Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Довольно прогрессивная точка зрения иудаизма о женщинах.
Обозначу также свое отношение к данному вопросу: я не поддерживаю феминизм и превосходство женщин над мужчинами, в том числе в духовной сфере. Женщина создана помощником, равным мужчине, так повествует Тора. При том что они равны, тем не менее, женщина помощник. И лучше всего эта помощь может проявиться, имхо, тогда, когда мужчина стоит на истинном пути освящения. Когда супруги освящают друг друга и стремятся к праведности.
***
Каждое утро я благодарю Всевышнего за то, что Он не создал меня женщиной. На первый взгляд, неплохой повод обвинить меня в неуважении к половине человечества. Можно начинать оправдываться, объяснять глубокий и уважительный смысл, заложенный в моих словах. Но стоит ли? Факты, подтверждающие дискриминацию женщин еврейскими законами, можно нагуглить очень быстро. Почему женщина не может стать раввином? Почему мужчина освящает женщину под хупой, а не наоборот? И так далее, и тому подобное.
Давайте сперва обратимся к вопросу, от которого на самом деле не уйти никому. Еще в детстве, не успев подрасти, мы замечаем, что окружающие нас люди делятся на две группы — мужчин и женщин. Как к этому относиться, считать это различие случайным и несущественным или принципиально важным? Каждый из ответов имеет свои преимущества. Первый предупреждает дискриминацию, второй — потерю индивидуальности.
Вера в сотворенность мира всегда предполагает осмысление. Талмуд формулирует ответ на поставленный вопрос радикально: «Женщины — это отдельный народ». Хотя в трактате «Шаббат» высказывание это носит частный характер, описывая разницу в поведении между мужчинами и женщинами, радикальность формулировки слов Талмуда воспринималась мудрецами последующих поколений как провозглашение отдельной системы ценностей и задач, относящихся к женщинам. Процитированному утверждению Талмуда неожиданно оказался созвучным психологический бестселлер конца XX века «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Читатели книги узнали, к своему удивлению, что мужчины и женщины, казалось, употребляя для общения одни и те же слова, на самом деле разговаривают на разных языках. Появись подобное утверждение всего на 30 лет раньше, оно было бы воспринято в штыки как реакционное. Любое желание объявить различие между мужчиной и женщиной принципиальным выглядело тогда желанием закрепить неравноправие между полами. Что же изменилось с тех пор?
Движение за равные права для женщин добилось заметных результатов. Сейчас уже не надо доказывать, что женщина может проявить себя вне семьи и добиться на этом поприще больших успехов. В России XIX века в обществе развернулась дискуссия вокруг следующего вопроса: хватит ли у женщины умственных способностей, чтобы быть врачом. Сейчас такой спор может вызвать лишь смущение. Существует множество областей — и медицина в их числе — где женщинам уже не надо доказывать свои возможности; они по праву захватывают все более прочные позиции в менеджменте, где у них, по мнению специалистов, есть серьезные психологические преимущества перед мужчинами. Конечно, эта борьба не закончена, и шансов стать, например, президентом Российской Федерации у женщины пока не больше, чем в свое время — занять пост генерального секретаря ЦК КПСС. И все же изменения в социальном статусе женщин радикальны.
Но у феминистского движения есть не только успехи, но и провалы, Так, признанный лидер и теоретик этого движения философ Юлия Кристева пишет о своем разочаровании в феминизме: «Феминистки хотят, чтобы женщины объединились, подобно тому, как марксисты хотели создать стадо из рабочих. Для меня важна особость и отдельность каждой личности, но это связующая чуждость, она дает возможность подлинных отношений между людьми». Борьба за права личности нередко приводит к тому, что забывают о самой личности». Борьба за равноправие заставила женщин вместо развития собственной уникальности копировать поведение лидеров гонки — мужчин.
Изменение социального статуса женщины дает возможность (и даже обязывает) обратиться к ее особенностям без боязни ущемить права. В этом большую помощь могут оказать женские образы Книги Книг. Наряду с изложением истории праматерей, чуть отдаленных от нас своей возвышенной функцией, важное место в Танахе (и, что не менее существенно, в синагогальных молитвах и чтениях) занимают фигуры Мирьям, пророчицы Дворы, Наоми, Рут и царицы Эстер. Анализируя их, можно определить архетип еврейской женщины. Все они принимают нестандартные решения и умеют отстаивать свою позицию. Прославлены они не тем, что оказывают поддержку своим мужчинам, а тем, что принимают ответственные решения, как это особо подчеркнуто в историях Дворы и Эстер. С другой стороны, их влияние носит подчеркнуто личностный, а не сексуальный характер. Эстер, решив повлиять на Ахашвероша, не прихорашивается, а постится. Рут предпочла благочестивого, но немолодого Боаза более привлекательным молодым мужчинам. Важно отметить при этом, что иудаизм вовсе не табуирует тему секса. Песня Песней, названная рабби Акивой в Мишне «Святая святых», вся построена на чувственной символике. Эта область отношений между мужчиной и женщиной не отвергается, а, наоборот, воспринимается как аккумулятор гигантского духовного потенциала — как в сторону добра, так и в сторону зла. При этом женское начало является ведущим в этом вопросе — поднят ли он до абстракций Каббалы или ограничен своей материальной проекцией.
Лишение еврейских героинь сексуальности выводит женское начало за границы отношений между полами, и оно приобретает самостоятельное значение. Женщина во многих культурах воспринимается прежде всего как предмет сексуальных и чувственных отношений, и это (даже когда имеет вид поклонения прекрасной даме) отрицает возможность ее активного воздействия на мир. Иудаизм видит в женщине прежде всего личность, самостоятельный духовный субъект. К слову, все сказанное относится к женщинам, вне зависимости от их национальности. В Танахе и Талмуде нередко в качестве духовного образца приводится поведение неевреев — например, жителей Ниневии, ставших образцом раскаяния в Йом Кипур для многих поколений евреев. Но и среди этих примеров прославление нееврейки Яэли удивительно — ведь она ставится Танахом выше еврейских праматерей Сары, Ривки, Рахели и Леи. [Иаиль (ивр. יעל, Яэль — «горная коза») — женщина из родственного евреям племени кенеев. Имя её занесено в Библию за дело, совершенное в пользу евреев над военачальником враждебного им ханаанского царя Иавина, Сисарой. Разбитый и преследуемый победоносным Вараком, Сисара укрылся в шатре Иаили, которая сперва напоила его молоком, а после того как он уснул, взяла кол от шатра и молот, подошла к спящему Сисаре и одним ударом вогнала кол ему в висок — да с такой силой, что кол пробил череп Сисары и пригвоздил его к земле. Последующие сорок лет были мирными для Израиля. (Суд.4-5)].
Проблема различий между мужской и женской духовностью подробно разработана в еврейской литературе. Не будем заниматься профанацией и объяснять их в двух строчках. Важно, что это два начала, одно из которых невозможно заменить другим. Еврейский закон, ставя перед мужчинами и женщинами различные ограничения, всегда имеет своей задачей сохранение уникальности каждого из них. То, что мужское начало имеет преимущества и является ведущим в нашем несовершенном мире, компенсируется лидерством женщины в мире грядущем. Рабби Шнеур Залман, основатель ХАБАДа, пишет об этом реванше, комментируя пророчество Ирмияху о том, что «женщина будет крутить мужчиной». (Кстати, эти слова мы всякий раз вспоминаем на еврейской свадьбе, когда под хупой невеста делает круги вокруг жениха.)
Немаловажно, что в еврейском мировоззрении подобная отсылка к будущему миру не является уходом от решения сегодняшних проблем. На еврейский взгляд, будущий мир формируется сейчас, он лишь совершенная форма мира настоящего. Поэтому хасидское движение, взяв в качестве основы мессианские устремления, не могло пройти мимо гендерной проблемы. В мемуарах Любавичского Ребе рассказывается, что вопрос об обучении девочек Торе был одним из важнейших для первопроходцев хасидского движения.
Современные религиозные еврейки уже явно не комплексуют перед мужчинами. Если 50 лет назад раввинами с большими сомнениями было принято решение об участии женщин в выборах, то сейчас религиозных евреек можно увидеть на важных позициях и в журналистике, и в юриспруденции, и в других сферах. Споры продолжаются, ведь перепутать позитивное развитие женского творческого начала с тупиковым подражанием мужчинам очень легко. Все чаще можно услышать уникальный женский голос в понимании Письменной Торы, мидрашей, в популяризации хасидского учения.
В современной культуре все чаще можно наблюдать, как женщины реализуют свой творческий потенциал, не пытаясь убедить кого-то, что они ничем не хуже мужчин. В литературе cлышен женский голос, который не спутаешь с мужским. В кинематографе женский взгляд оказался не сравним ни с чем, что выходило на экраны раньше. Упомянутая выше Кристева находит понимание Другого (ключевое понятие современной философии) — ребенок в утробе матери — которое принципиально недоступно мужчине. Это лишь отдельные примеры явления, которое, возможно, совсем скоро заставит заговорить о себе.
Мы не знаем, как именно будет реализовываться потенциал женщин в ближайшие десятилетия и как это повлияет на мир. Ясно одно — это будет не то, к чему мы привыкли, и это будет взгляд, который был человечеству ранее принципиально недоступен. Причем не только для мужчин, ведь и женщины привыкли смотреть на себя мужскими глазами. Лично я жду этих откровений с большим нетерпением.
Михаэль Кориц
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|