно имя Твое во всей земле! (3) Ты, который дал славу Твою на небесах, Из уст младенцев и грудных детей основал Ты силу – из-за неприятелей Твоих, чтобы остановить врага и мстителя. (4) Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих, луну и звезды, которые устроил Ты, (5) (Думаю): что (есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем? (6) И Ты умалил его немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. (7) Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его: (8) Весь мелкий и крупный скот и зверей полевых, (9) Птиц небесных и рыб морских, проходящих путями морскими. (10) Г-споди! Господин наш! Как величественно имя Твое во всей земле!

В пятом стихе Псалма используется два термина: "энош" и "бен адам", где первое подразумевает, скорее, всю совокупность человечества, а второе - каждого человека в отдельности, как индивида.

Комментарий Рамбана к Недельной главе Берешит:

И сказал «по нашему образу, подобного нам», потому что он (т.е. созданный человек) будет подобен обоим: по строению своего тела – земле, из которой он взят, а по духу – обитателям высших миров, которые не имеют тела и не смертны. И в следующем стихе написано: «По образу Б-га сотворил его» (там же, 1:27), чтобы показать, что он (т. е. человек) чудесным образом отличается от других творений. И это простое объяснение (пшат) этого стиха я нашел у раби Йосефа Кимхи, и оно мне представляется более верным, чем все другие. И значение слова צלם (образ) подобно слову תואר (тоар) – «облик», «изображение», например, в стихе: «И вид (צלם) его лица изменился» (Даниэль, 3:1). А דמות – это подобие по внутренней сути и действию. …И вот, человек по своему облику подобен как существам нижнего мира, так и обитателям высших миров, как написано: «А Ты лишь немногим умалил его перед ангелами, славой и великолепием его увенчал» (Теилим, 8:6). Тело человека подобно праху, а душа – обитателям высших миров, ведь своей мудростью, пониманием и творческой способностью человек …в буквальном смысле подобен Его Лику. А душа человека, которая пребывает в его крови (т.е. нефеш), была сделана из земли (т.е. из элементов, составляющих материальные вещества), следуя тому же Его речению, по которому были созданы звери и скот. Ведь все эти «души», дающие движение, были сделаны вместе, а затем для них были сотворены тела – сначала Он сделал тела для скота и зверей, а потом – тело человека, и вселил в него эту «душу» (нефеш). И лишь после этого Он вдохнул в него высшую душу (нешама), как написано: «…И вдохнул в его ноздри дыхание жизни (нишмат хаим)» (там же, 2:7). И об этой особенной душе, которая в нем, сказано в другом стихе: «И прах возвратится в землю, как и было, а душа возвратится к Б-гу, который ее дал» (Коэлет, 12:7).

Кроме того, на глубинном уровне, здесь речь о "двух Адамах".

Рав Йосеф Б. Соловейчик учит:

"Известно, что Тора передает два описания сотворения человека. Мы знакомы также с выдвинутой критиками Писания теорией, которая объясняет это существованием двух традиций и двух разных источников. Разумеется, безоговорочно признавая единство, целостность и Божественный характер Писания, мы отвергаем это предположение, которое, как и многие другие теории критики Писания, опирается на литературные мерила оценки, введенные современным человеком и полностью игнорирующие единственное в своем роде содержание, воспринимаемое чувствами и разумом. Действительно, два описания сотворения человека значительно отличаются друг от друга. Не критиками Писания обнаружено это различие и несоответствие. Оно было известно нашим мудрецам (Б’рахот 61,1; К’тубот 8,1; Рамбан к Бытие 2,7; Кузари 4). Однако, объяснение следует искать не в якобы существующей двойственности традиции, а в двойственности человека. Мы сталкиваемся не с мнимым противоречием двух вариантов, а с истинным противоречием, заложенным в человеческой природе. Два описания занимаются двумя «человеками», двумя Адамами, двумя отцами человечества, двумя человеческими типами, двумя представителями человечества, и не удивительно. что они отличаются друг от друга.

Обратимся теперь к двум описаниям. В первой главе Бытие читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил ею, мужчиной и женщиной сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Во второй главе Бытие описание отличается от приведенного выше: «И создал Господь Бот человека и праха земного и вдохнул в ноздри ею дыхание жизни, и стал человек живою душой. И посадил Господь Бот сад в Эдене с востока… И взял Господь Бог человека, и поместил ею в саду Эденском, чтобы возделывал его и охранял его».Хочу указать теперь на четыре основных расхождения в двух этих описаниях: В первой главе сказано, что человек сотворен по образу Божьему, но ничего не скачано о том, как было создано его тело. Во втором описании сказано, что тело человека было создано из праха земною и что Превечный вдохнул в его ноздри дыхание жизни. Первому Адаму Превечный повелел: «Наполняйте землю и овладейте ею». Второму Адаму повелено обрабатывать и охранять сад: «Чтобы возделывал его и охранял его». В первом случае сказано, что мужчина и женщина были сотворены вместе, второй Адам сотворен один, Хава появляется потом в качестве «подспоры». И, наконец, расхождение, которым охотно занимается критика Писания: в первом случае сказано: «Бог», а во втором — «Господь Бог».

Опишем этих двух людей — первого Адама и второго Адама — в плане типологическом. Несомненно, понятие «образ Божий» в первом описании сотворения человека относится к Боговдохновенному таланту человека-творца. Человек как бы уподобляется Богу в своем стремлении и способности быть творцом. Первый Адам, сотворенный по образу Божьему, отличался могучей устремленностью к творческой деятельности и неисчерпаемыми силами для достижения цели, при этом силой наиболее значительной является человеческий разум, способный устоять против внешнего мира и подвергать исследованию его сложные действия (Рамбам, Йесодей, а-Тора 4,8–9; Море-невухим 1. 1). По беспредельной милости Своей Превечный наделил человека многочисленными интеллектуальными свойствами и познавательными способностями в подходе к действительности. Но в то же время, благословляя первого Адама и повелевая ему подчинить себе природу, Превечный указал ему на практические стороны интеллекта, посредством которых человек может осуществлять контроль над природой. Другие интеллектуальные исследования — как, например, метафизические или аксиолого-качественные — какими бы глубокими они ни были, не могут дать человеку возможности господствовать над окружающей средой. Греки, отличившиеся в области философского познания, не достигли того же уровня профессионализма в технологии. Современная наука одержала победу в столкновении с природой, пожертвовав качественно-метафизическим теоретизированием ради создания функциональной модели действительности и подменив вопрос качества вопросом количества. Итак, первого Адама интересует одна сторона действительности, и он задает лишь один вопрос: «Как действует вселенная?» Он не спрашивает: «Почему действует вселенная?», не ищет ответа на вопрос «В чем сущность вселенной?» Любознательность его ограничена вопросом о способе действия. По правде говоря, даже это «как» является ограниченным. Первого Адама интересует не вопрос как таковой, а его практическое значение. Он задает не метафизический, а практический, технический вопрос. Вернее, речь идет не о постижении действия вселенной как таковой, а о возможности воспроизведения космической динамики благодаря использованию математических средств, которые человек создает путем выдвижения гипотез и творческого мышления. Первый Адам движим не желанием исследовать и понять, а стремлением улучшить свое положение по отношению к окружающей среде. Первый Адам живет одним стремлением: подчинить себе основные силы природы, поставить их на службу себе. Этот практический интерес вызывает в нем желание раскрыть тайны природы. С точки зрения цели, намерения, плана и системы он утилитарист.

Какова цель первого Адама? К чему он стремится беспрестанно, не щадя сил? Совершенно очевидно, что у него одна цель, которую перед ним поставил Превечный: быть «человеком», быть самим собой. Первый Адам хочет быть человеком, обнаружить свою подлинность, связанную с его человеческой сущностью. Каким видит себя Адам? Он применяет к самому себе простую формулу, которую мы находим в восьмом псалме, где говорится об особом положении человека в природе: «И Ты умалил его немногим перед ангелами, и славой* и величием увенчал его». *Слово «кавод» имеет два значения: 1) величие, как в выражении «Его царское величие», 2) честь, как в выражении «людская честь, человеческое достоинство». Честь — это мерило оценки личности. Согласно Закону, люди презренные не принимаются в качестве свидетелей. Это характерно для алахического похода к человеку, утратившему чувство собственного достоинства. Хочу также отметить, что принцип человеческого достоинства оттесняет даже некоторые алахические установления. (Б’рахат 19, 2; Рамбан к Левит 19, 1.) Человек — создание почтенное, достойное уважения, а быть человеком значит жить с достоинством. Однако, это уравнение с двумя неизвестными нуждается в дополнительном уточнении. Мы должны ответить на вопрос: что такое честь, достоинство и как это обрести? Ответ также находим у псалмопевца, который видит в человеке не только существо достойное уважения, но также и существо величественное, славное, и он определяет сущность славы человеческой словами предельно ясными:«Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его» (Пс. 8,7). Иначе говоря, псалмопевец видит величие и честь человека в его способности властвовать над окружающей средой. Человек обретает достоинство посредством славы и величественного положения по отношению к окружающей среде. Существование дикаря бесславно, недостойно, потому что оно беспомощно. Человеческое существование достойно, потому что ему присущи слава, величие и могущество. Отсюда следует, что достоинство недостижимо до тех пор, пока человек не поднимется над сосуществованием с природой, пока он не перейдет от жизни неосмысленной и беспомощной к жизни разумной, заранее запланированной и полной величия. Для разъяснения двойной формулы «человеческая природа = чести, достоинству, а честь = славе, величию» необходимо отметить следующее. Нет достоинства без ответственности, а нести ответственность можно при условии, что человек способен исполнить связанные с этим обязательства. Лишь тогда, когда человек поднимается на ступень свободы действия и творческой деятельности разума, он начинает осуществлять почетную миссию ответственности, возложенную на него Творцом. Человеческое достоинство, находящее выражение в сознании человека, что он несет ответственность и способен выполнить возложенную на него задачу, недостижимо до тех пор, пока человек не подчинит себе окружающую среду. Ибо жизнь, подвластная неодушевленным элементарным силам, есть жизнь без ответственности, и поэтому она лишена достоинства (Рамбан к Бытие 1, 24). Человек, не умевший бороться с болезнями и погибавший от чумы и лихорадки, униженный и беспомощный, не мог претендовать на достоинство. Только человек, строящий больницы, открывающий новые методы лечения и спасающий человеческую жизнь, достоинством наделен. Человек в семнадцатом или восемнадцатом веке вынужден был от Бостона до Нью-Йорка добираться в течение дней, он был в меньшей мере наделен достоинством, чем наш современник, который в полночь поднимается на борт самолета в аэропорту Нью-Йорка, а через несколько часов ходит уже по улицам Лондона (разумеется, это относится к первому Адаму как представителю коллективного человеческого технологического гения, а не к отдельному члену человеческого рода).

... Второй Адам, подобно первому, с интересом всматривается в космос. Интеллектуальная любознательность побуждает обоих собраться с духом и обратиться к великой тайне бытия. Однако, в то время как первый Адам стремится к силе и власти и поэтому задает функциональный вопрос: "Как?", второй Адам простых функциональных вопросов не задает, а интересуется метафизическими аспектами. Он желает знать: Почему? Что это? Как это? Почему сотворен мир? Почему человек сталкивается с этой гигантской и беспристрастной системой предметов и событий? Каково назначение всего этого? Какая идея заложена в органической и неорганической материи, и что означает великий зов, который доносится до меня откуда-то из-за пределов вселенной, а также из моей собственной таинственной души? Кто неотступно следит за мной, независимо от моего желания или нежелания, и исчезает в бесконечности в то самое мгновение, когда я хочу встретиться с этим святым "Он", грозным и сокрытым? Кто есть Он, внушающий Адаму одновременно страх и счастье, смирение и сознание собственного величия? Кто есть Он, Которому Адам беспредельно предан и от Которого он бежит в страхе и трепете? Кто есть Он, неудержимо привлекающий к Себе сердце человека и в то же время решительно отталкивающий его? Кто есть Он, в Котором Адам видит великую грозную тайну, но также и первоначальную, самую ясную и понятную истину? Кто есть Он, Которого мы одновременно знаем как Бога сокрытого и как Бога, открывающего Себя? Кто есть Он? Адам чувствует, как Он вдыхает жизнь и поддерживает жизнь, но при этом Он неизмеримо далек от всего?

В поисках ответа на этот тройной вопрос, второй Адам не пользуется функциональным методом, применяемым первым Адамом. Он не создает своего собственного мира. Вместо этого он хочет понять существующий и действующий мир, в который он введен. Поэтому он не прибегает к математизации явлений и концептуализации вещей. Он видит Вселенную в ее красочности, великолепии и величии и изучает ее с детской непосредственностью, со страхом и восторгом, свойственными ребенку, который ищет необычное и чудесное во всякой вещи и во всяком обычном явлении. В отличие от первого Адама, который относится к миру динамично и творчески, превращая данные чувств в мыслительные конструкции, второй Адам рецептивен в своем подходе и видит мир таким, какой он есть. Он ищет образ Божий не в математической формуле или законе природы, а в каждом луче, в каждом ростке и цветке, в легком порыве утреннего ветра и в тишине звездной ночи.Иначе говоря, второй Адам исследует не абстрактный научный мир, а непреодолимо прекрасный качественный мир, в котором у него есть тесная связь с Богом. Под метафорой, говорящей о том, что Бог вдохнул в человека дух жизни, в первую очередь следует понимать поглощенность человека Божественным, его истинное и живое переживание Божественного, а не Божественный потенциал или дар в человеке, определяемый как "подобие Божье". Второй Адам живет в преданности Богу. Экзистенциальное переживание "я" переплетено с сознанием связи с "Основой действительности", чьи следы он обнаруживает на извилистых путях мироздания".
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Таким образом, становится понятно, что Тора (в восьмом Псалме) говорит о человеке, называя его властелином творения.

А Мидраш дополняет, что в этом Псалме также повествуется о Моисее:

Ицхак Арен и Владимир Вайсберг:

"Достоверно известно, что Виленский Гаон во время учения в Праздник радости (Симхат Тора) всегда читал псалом 8. Возникает вопрос: почему именно этот раздел книги «Тегилим»? Вопрос этот далеко не так прост, как это представляется на первый взгляд. Это видно уже из того, что известный комментатор Торы А. Хахам даёт на него два абсолютно различных ответа. Во-первых: строфу „немного умалил Ты его пред ангелами: славой и честью увенчал его“ Мидраш относит к Моше Раббену, о кончине которого идёт речь в недельной главе (Дварим 34,5), читаемой в эти дни. Второе предположение Хахама гласит: Псалом 8 был избран для чтения в Симхат Тора потому, что число восемь соответствует восьмому дню Праздника (Шемини Ацерет). В этой связи мы хотели бы предложить другое разрешение существующей проблемы. В Праздник Симхат Тора завершают чтение недельных глав Пятикнижия из одного свитка Торы и тотчас начинают читать историю Творения (Брешит1,1 – 2,3) из второго свитка. Здесь рассказывается о том, как Всевышний создал небо, землю и все живые существа. Псалом 8 говорит о том же: «Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих – на луну и звёзды, которые Ты установил».

Псалмопевец особо выделяет и рассматривает положение человека во вселенной: «Что есть человек, что Ты помнишь его, сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного умалил Ты его перед ангелами: славой и честью увенчал его, сделал его владыкой над творениями рук Твоих, всё положил под ноги его». То, что человеку предназначено место и должность управляющего, было сказано ещё до его создания (Брешит 1,26). Интересно, что раввин Й. Герц в своих комментариях к данному разделу Пятикнижия пишет: «Всевышний сотворил человека бессмертным, чтобы тот, являясь подобием Творца, стал бы отражением Его вечности и независимости от времени" (Книга Премудрости Соломона, 2:23). Человек отличается от всех живых существ тем, что ему известны понятия нравственности и морали, а также тем, что он наделен свободой выбора. Он может знать Творца и испытывать чувство любви по отношению к Нему, может вести с Ним прямой диалог. Человек является единственным существом, которое способно совершать действия, руководствуясь разумом. В этом смысле он является подобием Всесильного (Рамбам). Поскольку человек наделен разумом, он может обуздать свои желания, поставив их на службу нравственным и религиозным идеалам. Он рожден для того, чтобы властвовать над природой. Об этом сказано в книге Тегилим (псалом 8)
".


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz