|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
История души. Жизнь после смерти
| |
swet2110 | Отправлено в: Пятница, 09 Ноября 2018, 16:32 | Сообщение № 1 |
Постоянный участник
Сообщений: 217
C нами с 05 Сентября 2018
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| В последние десятилетия в связи с ускоренным развитием медицины (в частности, реанимационной) появилось множество людей, возвратившихся к жизни после клинической смерти.
При клинической смерти не фиксируется процесс дыхания и сердцебиения, а также прекращается электромагнитная активность мозга. Но затем эти люди, которые считались по всем параметрам мертвыми, неожиданно «оживают».
По статистике таких «вернувшихся с того света» в наши дни более тридцати миллионов (около тринадцати миллионов только в США, где реанимационная медицина особенно развита).
Многие из этих людей сообщают, что в момент смерти пережили процесс отделения от тела. Они видели все происходящее как бы со стороны (как правило, сверху) и могли подробно рассказать о том, что происходило вокруг, когда все их считали мертвыми. Даже совершенно слепые люди (в том числе, слепые от рождения) точно указывали, что делал тот или иной спасающий их человек или какого цвета была одежда на окружающих их людях (см. р. З. Коэн, «а-Маэпах» 1, с. 207, 211).
Они видели глазами души.
Эти люди также рассказывают, что навстречу им из посмертного мира «выходили» давно умершие родные.
Затем им был показан как бы «фильм» их жизни – от раннего детства и до последнего мига.
И, наконец, многие из них воспринимали невероятно яркий, но не слепящий «свет», излучающий любовь и понимание совершенных ими в жизни ошибок. Этот «свет» их судил и определял их судьбу (подробнее см., например, в книге Р. Моуди, «Жизнь после жизни», М. 1990 г.).
По отношению к каждому из них было определено, что его миссия в земном мире еще не завершена, и он снова возвращался в свое больное или тяжело раненное тело, т.е. «приходил в сознание».
Причем многие из этих людей возвращались к жизни без всякой врачебной помощи (а порой и вопреки ей) – в частности, уже в морге.
Поэтому для нас ясно, что такие события происходили и раньше – до эпохи высокотехнологической медицины.
Например, в древней барайте рассказывается об «умершем», которого уже похоронили, но он снова вернулся к жизни и прожил после этого еще двадцать пять лет. У другого ожившего родилось после этого еще пятеро детей (Смахот, 8).
В Талмуде повествуется, как раби Йосеф, сын раби Йеошуа бен Леви, «умер», а затем, возвратившись к жизни, рассказал отцу о том, что он увидел в мире посмертного воздаяния (см. Псахим, 50а, Раши; Бава Батра, 10б).
Другой выдающийся мудрец раби Круспидай тоже пережил смерть и ожил, а затем рассказал главе мудрецов Израиля раби Йоханану о том, как ему открылась Шехина и как его судили в посмертном мире (См. «Зоар Хадаш», Рут, 80б).
Сохранилось свидетельство о том, что уже в гораздо более поздний период истории глава евреев Германии, выдающийся законоучитель р. Яаков Мёллин (Маариль, 15 в.) вернулся к жизни на третий день после того, как по всем признакам его посчитали мертвым. После этого он прожил еще тридцать лет (см. Яавец, Смахот, 8; «Хаим Леахар а-Мавет», изд-во «Арахим», 2006 г., гл. 1, с. 14/4/).
Понятно, что свидетельства этих возвратившихся к жизни людей могли лечь в основу тех рассказов о процессе «смерти», которые приведены в Талмуде и в святой книге «Зоар» (многие из них были упомянуты выше).
Вместе с тем, в сокровенных еврейских книгах содержится подробное описание гораздо более поздних этапов «смерти». Там рассказано о том, что происходит с душой через многие дни, месяцы и даже годы после того, как она сняла свои земные покровы. И источником этих знаний могла быть пророческая традиция, передаваемая по цепи поколений от нашего наставника Моше, которому в дни синайского откровения были открыты все тайны мироздания.
[Примечание рава Игаля Полищука. Источником этих знаний мог также быть Дух святого постижения в Торе у наших мудрецов, о чем сказано, что мудрец предпочтительнее пророка в Талмуде (Бава Батра, 12а) и в нескольких местах в книге «Зоар».]
Три дня плача
После «смерти» жизнь души продолжается, но теперь уже по законам иного мира.
В течение первых трех дней душа (точнее, ее нижняя «часть» – нефеш) все еще «парит над телом, допуская, что еще может в него вернуться» (Иерусалимский Талмуд, Моэд Катан, 3:5, 14а; Йевамот, 16:3, 83а).
Во время эспеда (прощальной церемонии) и погребения душа умершего воспринимает все, что вокруг него говорят. В Талмуде по этому поводу утверждается: «Все, что говорят рядом с умершим, он знает» (Шаббат, 152б).
В течение первых трех дней человек еще может вернуться к жизни. Более того, если умерший «оживает» в течение первых трех дней, то, согласно еврейскому закону, считается, что он и не умирал. В практической плоскости это означает то, что его брак с супругой не прерывался, а, следовательно, он не должен снова «посвящать» (лекадеш) свою жену и устраивать новую свадьбу («Питхей Тшува», «Эвен а-Эзер», 17:1).
[В трактате Смахот даже объяснено, что во времена Мишны, когда умерших хоронили в пещерах, в первые три дня после смерти навещали свежий склеп, чтобы проверить, не ожил ли похороненный человек (Смахот 8, «Нахалат Яаков»; «Арбаа Турим», «Йорэ Деа», 394, «Бейт Йосеф»). А Рамо поясняет, что так поступали только в те времена, когда можно было открыть вход в пещеру и увидеть умершего («Приша», 394). Но в наше время, когда хоронят в земле, то после погребения не проверяют («Нахалат Яаков»). Некоторые знатоки закона объясняют это тем, что в последние века распространились более точные методы установления смерти, и все необходимые проверки производятся при подготовке умершего к погребению.]
И если умирает жена, а затем ее душа возвращается в тело, то в наше время, когда запрещено многоженство, ее мужу запрещается брать себе другую жену («Баэр Эйтев», «Эвен а-Эзер», 17:1; «Гешер а-Хаим», 2, 27, 1:4).
Для родных умершего первые три дня связаны с наиболее острым ощущением потери. Поэтому они названы в Талмуде «тремя днями плача» (Моэд Катан 27б; «Шулхан Арух», «Йорэ Деа» 394:1; «Гешер а-Хаим», 2, 27, 1:4). И в эти три дня законы траура значительно более строги («Моэд Катан», 21б; Рамбам, «Авель», 5:8).
Но через три дня лицо умершего начинает существенно изменяться. Это становится для души сигналом, и она окончательно осознает, что в это тело она уже не возвратится (Иерусалимский Талмуд, Йевамот, 16:3, 83а, «Корбан а-Эйда»).
После этого лицо настолько меняется, что умершего трудно опознать. Поэтому, если человек видел умершего только через три дня после смерти (например, на войне), его свидетельство, как правило, не принимают, ведь, возможно, это было тело другого человека (Йевамот 120а, Раши; «Шулхан Арух», «Эвен а-Эзер», 17:26; «Гешер а-Хаим» 2, 27, 1:4). И только если на теле были какие-то очевидные и однозначные признаки, подтверждающие, что это именно он, свидетельство принимается (Рамо, «Эвен а-Эзер», 17:26).
Однако у некоторых лицо практически не меняется даже через много дней, а порой и через много лет после смерти, как это будет далее разъяснено.
Семь дней скорби
До седьмого дня после смерти «душа переходит от дома к могиле и от могилы к дому и скорбит о своем теле, как написано (Йов, 14:22): «Душа его скорбит о нем» («Зоар», 1, 219а, 226а).
Душа мечется, постепенно привыкая к своему новому положению. Ее все еще притягивает тело, в которое она была облачена много лет, и дом, в котором она жила вместе со своим телом.
С этим связан обычай, по которому ближайшие родственники умершего «сидят» в течение семи дней в доме, где он жил или в доме, где живут сами скорбящие (См. «Моэд Катан», 20а, 27б; «Гешер а-Хаим», 2, 27, 1:5).
К ним приходят родные и знакомые, чтобы утешать их, и там же устраивают общественную молитву («Гешер а-Хаим», 1, 20:3:1 и 5:1).
И даже если у умершего нет родственников, обязанных устраивать по нему траур, желательно, чтобы евреи, соблюдающие заповеди Торы, собирались в его доме на протяжении всех семи дней скорби (см. Рамбам, «Авель», 13:4).
В святой книге Зоар объяснено, что, когда душа «возвращается в дом и видит, что все скорбят, она скорбит вместе с ними» («Зоар», 1, 219а). Поэтому наши мудрецы говорят, что «утешение скорбящих – это милосердие по отношению к живым и по отношению к умершим» (Рамбам, «Авель», 14:7).
Через пещеру праотцов
В эти семь дней продолжается Суд, на котором подробно рассматривается все, что совершила душа вместе со своим телом («Зоар», 1, 226а).
На этом Суде определяется посмертный удел души.
По свидетельству святой книги «Зоар», «после семи дней с телом происходит то, что происходит, а душа отправляется к своему месту через пещеру Махпела и видит там то, что видит» (там же 1, 219а).
И еще в книге «Зоар» объяснено: «Когда душа уходит из этого мира, она сначала попадает в пещеру Махпела, где скрыт вход в Ган Эден» (там же 1, 81а) – вход в Сад Наслаждений, который находится на Земле.
Эта таинственная пещера расположена в одном из самых древних городов мира – в Хевроне. В Талмуде упоминается, что она названа Махпела («Удвоенная») потому, что там погребены четыре пары: первые люди – Адам и его жена Хава, а также наши праотцы и праматери – Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея.
Вместе с тем, сама пещера по своей структуре тоже «удвоена»: она «состоит из двух пещер, одна под другой», и внешняя является преддверием к внутренней (Эрувин, 53а; Раши, Берешит, 23:9).
Эту пещеру открыл для еврейского народа наш праотец Авраам.
В Торе рассказывается, что когда в гости к нему пришли три странника-бедуина, он «побежал к стаду», чтобы выбрать лучших телят и приготовить гостям особенное мясное блюдо (см. Берешит, 18:7). А в святой книге «Зоар» разъяснено, что теленок, убегая от него, спрятался в близлежащей пещере, Авраам забежал вслед за ним и увидел в глубине пещеры необычный свет. Там он обнаружил тела Адама и Хавы, совершенно нетронутые тлением. Казалось, они мирно дремали в ожидании грядущего пробуждения.
Тогда же Аврааму было открыто, что эта усыпальница первых людей является, вместе с тем, одним из входов в Ган-Эден.
С тех пор он каждый день молился у этой пещеры, и там с ним говорил Б-г («Зоар», 1, 127аб; см. также «Пиркей де-раби Элиэзер», 36; «Мидраш-Агада»; «Оцар а-Мидрашим», Берешит, 23:9).
Позднее Авраам приобрел пещеру с полем вокруг нее и похоронил там свою жену Сару (см. Берешит, 23:19).
По свидетельству, сохраненному в святой книге «Зоар», Сару погребли рядом с Хавой – на расстоянии около двух локтей от нее («Зоар», 3, 164а). А затем пещера стала семейной усыпальницей всего рода наших праотцов.
Много веков спустя над усыпальницей был построен каменный склеп, а из склепа пятнадцать ступеней спускались вниз – в саму пещеру. В период владычества крестоносцев там побывал известный еврейский путешественник Биньямин из Туделы. Подкупив хранителя пещеры, он спустился в подземный зал, где «находились шесть могил – одна напротив другой». По свидетельству этого путешественника, «на каждой из могил имелась надпись, выбитая на камне». Так, на могиле Авраама было написано: «Это могила Авраама», на могиле Ицхака – «Это могила Ицхака, сына Авраама» и т.д. [См. в книге «Хеврон. Сокровенные тайны» (составитель р. Ц. Патлас), изд-во «Пардес», Иерусалим 5775 (2015 г.), с. 93.]
Еще позднее вход в подземную усыпальницу был наглухо заделан мощной железной решеткой. В книге «Седер а-Дорот» («Хроника поколений») приводится рассказ очевидца, побывавшего несколько веков назад во внешней части пещеры: «Я спустился на пятнадцать ступеней и вступил в обширную пещеру. В глубине находился вход в арку, подобный пробоине в скале. Он был заделан мощными металлическими кольями, и оттуда дул очень сильный ветер – такой, что невозможно было его стерпеть ни минуты. И невозможно было сойти в пещеру со свечой или факелом…» («Седер а-Дорот», 2084).
В последние столетия за эту арку, закрытую металлическими кольями, вероятно, никто не проникал.
Никто из живых. Но души по-прежнему проникают. И «когда душа покидает этот мир», то, по свидетельству святой книги «Зоар», она «проходит через пещеру Махпела, где скрыт вход в Ган-Эден». Душа «встречается с Первым Человеком и праотцами» (точнее, с их душами). И «если она удостаивается, то ей открывают, и она входит» в Ган-Эден, «а если нет – ее отстраняют» («Зоар», 1, 81а).
Вход в этот Сад Наслаждений еще со времени Первого Человека охраняют ангелы-привратники – керувы (по-русски их принято называть «херувимами»), а также огненные ангелы, которые сравниваются в Торе с «пламенем вращающегося меча» (Берешит, 3:24; см. «Зоар», 1, 81б, 219а).
Если душа достойна, то Первый Человек и праотцы делают «особый знак», по которому ангелы-привратники «пропускают эту душу внутрь» («Зоар», 1, 81б).
Первые тридцать дней
Как уже упоминалось, знатоки тайного учения различают три нижних уровня человеческой души, которые при жизни «облачаются» в его тело – это нефеш, руах и нешама. В земном мире «они связаны воедино»: тело служит «одеянием» для нефеш, нефеш – это «одежда» для руах, а руах – для нешама.
Но в момент смерти происходит разделение. Нефеш – нижняя часть души, свойственная и животным – не расстается с телом и остается с ним на месте погребения. Благодаря этому «умершие» чувствуют, что происходит вокруг них, и могут общаться друг с другом (там же). И все, что говорят вокруг них (например, пришедшие навестить могилу), они слышат – во всяком случае, пока полностью не истлеет тело (см. Шаббат, 152б).
Вторая составляющая души – руах – в момент «смерти» отделяется от нефеш и устремляется к пещере Махпела, через которую, по свидетельству святой книги Зоар, проходит путь в Ган-Эден. Если руах удостаивается, то ангелы-привратники его пропускают. В Ган-Эдене – в Саду Наслаждений – руах получает тело из более тонкой материи, подобное тому, в которое облачаются ангелы, когда спускаются в земной мир («Зоар», 1, 81аб).
По своему внешнему облику это новое тело похоже на то, в которое человек был «одет» при жизни (см. Раши, Хагига, 12б) – но оно исцелено (если человек имел физические увечья) и в значительной степени более одухотворено.
Наконец, высший из этих трех уровней души – нешама – «поднимается вверх» («Зоар», 1, 81б) – в Мир Душ, к своему Источнику. Как правило, это происходит на тридцатый день после «смерти». Ведь весь этот период все еще продолжается Высший Суд, на котором всесторонне рассматриваются и оцениваются поступки, совершенные на протяжении всей жизни (см. там же 2, 199б). И если в час смерти ему лишь показывают всю прожитую жизнь, то в последующий месяц на Суде подробно изучается каждый его поступок, а также мысли, которые его сопровождали. И даже если два человека выполнили одну и ту же заповедь или совершили один и тот же проступок, то воздаяние за них может быть совершенно разным – в зависимости от сопутствующих мыслей, которые и определяют значение любого действия. И именно поэтому наказание за умышленное нарушение закона гораздо серьезнее, чем за невольное нарушение, совершенное по ошибке («Нефеш а-Хаим», 1:14).
И пока нешама не поднимется в высший мир, ни руах, ни нефеш не могут обрести подлинного покоя («Гешер а-Хаим», 3, 6:11).
Именно поэтому в течение первого месяца установлены более строгие законы траура, чем в последующий год (см. Моэд Катан, 27б; «Гешер а-Хаим», 1, 22, 1 и 2, 27, 1:6).
Книга «День памяти. Йорцайт. Законы и обычаи» вышла в свет в издательстве «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа. Для приобретения – посетите магазин еврейской книги.
http://www.beerot.ru/?p=29299
Отредактировал/а: swet2110 - Суббота, 10 Ноября 2018, 11:17 |
|
| |
sofiya111 | Отправлено в: Суббота, 10 Ноября 2018, 05:40 | Сообщение № 2 |
Постоянный участник
Сообщений: 192
C нами с 11 Января 2013
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Оффтоп.
Шрифт неудобно читать.Пришлось на сайт оригинала пойти.
Войди в буквы Торы -там твое спасение .
|
|
| |
swet2110 | Отправлено в: Суббота, 10 Ноября 2018, 11:20 | Сообщение № 3 |
Постоянный участник
Сообщений: 217
C нами с 05 Сентября 2018
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Цитата sofiya111 ( ) Шрифт неудобно читать.
Добрый день.
Вверху есть волшебная кнопочка :" Версия для слабовидящих",нажимаете на неё мышкой и будет всё видно отчётливо.)))
Сам пользуюсь ей.
Отредактировал/а: swet2110 - Суббота, 10 Ноября 2018, 11:21 |
|
| |
БнейНоах | Отправлено в: Суббота, 23 Февраля 2019, 00:37 | Сообщение № 4 |
Постоянный участник
Сообщений: 33
C нами с 09 Февраля 2018
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Здравствуйте. Вопрос поднят интересный, особенно для людей преклонного возраста. Как я например. Не скрою, интересуюсь, интересуюсь. Но в данном контексте лично меня занимает не столько процесс перехода души в иное состояние, - сколько вопрос: а меня, вообще-то ТУДА возьмут? Судя по вагону грехов, - нет. Судя по котомке добрых дел - вроде тоже есть, но ведь неясно - а комиссия справедливая по моей котомке или по справедливости вагона?
Спасибо, если кто подскажет.
БенНоах
|
|
| |
| |